К описаниям 10rus Замечания English
Республика Карелия — 10rus

город СОРТАВАЛА2

 Общие сведения

Районный центр на крайнем юго-западе республики Карелия, на северном берегу Ладожского озера, в 50 километрах от границы с Финляндией. Население — 20500 (2007); координаты 61°42´ с.ш., 30°41´ в.д. Сортавала — по сути, столица Приладожья и один из трех исторических центров Карельского перешейка — вместе с Выборгом и Кексгольмом (ныне Приозерск). Сортавала вошла в состав России только в 1940 году. Для многочисленных российских и финских туристов Сортавала примечательна в первую очередь как город, через который лежит путь на Валаам.

В Сортавале еще с финских времен сохранилось много промышленных предприятий, и из любой точки города можно увидеть заводские трубы. Однако Сортавала — не индустриальный город, и единственное настоящее предприятие здесь — лыжный завод "Карьяла".

Происхождение названия "Сортавала" не выяснено. Не известно даже, какое из двух названий города — финское "Сортавала" или русское "Сердоболь" — первично. Формально топоним "Сортавала" не склоняется, но, разумеется, в русском языке такое положение долго оставаться не могло, и де-факто его склоняют все.

Сортавала находится в очень удачном месте, на берегу узкого залива Ладожского озера. Естественно, такое расположение, да еще на территории, в течении многих веков бывшей на границе между Россией и Швецией, не могло остаться незамеченным, и в XII веке тут возникло укрепленное карельское поселение, которое, впрочем, шведы быстро уничтожили. В 1468 году впервые (в шведских документах) встречается название Сортевала. А в 1500 году уже в русских книгах упоминается Сердовольско-Никольский погост. В 1617 году по Столбовскому мирному договору северный берег Ладожского озера отошел к Швеции. Уже в 1623 году шведы основали тут город, который первоначально находился на землях графов Банеров, а в 1681 году земли и город были национализированы. В Северную войну русские войска в 1705 году перешли по льду Ладожское озеро и на три дня захватили город, а по результатам войны (Ништадтский мирный договор) Юго-Западная Карелия отошла к России. Город был переименован в Сердоболь. Важные для последующей судьбы города происходят в XVIII веке. Сначала в 1742 году шведы захватывают Сердоболь и полностью его разрушают. Именно благодаря этому событию сегодня мы имеем в Сортавале весь центр города в стиле модерн. А тот факт, что этот модерн создан ведущими финскими архитекторами, обязан незначительному по тем временам административному решению — в 1783 году, при административной реформе Екатерины, Сердоболь был включен в состав Выборгской губернии и стал уездным городом. А когда в 1812 году Финляндия от Швеции перешла к России, вся губерния была включена в состав Великого Княжества Финляндского. Город развивается как крупный центр торговли, в 1893 году была построена железная дорога на Выборг, действовало пароходное сообщение по Ладожскому озеру. Чуть ли не половина современных зданий в центре города была построена известными финскими архитекторами (среди них Элиель Сааринен) в 1900-х—1910-х годах. В городе 17 лет жил и учился писатель Майю Лассила (Альгот Унтола), известный широкой российской публике по переводам Михаила Зощенко и фильму "За спичками", поставленному по одноименной повести (биография подробнее по-английски). В декабре 1917 года Финляндия получила независимость, а с ней и Сердоболь, который с этого момента стал официально называться Сортавала. В финскую войну 1939—1940 город бомбила советская авиация, причинив серьезные разрушения. По мирному договору в марте 1940 года Юго-Западная Карелия и Карельский перешеек были включены в состав СССР (Сортавала — в состав Карело-Финской ССР), а население города эвакуировано в Финляндию. С августа 1941 года по август 1944 года Сортавала была занята финской армией, и некоторые жители даже вернулись в свои дома, но по новому мирному договору снова были вынуждены их оставить. Долгое время Сортавала была городом республиканского подчинения Карельской АССР (одним из двух, наряду с Петрозаводском) и находилась в пограничной зоне — ни о каком массовом туризме речи идти не могло. С тех пор все изменилось: погранзона отошла от города, граница с Финляндией сделалась более прозрачной, и город стал одним из основных центров российской проституции, наряду с Выборгом. В общем, Сортавала не заслужила известность именно с этой стороны — это один из немногих "западных" городов в России, и тут есть, на что посмотреть.

 Что смотреть

Время на осмотр: от часа до двух (не считая окрестности).

