В Московском центре непрерывного математического образования более 10 лет работает постоянный творческий семинар учителей математики.
Заседания семинара обычно проходят два раза в месяц по четвергам в 19:00 в МЦНМО.
Вопросы и заявки на доклады присылайте по адресу tseminar(at)mccme.ru
Объявлен XIV Открытый семинар учителей математики: опубликовано первое информационное сообщение, опубликована предварительная программа.
Сто шестидесятое заседание — 10 апреля (19:00, столовая МЦНМО)
- Д.А.Калинин. Олимпиада 4 класса в школе 57
Будет рассказано о тестовой олимпиаде 4 класса, проводимой в школе 57. Чем она отличается? Почему она такая? Будет рассказано как о самой олимпиаде, так и о процедуре ее проверки. Вспомним другие олимпиады, которые проводятся исходя из близких идей и целей. И, конечно, покажем интересные задачи.
Сто пятьдесят девятое заседание — 27 марта (19:00, столовая МЦНМО)
- Э.А.Акопян. Задачи по комбинаторике. Групповые формы работы на уроках математики
В первой части выступления будет рассмотрен комплект задач по комбинаторике, среди которых есть “похожие”. Находя способ перевести несколько формулировок на язык более простой задачи, можно получать ответ.
Во второй части будут представлены разные формы работы с классом в рамках урока математики. Обсудим как можно использовать парные, групповые и игровые форматы эффективно.
Сто пятьдесят восьмое заседание — 13 марта (19:00, столовая МЦНМО)
- А.И.Буфетов. История математики в школьном преподавании: pro et contra
Тезис “понимание математики невозможно без знания ее истории” встречает отторжение в русском профессиональном сообществе. В русские учебники разве только на самом краю кадра входят сведения по истории нашей науки. Редкий русский школьный учитель математики — в отличие, например, от его итальянского коллеги — прослушал серьезный курс истории математики. Результат такого подхода может увидеть каждый, спросив знакомого школьника, кто жил раньше, Фалес или Архимед?
Вопрос о роли истории математики в школьном курсе дебатируется давно и горячо, и, конечно, не только в России. В самом сжатом виде попробуем резюмировать главные доводы:
ЗА: 1) Математику открывают люди. Живые, полнокровные, яркие, разносторонние люди. Рассказ об Эратосфене и аль-Каласади, о Кардано, Кеплере и Кавальери, о Лобачевском и Коши, о Тьюринге и Колмогорове вызывает живой интерес учащихся. 2) Математическая идея (например, идея объема) глубже осознается тем, кто знает ее историю. 3) Математики творят иногда в одиночестве, но всегда живут в обществе, в разных обществах играют очень разные роли. Представление о контексте математики в истории обогащает учащегося.
ПРОТИВ: 1) Математика — трудный предмет. История математики — трудная дисциплина. Не нужно делать трудное труднее. 2) Если условно разделить историю математики на историю людей, историю идей и историю математических школ, то история идей слишком трудна, история математических школ слишком скучна, а история людей слишком легкомысленна для школьного курса. 3) Учащиеся хотят играть и решать конкретные, интересные, увлекательные задачи. Им не интересны ни Египет, ни Эллада, ни Аменемхет Первый, ни Великий Александр.
А всего интересней, и детям, и их педагогам — хороший балл на ЕГЭ. Коллеги мне так и сказали: “если в ЕГЭ будут задания по истории математики, то мы будем преподавать историю математики”.
В рамках семинара мы попробуем понять: нужна ли история математики русской школе?
Сто пятьдесят седьмое заседание — 27 февраля (19:00, столовая МЦНМО)
- М.О.Голубев, С.А.Иванов, М.Э.Коган, А.А.Заславский, Д.В.Прокопенко, П.В.Чулков, А.Д.Блинков. Моя любимая задача
Призеры XXI творческого конкурса учителей по математике и постоянные члены жюри конкурса расскажут о своих любимых математических задачах.
Сто пятьдесят шестое заседание — 13 февраля (19:00, столовая МЦНМО)
- П.В.Семенов. Независимость
Независимость – одно из центральных понятий теории вероятностей. В методической части доклада будут приведены и обсуждены примеры того, как при изложении основ теории вероятностей в школе и в аттестационных материалах зачастую путают между собой независимость событий и независимость испытаний – похожие, но принципиально различные понятия. В математической части показано, что независимость двух наудачу выбираемых случайных событий – весьма редкое обстоятельство, предложен способ оценки сверху его частоты и объяснено, почему практически несомненно, что наудачу выбираемое конечное вероятностное пространство вообще не содержит (нетривиальных) независимых событий.
Сто пятьдесят пятое заседание — 30 января (19:00, столовая МЦНМО)
- Николай Андреев и друзья. Математические этюды: год 2024
Традиционный ежегодный отчётный доклад лаборатории популяризации и пропаганды математики Математического института им. В.А.Стеклова РАН и дружественных проектов о том, что сделано, о том, что начато, и о задумках.
