ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
 МОСКОВСКИЙ КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ

ПРИКАЗ

г.Москва

от 13.04.2001г. № 275

Об утверждении Московского регионального
базисного учебного плана общеобразовательных учреждений

В целях дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения качества образования, преемственности образовательной политики в городе, сохранения здоровья обучающихся, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения в различных видах современных образовательных учреждений,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить:

1.1. Московский региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений на 2001-2002 учебный год (приложение 1), составленный на основе базисного учебного плана, утвержденного приказом Московского комитета образования от 18.05.99г. №181, и Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 09.02.98г. № 322.

1.2. Финансово-нормативное обеспечение Московского регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений на 2001-2002 учебный год (приложение 2).

2. Начальникам окружных управлений образования, руководителям подразделений Комитета образования, Московскому институту повышения квалификации работников образования:

2.1. Обеспечить организационно-методическую помощь руководителям общеобразовательных учреждений по формированию учебных планов общеобразовательных учреждений на основе Московского регионального базисного учебного плана.

2.2. Организовать работу общеобразовательных учреждений по учебным планам, составленным на основе Московского регионального базисного учебного плана.

2.3.Обеспечить финансирование общеобразовательных учреждений различного вида в соответствии с нормативами (приложение 2).

4. Руководителю Городской службы лицензирования и аттестации образовательных учреждений, педагогических кадров и учащихся С.М. Пипман и начальнику Городской инспекции при Московском комитете образования С.М. Лазутиной проводить аттестацию и инспектирование общеобразовательных учреждений с учетом нормативов Московского регионального базисного учебного плана на 2001-2002 учебный год.

5. Считать утратившим силу приказ Московского комитета образования “Об утверждении Московского регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений” от 19.05.2000г. №312 .

6. Контроль за выполнением приказа возложить на первого заместителя председателя Комитета образования Л.Е.Курнешову.

 

Председатель Комитета                                                                                                                                             Л.П.Кезина

 

Приложение 1
к приказу
Московского комитета образования
от13.04.2001  № 275…….

 

Московский базисный учебный план

Таблица 1

Образовательные области

Количество часов в неделю по классам

2

3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

ФИЛОЛОГИЯ:

Русский язык

Литература

8

8

8

8

8

8

8

7

7

5

5

5

5

Иностраннный язык

-

-

-

-

-

-

3

3

3

3

3

2

2

МАТЕМАТИКА:

Математика

Информатика

5

5

4

4

4

4

5

5

5

5

5

5

5

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ:

Окружающий мир

Физика

Астрономия

Химия

Биология

Физическая география

Экология

ОБЖ

Москвоведение

1

1

1

1

1

1

2

2

4

6

6

6

6

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

История

Обществоведение

Экономическая география

Экономика

Граждановедение

ОБЖ

Москвоведение

-

1

-

1

1

1

2

4

4

5

6

5

5

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА:

Физическая культура

ОБЖ

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

ИСКУССТВО:

Музыка

Изобразительное искусство

МХК

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

ТЕХНОЛОГИЯ:

Материальные технологии

Информационные технологии

Трудовое обучение

Черчение

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ

20

21

19

20

20

20

26

27

29

30

31

30

29

ШКОЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

6

7

4

6

7

8

7

7

7

7

6

8

9

Итого, к финансированию

26

28

23

26

27

28

33

34

36

37

37

38

38

                           

Максимальный объем аудиторной нагрузки (для 5/6-дневной учебной недели(

22/

25

22/25

20/22

22/25

22/25

22/25

28/

31

29/

32

31/

34

32/

35

32/

35

33

//36

33/

36

Максимальный объем обяза-

тельных домашних заданий

(вчас/день)

1,5

1,5

0/1

1,0

1,5

1,5

2,0

2,0

2,5

2,5

3

3,5

3,5

   Приложение  1 к приказу
  Московского комитета образования
  от 13.04  2001г. №275

Пояснительная записка к
Московскому региональному базисному учебному плану
для общеобразовательных учреждений

Московский региональный базисный учебный план разработан в преемственности с планом 2000-2001 учебного года, с учетом Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, введенного приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 09.02.98 г. № 322 и в соответствии с  санитарными правилами СП 2.4.2.782-99 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 4.08.99 г., раздел 2.9. «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса».

Региональный базисный учебный план определяет состав образовательных областей базового компонента, распределение времени между базовым (инвариантным) и вариативным (школьным) компонентами, максимальный объем обязательной аудиторной и домашней учебной нагрузки обучающихся, нормативы финансирования.

Московский региональный базисный учебный план состоит из инвариантной части (базовый компонент) и вариативной (школьный компонент).

Базовый компонент представлен следующими образовательными областями: филология, математика, естествознание, обществознание, искусство, технология, физическая культура.

Региональная специфика базового компонента заключается в стремлении максимально использовать потенциал образования для становления гуманистических, демократических, патриотических убеждений обучающихся, особенно за счет содержания курсов граждановедения и москвоведения; в особом внимании к обеспечению безопасности жизнедеятельности московских школьников, их физическому развитию, укреплению здоровья, предупреждению гиподинамии; к повышению уровня владения иностранными языками, их экономической и экологической компетентности. Региональная специфика представлена также региональным построением компонентов художественного и культурно-эстетического образования, информатики и информационных технологий. интегративно с курсом информационных технологий.

Образовательная область “Филология” в базовом компоненте предусматривает изучение русского языка, литературы, иностранного языка.

При условии кадрового обеспечения рекомендуется вводить изучение иностранного языка в начальной школе за счет часов школьного компонента.

В образовательную область “Математика” входят: алгебра, геометрия, начала анализа, математическая информатика. Математическая информатика может также изучаться

В образовательную область “Естествознание” входят: физика, астрономия, химия, биология, экология, физическая география. Также «Естествознание» как интегрированный курс.

Образовательная область “Обществознание” включает в себя историю России, всеобщую историю, обществоведение, экономическую географию, Также в эту область входят модули москвоведения, экологии. экономика, граждановедение, которые могут изучаться как самостоятельные предметы, либо интегративно.

В образовательную область “Искусство” входят: изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура (МХК); в этой области также могут реализовываться различные интегрированные курсы (например, “Изобразительное искусство и художественный труд” и др.).

Образовательная область “Технология” включает в себя материальные технологии и информационные технологии. В ней может реализовываться  черчение (включающее элементы и материальных, и информационных технологий), различные интегрированные курсы (например, “Математика и конструирование” и др.).

По ряду современных разделов технологии целесообразно использование потенциала межшкольных учебных комбинатов с соответствующим учетом учебной нагрузки, в том числе с различной нагрузкой по неделям учебного года.