Зачем ехать в Сортавалу:
1. Маленький европейский городок, волею судеб оказавшийся в землях России. Замечательная архитектура модерна начала XX века.
2. Исключительно красивая природа Южной Карелии и Приладожья.
3. Знаменитые карельские закаты.
4. Если вы собираетесь посетить Валаам, вы, скорее всего, не минуете Сортавалу.

Бывший лицей (1901, арх. Аренберг). Фото: Марина Егорова

Бывший лицей (1901, арх. Аренберг).
Фото: Марина Егорова

Ориентация: Сортавала — очень маленький город, и каких-то советов по ориентации здесь не требуется. Город состоит из двух частей, разделенных заливом. В южной половине находится вокзал, в основном это предместья. В северной части — исторический центр и пристань, с которой отправляются суда на Валаам. Две части города соединяет Карельский мост, бывший в свое время самым длинным в Финляндии — с моста открывается исключительно красивая и умиротворенная панорама. В целом Сортавала очень не похожа на малые города России, и близость Финляндии, а вместе с ней — и Европы, ощущается тут всей кожей. Кстати, многие надписи в Сортавале сделаны сразу на трех языках: русском, финском и карельском.

Сортавала — классический маленький европейский городок, волею судеб оказавшийся в землях России. Крошечный центр Сортавалы весь застроен игрушечными зданиями в стиле "северного модерна" — не такими роскошными, как в Выборге, но зато поддерживаемыми в хорошем состоянии. Почти все наследие Сортавалы относится к началу ХХ века. В южной части города интересны дом "Ладожская крепость" (на улице Советских космонавтов) и здание семинарии. В северной части интерес представляет почти каждый дом: ансамбль треугольной площади Вяйнямёйнена (названа в честь героя "Калевалы") со зданиями мэрии и Финского банка, а так же памятником Рунопевцу Петри Шемейкке (Карелия всегда славилась своими сказителями, как русскими, так и финскими). Интересны здания в начале Карельской улицы (в первую очередь бывшая пожарная часть с черепичной крышей), также очень красивы женская гимназия и бывший лицей на улице Гагарина. На Октябрьской улице, во дворе, сохранилась финская кирха Святого Йоханнессе (в настоящее время церковь Святого Иоанна Предтечи) начала ХХ века, а ближе к концу Карельской улицы можно увидеть православную церковь Николая Чудотворца.

Красивый вид на город открывается с горы Кухавуори; там имеется смотровая площадка.

На острове Риеккалансари, соединенном с Сортавалой дамбой, сохранилась деревянная церковь Николая Чудотворца (середина XIX века), когда-то бывшая единственной православной церковью в окрестностях. От нее через залив открывается хороший вид на город. В 3 км от города находится Дача Винтера (1909, арх. Элиель Сааринен), в которой сейчас расположена элитная гостиница.

Вот список архитектурных памятников Сортавалы, взятый отсюда и отсюда. У нас нет адресов, поэтому надо смотреть карты и фотографии по ссылкам.

Южная часть

  • Жилой дом (1900-е годы), южнее города по Выборгскому шоссе;
  • Водонапорная башня (1930-е годы) и поворотный круг, входят в комплекс зданий железнодорожного вокзала;
  • Жилой дом, около вокзала;
  • Здание учительской семинарии (1880), Советская улица; тут учился Майю Лассила;
  • Пятиэтажный жилой дом (1939, арх. Кауко Туоминен), Советская улица;
  • Здание гостиницы (1939, арх. Элси Борг), угол Советской и Карельской улиц;
  • Дом "Ладожская Крепость" (1931, арх. бюро Фростерус и Грипенберг), улица Советских космонавтов;
  • Одноэтажное здание, улица Советских космонавтов;
  • Двухэтажный жилой дом (дом Винтера) (1900, арх. Густавссон и Тульман), Ладожская улица;
  • Жилой дом с магазином (1939), угол Карельской улицы и улицы Ладожской флотилии;
  • Народная школа (1929, арх. Юрье Васкинен), улица Ладожской флотилии;
  • Здание пивоваренного завода, улица Ладожской флотилии;
  • Комплекс зданий больницы (1901, арх. Шерфбек), 1я Гористая улица, на склоне горы Кухавуори;
  • Больница общества сестер милосердия (1907, арх. Виви Ленн), Спортивная улица, на склоне горы Кухавуори.

