Юрий Михайлович ЛУЖКОВ

О ШКОЛЬНОЙ "РЕФОРМЕ"

Из фрагментов новой книги "Пособие для будущего мэра."
Отсканировано из газеты "Московский комсомолец" (22.09.03, стр. 3)

Похоже, все силы здесь вот уже сколько лет тратятся на еще одну из так называемых реформ. Говорю "так называемых", потому что по многим признакам это никакая не реформа, а очередная революция. Моя позиция — как отца двух школьниц, имеющего к тому же пять внуков, — заключается в следующем.

Первое. Мы должны вернуться к практике всеобщего обязательного среднего образования. По нынешней Конституции обязательным является лишь неопределенное "основное общее образование". Содержание такого термина очень легко поменять. Вчера было восемь лет, завтра — семь. Потом в Минфине скажут, что денег хватает только на пять. Конституция позволяет. Но... даже с финансовой точки зрения учить детей гораздо дешевле, чем содержать в колониях. Тот, кто экономит на школах, разоряется на тюрьмах.

Второе. Мы должны положить конец слепому копированию. Если в американском, китайском или таиландском образовании есть что-то, чего нет у нас, сам этот факт не является основанием ни для каких выводов. У нас долгое время была десятилетка. Несколько лет назад тихо-тахо перешли на одиннадцать лет. Теперь, оказывается, одиннадцати мало — давайте двенадцать. Дескать, везде в мире двенадцатилетка. Но это же чушь! Вместо того чтобы придумывать подобные эксперименты, лучше посмотреть в будущее и увидеть, что совсем скоро нам светит массовое сокращение учителей. Детей стало мало, очень мало. В московских школах сейчас набирается один, максимум — два первых класса по двадцать ребят. Почему бы не пойти по пути сокращения нормативов наполнения классов до 15 учеников? Тогда мы сохраним учителей и одновременно повысим качество обучения. Ведь это элементарно. Почему об этом никто даже не заикается?

Третье. Зачем нужно ликвидировать веками складывавшуюся систему экзаменов, школьных и вступительных. Эта система ориентирует учащихся на понимание смысла наук. Сегодня нам предлагают переориентировать весь образовательный процесс в средней школе на подготовку к тестированию, к угадыванию простого ответа на сложный вопрос. Прямо игры в наперсток, в которые играют министерские мужи.