Книга для учителя | МЦНМО 2003 |
---|
Глава 2. Уравнения и системы уравнений
Этот параграф посвящен уравнениям, содержащим неизвестную под знаком радикала (корня). Такие уравнения называются иррациональными. Основная идея решения иррационального уравнения – освобождение от иррациональности, к которому приводят:
Кроме того, некоторые иррациональные уравнения можно решать, используя монотонность функции
y = | n
Ц
|
x
|
Сделанные замечания справедливы и для систем, содержащих иррациональные уравнения: основными методами решения таких систем являются замена переменной (в пределах одного уравнения или всей системы) и освобождение от иррациональности.
Одним из наиболее распространенных преобразований при решении иррациональных уравнений является возведение в квадрат обеих частей уравнения. Напомним, что если обе части уравнения неотрицательны на некотором множестве, то возведение в квадрат обеих частей такого уравнения не приводит ни к потере, ни к приобретению решений на этом множестве, т. е. является равносильным преобразованием. Поэтому
|
|
|
Целесообразно обратить внимание учащихся и на то, что далеко не во всех уравнениях необходимо находить область допустимых значений функций. Так, например, уравнение
Ц |
x2+2x-9
| = | Ц |
2x-x-3
|
|
Ц |
x2+2x-9
| = | Ц |
2x-x-3
|
При повторении темы учащимся стоит напомнить, что корень четной степени извлекается только из неотрицательных чисел и при этом принимает неотрицательные значения. Разумеется, с учащимися нужно повторить все свойства корня, в том числе и основное (
m
Ц
|
a
| = | mn
Ц
|
an
|
Наиболее часто встречающиеся схемы, связанные с иррациональными уравнениями, содержащими корни четной степени, те же, что с уравнениями, содержащими квадратные корни. Уравнение
2n
Ц
|
f(x)
| = a |
2n
Ц
|
f(x)
| = | 2n
Ц
|
g(x)
|
|
2n
Ц
|
f(x)
| = h(x) |
|
При решении уравнений, содержащих корни нечетной степени, следует помнить, что эти корни извлекаются из любого действительного числа и принимают любые действительные значения. Так, например, уравнение
3
Ц
|
f(x)
| = | 3
Ц
|
g(x)
|
Одним из самых распространенных методов решения уравнений является замена переменной. Не составляют исключения и иррациональные уравнения. Наиболее часто встречаются уравнения, которые можно привести к виду
af(x) + b | Ц |
f(x)
| + c = 0 |
z = | Ц |
f(x)
|
a · |
ж Ц |
| + b · |
ж Ц |
| = c |
z = |
ж Ц |
|
z = | 2n
Ц
|
f(x)
|
z = | 2n+1
Ц
|
f(x)
|
Особый вид иррациональных уравнений представляют собой уравнения, содержащие выражение
n
Ц
|
fn(x)
|
2n
Ц
|
f2n(x)
| = | f(x) | |
Одной из типичных ошибок при решении иррациональных уравнений является неверное преобразование корня из произведения (частного) двух функций в произведение (частное) корней из этих функций и обратное преобразование. И хотя в сборнике нет ни одного примера, в котором такое преобразование необходимо, тем учащимся, которые будут сдавать экзамены в вузы, целесообразно рассказать о возможности такой ошибки. Ошибка эта связана с тем, что область определения выражения
Ц |
f(x)g(x)
|
Ц |
f(x)
| Ц |
g(x)
|
|
|
Ц |
f(x)g(x)
| = | Ц |
f(x)
| Ц |
g(x)
|
|
Ц |
f(x)g(x)
| = | Ц |
-f(x)
| Ц |
-g(x)
|
x(x + 3) + (x + 3) |
ж Ц |
| - 2 = 0 |
(x + 3) |
ж Ц |
| =(x + 3) |
Цx
| = | Ц |
x + 3
| ·Цx = | Ц |
x(x + 3)
|
Ц |
x(x + 3)
| = 1 Ы x(x + 3) = 1Ы x2 + 3x - 1 = 0 |
x = |
|
x = |
|
(x + 3) |
ж Ц |
| =(x + 3) |
| = - ( - (x + 3)) |
| =- | Ц |
- (x + 3)
| Ц |
- x
| = - | Ц |
x(x + 3)
|
Ц |
x(x + 3)
| = 2 Ы x(x + 3) = 4 Ы x2 + 3x - 4 = 0 |
Стоит обратить внимание учащихся и на уравнения вида
f(x) · | Ц |
g(x)
| = 0 |
|
Несколько сложнее решаются иррациональные уравнения, содержащие более одного знака корня, в частности, те из них, которые можно привести к виду
|
Ц |
p(x)
| = q(x) |
Ц |
f(x)
| + | Ц |
g(x)
| = | Ц |
h(x)
|
Приведем решения ряда иррациональных уравнений и систем иррациональных уравнений.
|
Решение. Данное уравнение равносильно совокупности
|
Ц |
10+3x-4x2
| =0 Ы 4x2-3x-10=0 |
|
x= |
8
|
Ответ:
- |
5
| ;2 |
Copyright © 2003 МЦНМО Интернет версия |
Замечания, исправления и пожелания:
exam@mioo.ru. Заказ книги: biblio@mccme.ru. |