Математическое образование: вчера, сегодня, завтра… |
||
ВАСЯ УЖЕ НЕ СИЛЕН В МАТЕМАТИКЕ
Марина МАЦКЯВИЧЕНЕ.
"Tруд", 19.10.2001]
Ведущие ученые в области точных наук за попытками реформировать отечественное образование наблюдают как бы со стороны. К разработке концепций и программ их не привлекают, мнения по тому или иному вопросу не спрашивают. Тем не менее у именитых математиков, физиков и химиков есть свой особый взгляд на грядущие школьные перемены. Тревогу у них, в частности, вызывает то, что в программе модернизации образования приоритетными школьными предметами названы информатика, иностранный язык, экономика и право, а фундаментальные дисциплины отходят на второй план. Ученый совет Российской академии наук, собравшийся в Математическом институте имени В.А.Стеклова, посвятил актуальным проблемам российского образования четырехчасовое заседание. Для академиков Андрея Гончара, Дмитрия Аносова, Владимира Арнольда, Сергея Никольского, Льва Кудрявцева очевидно, что основными дисциплинами в средней школе должны быть математика, а также русский язык и литература. Именно они - фундамент и стержень образования. Затем следуют физика, химия, биология, история, география... Перегрузки в сегодняшней школе, по мнению докладчиков, происходят из-за появившихся в последние годы модных предметов, засоряющих учебный план, таких, как "мировая культура", "здоровый образ жизни", "экология", "безопасность жизнедеятельности". Учителя жалуются, что школа превратилась в конвейер знаний и в погоне за второстепенным дети не успевают усваивать главного. Академики отмечали, что новая концепция модернизации образования почти дословно совпадает с принятой в восьмидесятые годы, когда сделали упор не на математику, а на гуманитарные предметы. С тех пор ценность математического образования становится в глазах руководителей-просвещенцев совсем не очевидной, и каждому поколению ученых приходится объяснять и доказывать, в чем же эта ценность заключается. Американский президент Джон Кеннеди произнес некогда фразу, облетевшую весь мир: "Космос мы проиграли русским за школьной партой". Кстати, США на протяжении ряда лет не оставляют попыток изменить к лучшему существующую плачевную ситуацию со школьной математикой. Для этого под руководством космонавта Джона Гленна была создана специальная комиссия, в которую вошли представители НАСА и Пентагона. Подготовленный комиссией доклад назывался "Пока не поздно". Конгресс прислушался к доводам экспертов - только на подготовку учителей математики из бюджета тут же было выделено 5,44 миллиарда долларов. Владимир Арнольд, знакомый с новой американской образовательной программой, рассказал, что в ней содержится суровое требование к ученикам - "уметь делить 111 на 3 без компьютера". Ранее штатовские школьники не могли в уме или ручкой на бумаге произвести столь "сложное" арифметическое действие. Похоже, заметил академик, что в России собираются низвести преподавание математики до такого же уровня. Во всяком случае, как показали выпускные экзамены 2001 года (в том числе и экспериментальный единый), большинство наших школьников отнюдь не блещет познаниями в этом предмете: средний балл по стране - "удовлетворительно". Сейчас выходит множество учебников математики. Экспертный совет при Министерстве образования с легкостью дает новым изданиям гриф "рекомендовано" или "допущено". По мнению академиков-математиков, это порочная практика. Необходимо отработать механизм апробации учебников. Кстати, знаменитый учебник математики А.П.Киселева, переиздававшийся не менее 16 раз, постоянно совершенствовался автором - поправки в свое детище Андрей Петрович вносил до конца жизни. На ученом совете присутствовал заместитель министра образования Александр Киселев, которому пришлось отдуваться за всех реформаторов сразу.
Статья опубликована в Интернет