Образовательная область “Физическая культура” включает следующие дисциплины: физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, может преподаваться интегрированный курс физической подготовки, включающий знания о поведении в экстремальных ситуациях. В старшей школе  учебные часы, отведенных на образовательную область «Физическая культура», рекомендуется использовать для учебно-тренировочных занятий по видам физической подготовки по выбору обучающихся и с учетом возможностей образовательного учреждения.

В 10-11-х классах «Основы безопасности жизнедеятельности» изучаются как обязательный самостоятельный курс с объемом учебной нагрузки 2 часа в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе. В 10 классе по окончании учебного года для юношей проводятся 5-дневные военные сборы.

Часы школьного компонента могут быть использованы:

- на организацию индивидуальных и групповых занятий;

- на увеличение количества часов, отводимых на образовательные области или отдельные учебные предметы, курсы, указанные в базовом компоненте;

- на составляющие регионального компонента, если они преподаются как отдельные учебные предметы;

- на факультативные курсы;

- на занятия активно-двигательного характера (ритмика, аэробика, бальные и спортивные танцы, игры, и пр.);

- на занятия проектной, исследовательской, экскурсионной и другими нетрадиционными видами и формами учебной деятельности;

- на предметы и курсы, вводимые в связи с профильностью обучения.

К  указанным  строке  «Итого,  к финансированию» нормативам  добавляется  (в  соответствии  с  Типовым положением  об общеобразовательном  учреждении, утвержденным  постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001г. №196) финансирование  раздельного преподавания в двух  группах  класса  наполняемостью  25  и более человек при проведении занятий по иностранному языку и трудовому обучению на второй и третьей ступенях общего образования, физической культуре на третьей ступени общего образования, по информатике и вычислительной технике, физике, химии (во время практических занятий) допускается деление  класса на две группы  (см.также Приложение 2).

Организации учебной деятельности в проектной форме  финансируются в зависимости от количества групп, определяемых образовательным учреждением.

Базисный учебный план является нормативно-правовой основой учебного плана конкретного общеобразовательного учреждения, который разрабатывается и утверждается последним самостоятельно.

Начальное образование в период действия Московского регионального базисного учебного  плана реализуется по модели 4-летней начальной школы (по модели 3-летней начальной школы только для 2,3 классов).

При формировании учебного плана его разделение на базовый и школьный компоненты не производится.

В учебном плане общеобразовательных учреждений отражаются основные показатели базисного плана: все образовательные области, нормативы максимального объема обязательной аудиторной и домашней учебной нагрузки обучающихся, нормативы финансирования, а также учитываются рекомендации базисного учебного плана в отношении распределения учебного времени, отводимого на изучение различных образовательных областей, входящих в состав базового компонента.

При наличии педагогического обеспечения и за счет часов школьного компонента рекомендуется раннее изучение иностранного языка в начальной школе, углубленное или профильно-ориентированное, изучение двух иностранных языков:

Иностранный язык

Начальная школа

 2

 3

 1

 2

 3

 4

1-й иностранный язык

 2

2

2

2

 2

2

2-й иностранный язык

 2

3

 --

 2

2

 2

Экономику рекомендуется изучать как самостоятельный курс с объемом не менее 68 учебных часов в звене 10-11-х классов, или в 9-х,10-х классах.

Ряд образовательных областей конкретизируется учебным планом в виде отдельных составляющих (учебных курсов,  предметов или учебных разделов, входящих в соответствующие интегрированные предметы и курсы).

Рекомендации  Московского регионального базисного учебного плана в отношении распределения учебного времени между предметами, ступенями и классами учитывают содержание программ и учебников, по которым, как правило, ведется преподавание в массовой школе, содержание итоговых проверочных работ, уровень подготовки учителей, распространенность основных, используемых в школах педагогических технологий, уровень материально-технического обеспечения учебного процесса. Поэтому  отступление от рекомендаций базисного учебного плана нежелательно и требует серьезной аргументации и проработки.

В учебных планах необходимо максимально уменьшить перечень обязательных учебных предметов за счет интеграции родственных дисциплин. Одним из вариантов интеграции является включение в образовательный процесс целостных образовательных модулей, указанных в учебном плане областей и составляющих их дисциплин. 

Так, в образовательную область «Естествознание» могут входить модули курсов  ОБЖ и москвоведение,  компоненты интегрированного курса «Окружающий мир».

Экологическое образование может быть реализовано через экологизацию традиционных естественнонаучных дисциплин (физика, химия, биология, география), интеграцию с ОБЖ и выполнение проектов экологической направленности, а также отдельный предмет за счет часов школьного компонента.

Образовательная область «Обществознание»  включает модули москвоведения, экологии. Граждановедение и экономика могут изучаться не только  как самостоятельные предметы, но и интегративно.

Изучение ОБЖ в 1-9 классах может быть организовано либо как самостоятельный курс, рассчитанный на 35 учебных часов в год, либо через интеграцию  содержательных модулей в составе образовательных областей «Естествознание», «Обществознание» с тем же объемом учебной нагрузки. Не реже одного раза в четверть планировать проведение практических занятий по ОБЖ в 1-9 классах в целях формирования у обучающихся навыков оказания само- и взаимопомощи в любой чрезвычайной ситуации.

В пояснительной записке к рабочему учебному плану общеобразовательного учреждения следует давать содержательные характеристики и объем учебной нагрузки для изучения каждого модуля, интегрированного в дисциплины образовательных областей.

Интегрированный предмет в сетке плана может быть указан различными способами:

-например, название курса с пометкой  «интегр. курс»;

-можно в названии курса указать все составляющие (например, «Биология. Экология. ОБЖ»).

Школьная документация, подтверждающая выполнение обязательного минимума  при изучении интегрированного курса, должна включать:

-комплексную программу изучения интегрированного курса и его тематическое планирование;

-перечень дидактических единиц, подлежащих изучению и освоению по каждой из составляющих интегрированного курса с указанием сроков их изучения в соответствии с реализуемой программой;

- в классном журнале вести страницы учета прохождения материала и учебных достижений обучающихся по каждой составляющей интегрированного курса отдельно.

Одночасовые предметы рекомендуется изучать в течение одного полугодия (по два часа в неделю); нетрадиционные курсы, развивающие занятия реализовывать преимущественно на факультативной основе или в программах дополнительного образования. В преподавании шире использовать здоровьесберегающие педагогические технологии, обеспечивающие психологическую комфортность, формирующие положительную мотивацию учения.

