ПРОЕКТ
ОРГАНИЗАЦИИ
НЕЗАВИСИМОГО МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Желающим составить себе более точное представление предлагаем PDF файл.
Любопытно, что часть заявленных планов исполнилась в первые же годы, часть так и осталась планами.
В.Д.Арнольд
декабрь 2016
РЕЗЮМЕ
С целью создать в нашей стране альтернативную систему высшего образования предлагается учредить Независимый Московский Университет, не подчиненный Госкомобразования СССР, а состоящий под эгидой непосредственно Верховного Совета СССР или же его Комитета по науке и образованию.
Независимый Университет может быть создан недавно возникшим Союзом ученых СССР. Союз ученых возьмет на себя труды по формированию Попечительского совета Университета, по устроению его профессорского корпуса, заботы о его хозяйстве, финансах и т.д.
Независимый Университет будет ориентирован на подготовку специалистов высшего класса для научных, культурных и народно-хозяйственных учреждений СССР. Обучение в Университете должно быть свободным от педагогических и идеологических догм, рутинных преподавательских традиций, от начетничества и формализма.
Становление Университета будет поэтапным и займет несколько лет. Уже в 1990–1991 учебном году можно было бы приступить к обучению трех групп студентов (около 75–90 человек), специализирующихся в областях науки, не требующих существенной материально-технической и инструментальной базы — например, математике (а также математической физике), филологии и экологии. В последующие годы к ним бы присоединились группа студентов-биологов, группа социологов и др.
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В наши дни высшее образование в СССР находится в состоянии кризиса. Резко понизилось (и продолжает понижаться) качество преподавания, заметно упали (и продолжают падать) общекультурный и нравственный уровень, равно как и уровень специальных студенческих знаний, девальвируются стандарты профессиональной готовности выпускников к деятельности, результаты которой в недалеком времени будут определять лицо страны.
Конечно, все это связано с общим застоем и аномалиями, характерными до недавних пор для нашей экономической, культурной и общественной жизни.
Есть, однако, и специфические причины, локализованные непосредственно в сфере народного просвещения и образования.
Прежде всего, это — наивное стремление подчинить образование вульгарно-прагматическим целям, поставить его на службу немедленным утилитарным потребностям, зачастую плохо понятым или трактуемым с примитивных идеологических позиций. Неосознанная или (часто) сознательная враждебность к объективному "абстрактному" знанию, инстинктивная подозрительность по отношению к "чистой" науке не раз на нашей памяти выливались в столь же опустошительные, сколь и судорожные реформы начальной и средней школы.
Призванные "укрепить связь школы и производства”, "приблизить школу к жизни", они привели на самом деле лишь к пресечению педагогической традиции, к фактическому развалу средней школы, развалу, который разительно контрастирует с маниловскими упованиями на школьные производственные комбинаты или же школьные компьютерные центры. По существу, выпускники школы сейчас, как правило, если не безграмотны, то далеко не обладают знаниями, достаточными для поступления в ВУЗ.
ВУЗы, еще совсем недавно нерасчетливо разоряемые военными комиссариатами, забиравшими на действительную службу юношей-студентов в критический момент их научного становления, укомплектованные преподавателями, которые сами во многом оказались "жертвами" средней школы, поставленные перед необходимостью формировать контингент слушателей из скверно подготовленных абитуриентов, обязанные залатывать бреши, оставленные школой в знаниях и навыках первокурсников, страдают и от собственных болезней.
Бытующее в нашем обществе стремление возложить на науку ответственность за экономические, социальные и экологические провалы, противопоставление "практической" и "элитарной" науки (к невыгоде последней заставляют ВУЗы подчеркнуто демонстрировать свою немедленную хозяйственную полезность и эффективность, фактически скрывая трагичность сложившейся ситуации за благополучной отчетностью, фиктивной высокой успеваемостью, "борьбой с двойками", с "отсевом" и пр.
Пагубную роль сыграло разделение преподавания (в ВУЗах) и исследовательской работы (в НИИ и в Академии Наук), упорно проводившееся много десятилетий. Профессора и ассистенты задавлены непомерной отчетностью, "общественно-воспитательной" деятельностью и пр. и, фактически, не имеют времени заниматься ни настоящей научной работой, ни обновлением своих курсов. Любая инициатива подавляется во имя свыше утвержденных программ и "учебной дисциплины".
Даже у настоящих ученых, работающих в ВУЗах, опускаются руки перед бюрократическими рогатками и запретами, предусмотревшими все для того, чтобы вольный дух научного исследования не мог проникнуть в душную систему высшего образования.
Стесненные многочисленными инструкциями и регуляциями, обязанные следовать учебным планам, оторванным от реальных возможностей студентов, вузовские преподаватели страдают от чрезмерной аудиторной нагрузки и ответственности за непомерно большое количество студентов, исключающее естественные человеческие взаимоотношения "учитель — ученик” . Поэтому они зачастую вынуждены лишь формально имитировать педагогическую деятельность — читать лекции, которые заведомо не могут быть поняты аудиторией, в массовых масштабах ставить удовлетворительные оценки студентам, уровень знаний которых не соответствует никаким сколько-нибудь разумным требованиям. Как кажется, в лучшем случае Вузы выполняют сейчас лишь функции техникумов (разумеется, мы не проводили специальных исследований на этот счет и допускаем, что в каких-то высших учебных заведениях положение может быть не столь драматическим).
