Математическое образование: вчера, сегодня, завтра…


"Егэ", — сказали мы с Петром Ивановичем.

И.Ф.Шарыгин

Статья опубликована в "Независимой газете" 31 июля 2002 года

На трех..., нет, не китах (не хочется обижать больших и добрых животных), а неких странных существах держится, заявленная модернизация нашего образования: стандарты, ЕГЭ и ГИФО. О стандартах — разговор отдельный и большой. ГИФО (Государственное Именное Финансовое Обязательство) — это бумага (бумажка?) вроде ваучера. В ней должно быть указано, какую сумму Государство собирается заплатить за ваше высшее образование. (Конечно же, ничтожную) Сама идея ГИФО представляется мне абсолютно бредовой и неосуществимой. Истинная цель, я полагаю, — еще более замутить и без того мутный финансовый поток, поступающий в систему образования, и создать благоприятные условия для удачливых рыбаков.

Поэтому поговорим о ЕГЭ.

Неизвестно, кто первый произнес сакраментальное "ЕГЭ", И вот это уже не аббревиатура, а слово, пополнившее словарный запас нашей само провозглашенной элиты.

В начале июня этого года в авторской программе В. Познера обсуждались проблемы нашего Образования. Присутствуют лишь единомышленники, главные модернизатороы-реформаторы. Обсуждаются стандарты и ЕГЭ. О ГИФО лишь упоминают. Уж больно скользкая тема. Сидящим в зале задается вопрос: "Зачем нужен ЕГЭ?" Вспоминается "Фауст" Гете: "Я вам не дам сей тайны толкованья, вопрос, а не ответ, — мое призванье". А ответы впечатляют. Особенно такой: "Ведь вы же не платите налоги два раза в год". Не менее убедительным был бы ответ (вариант мой): "Ведь вы же не носите шубу летом". Последний "аргумент" имеет такое же отношение к ЕГЭ, как и предшествующий, но в отличие от того, апеллирует к верному утверждению. Ведь многие работающие граждане платят налоги ежемесячно, а не раз в году, и всю жизнь, а не один раз в жизни.

Известно, дурные примеры заразительны. Захотелось и мне дать свой ответ на поставленный вопрос.

Однако, виноват, возможно, — среди читателей есть люди, не знающие, что такое ЕГЭ.

Объясняю. ЕГЭ — это Единый Государственный Экзамен. По окончании школы выпускник сдает один экзамен, который является одновременно выпускным и вступительным в Высшее Учебное Заведение. Конечно, один экзамен — это символ. На самом деле, таких экзаменов несколько. Сколько предметов входят в систему ЕГЭ, я не знаю, но литература и математика входят наверняка. На основании ЕГЭ выпускник получает свое ГИФО и все вместе, не отходя от печки и телевизора, отправляет в ВУЗ своей мечты. Может даже не в один, а во все сразу. После этого спокойно ждет зачисления. Но не буду дальше фантазировать. Всякий, хоть немного знакомый с российской действительностью, легко дорисует этот лубок.

Но ЕГЭ — это не только перспектива, но и суровая реальность. Вот уже второй год в отдельных регионах России в качестве эксперимента выпускники сдают ЕГЭ. Как и положено, результаты блестящие. Руководители очень престижной Высшей школы экономики, сияя от счастья, демонстрируют девочку из отдаленного района, поступившую в их школу посредством ЕГЭ, но пока без ГИФО. И никого не интересует, что, по мнению экспертов, уровень заданий по математике в том ЕГЭ был не просто неудовлетворителен, но разрушающе неудовлетворителен Проведенный ЕГЭ не соответствует существующей в стране системе математического образования.

Однако, пора сформулировать свой ответ на вопрос: "Зачем нужен ЕГЭ?"

Все Единое и Государственное нам очень и очень нужно. Но, к сожалению, именно Единый Экзамен попросту невозможен. И не только в России с ее спецификой, но и в любой, сколь угодно цивилизованной стране. Так же, как невозможен вечный двигатель или всеобщее счастье. Хотя, конечно, приблизится к ЕГЭ достаточно близко можно. Например, в Андорре. Можно также, меняя смысл слов, объявить по поводу произошедшего в прошлом году безобразия, что это и есть ЕГЭ.

Но зачем все же нужен ЕГЭ? Говорят, что связка ЕГЭ + ГИФО есть средство борьбы с коррупцией еще встречающейся на этапе школа — вуз, и способ восстановления социальной справедливости. Теперь выпускник из самого глухого села получает право поступать в любой ВУЗ страны (это право было всегда) и возможность туда поступить (а это уж, дудки!). На мой взгляд, все как раз наоборот. Система ЕГЭ + ГИФО непременно увеличит уровень коррумпированности в системе образования и приведет к еще большему социальному расслоению в обществе Может, для этого ЕГЭ и нужен?

