Резолюция заседания
Московского математического общества 27 ноября 2001 года
о реформе образования
Собрание ММО, посвященное реформе образования:
- отмечает, что основные положения предполагаемой реформы,
как в общих вопросах, как и в вопросах связанных с преподаванием математики,
являются в большой части недоработанными и во многом вредными,
- предлагает немедленно объявить мораторий на внедрение этих положений,
произвести их независимую экспертизу (в частности, такую экспертизу по математике мог бы
произвести Математический институт им. Стеклова РАН), отменить основанные на них дорогостоящие
и бессмысленные педагогические эксперименты, но при этом
- предлагает активизировать работу для постепенного усовершенствования
образования в России, сохраняя и приумножая лучшие его черты, продуманно заимствуя лучшие образцы
зарубежного опыта (а не слепо копируя наихудшие), подходя со всей серьёзностью к изменениям
в содержании образования,
- подчеркивает значимость роли учителей, необходимость резкого
улучшения их материального положения, возвращение престижности звания учителя и усовершенствования
их подготовки и переподготовки.
Что касается преподавания математики в школе, ММО полностью поддерживает
решение Ученого Совета Математического Института им. Стеклова РАН от 26 сентября 2001 г.
по этому вопросу. Мы убеждены, что сокращение числа часов, уничтожение курса геометрии,
выбрасывание из программ 10-летней школы таких важных разделов как делимость целых чисел,
тригонометрические функции, комплексные числа, и др., а также общее ослабление научного образования
в стране вредно повлияло бы не только на интеллектуальный, но и индустриальный, а в последствии
и на военный уровень России.
Далее собрание отмечает, что:
- страна не готова к переходу на 12-летнее обучение в школе,
ни педагогически, ни социально, ни финансово;
- если и вводить общенациональный экзамен, определяющий
для поступления в вузы, необходимо оставить ведущим вузам страны возможность
отбирать студентов с помощью дополнительных испытаний, а главное, следует
решительно отказаться от включения в этот экзамен компьютерно проверяемых тестов
с множественными ответами (худший образец педагогического новшества худшей
среди цивилизованных стран системы школьного образования — американской);
- следует сохранить (во всяком случае считать основным) принцип
бесплатного школьного и вузовского образования, который соблюдается во всех цивилизованных странах,
кроме США;
- проект так называемого "адресного финансирования" школ нуждается
в серьезной проверке (например, с помощью независимой экспертизы), как и сомнительные
статистические данные, на которых основаны финансовые принципы реформы;
- усовершенствование образования является важнейшей общенациональной задачей,
к ее решению следует привлечь заинтересованную общественность, отказаться от подковерного,
келейного стиля работы министерства в этом направлении, соблюдать гласность.
Собрание отмечает, что российская общественность в целом убедилась в том,
что предлагаемая реформа зашла в тупик. Это привело к тому, что под давлением общественности
министр выступил по телевидению с разъяснением, в котором на словах по существу отказался
от ранее объявленных основных принципов реформы. (Вызывает недоумение, что он при этом
продолжает возглавлять реформу). Однако министерство, без широкого обсуждения,
по-прежнему протаскивает порочные принципы в жизнь, как показывает недавно
принятое постановление правительства о 12-летнем обучении и проводимый в ряде
регионов в рамках министерского эксперимента компьютерно проверяемый тест с множественными ответами.