Кирха Святого Йоханнессе (церковь Святого Иоанна 
            Предтечи, начало ХХ века). Фото: Марина Егорова

Кирха Святого Йоханнессе (церковь
Святого Иоанна Предтечи, начало ХХ века).
Фото: Марина Егорова

Северная часть

  • Здание гостиницы Сеурахуоне (сейчас городской театр) (1909, арх. Онни Тарьянне, перестроена 1939, арх. Эркки Хуттунен), улица Ленина (у пристани);
  • Здание пристани;
  • Памятник рунопевцу Петри Шемейкке (1935, скульптор Алпо Сайло), площадь Вяйнямёйнена;
  • Жилой дом (1915, арх. Уно Вернер Уллберг), площадь Вяйнямёйнена;
  • Финский Банк (1915, арх. Уно Вернер Уллберг), площадь Вяйнямёйнена;
  • Дом Сиитонена, позже мэрия (1907, арх. Пааво Уотила), площадь Вяйнямёйнена;
  • Ресторан (1926, арх. Каарло Борг), улица Ленина;
  • Жилой дом с магазином, Комсомольская улица;
  • Двухэтажное здание магазина, Комсомольская улица;
  • Трехэтажное здание магазина, Комсомольская улица;
  • Жилой дом, Комсомольская улица;
  • Сберегательный Банк (1930, арх. Уно Вернер Уллберг), Комсомольская улица;
  • Жилой дом с фонарем (1920-е годы), угол Комсомольской улицы и площади Кирова;
  • Двухэтажное кирпичное здание, площадь Кирова;
  • "Береговой амбар" (на самом деле жилой дом), улица Чкалова;
  • Автовокзал (1935, арх. Уно Вернер Уллберг), улица Кирова;
  • Административное здание (1944), Карельская улица (напротив площади Вяйнемёйнена); за ним в глубине квартала Двухэтажное здание;
  • Дом Леандера (1905, арх. Элиель Сааринен), угол Карельской улицы и улицы Гагарина;
  • Двухэтажный жилой дом, улица Гагарина;
  • Городская ратуша (1885, арх. Шестрем), сквер между улицами Ленина, Гагарина, Горького и Антикайнена;
  • Четырехэтажный жилой дом, конец улицы Ленина;
  • Женская гимназия (1911, арх. Аренберг) и бывший лицей (1901, арх. Аренберг), конец улицы Гагарина;
  • Пожарное депо (1888, арх. Ивар Аминов), угол Карельской улицы и улицы Гагарина;
  • Объединенный банк Северных стран (1913, арх. Уно Вернер Уллберг), Карельская улица;
  • Административно-жилое здание (1930-е годы, арх. Эркки Хуттунен), угол Карельской улицы и улицы Кирова;
  • Двухэтажное здание, улица Горького;
  • Торговый дом (1915, арх. Уно Вернер Уллберг), Карельская улица;
  • Церковь Николая Чудотворца (1873, арх. Николай Павлович Гребенка), конец Карельской улицы;
  • Издательство духовной литературы (1914, арх. Вяйнё Леандер), Карельская улица;
  • Шестиэтажный жилой дом (1938, арх. Фердинанд Салоканнас), угол Карельской и Садовой улиц;
  • Двухэтажное кирпичное здание, улица Кирова;
  • Управление православной церкви и церковь Иоанна Предтечи, улица Кирова;
  • Двухэтажное и одноэтажное здания, начало улица Кирова (у озера);
  • Одноэтажное здание, Октябрьская улица;
  • Одноэтажное здание, улица 40 лет ВЛКСМ.
За пределами городского центра (севернее) находятся здания бывшей кладбищенской церкви (1939) и фабрики.

Музеи

Республиканский музей Северного Приладожья. Адрес: набережная Ладожской флотилии, 5. Часы работы 9—18, выходные суббота и воскресенье. Здание — памятник архитектуры, дом Винтера (1900, арх. Густавссон и Тульман). Этнографические, художественные и исторические коллекции.

Выставочный зал Кронида Гоголева. Адрес: Комсомольская улица, 6. Телефон (814-30) 4-06-75. Здесь представлены работы Кронида Гоголева, художника, мастера рельефной резьбы по дереву.

 Окрестности

Валаам3 — имеется отдельная страница.

Ладожское озеро3 (Нево) — будет отдельная страница.

Рускеала2 — будет отдельная страница.

Плотина и водопад в Ляскеля. Фото: Марина Егорова

Плотина и водопад в Ляскеля.
Фото: Марина Егорова

Ляскеля1 — поселок восточнее Сортавалы, координаты 61°46´ с.ш., 31°01´ в.д. Замечательна порогом (водопадом) на реке Янисйоки (прямо у шоссе Сортавала - Олонец), одним из самых больших в Северном Приладожье по расходу воды, и зданием целлюлозной фабрики (1899).

