Смирнов Евгений Иванович
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Изменения в структуре высшего педагогического образования России, появление средних школ разного профиля: лицеев, гимназий, колледжей и т.п., демократизация общественной жизни имеют в своей основе коренной поворот к гуманистическим позициям функционирования современного образования. Способность и готовность учителя XXI века дать личности возможность получения образования необходимого уровня и глубины на любом отрезке ее жизнедеятельности становится теперь одной из основных тенденций развития образования. Текущий этап развития среднего образования выдвигает повышенные требования к профессиональной (особенно предметной) подготовке учителя, вооруженного новейшими методиками и технологиями обучения, творчески мыслящего созидателя учебного процесса.
Одной из ведущих задач педагогического процесса подготовки учителя средней (полной) школы является преобразование личности студента в учителя-профессионала, способного решать все многообразие задач, связанных с обучением и воспитанием школьников. Поэтому улучшение профессиональной подготовки учителя требует не только новых, более эффективных путей организации учебно-воспитательного процесса в педвузе, но и пересмотра структуры и содержания предметной подготовки студентов, поднятия ее на технологический уровень преподавания и учения. На основе профессиональной идентичности личности и профессии, профессиональной компетентности и творчества.
Данные также свидетельствуют о том, что необходим интенсивный обмен передовым опытом функционирования, преемственность и интеграция различных образовательных систем в XXI веке с целью выявления эффективных методов, форм и технологий обучения учебным предметам, определения их оптимального содержания, развитие личности и формирования культуры полноценных членов мирового сообщества.
В то же время в последней четверти XX века наши ученые и педагоги озабочены некоторым падением уровня предметного образования будущих учителей в педвузах России. Дело в том, что более 80% учителей математики в средних школах -- выпускники педагогических вузов. Усугубилась ситуация, о которой знаменитый немецкий математик Ф. Клейн еще в 1924 году писал как о двойном разрыве между школьной и вузовской математикой, указывая на необходимость преподавания элементарной математики с точки зрения высшей. И дело не только в реальном уменьшении учебных часов на предметную подготовку или объективно сложившейся ситуации, когда педвузы обучают основную массу (условно) средних по интеллектуальным способностям студентов (средние и низкие значения IQ, что нисколько не умаляет возможности подготовки в будущем хороших, творчески мыслящих учителей математики), а в качестве и действенности усвоения студентами содержания, формирования практического опыта творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентаций, в том, что фундаментальность содержания образования еще слабо увязывается с будущей профессиональной деятельностью студентов педвузов.
Результаты экспериментальной и аналитической работы, характеризующие уровень предметной и методической подготовки учителя математики, теоретический анализ разнообразных литературный источников (монографий, диссертаций, статей, учебников, отчетов, документов министерств и ведомств) позволили выделить в этой связи ряд противоречий:
Выделение указанных противоречий послужило главной причиной проведения исследования путем проектирования и развития дидактической системы предметного образования будущего учителя в педагогическом вузе в направлении ее реальной профессионализации. Добиться реального улучшения дела подготовки учителя можно усиление методологической составляющей образования, внедрением новейших теорий, концепций и методов обучения учебному предмету, переструктуризацией содержания предметной подготовки в направлении усиления его школьного и фундаментального компонентов.
Таким образом, реализуемое в настоящее время предметное образование в педагогических вузах требует серьезных качественных изменений, которые могут определить этап в его развитии в условиях современной России, вступающей в XXI век.
Концепция исследования представляет собой одно из инновационных решений проблемы определения теоретических основ содержания и технологии математического образования будущего учителя математики на основе целостного и личностно-ориентированного подхода в направлении его профессионализации и выявления методологических и технологических основ профессионального становления личности учителя математики.
При этом принцип целостности направляет процессы гуманизации, фундаментализации и профессионализации математического образования.
Проектирование педагогического процесса математического образования будущего учителя математики XXI века рассматривается далее в единстве четырех факторов: фундирования, дидактической системы, устойчивости школьных математических знаний, творческой активности студентов.
Гармонизация интересов общества и личных интересов и мотивов деятельности студентов педвузов определяет следующие цели и задачи профессиональной подготовки учителя математики в организационной структуре целостного педагогического процесса:
Каждый из компонентов профессиональной готовности учителя математики в рамках целостного педагогического процесса детализируется набором базовых характеристик, критериев их достижимости, определением измерителей и эталонов качества профессиональной подготовки.
Литература.
1 Смирнов Е.И. Технология наглядно-модельного обучения математике. Ярославль, 1998. 324 с.
2 Афанасьев В.В. Формирование творческой активности студентов в процессе решения математических задач. Ярославль, 1996. 168 с.