У любого разумного человека сразу должно возникнуть множество вопросов. Вот, например, вроде пустяковый, но важный: А как быть с правами того выпускника, который вовсе никуда поступать не собирается? Зачем ему это самое ЕГЭ? Имеет ли он право продать свое ГИФО хоть за бутылку "кваса" или же "кока-колы"? И еще куча вопросов. А как на следующий год, если ты не поступал? Или не поступил? Как быть, если тебя зачислили в разные ВУЗы? А если никуда не зачислили? А если почта оказалась слишком медлительной (такое бывает)? А если ┘?

Я наверняка, не первый, задающий подобные вопросы, и, возможно, отстал от жизни. На эти и иные вопросы уже даны исчерпывающие ответы. Но вряд ли. Зная стиль работы и уровень профессионализма разработчиков, полагаю, что обо все этом они даже и не задумываются.

Итак, ЕГЭ — это прекрасно, но невозможно. Так сначала подумал я, но уже через пару дней вынужден был изменить свое мнение. Дело в том, что буквально на следующий день состоялся выпускной экзамен по математике. Страна была разделена на две части. В одной продолжался экспериментальный ЕГЭ, а в другой — проходил экзамен по открытым текстам. Что это такое?

Вот уже в течение нескольких лет издается сборник экзаменационных вариантов по математике под редакцией Г.В.Дорофеева. Уровень этих текстов настолько низок, что их неоднократно отвергал даже Федеральный Экспертный Совет при Министерстве Образования, несмотря на давление со стороны руководства Министерства (дерзость неслыханная). Решение о рекомендации этих текстов практически единолично принял председатель Экспертного Совета Пчелинцев, ученик Дорофеева.

В этом году в большей части страны выпускники писали вариант из этого сборника. Узнавали этот вариант они якобы в день экзамена. Пусть даже так. Важно, что все эти варианты были известны заранее. Книга уже несколько лет выходит массовым тиражом. И наверняка, во многих школах страны в течение последнего полугодия не занимались математикой, а зубрили варианты. А, может, не делали и этого, а просто не занимались математикой, благо наряду с самими текстами выпущены массовым тиражом и решебники к ним. Появились и решебники-шпаргалки. Именно они пользовались невероятно ажиотажным спросом на книжном рынке накануне экзамена (до 500 руб) .

Так что экзамен в этом году свелся к самому массовому и организованному списыванию в истории средней школы.

Следует добавить еще, что в сборнике содержится весьма небольшое число вариантов самого дурного толка. И хотя нас уверяют, что там несколько тысяч задач, это — неправда. Вряд ли следует считать различными уравнения 2х = 3 и 3х = 2. На самом деле, число задач в этом сборнике не превышает нескольких десятков. Кроме того, решебники содержат очень много ошибок. Не уверен, что во всех регионах России экзаменационные комиссии оказались достаточно квалифицированными, чтобы эти ошибки заметить. Многие проверяющие просто сверяли работы с теми же решебниками. В Москве известны случаи, когда в работе, претендующей на золотую медаль, городская медальная комиссия изменила оценку 5 на 2 (!что же было в работах, на медаль не претендовавших?)

Мудрецы из Министерства, отдадим им должное, поступили в полном соответствии с советом из известного анекдота. Если ты живешь плохо и тесно, пусти в свою квартиру козла. Тогда после того, как ты его выгонишь, жизнь твоя станет раем. Только этого козла запустили в нашу школу.

В общем, теперь я говорю: ЕГЭ — это наше светлое будущее. Но сомнения гложут. Ведь, кажется, хуже и гаже прошлогоднего ЕГЭ ничего быть не может. Оказывается, может. И я беспокоюсь, что ожидает нашу школу на будущий год. А вдруг к составлению ЕГЭ привлекут авторов экзамена, с мудреным названием "мониторинг", который сдавали в этом году некоторые десятиклассники, подводя итог педагогическому эксперименту, проводившемуся над ними жестокими дядями и тетями из Российской Академии Образования.

И, чтобы читатель сам смог почувствовать аромат этого "мониторинга", предлагаю решить следующее задание (в последней строке варианты ответов)

"Игральный кубик подбросили три раза, и все три раза выпала 1. Какое из следующих утверждений вы считаете верным?

  1. Ничего особенного, так как вероятность выпадения набора 1, 1, 1 такая же, как любого другого набора.
  2. Скорее всего, кубик имеет смещенный центр тяжести.

1) Только 1 2) Только 2 3) Оба 4) Ни одно"

Предлагаю свой, третий вариант: смещен центр тяжести у автора этого задания.

Но хватит сарказма. Надо называть все своими именами.

Я заявляю, что в этом году на выпускном экзамене по математике было совершено преступление против Математического Образования России!