Питкяранта1 и окрестности — будет отдельная страница. Пока кратко. Питкяранта — город на восточном берегу Ладожского озера, известный горно-обогатительным комбинатом — туча дыма видна даже с Валаама. Население 13000 (2007), координаты 61°34´ с.ш., 31°29´ в.д. Как селение известна с 1500 года (название означает "длинный берег"), входила в состав Сердобольской волости и вместе с ней переходила из России в Швецию и обратно, а в 1812 году оказалась в Великом Княжестве Финляндском. После этого получила значительную известность из-за месторождений всевозможных руд; в Питкяранте возникли медеплавильный, железоделательный и оловянный заводы. В 1917 году поселок отделился от России вместе с независимой Финляндией, а в 1939 году, в начале советско-финской войны, был практически уничтожен советской авиацией. По мирному договору 1940 года вошел в состав СССР, в том же году получил статус города. С июня 1941 по июль 1944 года Питкяранта была занята финскими войсками. С 1962 года районный центр Карельской АССР. Наследие Питкяранты довольно бедно. По дороге из Сортавалы в Питкяранту, у поворота на Петрозаводск, можно увидеть Крест Скорби (1993—2000, скульптор Лео Ланкинен) в виде черного каменного креста, посвященный памяти жертв советско-финской войны. В Питкяранте разворачивалось как раз одно из тех наступлений Красной Армии, которыми так знаменита финская война: огромные потери за счет абсолютно бездарного командования. Довоенных зданий в Питкяранте сохранилось очень немного: упомянем здание магазина (1936, угол Садовой улицы и улицы Горького) и, на другой стороне улицы Горького, дом Валдена (1920-е годы, улица Ленина, 46), в котором сейчас находится Питкярантский городской краеведческий музей (работает с 9 до 17, в субботу с 11 до 15, воскресенье выходной). В городе в 1998 году была возведена деревянная Вознесенская церковь. В 2005 году на постамент был поставлен танк Т-26, погибший в финскую войну и найденный на дне Ладожского озера. В окрестностях Питкяранты интересны остров Герман со старинной каменоломней (Карьер Мурсула), в которой добывались граниты, и заброшенной церковью Александра Невского (1901—1904) Германовского скита Валаамского Спасо-Преображенского монастыря; деревня Койриноя, примечательная двумя водопадами на реке Койрийоки и посадками реликтовых сосен Муррея; а также водопад Юканкоски на реке Кулисмайоки. Рудники в окрестностях города действовали до 1950х годов, и довольно много сохранилось. Питкяранта находится на железнодорожной линии Янисъярви - Олонец — одной из шести в России, где еще существует семафорное регулирование. В частности, семафоры есть и в Питкяранте. В городе есть две гостиницы туркомплекса Питкяранта, (81433) 3-28-62 — на улице Горького, 38; (81433) 3-43-20 — на улице Гоголя, 14.

Лахденпохья1 — город на Карельском перешейке, возникший как центр лесопильной промышленности при финнах — в 1924 году (название города в переводе означает "Дно Залива"). Население 8300 (2007), координаты 61°31´ с.ш., 30°11´ в.д. Торговое поселение тут (под названием Яккима) известно с XVII века, так же называлась и волость, в которую, кроме собственно поселка Яккима, входили также деревни Сиеклахти и Лахденпохья. В 1924 две последние в связи со строительством фанерного завода выделились из поселка Яккима и образовали поселок Лахденпохья. В 1945 году Лахденпохья получила статус города. Из достопримечательностей можно отметить Якиманскую кирху (1851), от которой остались лишь стены. Окрестности Лахденпохьи — наиболее первозданная часть Карельского перешейка, практически не изуродованная после войны. Здешние поселки отличают необычайно сложные и мелодичные названия (Элисенваара, Аккахарью, Куухканиеми), в некоторых сохранились заброшенные кирхи (наиболее красивая — в поселке Лумиваара, 1935).

Западно-Карельская железная дорога2 связывает Санкт-Петербург и Костомукшу и является одной из самых диких и глухих железных дорог России, по которой проходит всего четыре поезда в сутки. Однопутная дорога не электрифицирована, и составы тащат тепловозы М62 (разных модификаций), зато вокруг можно видеть первозданные карельские леса с невысокими изящными соснами и тонкой карельской березой, растущими на серых камнях, по окнам состава то и дело скользят ветки, а кроны деревьев почти смыкаются над поездом. Интересны и богом забытые лесопильные поселки, заброшенные станции, и сама атмосфера Финляндии — но не нынешней, сверхстабильной и благополучной, а той, старой, тревожной и лесопильной.

