Современное понимание фундаментальности университетского образования
связано с его безусловной направленностью на выявление глубинных
связей между процессами, протекающими в окружающем нас реальном мире,
событиями и объектами, населяющими этот мир, и является надежной
основой воспитания в университетских стенах высоко образованных и
высоко профессиональных молодых людей.
И поэтому нет ничего плохого в том, что каждый университетский
выпускник вне зависимости от получаемой узкой специализации будет
иметь, наряду с прочим, достаточно ясное и в общем правильное
представление о существующих методах расчетов и доказательств, о
возможностях современных средств коммуникации и обработки
информации. Но если целесообразность общегуманитарного цикла дисциплин
для студентов естественных факультетов университетов давно уже почти
ни у кого не вызывает сомнений, то необходимость действенного
знакомства с основными идеями и методами в области естествознания,
математики и информатики той частью молодых людей, которые отдали
предпочтение изучению гуманитарных наук, начала осознаваться только в
самое последнее время.
Полагаем, что многие без особого сопротивления согласятся с тем, что
человека, не знающего Пушкина, не слышавшего о Моцарте и незнакомого с
работами Боттичелли и Корбюзье, трудно называть культурным и
образованным. Но может ли образованный человек на излёте второго
тысячелетия от Рождества Христова не иметь ни малейшего представления
об идеях Лобачевского и основах теории вероятностей, о методах
обработки информации и принятия решений?
Многим серьезным специалистам уже сейчас ясно, что дальнейшее развитие
гуманитарных наук без математического моделирования и точных
количественных методов исследования, широкого использования
современных вычислительных средств просто невозможно.
Следует, правда, признать, что математика пока не располагает
средствами, в полной мере отвечающими потребностям этих наук. По всей
видимости, дело здесь в том, что создание соответствующего аппарата
может явиться только результатом вполне осознанных совместных действий
как математиков, так и тех ученых, профессиональные интересы которых
лежат в гуманитарной сфере.
Одним из возможных путей разрешения рассматриваемой проблемы является
взвешенное включение математического цикла в университетский
образовательный процесс. Правда, саму идею о целесообразности
преподавания математики на гуманитарном поле назвать общепризнанной
пока трудно. Однако, будучи неотъемлемой частью нашей цивилизации,
математика является не только мощным средством решения самых разных
прикладных задач и универсальным языком науки, но также и элементом
общей культуры.
Мы исходим из того, что целью университетского образования гуманитария
в области математики является воспитание у него определенной
математической культуры и привитие ему некоторых навыков использования
математических методов в практической деятельностии.
Поэтому преподавание разумно ориентировать прежде всего на достижение
понимания концептуальных моментов в соцветии математических
наук. Максимально учитывая психологические особенности мышления людей
гуманитарного склада ума, ментальность и уровень соответствующей
подготовки студентов, обучающихся на гуманитарных факультетах, равно
как и специфику различных направлений и специализаций на них,
по-видимому, имеет смысл не навязывать им обычно отторгаемого
формально-логического изложения, заменять доказательства
описательно-наглядными рассуждениями и исходить из принципиального
отказа от выработки технических навыков математических преобразований.
Важно научить студентов-гуманитариев видеть математические понятия и
понимать действие математических законов в реальном, окружающем нас
мире, применять их для научного объяснения явлений. Математика должна
быть тесно увязана с общекультурными ценностями и общефилософскими
концепциями, с событиями и фактами истории, языками, литературой,
искусством и музыкой. Правильному пониманию и грамотному употреблению
терминов следует уделить особое внимание.
Но вместе с тем, необходимо снабдить студента-гуманитария и
определенным математическим аппаратом, который позволил бы ему
осуществлять хотя бы простейший количественный анализ информации.
Создание широкого мозаичного полотна из самых разных математических
составляющих целесообразно осуществлять так, чтобы в конечном итоге
оно способствовало выработке у студента-гуманитария в целом
правильного восприятия математики.
Ясно, что многое будет зависеть от успеха самых первых шагов на этом пути.