Бычков Сергей Николаевич,
доцент кафедры математических основ информатики РГГУ
Математическое и гуманитарное образование: общее и
особенное
Стороннику раздельного сосуществования математических и
гуманитарных дисциплин в образовании нетрудно привести аргументы
в поддержку своей позиции. Истины, добываемые математическим
естествознанием, инвариантны относительно времени и места
протекающих явлений. Гуманитарное же знание, напротив,
сосредоточено на конкретно-исторических особенностях эпохи, в
которой довелось жить как выдающимся, так и простым рядовым
гражданам той или иной страны. Пусть первые благодаря своим
талантам способны "творить" историю, в то время как на долю
других нередко выпадает лишь роль ее "строительного материала",
и в том, и в другом случае исследователь равнодушен к
закономерностям естественных наук, вскрывающих общие природные
предпосылки исторического процесса и потому никак не выражающих
его специфические особенности в конкретных условиях места и
времени. Математическое естествознание и гуманитарные науки как
бы дополняют друг друга, но о плодотворном взаимодействии между
ними не может быть и речи в силу кардинального различия предмета
и методов данных областей знания.
Можно ли что-нибудь противопоставить этим доводам, во многом
опирающимся на реальную практику современной науки? Если
рассматривать сегодняшнее состояние математического
естествознания и гуманитарных наук как совершенно адекватное
исследуемым в них предметным областям, приведенные аргументы
поколебать не удастся. Для обоснования самой возможности
существования какой-либо альтернативы в вопросе о
взаимоотношении математического и гуманитарного образования
необходима точка зрения, позволяющая критически взглянуть на
каждую из указанных областей человеческого знания, поставив под
сомнение непреложность взглядов современной науки на собственные
основания.
В истории науки общим местом является констатация уникального
характера древнегреческой математики, разительно отличающейся
доказательным характером своих построений от
рецептурно-вычислительной математики восточных цивилизаций.
Поскольку современная математика справедливо считает себя
правопреемницей математики Древней Эллады, то математические
знания Индии, Китая и других стран Востока автоматически
начинают выглядеть как ущербные, не "дотягивающие" до уровня
подлинной науки. Между тем имеются все основания рассматривать
древнегреческую математику как уникальный феномен не только с
исторической, но и с чисто теоретической точки зрения. Можно
показать, что идеализации современной математики отражают не
"вневременную природу математического знания", а лишь
исторически сложившиеся стандарты этой науки, которые в качестве
таковых в ней не осознаются. Но в таком случае отмеченная выше
разделительная грань между математикой и гуманитарным знанием
начинает стираться, и математика становится похожей на
"нематематические" дисциплины. Похожей в том смысле, что, как и
другие дисциплины, она занимается не поиском неких "божественных
истин", бесконечно далеких от приземленных потребностей простых
смертных, а ответом на вопросы, вырастающие из запросов
общественной жизни. И если математика и отличается, скажем, от
истории или психологии, то, главным образом, относительной
простотой предмета своего исследования. Поэтому она оказывается
в первую очередь школой научного мышления, приобретение навыков
которого является необходимым условием успехов и в сфере
гуманитарного знания.