Мы полагаем, что в этих условиях следует стремиться не только постепенно исправлять уже имеющуюся систему высшего образования в стране, но и попытаться создать в ней новые альтернативные структуры. Это позволит, по крайней мере, повысить существующие стандарты. Что же касается предлагаемого ниже проекта, то его минимальный результат (при самых неблагоприятных обстоятельствах) состоял бы в том, что через четыре-пять лет страна получила бы десять-пятнадцать математиков и физиков-теоретиков мирового класса. Уже само по себе это было бы важным вкладом в наше будущее.
2. СТАТУС НЕЗАВИСИМОГО МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Чтобы исключить мелочную чиновную и министерскую опеку над Университетом и позволить профессионалам делать их дело в соответствии с их убеждениями и совестью, необходимо чтобы Университет был под контролем лишь Верховного Совета СССР или одного из его Комитетов. (Вот пункт из Устава Московского Университета, организованного М.В.Ломоносовым: "Чтоб сей корпус, кроме Правительствующего сената, не подчинен был никакому иному присутственному месту и ни от кого иного повелений принимать не был обязан”.)
Все дела Университета должен решать Попечительский совет, составленный из 20-30 виднейших ученых (быть может, в том числе и зарубежных), представляющих различные области знания.
Пока вряд ли нужно составлять более детальный план структуры Независимого университета и пробовать заглянуть в его удаленное будущее — это будет решено жизнью и Попечительским советом. Представляется уместной, однако, рекомендация освободить Независимый университет от повинности включать в свои программы «изучение» стандартного талмудического курса «научного коммунизма». (Устав Университета М.В.Ломоносова: “Хотя ... кроме философских наук и юриспруденции должно такожде предлагаемы быть богословские знания, однако попечение о богословии справедливо оставляется Святейшему Синоду”.)
3. БЛИЖАЙШИЕ ПЛАНЫ
Как уже говорилось, нужно начать с приема двух-трех групп студентов — математиков (а также физиков-теоретиков), филологов и экологов. Прием должен проводиться на конкурсной основе по результатам серии весьма сложных (хотя и не выходящих за рамки школьной программы) письменных анонимных экзаменов.
Предполагается, что конкурс будет настолько большим, что удастся выявить достаточное число высокоталантливых абитуриентов. Из-за отсутствия общежитий на первом этапе придется, вероятно, ограничить круг соискателей москвичами.
Как показывают наши оценки и предварительные переговоры, такое количество студентов можно без напряжения обеспечить высококвалифицированным научным руководством. Профессорско-преподавательский состав разумно формировать для начала на основе совместительства.
Полный цикл обучения составит, на наш взгляд, четыре года. Обучение должно вестись по программам (в том числе индивидуальным), подготовленным Попечительским советом.
Решения о расширении состава студентов, о создании новых факультетов и пр. будут приниматься Попечительским советом по обстоятельствам.
4. ФИНАНСЫ И ПР.
В первое время расходная смета Независимого университета составит примерно 240 тыс. рублей в год (около 120 тыс. — студенческая стипендия, 50 тыс. — зарплата преподавателям, 70 тыс. — все остальное).
Со временем большую часть этих расходов возьмет на себя Союз ученых. Мы рассчитываем также на добровольные пожертвования и вклады. В начальный период деятельности Университета, однако, следует просить Верховный Совет о дотации.
На первых порах Независимый университет мог бы использовать временно свободные помещения естественно-научных музеев, расположенных в старых университетских корпусах на Моховой улице. Руководство музеев относится к этой идее благожелательно. В высшей степени целесообразно в дальнейшем по согласованию с Мосгорисполкомом приспособить под основное здание Независимого Университета один из старых университетских корпусов, занятых ныне посторонними ведомствами.
5. ПРОБЛЕМЫ И ВАРИАНТЫ
Главная проблема — это юридическая защита Независимого университета. Как и в обычных ВУЗах, студенты Независимого университета должны иметь право на отсрочку от действительной военной службы.
Не должно быть и речи о каких-либо военных кафедрах в Независимом университете. Если все же тотальное военное обучение юношей будет по-прежнему рассматриваться властями как неизбежное, то нужно подумать о том, чтобы в качестве базы для такого обучения использовалась военная кафедра одного из существующих ВУЗов.
Дипломы, выданные Независимым университетом, должны давать их владельцам те же права, что и дипломы других высших учебных заведений.
Следует просить Верховный Совет законодательно закрепить соответствующие гарантии.
Мы не исключаем возможность создания в Независимом университете специализированных групп студентов, прием в которые будет осуществляться для некоторых групп молодежи (например, ветеранов афганской войны или же жителей глубинных районов РСФСР) на льготных условиях. При всех обстоятельствах, однако, эти льготы должны быть гласными и четко очерченными.
О.И. Завьялов, Д.А. Минеев, М.К. Поливанов
Поддержано Правлением Союза ученых СССР
14 января 1990 г.