www.Itogi.ru /
No. 35 (377)
15 сентября 2003
Министр образования Владимир Филиппов считает, что модернизация — это постепенный процесс и,
как бы нам ни хотелось быстро повысить качество образования, на это потребуются годы
(Фото: Дмитрий Пленкин)
— Владимир Михайлович, каких новаций всем нам стоит ожидать в нынешнем учебном сезоне?
— Обычно учителя и учащиеся со страхом ждут каких-то новаций в школе. Но я хочу сказать, что никаких революционных изменений в этом году в учебном процессе не будет. Разве что некоторые послабления, например для детей начальной школы. Министерство образования направило в школы письмо, которое дает право педагогическому коллективу вводить безотметочное обучение с 1-го по 4-й класс. Чтобы не травмировать детей, можно найти другие способы оценить их успехи. Что касается модернизации, то это очень постепенный процесс. И как бы нам ни хотелось быстро повысить качество школьного образования, на это потребуется еще много лет. В частности, как минимум 3-4 года понадобится на введение новых стандартов школьного образования. До конца этого года стандарты должны быть разработаны и приняты, на следующий год объявлен конкурс на учебники, в течение 2004-2005 годов — будет проведено повышение квалификации учителей. Только с 1 сентября 2005 года мы введем предпрофильные 9-е классы, а с 1 сентября 2006 года вся российская школа перейдет на новые стандарты школьного образования, включая профильное обучение в 10-11-х классах. С этого времени все дети будут начинать обучение с 6-6,5 лет, учить иностранный язык со 2-го класса, обязательно проходить основы экономики, права и граждановедение. Число уроков физкультуры увеличится, зато резко уменьшится объем знаний, получаемых с 5-го по 9-й класс. Самые сложные темы по физике, химии, биологии и т. д. будут перенесены в профильную школу. Таковы перспективы школы начиная с 1 сентября 2006 года.
— А единый государственный экзамен — это разве не новация? Ведь буквально в этом году ЕГЭ станет реальностью для половины населения страны...
— Действительно, хотя ЕГЭ и вызывает наибольшее количество вопросов, эксперимент по его введению оказался самым широким. Если в первый год в нем участвовало 5 регионов, в прошлом году — 16, в этом году — 47, то на 2004 год мы имеем уже около 60 заявок. То есть единый экзамен будут сдавать около 800 тысяч из 1 200 000 выпускников. Уже никто не спорит, что ЕГЭ — это более объективный механизм оценки качества работы школы, учителя и знаний ученика. Никто не спорит и с тем, что единый экзамен расширил доступность образования. Когда выпускники из регионов на основе ЕГЭ стали поступать, и в массовом порядке, в московские вузы, тут уже даже журналисты перестали дискутировать, расширяет ЕГЭ доступность высшего образования или не расширяет.
— Но, вероятно, у ЕГЭ немало еще и узких мест?
— Поскольку это пока эксперимент, то у нас нет жесткой системы взаимодействия, например, с органами МВД. Это все делается на уровне договоренностей в регионах, хотя роль правоохранительных органов очень велика. Они помогают нам обеспечивать чистоту эксперимента: от проблемы удаления посторонних из помещения, где проводится экзамен, до вопросов транспортировки и доставки информации из регионов в Москву. Пока мы обеспечиваем защиту информации сами, своими доморощенными методами. Но уже принято решение о создании межведомственной рабочей группы, которая будет заседать в течение ближайших полутора лет каждые две недели. Мы будем отрабатывать технологии, повышающие объективность процедур единого экзамена.
— Есть ли у вас данные о том, сколько выпускников в этом году поступили в вузы?
— Пока еще нет. Но речь будет идти о сотнях тысяч! Например, в прошлом году из 300 тысяч человек, сдававших ЕГЭ, 100 тысяч поступили в вузы на основе единого экзамена, не сдавая больше ничего. В этом году из 630 тысяч по результатам ЕГЭ поступили не менее 300 тысяч. В общем же сказать можно будет лишь осенью, но по опыту прошлого года, когда при 1 миллионе 350 тысячах выпускников примерно 1 миллион 200 тысяч были приняты в высшие учебные заведения, можно предполагать аналогичную картину. Но говорить о том, что все поголовно идут в вузы, неверно. Ведь прием в ПТУ и техникумы не уменьшился.
— Однако вы говорили о том, что в средних специальных учебных заведениях явный недобор...