Проектная деятельность может быть организована в рамках одного предмета, в этом случае она не нуждается в особом выделении в учебном плане. Проектная деятельность на межпредметной основе, руководство которой осуществляется преподавателями в дополнение к основной нагрузке, организуется за счет часов школьного компонента и отражается в учебном плане особой строкой.  Если к руководству проектной деятельностью привлекается несколько преподавателей, или если выполнение проекта рассчитано на короткий срок (например, на одну четверть) к учебному плану целесообразно приложить перечень проектов, выполняемых в течение выделенного в плане времени, с указанием продолжительности каждого проекта в учебных часах и преподавателей организующих работу по  проекту.

При организации учебного процесса необходимо строго соблюдать нормативы максимальной аудиторной нагрузки и нормативы времени, отводимого на выполнение обязательной части домашней работы, а также иные гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса, установленные санитарными правилами СП 2.7. 782-99, утвержденные Главным санитарным врачом Российской Федерации 06.08.99г.

Часы школьного компонента, используемые на занятия активно-двигательного характера, индивидуальные консультации, подготовку домашних заданий под руководством учителя, экскурсии и аналогичные виды деятельности, можно не учитывать при определении соответствия суммарной нагрузки обучающихся нормам максимальной аудиторной учебной нагрузки при условии, что они проводятся во второй половине дня или шестой развивающий день – по усмотрению администрации и совета школы.

  Аудиторная учебная нагрузка обучающегося,т.е. объем учебной нагрузки, который отводится на занятия в рамках классно-урочной системы, состоит из часов, отведенных на базовый компонент, и из части часов школьного компонента. В сумме она не должна превышать для школьника максимальный объем обязательной аудиторной учебной нагрузки.

Обучающийся имеет право выбора предметов и видов деятельности, вплоть до участия в формировании индивидуальной образовательной программы. С целью оптимизации учебной нагрузки обучающихся, создания наиболее благоприятных условий для их развития следует максимально использовать возможности перевода обучающихся на индивидуальный учебный план.

Рекомендуется вводить освобождение обучающихся 11-х классов во втором полугодии от посещения занятий по отдельным предметам, либо предоставлять один свободный день в неделю при условии успешного освоения учебного материала по заявлению родителей (законных представителей) и решению педагогического совета.

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки (час/нед.)

Ступени обучения Начальная Общеобразовательная Школа Основная Общеобразовательная Школа Средняя Общеобразовательная Школа
Классы 2 3 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Для 5-дневнойУчебной недели 22 22 20 22 22 22 28 29 31 32 32 33 33
Для 6-дневнойУчебной недели 25 25 22 25 25 25 31 32 34 35 35 36 36

 

В решении проблемы устранения психо-физиологической перегрузки обучающихся существенную роль играет ограничение объема обязательных домашних заданий.

Максимальный объем обязательных домашних заданий (час/день)

Ступени обучения
Основная общеобразовательная школа
Средняя общеобразовательная школа
Классы 2 3 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Объем домашнего задания 1,5 1,5 0/1 1 1,5 1,5 2 2 2,5 2,5 3 3.5 3,5

Домашние задания в первом полугодии 1-го класса не задаются.

Объем времени на выполнение обязательной части домашнего задания не должен превышать 50% объема аудиторной нагрузки по соответствующему предмету. Домашние задания большего объема (домашние сочинения, рефераты, тренировочные контрольные работы и другие аналогичные задания) в качестве обязательных  заданий должны учитываться всеми педагогами и на период их выполнения объем домашних заданий по другим предметам подлежит сокращению.

При планировании всех видов текущей и рубежной аттестации (контрольные работы, зачеты, сочинения и пр.) не допускать более одной аттестационной работы в неделю в 1—х классах, не более двух аттестационных работ в неделю в 7-11-х классах.

В 1-7-х классах переводные экзамены не проводятся. В 8-х, 10-х классах возможно проведение переводных экзаменов не более, чем по двум предметам при соблюдении этапности в освоении учебного материала и только за рамками учебного процесса (но не в каникулярное время).

Рекомендуется использовать дифференцированные формы аттестации с разделением аттестации обучающихся на обязательном и повышенном уровне.

Московским региональным  базисным учебным планом предусматривается возможность работы общеобразовательного учреждения в различных режимах: по 5-дневной или 6-дневной учебной неделе, а также в смешанном режиме. Соответствующее решение принимается общеобразовательным учреждением самостоятельно, с учетом позиции педагогического коллектива, обучающихся, их родителей (законных представителей), а также требований санитарных правил СП 2.4.2.782-99, п.п. 2.9.1., 2.9.2.

Параметры, определяемые  Московским региональным базисным учебным планом, являются нормативными рамками при составлении учебных планов для учреждений (классов) с углубленным изучением отдельных предметов, классов, спрофилированных на вуз, общеобразовательных учреждений (классов) с этнокультурным компонентом образования, лицеев, гимназий (таблица 2), а также для общеобразовательных учреждений с коррекционно-развивающими классами (таблицы 3, 4).

Общеобразовательные учреждения (классы) c  углубленным и расширенным содержанием образования ( прогимназии, гимназии, гимназические классы, лицеи, лицейские классы, средние общеобразовательные школы (классы) с углубленным изучением отдельных предметов, спрофилированные на вуз, кадетские классы, общеобразовательные учреждения (классы) с этнокультурным компонентом образования) 

 Представленная таблица 2 распространяется на общеобразовательные учреждения или отдельные классы, имеющие соответствующий статус и работающие в режиме 6-дневной учебной недели (в том числе и с 6-м развивающим днем) в соответствии с санитарными правилами  СП 2.4.2.782-9

  таблица 2

 

Количество часов в неделю по классам

 

2 3 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Базовый Компонент 20 21 19 20 20 20 26 27 29 30 31 30 29
Школьный Компонент 5 5 2 5 5 5 7 9 9 9 8 10 11
Максимальный объем учебной нагрузки 25 25 22 25 25 25 33 34 36 37 37 38 38

Итого, к финансированию

27 27 2 27 27 27 35 36 38 39 39 40 40

  Общеобразовательные учреждения  с  коррекционно – развивающими  классами
  (при 6-дневной учебной неделе

Таблица 3

 

Количество часов в неделю (по классам)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Базовый компонент

19

20

20

21

26

27

29

30

31

Школьный компонент

8

7

7

6

6

8

8

9

8

Максимальный объем обязательной аудиторной учебной нагрузки

22

25

25

25

31

32

34

35

35

Итого, часов к финансированию

27

27

27

27

32

35

37

39

39

 Общеобразовательные учреждения  с  коррекционно - развивающими  классами
  (при 5 -дневной учебной неделе)

Таблица 4

 

Количество часов в неделю (по классам)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Базовый компонент

19

20

20

21

26

27

29

30

31

Школьный компонент

8

7

7

6

6

8

8

9

8

Максимальный объем обязательной аудиторной учебной нагрузки

20

22

22

22

28

29

31

32

32

Итого, часов к финансированию

27

27

27

27

32

35

37

39

39

Аудиторная учебная нагрузка обучающегося состоит из часов, отведенных на базовый компонент, и из части часов школьного компонента. В сумме она не должна превышать для школьника максимальный объем обязательной аудиторной учебной нагрузки.

