Ознакомление с представленными документами оставляет тяжелое впечатление. При первом чтении на полях появилось много конкретных замечаний. Однако, мне не хочется их приводить, чтобы не создалось впечатление, что документы можно исправить редакционными правками, хотя последние совершенно неизбежны.
Общая оценка: документы не соответствуют достигнутому в педагогике уровню постановок задач, анализа целей обучения и описания его содержания. Это не приемлемо для документов, которые должны определить развитие математического образования в ближайшие десятилетия. Складывается впечатление о недостаточной математической и педагогической компетентности авторов, незнание (или игнорирование) ими многих важных достижений в обсуждаемой области, об отсутствии широты взгляда, недостатке общей культуры.
Прежде всего, вызывает несогласие формулировка целей изучения математики. Эта формулировка представляется несоответствующей запросам современного общества. В кратком отзыве трудно описать эти несоответствия, однако я настаиваю на том, что этот момент является весьма существенным.
Формулировки так называемых "компетентностей" в большинстве своем либо бессодержательны, либо бессмысленны. Известны совершенно другие подходы к выявлению аналогичных сторон развития личности.
В части описания содержания обучения математике положение особенно тревожно и опасно. В целом предложенное перечисление "знаний, умений и навыков" является мешаниной общих и непроверяемых положений с конкретными примерами, зачастую сомнительного или спорного характера.
Остается надеяться на то, что обсуждаемый документ не будет иметь каких-либо "правовых последствий" и будет похоронен среди других аналогичных бюрократических бумаг.
Действительный член Российской Академии образования, доктор физ-мат. наук, профессор |
(подпись) | М.И.Башмаков |