|
Источник: газета "Известия" номер 127 от 19.07.2003, страница 5.
(в электронной версии газеты "Известия" и
в интернете текст не обнаружен).
Представители российской интеллигенции, встревоженные планами пересмотра стандартов по литературе, обратились к министру образования Российской Федерации Владимиру Филиппову.
Глубокоуважаемый Владимир Михайлович!
Мы серьезно озабочены тревожным положением, в котором оказалось преподавание литературы в средней школе. Нас беспокоит опасное для формирования демократического и социально ответственного сознания новых поколений сползание к реставрации и консерватизму. Удар по будущему наносится силами прошлого. Советский канон по-прежнему теснит обретенное за последнее десятилетие подлинное историческое знание о репрессивном тоталитарном режиме и его тяжких последствиях для народа, страны, культуры.
Страна переживает ответственный исторический момент, и каждый делает свой выбор. Усилившееся давление на общество, средства массовой информации и бизнес имеет свои исторические аналогии, и чтобы сознательно оценить или игнорировать грозящие последствия, эту историю необходимо знать.
Новые поколения, их ценности, независимость и свободолюбие формируются — или не формируются — в школе. Многое тут зависит от личности и авторитета учителя. Но многое и от государственной политики в области образования.
Сейчас активно обсуждаются стандарты, по которым ближайшие десятилетия будут учиться в школе наши дети. Но решения принимаются в основном авторами старых учебников, написанных еще в советские времена по советским лекалам. В преподавании гуманитарных наук, особенно литературы, отчетливо просматриваются консервативные тенденции. За последнее время из обязательного чтения в "рекомендованные" переведены такие важные для понимания трагической истории России в XX веке произведения, как роман Б. Пастернака "Доктор Живаго", повесть А. Платонова "Котлован". Из обязательных списков исчезли "Колымские тетради" В. Шаламова; из всего наследия А. Ахматовой "рекомендованы" всего три "патриотических" стихотворения. Через перечисления, в общем списке (раньше это называли "братскими могилами"), дано наследие О.Мандельштама. Зато продолжают доминировать советские литературные приоритеты.
Мы полагаем, что важнейшая цель школы — формирование свободолюбивой, критически мыслящей личности, любящей и знающей свою страну, а не "избранные места" из ее трудной истории. Исторически сложилось, что в России этой цели служит литература. Трагическая по судьбе русская литература XX века дала великие образцы, способные предостеречь от опасности повторения ошибок, чреватых гибелью миллионов. И они должны быть включены в обязательную школьную программу. Забвение опасно.
С надеждой на Вашу поддержку — Зоя БОГУСЛАВСКАЯ. Борис ВАСИЛЬЕВ.
Андрей ВОЗНЕСЕНСКИЙ. Леонид ЖУХОВИЦКИЙ, Фазиль ИСКАНДЕР, Римма
КАЗАКОВА. Андрей МАКАРЕВИЧ. Николай ШМЕЛЕВ. Владимир ВОЙНОВИЧ. Андрей
ВОЛОС. Олег ЧУХОНЦЕВ, Асар ЭППЕЛЬ. Олег ПАВЛОВ