Книга для учителя | МЦНМО 2003 |
---|
Глава 2. Уравнения и системы уравнений
Сразу скажем, что общих методов решения дробно-рациональных уравнений не существует. Тем не менее решение очень многих из них основано на удачной группировке и последующем приведении сгруппированных слагаемых к общему знаменателю. В более простых случаях группировка не требуется, а иногда уравнение можно упростить, введя новую переменную. При решении рациональных уравнений возникает опасность получения посторонних решений, которая купируется либо проверкой, либо нахождением области допустимых значений (что, как правило, излишне), либо просто указанием соответствующих ограничений и дальнейшей проверкой их выполнения.
Упражнения сборника могут быть разбиты на следующие группы:
Приведем решения соответствующих упражнений, начав с уравнений, решение которых основано на преобразованиях алгебраических выражений.
5x-1-4
| = |
7-3x
|
Решение. Приняв во внимание, что x № 0, умножим числитель и знаменатель дроби в левой части уравнения на x. Получим уравнение, равносильное данному:
5-4x
| = |
7-3x
|
|
|
Ответ:
1; |
51
|
|
Решение. Преобразуем уравнение:
|
- |
3
| (x-1)= |
3
| x |
x= |
2
|
Ответ:
2
|
|
Решение. Разложим трехчлен в знаменателе каждой дроби на множители:
3
| - |
x+3
| = |
1
|
|
|
Ответ:
x7-9x5+2x2-2x-24
| =1 |
Решение. Данное уравнение равносильно системе
|
|
Ответ:
Рассмотрим три уравнения вида fn(x) = gn(x).
Решение. Воспользуемся определением степени с отрицательным показателем:
|
|
Ответ:
1
| ; |
1
|
f (x)= |
x2+3x
|
g (x)= |
x+8
|
Решение. Заметим, что
f (x)= |
1
|
|
|
|
Ответ:
|
Решение. Заметим, что
g (x)= |
1
|
|
|
|
|
x2-2x
| =-1 |
|
Ответ:
Среди уравнений, содержащих знак модуля, выделим следующие.
|
Решение. Рассмотрим случай x < -2. Уравнение принимает вид
- |
8
| =-x |
|
Ответ:
1
| = |
1
|
Решение. Данное уравнение равносильно системе
|
|
|
Ответ:
Copyright © 2003 МЦНМО Интернет версия |
Замечания, исправления и пожелания:
exam@mioo.ru. Заказ книги: biblio@mccme.ru. |