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки (час/нед.)

Ступени Обучения
Начальная общеобразовательная школа
Основная образовательная школа
Средняя общеобразовательная школа
Классы

 

1

 

2

 

3

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

Для 5-дневной Учебной недели

22

22

22

20

22

22

22

28

29

31

32

32

33

33

Для 6-дневной Учебной недели

25

25

25

22

25

25

25

31

32

34

35

35

36

36

При этом часы школьного компонента, используемые на занятия активно-двигательного характера, индивидуальные консультации, подготовку домашних заданий под руководством учителя, экскурсии и аналогичные виды деятельности, можно не учитывать при определении соответствия суммарной нагрузки учащихся нормам максимальной аудиторной учебной нагрузки при условии, что они проводятся во второй половине дня или шестой развивающий день – по усмотрению администрации и совета школы.

Максимальный объем обязательных домашних заданий (час/день)

Ступени Обучения
Начальная общеобразовательная школа
Основная общеобразовательная школа
Средняя общеобразо-вательная школа
Классы 1 2 3 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Объем домашнего задания О/1 1,5 2 0/1 1,5 2 2 2,5 2,5 3 3 3 3.5 3,5

  Индивидуальные, групповые занятия,  занятия с проектной формой организации учебной деятельности финансируются в зависимости от количества групп, определяемых образовательным учреждением, и независимо от количества учащихся в группе.

Порядок реализации образовательных областей базового компонента каждое общеобразовательное учреждение определяет самостоятельно на основе своего устава, образовательной программы, кадровой, учебно-методической и материальной базы. При этом в инвариантной части базового учебного плана указано минимальное количество учебных часов, которые рекомендуется отводить на изучение соответствующих образовательных областей. Эти рекомендации основаны на данных массовой практики преподавания и заключениях экспертов о возможности достижения необходимого минимального уровня подготовки всеми школьниками в условиях преподавания по распространенным апробированным учебным программам, пособиям, педагогическим технологиям.

Часы школьного компонента могут быть использованы:

- на организацию индивидуальных и групповых занятий;

- на увеличение количества часов, отводимых на образовательные области или отдельные учебные предметы, курсы, указанные в базовом компоненте;

- на составляющие регионального компонента, если они преподаются как отдельные учебные предметы;

- на факультативные курсы;

- на занятия активно-двигательного характера (ритмика, аэробика, бальные и спортивные танцы, спортивные игры и пр.);

на занятия проектной, исследовательской, экскурсионной и другими нетрадиционными видами и формами учебной деятельности.

Аудиторная учебная нагрузка обучающегося состоит из часов, отведенных на базовый компонент, и из части часов школьного компонента. В сумме она не должна превышать для школьника максимальный объем обязательной аудиторной учебной нагрузки.

 Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки (час/нед.)

Ступени Обучения Начальная общеобразовательная школа Основная образовательная школа Средняя общеобразовательная школа
Классы  1  2  3  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11
Для 5-дневной Учебной недели 22 22 22 20 22 22 22 28 29 31 32 32 33 33
Для 6-дневной Учебной недели 25 25 25 22 25 25 25 31 32 34 35 35 36 36

При этом часы школьного компонента, используемые на занятия активно-двигательного характера, индивидуальные консультации, подготовку домашних заданий под руководством учителя, экскурсии и аналогичные виды деятельности, можно не учитывать при определении соответствия суммарной нагрузки учащихся нормам максимальной аудиторной учебной нагрузки при условии, что они проводятся во второй половине дня или шестой развивающий день – по усмотрению администрации и совета школы.

В решении проблемы устранения психо-физиологической перегрузки обучающихся существенную роль играет ограничение объема обязательных домашних заданий. Руководители общеобразовательных учреждений несут ответственность за учет объема домашних заданий по отдельным предметам и ограничение их суммарного объема

Максимальный объем обязательных домашних заданий (час/день)

Ступени Обучения Начальная общеобразовательная школа Основная общеобразовательная школа Средняя общеобразо-вательная школа
Классы 1 2 3 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Объем домашнего задания О/1 1,5 2 0/1 1,5 2 2 2,5 2,5 3 3 3 3.5 3,5

Базисный учебный план является нормативно-правовой основой рабочего учебного плана конкретного общеобразовательного учреждения, который разрабатывается и утверждается последним самостоятельно.

В рабочем учебном плане общеобразовательных учреждений отражаются основные показатели базисного плана: все образо-вательные области, нормативы максимального объема обязательной аудиторной и домашней учебной нагрузки обучающихся, нормативы финансирования, а также учитываются рекомендации базисного учебного плана в отношении распределения учебного времени, отводимого на изучение различных образовательных областей, входящих в состав базового компонента.

Московским региональным  базисным учебным планом предусматривается возможность работы общеобразовательного учреждения в различных режимах:

по 5-дневной или 6-дневной учебной неделе, а также в смешанном режиме. Соответствующее решение принимается общеобразовательным учреждением самостоятельно, с учетом позиции педагогического коллектива, обучающихся, их родителей (законных представителей), а также требований санитарных правил СП 2.4.2.782-99, п.п. 2.9.1., 2.9.2.

 Обучающийся имеет право выбора предметов и видов деятельности, вплоть до участия в формировании индивидуальной образовательной программы. С целью оптимизации учебной нагрузки обучающихся, создания наиболее благоприятных условий для их развития следует максимально использовать возможности перевода обучающихся на индивидуальный учебный план.

  Индивидуальные, групповые занятия,  занятия с проектной формой организации учебной деятельности финансируются в зависимости от количества групп, определяемых образовательным учреждением, и независимо от количества учащихся в группе.

Аудиторная учебная нагрузка обучающегося состоит из часов, отведенных на базовый компонент, и из части часов школьного компонента. В сумме она не должна превышать для школьника максимальный объем обязательной аудиторной учебной нагрузки.

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки (час/нед.)

Ступени Обучения Начальная общеобразовательная школа Основная образовательная школа Средняя общеобразовательная школа
Классы  1  2  3  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11
Для 5-дневной Учебной недели 22 22 22 20 22 22 22 28 29 31 32 32 33 33
Для 6-дневной Учебной недели 25 25 25 22 25 25 25 31 32 34 35 35 36 36

При этом часы школьного компонента, используемые на занятия активно-двигательного характера, индивидуальные консультации, подготовку домашних заданий под руководством учителя, экскурсии и аналогичные виды деятельности, можно не учитывать при определении соответствия суммарной нагрузки учащихся нормам максимальной аудиторной учебной нагрузки при условии, что они проводятся во второй половине дня или шестой развивающий день – по усмотрению администрации и совета школы.

