Книга для учителя | МЦНМО 2003 |
---|
К основным методам решения уравнений относятся следующие:
Одним из основных способов решения целых алгебраических уравнений является разложение на множители. Приведем решения соответствующих упражнений.
Решение. Перепишем уравнение в виде
|
|
|
Ответ:
1
| ;-2 |
|
Решение. Данное уравнение равносильно уравнению
3 |
ж и | x2- |
7
| x- |
10
|
ц ш |
2 | = |
(x2+27x+26)2
| - |
(x2+25x+24)2
|
3 |
ж и | x2- |
7
| x- |
10
|
ц ш |
2 | = |
(2x+2)(2x2+52x+50)
|
|
|
|
Ответ:
-1;0; |
64
|
|
Решение. Перегруппируем слагаемые:
|
|
Ответ:
-1;- |
1
|
Часть упражнений первого параграфа второй главы сводится к решению уравнений вида f(g(x))=f(p(x)). Уравнение f(g(x))=f(p(x)) далеко не всегда равносильно уравнению g(x)=p(x). При подобном переходе может возникать как ситуация потери корней, так и ситуация приобретения посторонних решений.
Уравнение вида (g(x))2n+1=(p(x))2n+1, где n – натуральное число, в силу свойств степенной функции с нечетным натуральным показателем равносильно уравнению g(x)=p(x). Отметим, что уравнение вида (g(x))2n=(p(x))2n, где n – натуральное число, в силу свойств степенной функции с четным натуральным показателем равносильно не уравнению g(x) = p(x), а совокупности
|
Приведем решения ряда целых алгебраических уравнений вида fn(x) = gn(x).
|
Решение. Кубы двух выражений равны тогда и только тогда, когда равны сами выражения. Значит,
|
Ответ:
- |
1
| ; |
1
|
Решение. Данное уравнение равносильно совокупности
|
|
|
|
Ответ:
|
Решение. Уравнение равносильно совокупности
|
|
|
|
Ответ:
-5;2;1;- |
10
|
Решение.
|
|
Ответ:
Следующая группа задач – уравнения и системы, содержащие знак абсолютной величины (модуля). Одним из наиболее известных методов решения уравнений с модулем является метод промежутков. Суть метода заключается в следующем. Числовая ось разбивается на несколько промежутков точками, в которых выражения, содержащие неизвестную под знаком модуля, обращаются в нуль. На любом из этих промежутков модуль каждого из таких выражений раскрывается либо со знаком "плюс", либо со знаком "минус". Затем на каждом промежутке находится решение данного уравнения, уже не содержащего знаков модуля. Последний шаг – объединение найденных решений. Решение систем уравнений, содержащих модуль, также часто сводится к рассмотрению нескольких случаев, в каждом из которых приходится решать систему уравнений, уже не содержащих знаков абсолютной величины.
Еще один метод решения уравнений с модулем основан на применении равносильных преобразований. Одно из них связано со следующим утверждением: если обе части уравнения неотрицательны на некотором множестве, то возведение в квадрат обеих частей такого уравнения не приводит ни к потере, ни к приобретению решений на этом множестве, т. е. является равносильным преобразованием. Так, если g(x) < 0, то уравнение | f(x) | = g(x) не имеет решений, а в противном случае возведение в квадрат обеих частей такого уравнения является равносильным преобразованием. Поэтому (напомним, что квадрат модуля числа равен квадрату самого числа: | a |2 = a2)
|
Какой способ – метод промежутков или указанное преобразование – выбирать для решения таких уравнений, зависит от того, какая из функций f(x) или g(x) имеет более простой вид.
Аналогичным образом обстоит дело с уравнением вида |p(x)| = |q(x)|. Это уравнение в силу приведенного утверждения равносильно уравнению p2(x) = q2(x), откуда
|
Кроме того, полезно обратить внимание учащихся на некоторые свойства модуля, непосредственно следующие из его определения:
|
Приведем решения нескольких уравнений с модулем.
|
Решение. При x № 0 данное уравнение равносильно следующему:
|
Ответ:
|
Решение. Данное уравнение равносильно совокупности
|
x= |
36
|
|
Ответ:
36
| ;4; |
3
|
|
Решение. x2+2x+6 > 0, поскольку дискриминант этого трехчлена отрицателен.
|
Ответ:
Copyright © 2003 МЦНМО Интернет версия |
Замечания, исправления и пожелания:
exam@mioo.ru. Заказ книги: biblio@mccme.ru. |