Природа Северного Приладожья3

Приладожье — наиболее живописная часть Южной Карелии. Пейзажи этих мест можно уложить всего в одну формулу: "Скалы, сосны и озера". Здесь вдоль дорог тянутся бесчисленные серые скалы, на них растут сосны и ели, и очень много озер — мелких и крошечных. Рельеф этой местности холмистый (отроги гряды Манселькя), и местами очертания лесистых холмов похожи на очертания гор. Но главное здесь — леса. Карельский лес (а вместе с ним финский и шведский) признанно считается лучшим в мире, и это заметно даже визуально.

Впрочем, наиболее сильное впечатление от приладожской природы можно получить по дороге на Валаам через Сортавальские шхеры.

Еще одна особенность карельской природы — совершенно особое освещение. Летом здесь постоянно как будто бы висят ранние сумерки, а зимой рассвет медленно перетекает в закат. Сами же карельские закаты отличаются невообразимой красотой, и прекрасно видны с моста в Сортавале.

 Практическая информация

Время московское.

Телефонный код: 814-30

Проезд. Самый удобный вариант достижения Сортавалы — по Западно-Карельской железной дороге на поезде "Санкт-Петербург - Костомукша" (с Ладожского вокзала, выходит около 4 часов дня, прибывает поздно вечером). Поезд проходит через погранзону, но пока разрешение на въезд не требуется, и вы минуете ее совершенно свободно. Из Петрозаводска на Сортавалу ходят автобусы (через Олонец, в пути 8 часов) и маршрутные такси (в пути около 5 часов по чрезвычайно живописной дороге, в Петрозаводске найти очень сложно, в Сортавале офис находится в здании бывшей пожарной части). Кроме того (совсем уже экзотический вариант) можно добраться по Ладожскому озеру из Приозерска с пересадкой на Валааме. Расписание поездов дальнего следования тут. Расписание автобусов тут. В Сортавале автовокзал и пристань находятся в северной части города (не рядом), а железнодорожный вокзал — в южной части.

На автомобиле: Из Петербурга по А129 (Приозерское шоссе), 260 км. Учтите, что, во-первых, на границе Ленинградской области и Карелии имеется кусок грейдера, во-вторых, небольшой кусок около Хийтолы входит в погранзону. На момент, когда готовится эта страница (март 2007), на погранпосту только проверяют паспорта, но в любой момент могут начать требовать пропуска. Тогда придется объезжать Ладожское озеро с востока, через Олонец, 470 км. Из Петрозаводска через Пряжу, Колатсельгу и Ляскеля (Р21), 250 км.

Питание. С этим в городе проблем нет.

Размещение: в городе имеется пять гостиниц, условия в них во всех неплохие, но цены довольно высокие (так как гостиницы рассчитаны на богатых финских туристов).

  • Гостиница Ладога, Карельская улица, 12, телефон (814-30) 4-02-44. 32 номера, 64 места.
  • Гостиница Сортавала, Карельская улица, 35, телефоны (814-30) 2-29-14, 2-25-16.
  • Гостиница София, улица Гагарина, 15, телефон (814-30) 4-23-49. Двух-, трех- и четырехместные номера, удобства на этаже.
  • Гостиница Хелю, Садовая улица, 28, телефоны (814-30) 4-04-78, 2-38-53, 2-26-42.
  • Гостиница гарнизонного дома офицеров, Карельская улица, 22, телефон (814-30) 2-23-38.
В окрестностях города есть масса возможностей для ночлега, разного уровня комфорта и разного ценового диапазона. Среди них гостиница Пийпун Пиха, она же гостиница Янисъярви, Сортавала, Промышленная улица, 44, телефон (814-30) 2-31-84, в полутора километрах от города на берегу озера. В трех километрах от Сортавалы — Дача Винтера с семью коттеджами, от 1200 руб. (200 руб. в сезон) в день на двоих.

 Дополнительные ресурсы

 Фотографии

Женская гимназия (1911, арх. Аренберг). 
            Фото: Марина Егорова

Женская гимназия (1911, арх. Аренберг). Фото: Марина Егорова

Церковь Николая Чудотворца. Фото: Марина Егорова

Церковь Николая Чудотворца. Фото: Марина Егорова


 © Фото авторов

 
К описаниям 10rus Замечания English

Авторы страницы: Илья Буяновский, Ярослав Блантер. Фото: Марина Егорова. Последнее обновление: 21.03.07.
2007 © Путеводитель по России. Все права принадлежат авторам.