В решении проблемы устранения психо-физиологической перегрузки обучающихся существенную роль играет ограничение объема обязательных домашних заданий. Руководители общеобразовательных учреждений несут ответственность за учет объема домашних заданий по отдельным предметам и ограничение их суммарного объема

Максимальный объем обязательных домашних заданий (час/день)

Ступени Обучения Начальная общеобразовательная школа Основная общеобразовательная школа Средняя общеобразо-вательная школа
Классы 1 2 3 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Объем домашнего задания О/1 1,5 2 0/1 1,5 2 2 2,5 2,5 3 3 3 3.5 3,5

Домашние задания в первом полугодии первого класса не задаются.

Базисный учебный план является нормативно-правовой основой рабочего учебного плана конкретного общеобразовательного учреждения, который разрабатывается и утверждается последним самостоятельно.

В рабочем учебном плане общеобразовательных учреждений отражаются основные показатели базисного плана: все образо-вательные области, нормативы максимального объема обязательной аудиторной и домашней учебной нагрузки обучающихся, нормативы финансирования, а также учитываются рекомендации базисного учебного плана в отношении распределения учебного времени, отводимого на изучение различных образовательных областей, входящих в состав базового компонента.

Московским региональным  базисным учебным планом предусматривается возможность работы общеобразовательного учреждения в различных режимах:

по 5-дневной или 6-дневной учебной неделе, а также в смешанном режиме. Соответствующее решение принимается общеобразовательным учреждением самостоятельно, с учетом позиции педагогического коллектива, обучающихся, их родителей (законных представителей), а также требований санитарных правил СП 2.4.2.782-99, п.п. 2.9.1., 2.9.2.

Параметры, определяемые  Московским региональным базисным учебным планом, являются нормативными рамками при составлении учебных планов общеобразовательных учреждений Москвы: для учреждений (классов) с углубленным изучением отдельных предметов, классов, спрофилированных на вуз, общеобразовательных учреждений (классов) с этнокультурным компонентом образования, лицеев, гимназий (таблица 2), а также для общеобразовательных учреждений с коррекционно-развивающими классами (таблицы 3, 4).

   Общеобразовательные учреждения (классы) с углубленным и расширенным содержанием образования (гимназии, гимназические классы, лицеи, лицейские классы, средние общеобразовательные школы (классы) с углубленным изучением отдельных предметов)

таблица 2

  Количество часов в неделю по классам
  1 2 3 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Школьный Компонент 5 5 5 2 5 5 5 7 9 9 9 8  10  11
Максимальный объем учебной нагрузки 25 25 25 22 25 25 25 33 34 36 37 37 38 38
Итого, к финансированию 26 27 27 23 27 27 27 35 36 38 39 39 40 40

Данная таблица распространяется на общеобразовательные учреждения или отдельные классы, имеющие соответствующий статус и работающие в режиме 6-дневной учебной недели (в том числе и с 6-м развивающим днем) в соответствии с санитарными правилами  СП 2.4.2.782-99.


Общеобразовательные учреждения с  коррекционно – развивающими  классами
  (при 6-дневной учебной неделе)

Таблица 3

 

Количество часов в неделю (по классам)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Базовый компонент

19

20

20

21

26

27

29

30

31

Школьный компонент

8

7

7

6

6

8

8

9

8

Максимальный объем обязательной аудиторной учебной нагрузки

22

25

25

25

31

32

34

35

35

Итого, часов к финансированию

27

27

27

27

32

35

37

39

39

 Общеобразовательные учреждения  с  коррекционно - развивающими  классами
  (при 5 -дневной учебной неделе)

Таблица 4

 

Количество часов в неделю (по классам)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Базовый компонент

19

20

20

21

26

27

29

30

31

Школьный компонент

8

7

7

6

6

8

8

9

8

Максимальный объем обязательной аудиторной учебной нагрузки

20

22

22

22

28

29

31

32

32

Итого, часов к финансированию

27

27

27

27

32

35

37

39

39

 Базисный учебный план является нормативно-правовой основой рабочего учебного плана конкретного общеобразовательного учреждения, который разрабатывается и утверждается последним самостоятельно.

В рабочем учебном плане общеобразовательных учреждений отражаются основные показатели базисного плана: все образо-вательные области, нормативы максимального объема обязательной аудиторной и домашней учебной нагрузки обучающихся, нормативы финансирования, а также учитываются рекомендации базисного учебного плана в отношении распределения учебного времени, отводимого на изучение различных образовательных областей, входящих в состав базового компонента.

Московским региональным  базисным учебным планом предусматривается возможность работы общеобразовательного учреждения в различных режимах:

по 5-дневной или 6-дневной учебной неделе, а также в смешанном режиме. Соответствующее решение принимается общеобразовательным учреждением самостоятельно, с учетом позиции педагогического коллектива, обучающихся, их родителей (законных представителей), а также требований санитарных правил СП 2.4.2.782-99, п.п. 2.9.1., 2.9.2.

 

Образовательная область “Филология” в базовом компоненте предусматривает изучение русского языка (с 1 по 11 класс), литературы, иностранного языка (в 5-11 классах). При наличии кадрового обеспечения общеобразовательным учреждениям рекомендуется изучение иностранного языка в начальных классах за счет часов школьного компонента.

В образовательную область “Математика” входят: арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия, начала анализа, математическая информатика. Математическая информатика может также изучаться интегративно с курсом информационных технологий.

В образовательную область “Естествознание” входят: физика, астрономия, химия, биология, экология, физическая география. Также в эту образовательную область входят модули курсов ОБЖ и москвоведения, интегрированный курс “Естествознание”, компоненты интегрированного курса “Окружающий мир”. Экологическое образование может быть реализовано через экологизацию традиционных естественнонаучных дисциплин (физика, химия, география, биология), интеграцию с ОБЖ и выполнение проектов экологической направленности, а также как отдельный предмет за счет часов школьного компонента.

Образовательная область “Обществознание” включает в себя историю России, всеобщую историю, обществоведение, экономическую географию, компоненты ОБЖ, интегрированный курс “Окружающий мир”. Также в эту область входят экономика, граждановедение, которые могут изучаться как самостоятельные предметы, либо интегративно, модули москвоведения, экологии. В перспективе планируется включение в эту область элементов психологического образования, в том числе в интеграции с ОБЖ.

В образовательную область “Искусство” входят: изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура (МХК); в этой области также могут реализовываться различные интегрированные курсы ( например, “Изобразительное искусство и художественный труд” и др.).