Сто пятьдесят четвертое заседание — 16 января (КЗ МЦНМО)
Семинар посвящен памяти Сергея Маркелова (1976–2024). Программа:
- 17:45–18:00 Н.Н.Андреев, И.В.Ященко
- 18:00–18:40 С.А.Дориченко
Несколько ярких задач С.Маркелова на Турнире городов
Доп. материалы: презентация - 18:40–19:20 А.А.Заславский
Задачи С.Маркелова на олимпиаде по геометрии им. И.Ф.Шарыгина
Доп. материалы: презентация - 19:20–19:40 перерыв
- 19:40–20:10 А.Б.Скопенков
Алгебраические задачи, связанные с геометрической непостроимостью
Доп. материалы: ссылки и комментарии - 20:10–20:20 Г.А.Мерзон
Тригонометрия от С.Маркелова - 20:20–20:50 К.Т.Шамсутдинов
Использование программирования для задач С.Маркелова - 20:50–21:00 Ю.С.Маркелов
Доступно видео: youtube | vk (тж. по ссылкам из программы)
Красивые геометрические задачи — 21 декабря (15:30, КЗ МЦНМО)
Выступят А.Д.Блинков, Ю.А.Блинков, Д.Г.Мухин, Д.В.Прокопенко.
Подробности на отдельной странице.
Встреча лектория учителей 18 декабря (МИАН)
Н.Н.Андреев (Лаб. популяризации и пропаганды математики МИАН). Три геометрии
День математика отмечается в день рождения Николая Ивановича Лобачевского (1 декабря; по старому стилю – 20 ноября 1792 года).
Поговорим о евклидовой геометрии, сферической геометрии и геометрии Лобачевского. Об их сходствах и различиях, о проявлении их законов в нашей повседневной жизни.
Подробности, регистрация по ссылке.
Сто пятьдесят третье заседание — 5 декабря (19:00, столовая МЦНМО)
- Е.А.Ширяев. О применении оборудования в классе математики: как — для ума и как — бесполезно
В работе учителя математики неизбежно возникают проблемы, связанные с непониманием учениками темы. Для некоторых тем известно обилие демонстрационных моделей, наглядных пособий, анимированных иллюстраций. Отсюда естественный соблазн взять что-то из этого, сказать «Смотри!» и продемонстрировать. Чем обоснована надежда, что привлечение внешних средств станет предпосылкой формирования умственного действия — вопрос, беспокоящий докладчика, о котором он будет рассуждать на конкретных примерах.
Доступно видео: youtube | vk
Материалы: станции фестивалей (черновые описания), раздел «игротеки» Мат. этюдов
Встреча лектория учителей 4 декабря (МЦНМО)
С.А.Дориченко (журнал «Квантик»). Как сделать научные сюжеты доступными и интересными школьникам?
Как сделать научные сюжеты доступными и интересными школьникам? Сергей Александрович расскажет, как это делается в материалах журнала.
Также, будет разобрано несколько красивых этюдов из комбинаторной геометрии. Например, узнаем, почему на круглую сковороду, где поместилось 6 одинаковых круглых котлет, влезет и 7-я такая же котлета (если подвинуть остальные!).
Сто пятьдесят второе заседание — 21 ноября (19:00, столовая МЦНМО)
- А.Н.Горбачев. Математический кружок в школе — может ли это работать массово?
Поговорим о кружках. Есть много замечательных примеров математических кружков, которые ведут энтузиасты. И на порядок больше мест, где у детей почти нет шансов нормально заниматься. Обсудим, как организовать кружок, какие сложности возникают, как помочь учителю и как сделать процесс полезным и интересным для всех его участников.
Доступно видео: youtube | vk
Материалы: презентация, сайт
Сто пятьдесят первое заседание — 7 ноября (19:00, столовая МЦНМО)
- А.Д.Блинков. Новая книжка серии “Школьные математические кружки”
Будет рассказано о книжке серии ШМК “Тождества сокращенного умножения”, которая должна выйти в ноябре-декабре этого года. Объясню, почему я взялся за такую, казалось бы, чисто школьную тему, покажу выборочные материалы разных занятий.
Сто пятидесятое заседание — 24 октября (19:00, онлайн)
- А.В.Шаповалов. Примеры и контрпримеры в обучении математике
Преподавание математики не сводится к обучению действовать по раз и навсегда заданным алгоритмам. Путь от условия к цели (ответу, решению, знанию) приходится выстраивать самостоятельно. Примеры и контрпримеры служат вехами и помогают проверять правильность шагов. Да и убедить ученика много проще наглядным примером (частным случаем), чем безупречным, но многословным рассуждением.
Сто сорок девятое заседание — 10 октября (19:00, столовая МЦНМО)
- Д.Г.Мухин, Д.В. Швецов. Вписанная и вневписанная окружность
В течение долгого времени докладчики пытаются обобщить свой опыт преподавания тем «Вписанная и вневписанная окружность» и некоторых смежных с ней. Пока результатом трудов является страничка geometry.ru/incircle_book.html. В ходе доклада мы отчитаемся о проделанной работе и разберем несколько ярких задач.
Второй семинар памяти Ильи Сиротовского (09.05.1983–24.06.2023) — 28 августа (14:00, КЗ МЦНМО)
Организаторы Д.Г.Мухин и Д.В.Швецов.
Выступят Л.В.Якубович, Ю.А.Блинков, Д.В.Швецов.
Подробности на отдельной странице.
Публикуются и видеозаписи семинара.
Материалы прошлых лет (в т.ч. видеозаписи):
2023/24, 2022/23,
2021/22, 2020/21, 2019/20, 2018/19, 2017/18,
2016/17, 2015/16, 2014/15, 2013/14, 2012/13
Информация про прошедшие выездные семинары учителей — на отдельной странице