— Я все жду, когда капиталисты скажут: нет на свете выше звания, чем рабочий человек. Я только что вернулся из Чувашии, где на одно освободившееся место юриста подается от 20 до 40 заявлений. То же самое в стране творится и с экономистами. Перепроизводство явное. Каким-то образом мы должны объяснить стране: хватит стремиться только к корочкам о высшем образовании — человеку важно иметь достойный заработок, и не важно, где он его будет получать. И это самое главное для человека. С другой стороны, мы знаем, сколько детей окончат 11-й класс в ближайшие 5-7 лет — они все сидят за партами в школе и уже проявили свои способности. Поэтому мы сейчас по каждому из 89 субъектов Федерации составили прогноз на пять лет: в выпуске этого года столько-то человек, такая-то часть — потенциальные студенты вузов, другая — ПТУ, третья — техникумов. И теперь у вузов, ПТУ и техникумов не останется возможности "с потолка" строить план приема. Мы эти планы будем жестко регулировать.
— О перепроизводстве... Как работает полиция качества, которая должна разобраться с вузами, выпускающими плохо подготовленных юристов-экономистов?
— Как и всегда, полиция у нас пока плохо работает. И не только наша, в образовании. Но если говорить о качестве, то здесь два аспекта. При таком перепроизводстве экономистов, юристов даже в Москве в хороших фирмах говорят: "Не хватает квалифицированного юриста, экономиста". На самом деле вопрос в том, что у нас появилось массовое высшее образование, а при любом массовом производстве появляется ширпотреб. У нас осталась потребность в хороших специалистах, у нас есть элитные вузы, и мы должны их поддерживать. Но сила российского образования всегда была в том, что мы не опускались ниже определенного уровня, и нам это всегда гарантировали стандарты. В других странах мира, как правило, таких стандартов нет. Так что наш образовательный "ширпотреб" все равно приемлемого качества. Мы действительно проверяем во внеочередном порядке информацию о слабых вузах. Мы пошли даже на крайние меры: поскольку из Москвы невозможно проконтролировать качество работы в филиале какого-то вуза в Благовещенске, Минобразования дает полномочия местным органам образования и советам ректоров создавать комиссии и проверять любой частный вуз и любой филиал московского вуза. Вообще говоря, мы поступаем не очень честно, потому что подавляем конкуренцию на месте. Местные советы ректоров могут "зажимать" выходящих на их рынок конкурентов! Но мы должны гарантировать нашим налогоплательщикам качество высшего образования.
— Стрелять же начнут...
— Поэтому и называется полиция.
— Уже ни для кого не секрет, что образование — это миллиарды, в том числе и теневые деньги. У нас вообще останется бесплатное образование?
— Его гарантирует Конституция и закон об образовании, который говорит, что не менее 170 студентов на 10 тысяч населения должны учиться за счет государства. Кому достаются эти бесплатные места? Надо так отработать механизм их распределения, чтобы исключить взятки на вступительных экзаменах. Путь только один — исключить сами по себе вступительные экзамены в конкретные вузы. Более того, с 2005 года все дети, сдав пять экзаменов, посылают во сколько угодно вузов свои документы с набранными баллами. Вузы, получив эти данные, будут обязаны разместить их на специальном сайте в Интернете. Вся страна в течение июля будет видеть все вузы страны, каждую специальность. Красная черта под этой специальностью — количество бесплатных бюджетных мест. И все видят пофамильно, кто находится над чертой со своими баллами, кто под чертой. 31 июля в 24.00 производится снимок — кто куда зачислен. После того как дети определяют, в какой из принявших их вузов отнести аттестат, автоматически происходит подвижка. И часть тех, кто был под красной чертой, поднимается над ней. Страна опять же это видит. К 15 августа все станет на свои места. Более объективной системы приема в вузы, минуя коррупцию вступительных экзаменов, придумать трудно.
— Система ЕГЭ не станет порочной в тот момент, когда сольется с именным госфинансированием?
— В социальной сфере будет переход на оплату не по сметному финансированию, а по объему и качеству оказанных услуг. Если университет икс оказывает больше услуг и лучшего качества, чем университет игрек, то он должен получить больше денег. И деньги получить не от министерства, а от тех, кто пользуется этими услугами. В здравоохранении это начинает реализовываться: куда ты приносишь страховой полис, там тебя лечат за твои деньги. Эта же схема должна работать и в образовании. Наверное, она трудно будет работать, а может, и не будет вводиться в школе. Но в вузах — обязательно. Именно поэтому иногда ректоры протестуют против "привязывания" государственных денег к результатам ЕГЭ конкретного выпускника. Куда выпускник понесет деньги? Тут вузам придется конкурировать, чтобы заполучить этого отличника. Конкурировать не хотят. Но другого способа повышения качества в условиях рыночного общества, кроме конкуренции, мир еще не изобрел.