Образовательная область “Технология” включает в себя материальные технологии и информационные технологии. В ней может реализовываться допрофессиональная подготовка, черчение (включающее элементы и материальных, и информационных технологий), различные интегрированные курсы (например, “Математика и конструирование” и др.) и проекты.

По ряду современных разделов технологии целесообразно использование потенциала межшкольных учебных комбинатов с соответствующим учетом учебной нагрузки, в том числе с различной нагрузкой по неделям учебного года.

Образовательная область “Физическая культура” включает общеразвивающую и общеукрепляющую физическую подготовку, элементы спортивной подготовки и народных игр, а также курс  «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).

В 10-11 классах ОБЖ изучается как  обязательный самостоятельный учебный курс с объемом учебной нагрузки 2час/нед. в 10 классе и 1 час./нед. в 11 классе. В 10 классе по окончании учебного года для юношей проводятся 5-дневные военные сборы.

  В 1-9 классах изучение ОБЖ может быть организовано  либо как самостоятельный учебный курс, рассчитанный на 35 учебных часов в год, либо  как интегрированные модули в составе образовательных областей «Естествознание», «Обществознание» с тем же объемом учебной нагрузки. В пояснительные записки к рабочим учебным планам общеобразовательных учреждений для 1-9 классов следует включать содержательные характеристики каждого модуля ОБЖ в составе образовательных областей «Естествознание», «Обществознание» (в соответствии с программой учебного курса ОБЖ). Учет прохождения учебного материала и знаний обучающихся необходимо вести на специально выделенных страницах классных журналов. Не реже 1 раза в четверть планировать проведение практических занятий по ОБЖ в 1-9 классах в целях формирования у учащихся навыков оказания само- и взаимопомощи в любой чрезвычайной ситуации. Рекомендуется привлекать к проведению этих занятий сотрудников МЧС, Службы спасения, ГБДД, работников здравоохранения и др.

 

  Часы школьного компонента могут быть использованы:

- на организацию индивидуальных и групповых занятий;

- на увеличение количества часов, отводимых на образовательные области или отдельные учебные предметы, курсы, указанные в базовом компоненте;

- на составляющие регионального компонента, если они преподаются как отдельные учебные предметы;

- на факультативные курсы;

- на занятия активно-двигательного характера (ритмика, аэробика, бальные и спортивные танцы, спортивные игры и пр.);

- на занятия проектной, исследовательской, экскурсионной и другими нетрадиционными видами и формами учебной деятельности;

- на введение второго учебного часа  курса ОБЖ в 10 классе.

Обучающийся имеет право выбора предметов и видов деятельности, вплоть до участия в формировании индивидуальной образовательной программы. С целью оптимизации учебной нагрузки обучающихся, создания наиболее благоприятных условий для их развития следует максимально использовать возможности перевода обучающихся на индивидуальный учебный план.

  Индивидуальные, групповые занятия,  занятия с проектной формой организации учебной деятельности финансируются в зависимости от количества групп, определяемых образовательным учреждением, и независимо от количества учащихся в группе.

Аудиторная учебная нагрузка обучающегося состоит из часов, отведенных на базовый компонент, и из части часов школьного компонента. В сумме она не должна превышать для школьника максимальный объем обязательной аудиторной учебной нагрузки.

Следует иметь в виду, что различные обучающиеся одного и того же класса могут выбирать разные составляющие школьного компонента. С этой целью в таблице заложено превышение нормативов финансирования (строка «Итого, к финансированию») над соответствующими санитарно-гигиеническими нормативами (строка «Максимальный объем учебной нагрузки»).

При этом часы школьного компонента, используемые на занятия активно-двигательного характера, индивидуальные консультации, подготовку домашних заданий под руководством учителя, экскурсии и аналогичные виды деятельности, можно не учитывать при определении соответствия суммарной нагрузки учащихся нормам максимальной аудиторной учебной нагрузки при условии, что они проводятся во второй половине дня или шестой развивающий день – по усмотрению администрации и совета школы.

 Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки (час/нед.)

Ступени обучения

Начальная общеобразовательная школа

Основная образовательная школа
Средняя общеобразовательная школа
Классы

 

1

 

2

 

3

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

Для 5-дневной Учебной недели

22

22

22

20

22

22

22

28

29

31

32

32

33

33

Для 6-дневной Учебной недели

25

25

25

22

25

25

25

31

32

34

35

35

36

36

 

  Индивидуальная нагрузка обучающегося может превосходить эту величину за счет самостоятельного выбора  индивидуальных, групповых занятий, занятий с проектной формой организации учебной деятельности школьного компонента при наличии согласия родителей (законных представителей) и при отсутствии медико-психологических противопоказаний.

В решении проблемы устранения психо-физиологической перегрузки обучающихся существенную роль играет ограничение объема обязательных домашних заданий. Руководители общеобразовательных учреждений несут ответственность за учет объема домашних заданий по отдельным предметам и ограничение их суммарного объема.

Рекомендуемые ограничения:

Максимальный объем обязательных домашних заданий (час/день)

СтупениОбучения Начальная общеобразовательная школа Основная общеобразовательная школа Средняя образовательная школа
Классы 1 2 3 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Объем домашнего задания 1 1,5 2 1 1,5 2 2 2,5 2,5 3 3 3 3.5 3,5

 Домашние задания в первом полугодии первого класса не задаются.

Параметры, определяемые  Московским региональным базисным учебным планом, являются нормативными рамками при составлении учебных планов общеобразовательных учреждений Москвы: для учреждений с углубленным изучением отдельных предметов, средних общеобразовательных школ с этнокультурным компонентом образования, лицеев, гимназий (таблица 2), а также для общеобразовательных учреждений с коррекционно-развивающими классами (таблицы 3, 4).

 

  Во всех классах объем времени на выполнение обязательной части домашнего задания не должен превышать 50% объема аудиторной нагрузки по соответствующему предмету. Домашние задания большего объема (домашние сочинения, рефераты, тренировочные контрольные работы и другие аналогичные задания) в качестве обязательных заданий должны учитываться всеми педагогами и на период их выполнения объем домашних заданий по другим предметам подлежит сокращению.

С целью физического развития обучающихся, укрепления их здоровья, предупреждения гиподинамии, следует максимально использовать все имеющиеся возможности для организации во второй половине дня дополнительных факультативных занятий физической культурой.

