Математическое образование: вчера, сегодня, завтра… |
||
Мы делили апельсин...
Отечественные математики готовят себе смену
Наконец, позади все экзамены и сессии. Лето. По утрам, когда вода еще прохладна, а воздух хранит ночную свежесть, они погружаются... Но не в воду, а в глубины математической науки.
Около семидесяти школьников и студентов со всей России съехались в профилакторий Ратмино в летнюю школу "Современная математика", организованную Московским комитетом образования, Российской академией наук, Математическим институтом имени В.А.Стеклова и Московским центром непрерывного математического образования при поддержке Соросовской Программы образования в области точных наук.
Публика собралась отменная! Лекции читали мэтры российской математики: академики РАН Владимир Арнольд, Дмирий Аносов, Андрей Болибрух, профессора Алексей Сосинский, Михаил Цфасман... Темы лекций могли ввергнуть непосвященного в состояние легкого шока: топологическая теория Графов, линейные неравенства и комбинаторика, плоские алгебраические кривые, основа теории Галуа... А ведь многие слушатели еще и школу не окончили. Однако в Ратмино съехались школьники не обыкновенные, а продвинутые. Преимущественного из математических школ или классов, победители олимпиад и вообще очень способные ребята.
Все лекции организаторы условно разделили на две группы --- для школьников и для студентов первых курсов. Выбирай, что нравится, а если что-то покажется непонятным, можно у старших товарищей спросить. Кстати, это была одна из главных идей устроителей мероприятия --- собрать школьников и студентов "в одном флаконе". По словам директора Центра непрерывного математического образования кандидата физико-математических наук Ивана Ященко, первокурсники прямо-таки испытывают потребность поделиться с кем-нибудь своими знаниями. Таким образом организаторам удалось убить сразу двух зайцев: и младшие сложные темы одолели, и старшие остались довольны собой. Объединяло столь разновозрастное общество то, что всем участникам, будь то школьники или студенты, предстоит сделать выбор. Старшеклассники выбирают вуз, а студенты первых курсов --- область математики, с которой хотели бы связать судьбу. И такое летнее погружение в глубины точной науки, знакомство и неформальное общение с известными учеными, несомненно, должны помочь молодым определиться.
Конечно, еще не факт, что все участники летней школы непременно будут заниматься наукой. Дети, обучающиеся плавать, вовсе не обязательно становятся профессиональными пловцами, умение писать --- совсем не гарантирует успешную карьеру писателя. А увлечение математикой не означает, что человек станет ученым.
Участники школы имели полную свободу в плане выбора курсов. И поэтому одни преподаватели собирали добрую половину всех слушателей, а другие проводили занятия буквально тет-а-тет. Академики представляли разные подходы к решению одних и тех же проблем. Один из них свою первую лекцию начал словами: "Предыдущий оратор объяснил вам, как из одного апельсина сделать два, а теперь я вам покажу, почему это невозможно".
Но не стоит думать, что бедные дети с утра до вечера парились в душных комнатах, вооружившись ручками и блокнотами. Нет, как оказалось, математики --- народ очень спортивный. Днем --- многоразовые купания, по вечерам --- футбол, волейбол, баскетбол и пинг-понг, шведские шахматы. А перед сном --- посиделки с чаем. Гитара по кругу. Как математики поют! В общем, надо признаться, они --- вполне нормальные люди. Почти как все.
Анастасия Булгакова
("Поиск", N 32-33, 2001).