Математическое образование: вчера, сегодня, завтра…


Математическая безграмотность губительнее костров инквизиции

Владимир АРНОЛЬД, академик

Мы живем в сумасшедшем мире, хозяева которого (я имею в виду правительства иных стран) ведут себя подобно свинье под дубом, разрушая источник всех своих богатств. С прекращением (временным?) военного противостояния государств было фактически прекращено и финансирование науки в России. Специалисты утверждают, что за 10 лет оно уменьшилось в 17 раз и упало до четверти необходимого для ее выживания, а расходы на образование от 7% внутреннего валового продукта в 1970 г. снижены до 0,6% в 1997 г. (причем на 1998 г. планируется дальнейшее снижение).

Безумцы, рубящие сук, на котором сидят, если и финансируют какие-либо науки, то только "прикладные", польза от которых им непосредственно видна. Как сказал президент РАН Ю.С.Осипов, они думают, что яблоки станет легче собирать, если срубить яблоню.

Пастер (которого трудно заподозрить в ненужных человечеству занятиях) учил, что никаких "прикладных наук" не существует — есть только приложения наук. Опыты с янтарем и кошачьим мехом казались бесполезными правителям и военачальникам XVIII века. Но именно они перевернули наш мир после того, как Фарадей и Максвелл написали уравнение теории электромагнетизма. Эти достижения фундаментальной науки окупили все затраты человечества на нее на сотни лет вперед. Отказ современных правителей платить по этому счету — удивительно недальновидная политика, наказанием за которую послужит технологическая (а следовательно, и экономическая, а также и военная) отсталость соответствующих стран.

Вред, который приносит нашей стране происходящее на наших глазах уничтожение фундаментальной науки в России, сравним с вредом, который принесли западной цивилизации и Испании костры инквизиции.

В особенно трагическом положении оказались те области науки, которые долгие годы составляли нашу гордость, например, математика. По вычислениям Л.Д.Фаддеева, академика-секретаря отделения математики РАН, расходы отделения математики АН СССР составляли стоимость одного танка в год, современные же расходы этого отделения на математику составляют одну десятую стоимости танка. Фундаментальная наука вроде математики стоит по масштабам государства гроши, но деньги России идут в другую сторону.

По данным обследования, проведенного по заказу Центробанка Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН, объем сбережений населения, размещенных на территории России, составил в октябре 1996 г. более 140 млрд. долларов США. Это примерно в три раза больше, чем предполагало государство. Значит, около сотни миллиардов — криминального происхождения. Для сравнения:
годовой бюджет РАН составляет примерно полмиллиарда (а бюджет отделения математики — ничтожную его долю).

С точки зрения математики, люди делятся на два класса: одни предпочитают отнимать и делить, а другие — умножать и складывать. Трудами ученых богатство страны прирастает, и отношение к ним в других странах не совсем такое, как у нас. Оклад главного научного сотрудника Математического института РАН (каковым и я являюсь) составляет меньше ста долларов в месяц. Он примерно в сто раз меньше зарплаты моих американских коллег. Army Research Office и Defence Advanced Research Project в США потребовали увеличения своих расходов на математику в 1998 г. (по сравнению с 1997-м) более чем на 12%. Возможно, одним из доводов послужила убедительная победа Китая и Ирана на последней математической олимпиаде школьников (эти страны опередили и США, и Россию — видимо, вследствие необходимости готовить сильных математиков для своих атомных и ракетных проектов).

То, что в России еще остались математики (а также ученые других сильных у нас школ), упорно не желающие эмигрировать и воспитывающие новые поколения талантливых студентов, — свидетельство своеобразного героизма (а с точки зрения наших западных коллег — глупости), традиционного для российской интеллигенции. Но долго удержаться такое состояние не может.