Параметры, определяемые  Московским региональным базисным учебным планом, являются нормативными рамками при составлении учебных планов общеобразовательных учреждений Москвы: для учреждений с углубленным изучением отдельных предметов, средних общеобразовательных школ с этнокультурным компонентом образования, лицеев, гимназий (таблица 2), а также для общеобразовательных учреждений с коррекционно-развивающими классами (таблицы 3, 4)

 

 Общеобразовательные учреждения (классы) с углубленным и расширенным содержанием образования (гимназии, гимназические классы, лицеи, лицейские классы, средние общеобразовательные школы (классы) с углубленным изучением отдельных предметов)

таблица 2

  Количество часов в неделю по классам
  1 2 3 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Школьный Компонент 5 5 5 2 5 5 5 7 9 9 9 8  10  11
Максимальный объем учебной нагрузки 25 25 25 22 25 25 25 33 34 36 37 37 38 38
Итого, к финансированию 26 27 27 23 27 27 27 35 36 38 39 39 40 40

Данная таблица распространяется на общеобразовательные учреждения или отдельные классы, имеющие соответствующий статус и работающие в режиме 6-дневной учебной недели (в том числе и с 6-м развивающим днем) в соответствии с санитарными правилами  СП 2.4.2.782-99.

 

Общеобразовательные учреждения с  коррекционно – развивающими  классами
  (при 6-дневной учебной неделе)

Таблица 3 

 

Количество часов в неделю (по классам)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Базовый компонент

19

20

20

21

26

27

29

30

31

Школьный компонент

8

7

7

6

6

8

8

9

8

Максимальный объем обязательной аудиторной учебной нагрузки

22

25

25

25

31

32

34

35

35

Итого, часов к финансированию

27

27

27

27

32

35

37

39

39

 

Общеобразовательные учреждения  с  коррекционно - развивающими  классами
  (при 5 -дневной учебной неделе)

Таблица 4 

 

Количество часов в неделю (по классам)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Базовый компонент

19

20

20

21

26

27

29

30

31

Школьный компонент

8

7

7

6

6

8

8

9

8

Максимальный объем обязательной аудиторной учебной нагрузки

20

22

22

22

28

29

31

32

32

Итого, часов к финансированию

27

27

27

27

32

35

37

39

39


  Московский базисный учебный план

Таблица 1

Образовательные области

Количество часов в неделю по классам

 

1

2

3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

ФИЛОЛОГИЯ:

Русский язык

Литература

8

8

8

8

8

8

8

8

7

7

5

5

5

5

Иностраннный язык

-

-

-

-

-

-

-

3

3

3

3

3

2

2

МАТЕМАТИКА:

Математика

Информатика

5

5

5

4

4

4

4

5

5

5

5

5

5

5

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ:

Окружающий мир

Физика

Астрономия

Химия

Биология

Физическая география

Экология

ОБЖ

Москвоведение

1

1

1

1

1

1

1

2

2

4

6

6

6

6

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

История

Обществоведение

Экономическая география

Экономика

Граждановедение

ОБЖ

Москвоведение

-

-

1

-

1

1

1

2

4

4

5

6

5

5

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА:

Физическая культура

ОБЖ

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

ИСКУССТВО:

Музыка

Изобразительное искусство

МХК

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

ТЕХНОЛОГИЯ:

Материальные технологии

Информационные технологии

Трудовое обучение

Черчение

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ

20

20

21

19

20

20

20

26

27

29

30

31

30

29

ШКОЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

6

6

7

4

6

7

8

7

7

7

7

6

8

9

Итого, к финансированию

26

26

28

23

26

27

28

33

34

36

37

37

38

38

                             

Максимальный объем аудиторной нагрузки (для 5/6-дневной учебной недели(

22/25

22/25

22/25

20/22

22/25

22/25

22/25

28/31

29/32

31/34

32/35

32/35

33//36

33/36

Максимальный объем обяза-

тельных домашних заданий

(вчас/день)

0/1

1,5

2

0/1

1,5

2

2

2,5

2,5

3

3

3

3,5

3,5

  К указанным в строке «Итого, к финансированию» нормативам добавляется (в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.08.94 г. № 1008, в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 09.09.1996 г. №1058 и от 15.01.1997 г. № 38) финансирование раздельного преподавания в двух группах класса наполняемостью не менее 25 человек на занятиях по иностранному языку, технологии (материальные и информационные технологии), на практических занятиях по предметам и курсам естествознания, физической культуре в 5-11 классах, на занятиях по профильным дисциплинам в средних общеобразовательных школах (классах) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях, лицеях, гимназических и лицейских классах, а также финансирование совместной работы, преподавателя информационных технологий и преподавателя-предметника при освоении и использовании современных информационных технологий в изучении учебного предмета 

(см.также Приложение 1).

Общеобразовательные учреждения (классы) с углубленным и расширенным содержанием образования (гимназии, гимназические классы, лицеи, лицейские классы, средние общеобразовательные школы (классы) с углубленным изучением отдельных предметов)

Таблица 2

 

Количество часов в неделю по классам

 

1

2

3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Школьный компонент

5 5 5 2 5 5 5 7 9 9 9 8  10  11

Максимальный объем учебной нагрузки

25 25 25 22 25 25 25 33 34 36 37 37 38 38

Итого, к финансированию

26

27

27

23

27

27

27

35

36

38

39

39

40

40

 

Данная таблица распространяется на общеобразовательные учреждения или отдельные классы, имеющие соответствующий статус и работающие в режиме 6-дневной учебной недели (в том числе и с 6-м развивающим днем) в соответствии с санитарными правилами  СП 2.4.2.782-99.

 

Общеобразовательные учреждения с  коррекционно – развивающими  классами (при 6-дневной учебной неделе)

Таблица 3

 

Количество часов в неделю
(по классам)
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Базовый компонент 19 20 20 21 26 27 29 30 31
Школьный компонент 8 7 7 6 6 8 8 9 8
Максимальный объем обязательной аудиторной учебной нагрузки 22 25 25 25 31 32 34 35 35
Итого, часов к финансированию 27 27 27 27 32 35 37 39 39

 Oбщеобразовательные учреждения   с  коррекционно - развивающими  классами
(при 5 -дневной учебной неделе)

Таблица 4

 

Количество часов в неделю (по классам)
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Базовый компонент 19 20 20 21 26 27 29 30 31
Школьный компонент 8 7 7 6 6 8 8 9 8
Максимальный объем обязательной аудиторной учебной нагрузки 20 22 22 22 28 29 31 32 32
Итого, часов к финансированию 27 27 27 27 32 35 37 39 39

 

  Приложение 2
к приказу Московского комитета образования 
от13.04.2001г.   №275

 ФИНАНСОВО-НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
МОСКОВСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1. Общие положения

  1.1. Московский региональный базисный учебный план определяет состав образовательных областей базового (инвариантного) компонента, распределение учебного 000000времени между базовым (инвариантным) и вариативным (школьным) компонентами, максимальный объем обязательной аудиторной и домашней учебной нагрузки обучающихся, нормативы финансирования во всех видах общеобразовательных учреждений г. Москвы.

