На главную страницу НМУ
А.Л.Городенцев
Коммутативная и гомологическая алгебра (осень 1995)
Программа курса
Предполагаемая подготовка слушателей:
владение стандартными двух-трех семестровыми
университетскими курсами алгебры, геометрии и анализа. Очень
желателен опыт практичесих вычислений с тензорами,
полилинейными дифференциальными формами, представлениями групп,
функциями комплексного переменного, проективными пространствами.
Идеаы в кольцах многочленов -- начальные сведения.
- Задание идеалов образующими.
- Характеризация
Нетеровых колец.
-
Теорема Гильберта о базисе.
- Общие нули идеала.
-
Теорема Гильберта о
нулях.
- Нули однородных идеалов.
Геометрический язык: алгебраические многообразия.
- Алгебраические подмножества в аффинном и проективном пространстве.
- Общая концепция многообразия.
- Максимальный спектр и топология
Зарисского.
- Структурный пучок и морфизмы многообразий.
- Простой спектр и схемы.
- Геометрическая интерпретация свойств
гомомрфизмов колец.
Целые элементы и нормализация.
- Алгебраические целые числа.
- Характеризация целых элементов в
расширениях колец.
- Алгебраический пример: лемма Гаусса-Дедекинда.
- Геометрический пример: конечные морфизмы.
- Нетерова
нормализация.
- Еще раз о der Nullstellenzatz
Категорные свойства модулей.
- Задание модулей образующими и соотношениями.
- Точные
последовательности и диаграмный поиск.
- Функторы "hom" и
"тензорное произведение".
- Двойственность Фробениуса.
- Проективные, плоские и
инъективные модули.
- Резольвенты.
Категории и функторы.
- Категорная фразеология.
- Естественные конструкции.
-
Представимые функторы.
- Сопряженные функторы.
- Суммы и
произведения.
- Линейность, аддитивность, абелевость (беглый обзор).
- Точные последовательности, комплексы, (ко)гомологии.
-
Эйлерова характеристика.
- Группа Гротендика.
Классические производные функторы.
- Свойство точности функтора.
- Канонические резольвенты и
производные функторы.
- Аксиоматизация свойств производных
функторов.
- Функторы Ext и Tor, простейшие примеры их явного
вычисления и интерпретации.
- Вычисление производных функторов при
помощи неканонических ациклических резольвент: резольвента
Картана-Эйленберга.
- Бар-резольвента.
- Резольвента Кошуля.
Вычисление производных функторов.
- Как вычислять композицию производных функторов.
- Спектральные
последовательности, точные пары и фильтрованные
комплексы.
- Пример: глупая и каноническая фильтрации комплекса.
-
Свертка бикомплекса.
- Тензорные произведения комплексов и
симметричность Tor'ов
- Теорема Гильберта о сизигиях.
- Еще
один пример: квадратичные алгебры и S-Lambda
двойственность.
Когомологии пучков.
- Общая концепция пучка на многообразии.
- Фактор-пучки, прямые и
обратные образы пучков.
- $H^i({\cal F})$ и резольвента Чеха.
-
Когомологии с постоянными коэффициентами и теорема Де-Рама.
-
Высшие прямые образы и спектральная последовательность Лере.
Пучки модулей на алгебраических (аналитических) многообразиях.
- локальная свобода, когерентность и квазикогерентность.
- Функторы
Ext, интерпретация Ext^1 в контексте расслоений.
- Ацикличность
аффинных многообразий в топологии Зарисского.
- (Квази)когерентные
пучки на проективном пространстве.
- Локально-свободные
резольвенты и теорема Серра.
- K_0 от проективного пространства.
Категория когерентных пучков на проективном пространстве.
- Точная последовательность Эйлера и ее внешние степени.
-
Когомологии пучков \Omega^k(n).
- Резольвента
диагонали и теорема Бейлинсона.
- Вычисление Ext'ов и двойственность
Серра.
- Когерентные пучки на проективной прямой и модули
Кронекера.
- Кое-что
об общей проблеме описания модулей когерентных пучков.
Еще раз об образующих градуированных идеалов.
- Первый сюжет: результанты и детерминанты.
- Результант
системы n однородных форм.
- Обобщенно-кратные корни и
обобщенные детерминанты.
- Второй сюжет: описание идеалов
проективных кривых.
- Гипотеза Грина об образующих идеала
канонической кривой.
Курс рассчитан на один семестр, 2 часа лекций и 2 часа упражнений в
неделю.
Пожелание участникам.
Утилитарной целью всей алгебры, а в особенности гомологической
алгебры, является производство сложных вычислений таким
способом, чтобы они были локально-тривиальны. Поетому в процессе
обучения приходится осваивать длинные линейно-упорядоченные куски
стандартных рассуждений, и сделать это можно единственным способом ---
самому в одиночку. Цель лекций --- объяснить как из этих
больших плоских кусков составляются нетривиальные объемные сооружения
(как правило, завораживающие неопытный посторонний взгляд красотой и
величием). Цель упражнений --- приучить ко всему остальному, а в
особенности, --- к умению быстро и грамотно выдать необходимое строгое
рассуждение, доказывающее тот или иной ``стандартный'' факт.
Задача-шутка:
В тексте программы слово модуль
использовалось для обозначения трех совершенно разных понятий (два из
которых, впрочем, могут быть приведены в соответствие друг с другом);
заметили ли Вы это?