Поразительно, но и РАН, и МГУ, и общество в целом находят средства для финансирования всевозможного   антинаучного вздора вроде парапсихологии и для поддержки публикаций лиц нестандартной исторической ориентации с коричневым уклоном, соблазняя невежественных обывателей перлами вроде: "Онкозаболеваемость, не поддающиеся лечению психические и другие хронические заболевания детей и взрослых обусловлены нахождением их спальных мест в узлах пересечения патогенных зон" геологического происхождения, якобы покрывающих землю с шагом 2,5 м, 3,75 м и 7,5 м (Вестник РАН, 1996 г. N 6, с. 713-719). На подобный вздор у сильных мира сего находятся деньги. Гитлер недаром поощрял псевдонауки.

Традиционно высокий уровень российской математики всегда был основан на хорошем школьном математическом образовании "по Киселеву". Его не смогла уничтожить даже попытка введения в школу схоластической зауми в конце 60-х г. К сожалению, сейчас уровень математической грамотности страны в целом начал катастрофически падать. Запланированная Министерством образования "гуманизация" и "гуманитаризация" предусматривает существенное уменьшение числа часов на математику с использованием высвободившихся часов на такие предметы, как макраме и коневодство.

Видимо, таким способом стремятся приблизить наш (достаточно высокий) уровень математического образования к американскому (традиционно низкому) в то самое время, когда сами американцы начинают перенимать наш опыт для радикального улучшения своего математического образования, которое они поставили себе целью сделать лучшим в мире.

Доказывать необходимость математической грамотности для каждого культурного человека как-то странно: не понимают этого разве только дикари, думающие, что булки валятся с неба, автомобили существовали всегда, а от самолетов один вред.

Математически грамотный человек сразу понимает, что означает сообщение о том, что средняя продолжительность жизни мужчин в Германии перевалила за 80 лет, а в России — близка к 60 годам. Сокращение средней продолжительности жизни на десять лет эквивалентно (по потере человеко-лет) в масштабах СССР единовременному эффекту от расстрела порядка 80 млн. граждан, а в масштабах России — порядка 40 млн.

Знакомство с математикой (и это гораздо важнее, чем умение складывать дроби) учит отличать правильное рассуждение от неправильного. А без такого умения человеческое сообщество превращается в легко управляемое демагогами стадо. Так было в Германии, где немногие верили в начале 30-х годов, что к власти может прийти кто-то, подобный Гитлеру.

Справедливости ради замечу, что само по себе математическое образование - не панацея, скажем, от политической неряшливости и неразборчивости, не спасительное средство от поражения вирусом реакционности. Например, в руководящее ядро антисемитской газетки "Время" входят два известных образованна (слово изобретено А.И. Солженицыным), состоящие в отделении математики РАН. В этом издании, между прочим, содержится утверждение, что 21% числа 173 равняется 30,4. Но уже 17х2 больше, чем 30,4. На таком же мыслительном уровне в ней и многое другое, что не имеет никакого отношения к математике.

Будет ли нами править мафия или харизматический лидер крайне националистического толка (как предсказывает заведующий кафедрой политологии философского факультета МГУ, призывающий к борьбе с Америкой, "для которой потребуется немалое мужество и способность идти на риск", видимо, "военно-стратегический" — см. Вестник РАН, 1997, с. 1017), в любом случае основательное знание дробей и процентов совершенно необходимо в современном мире. Будущее России, заменяющей обучение дробям изучением макраме, представляется печальным.

Конечно, эффект от уничтожения математической культуры скажется не мгновенно. Но пример Германии (которая до сих пор не сумела ликвидировать созданное нацизмом отставание в этой области) показывает, что сохранение высокого научного и образовательного уровня является стратегической задачей с очень высоким приоритетом.

Если она не будет в ближайшее время решена у нас, то мы окажемся на многие десятилетия (возможно, навсегда) отброшенными на позиции страны четвертого мира, и о России станут вспоминать, как вспоминают сейчас о некогда существовавшей в Македонии империи Александра Македонского.

Выход из положения, по моему мнению, состоит в том, чтобы наряду с многократным увеличением государственной поддержки сделать инвестиции в науку и в образование привлекательными и для толстосумов.

Опубликовано в газете "Известия", 16.01.1998