  1.2. Учебный план московского общеобразовательного учреждения составляется последним самостоятельно с соблюдением максимальных объемов обязательной учебной нагрузки обучающихся и с учетом Московского регионального базисного учебного плана и утверждается директором.

  1.3. Финансирование учебного плана складывается из основного финансирования, нормативы которого указаны в строках «ИТОГО, К ФИНАНСИРОВАНИЮ» таблиц 1 – 4 Московского регионального базисного учебного плана (приложение 2), утвержденного приказом Комитета образования, дополнительного финансирования, нормативы которого определяются Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001г. №196, а также нормативами, которые утверждаются приказами Московского комитета образования.

  1.4. Расчет объемов основного и  дополнительного финансирования производится по учебному плану общеобразовательного учреждения. Учебный план общеобразовательного учреждения определяет конкретное учебное планирование на текущий учебный год, выделение компонентов (базового, регионального, школьного) в учебном плане не производится.

  1.5. Устанавливаемые базисным учебным планом нормативы финансирования не зависят от выбранного общеобразовательным учреждением режима работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя, смешанный режим и пр.).

  1.6. Указанные ниже нормативы основного и дополнительного финансирования учебного плана относятся только к занятиям, проводимым в рамках основных образовательных программ.

  Программы дополнительного образования, предусматривающие проведение занятий вне рамок рабочего учебного плана общеобразовательного учреждения (кружки, студии, школьные театры и т.п.) финансируются в соответствии с нормативами, утвержденными для этих видов образовательной деятельности.

  1.7. Нормативы целевого финансирования относятся к занятиям, проводимым в рамках целевых образовательных программ, поддерживаемых в приоритетном порядке Правительством Москвы и Московским комитетом образования.

 

2. Объем основного финансирования.

  2.1. Учебные планы московских общеобразовательных учреждений, составленные с соблюдением нормативов Московского регионального базисного учебного плана, финансируются во всех видах общеобразовательных учреждений в соответствии со строкой «ИТОГО, К ФИНАНСИРОВАНИЮ» таблицы 1 «Московский региональный базисный учебный план»:

 

 

Количество часов в неделю по классам

2

3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Итого,к финансированию 26 28 23 26 27 28 33 34 36 37 37 38 38

 

Всего по ступеням обучения подлежат финансированию:

- в 3-летней начальной общеобразовательной школе (2,3 классы) – 54 учебных часа ( для общеобразовательных учреждений, завершающих обучение по модели 3-летней начальной школы),

- в 4-летней начальной общеобразовательной школе (1-4 классы) – 104 учебных часа,

- в основной общеобразовательной школе (5-9 классы) – 177 учебных часов,

- в средней общеобразовательной школе (10-11 классы) – 76 учебных часов.

  2.2. В общеобразовательных учреждениях с углубленным и расширенным содержанием образования (гимназии, лицеи, кадетские корпуса, средние общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов,спрофилированные на вуз,  общеобразовательные учреждения с этнокультурным компонентом образования,) или в

отдельных классах  средних общеобразовательных школ, имеющих соответствующий статус и работающих по 6-дневной учебной неделе в соответствии с санитарными правилами СП 2.4.2.782-99, п. 2.9.2. финансирование осуществляется в соответствии с таблицей 2 Московского регионального базисного учебного плана:

 

Количество часов в неделю  по классам

2

3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Итого, к финан-сированию 26 28 23 26 27 28 33 34 36 37 37 38 38

  Всего по ступеням обучения для указанных общеобразовательных учреждений подлежат финансированию:

- в 3-летней начальной общеобразовательной школе (2.3 классы) –54 учебных часов,

- в 4-летней начальной общеобразовательной школе (1-4 классы) – 104 учебных часа,

- в основной общеобразовательной школе (5-9 классы) – 187 учебных часов,

- в средней общеобразовательной школе (10-11 классы) – 80 учебных часов.

  2.3. В общеобразовательных учреждениях, реализующих программы коррекционно-развивающего обучения или в коррекционно-развивающих классах общеобразовательных учреждений, имеющих соответствующий статус и работающих как по 6-дневной, так и 5-дневной учебной неделе, финансирование осуществляется в соответствии с таблицами 3,4 Московского регионального базисного учебного плана:

 

Количество часов в неделю по классам

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Итого, к финансированию 27 27 27 27 32 35 37 39 39

  Всего по ступеням обучения для указанных общеобразовательных учреждений подлежат финансированию:

- в 4-летней начальной общеобразовательной школе (1-4 классы) – 108 учебных часов,

- в основной общеобразовательной школе (5-9 классы) – 182 учебных часа.

 

  2.4. Общеобразовательные учреждения вправе перераспределять количество оплачиваемых учебных часов между классами внутри ступени обучения при условии сохранения общего количества часов на данную ступень и при соблюдении санитарно-гигиенических правил.

 

3. Дополнительное финансирование рабочего учебного плана общеобразовательного учреждения

- 3.1. К указанным в разделе 2 нормативам для базовых учебных предметов, курсов и дисциплин, проводящихся для всего класса во всех видах общеобразовательных учреждений, добавляется финансирование раздельного преподавания в двух группах класса наполняемостью 25 человек и более при проведении занятий  по:

- иностранному языку и трудовому обучению на второй и третьей ступенях общего образования, физической культуре на третьей ступени общего образования, по информатике и вычислительной технике, физике, химии (во время практических занятий);

-  полевой практике по предметам «География»,«Экология» в 5-11 классах в соответствии с тематическим планированием;

- профильным дисциплинам в общеобразовательных учреждениях (средних общеобразовательных школах (классах) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях, лицеях, гимназических и лицейских классах, кадетских  корпусах).

3.2. Дополнительное финансирование раздельного преподавания в двух группах классов коррекционно-развивающего обучения с наполняемостью не менее 12 человек осуществляется при проведении  уроков трудового и профессионального обучения  в 5-9 классах.

3.3. Финансирование раздельного преподавания в двух группах класса  осуществляется при проведении практических занятий, включая полевую практику, по естественнонаучным курсам.

3.4. Финансирование раздельного преподавания профильных дисциплин в двух группах класса осуществляется согласно учебному плану общеобразовательного учреждения (классов) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназий, (классов), лицеев (классов), кадетских корпусах.

3.5. Финансирование совместной работы двух преподавателей при проведении занятий по учебным предметам в 1-11 классах с использованием современных информационных технологий при наличии  в образовательном учреждении необходимых условий, подготовленных педагогических кадров и утвержденной  учебной программы.

 

4. Целевое финансирование рабочего учебного плана общеобразовательного учреждения

  Перечень занятий, подлежащих целевому финансированию в данном учебном году, нормативы и сроки действия целевого финансирования для каждого рода занятий определяются приказами Московского комитета образования.