— В последние недели августа в режиме он-лайн проходил всероссийский интернет-педсовет. Что больше всего волнует учителей?
— С точки зрения экономики педагогов волнует недостаточная заработная плата — это раз. Во-вторых, беспокоит проблема оснащения школы современным оборудованием. В-третьих, учителя хотят, чтобы были закончены многолетние разговоры о стандартах школьного образования и чтобы наконец стандарты были приняты. Что касается заработной платы учителей, то она возрастет на 33 процента. Это для любой другой страны очень резкое увеличение: за два года зарплата учителя увеличилась в два с лишним раза. При этом экономика не стала работать на 200 процентов лучше и налогов в два раза больше собирать не стали. Все это говорит о том, что сегодня в нашей стране образованию отдается явный приоритет.
— Вы имеете в виду приоритеты при распределении бюджетных средств?
— Не только. Важна тенденция: в течение последних пяти лет каждый год доля образования в федеральном бюджете увеличивается. Что касается финансирования образования, то напомню, что только из федерального бюджета финансируются вузы, техникумы, ПТУ. Если брать финансирование школ, то это огромная доля уже консолидированного бюджета. Кстати, с 1 января 2004 года будет наконец решен вопрос о заработной плате учителей в регионах. До сих пор она была заботой местных муниципальных бюджетов, а в целом доля образования в них составляла от 20 до 50 процентов. Именно поэтому не было денег на ремонт школ, на пожарную безопасность: местные власти говорили, что все деньги ушли на зарплату. Чтобы снять эту проблему, президент России 7 июля этого года подписал закон: забрать школы с местного муниципального уровня на уровень субъектов Федерации в самом главном — в оплате труда учителей и в финансировании учебных расходов школы. Теперь муниципалитеты будут вынуждены находить деньги на ремонт школ, на пожарную безопасность, на приобретение оборудования, потому что они уже не могут говорить, что все деньги ушли на зарплату. А на выборы надо будет идти и отвечать, что сделано для школы. Поэтому с точки зрения финансирования решен самый главный вопрос — школа возвращена на государственный уровень.
— Раз уж зашла речь о пожарной безопасности школ, то, по сведениям МЧС, многие общеобразовательные учреждения к 1 сентября были не готовы. Это так?
— Цифра, которая звучала две недели назад из МЧС, абсолютно верная: 6 тысяч школ тогда не были готовы. Но у нас акты о готовности подписываются до 30 августа. На 25 августа оставались неподписанными акты 1073 школ. Но я уверяю вас, что практически все школы готовы к новому учебному году. За исключением тех, которые мы закроем, а мы, наверное, в каждом субъекте Федерации по одной-две школы совсем закроем из-за аварийного состояния.
— Школы в самом деле готовы или "согласно актам"?
— Пожары весной этого года нас "взгрели" так, что мы провели огромную работу по инвентаризации всего и вся по пожаробезопасности в школах. Убрали старую мебель, сделали новые пожарные выходы, сняли решетки с окон первых этажей, оборудовали все школы средствами пожаротушения — лопаты, песок и т. д. Мы, наконец, создали систему проведения учебы и учителей, и учащихся. Кроме того, у нас были созданы графики мероприятий по ремонту материальной базы, по пожаротушению, которые мы будем реализовывать в течение всего учебного года.
— Предусмотрены ли в "школьном бюджете" расходы на культуру? Новые книги, программы?
— Знаете, мы так долго ругали СМИ за то, что они не то пишут и показывают, и только теперь поняли: надо с ними сотрудничать. Журналисты, телевизионщики говорили: дайте нам интересную программу, и мы включим ее в сетки и планы. Сначала на это не было ни денег, ни политической воли. Сейчас решено идти путем введения образовательных программ. Минобразования профинансирует программу "Большая перемена", которая будет выходить с сентября по субботам на РТР и затрагивать самые сложные темы российского образования. Минкультуры в свою очередь запускает образовательный проект на канале "Культура", который называется "Плоды просвещения". Эта передача адресована прежде всего школьникам старших классов, студентам гуманитарных вузов, она призвана расширить их представления о литературе и о культуре в целом. Это правильный путь. И на него мы готовы тратить деньги.
Copyright © Журнал "Итоги" E-mail: Itogi@7days.ru |
Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, ссылка на "Итоги" обязательна. |