В Московском Центре Непрерывного Математического Образования работает постоянный творческий семинар учителей математики.
Заседания семинара обычно проходят два раза в месяц (второй и четвертый четверг) в столовой на 1 этаже МЦНМО в 19.00.
Вопросы и заявки на доклады присылайте по адресу tseminar(at)mccme.ru (секретарь семинара Никита Александрович Наконечный).
Семьдесят седьмое заседание — 12 апреля в 19.00. Докладчики:
-
А.А.Марачёв, Д.В.Ожерельев Международный Бакалавриат - Дипломная программа (IB DP)
В докладе будет рассказано что такое программа старшей школы Международного Бакалавриата - Дипломная программа (IB DP). Будет рассказано, что такое Международный Бакалавриат, зачем в нем учиться, как устроен процесс обучения в старшей школе, и как устроены выпускные экзамены. Мы рассмотрим содержании программы по математике для старшей школы, какие уровни изучения математики существуют в этой программе и чем они отличаются друг от друга, продемонстрируем варианты выпускных экзаменов по математике, которые по мнению докладчиков выглядят более разумными и интересными по сравнению с ЕГЭ, поговорим, какие еще работы по математике должен выполнить учащийся Дипломной программы.
Материалы и Видеозапись выступления А.А.Марачёва, Д.В.Ожерельева:
Семьдесят шестое заседание — 22 марта в 19.00. Докладчик:
-
А.И.Зайцев 01Математика.рф онлайн-учебник как основа обучения математике в средней школе и современная цифровая среда на службе учителя.
В своем докладе я расскажу о нашем обучающем проекте "01Математика.рф", о его устройстве, о новой классификации материала в проекте. Мы поговорим как 01Математика стала базовой системой обучения математике в гимназии Сколково и какие кардинальные изменения произошли в гимназии и в других школах, использующих систему.
В конце мы поговорим о нашем видении современной олимпиады, где разрешено использование любой системы компьютерной алгебры (Wolfram, Maple, Sage и другие) и графических систем (Geogebra, Desmos и другие).
Видеозапись выступления А.И.Зайцева:
Семьдесят пятое заседание — 22 февраля в 19.00. Докладчик:
-
А.А.Марачёв Программа по математике международного бакалавриата для средней школы (MYP IB)
Вкратце будет рассказано, что такое международный бакалавриат и зачем он нужен в российских школах. На данный момент по этим программам уже работает 49 школ в нашей стране, сейчас эти программы начинают активно внедрять в государственных школах Москвы.
Основная же часть доклада будет посвящена содержанию программы по математике для средней школы. Это не программа в российском понимании, там нет жестких требований к темам, которые должны быть изучены в том или ином возрасте. Программа эта про то как и зачем учить математике, как должны быть составлены планирования, что оценивать, как должны быть составлены итоговые работы, как и по каким критериям должны выставляться оценки, как относиться к домашним заданиям, на что необходимо делать акцент на уроке и т.п. С одной стороны это все очень сильно отличается от наших традиций, с другой – вполне разумно. Более того, мне кажется, что эта система была бы полезнее нашей для тех детей, которые далеки от математики.
Будут показаны различные варианты полезных на мой взгляд контрольных работ, соответствующие российской программе, которые скорее всего вызовут затруднения у большинства российских школьников.
Видеозапись выступления А.А.Марачёва:
Семьдесят четвертое заседание — 8 февраля в 19.00 в аудитории 209. Коллеги из Санкт-Петербурга:
-
К.М.Столбов О новой книге "Функции и последовательности" (авторы - О.А. Иванов, Т.Ю. Иванова, К.М. Столбов)
Будет рассказано о структуре книги, разобраны и представлены избранные задачи, самостоятельные работы и обсуждены некоторые темы, связанные с понятием функции.
-
Ю.М.Эдлин "Числовые кроссворды на занятиях. Зачем и как?"
Рассказ об использовании на уроках и дополнительных занятиях числовых кроссвородов, таких как судоку, какуро и других.
Видеозапись выступления К.М.Столбова:
Видеозапись выступления Ю.М.Эдлина:
Семьдесят третье заседание — 25 января в 19.00. Докладчик:
-
Д.А.Калинин "Избранные задачи XXIII турнира "Kostroma Open" для 8-9 классов"
Выступление посвящено задачам, предлагавшимся на прошедшем в ноябре турнире "Kostroma Open". Будут рассказаны как просто новые красивые задачи, так и сюжеты, которые предлагались школьникам на разборах задач во время турнира.
Видеозапись выступления Д.А.Калинина:
Семьдесят второе заседание — 11 января в 19.00. Докладчик:
-
Г.Б.Филипповский "Геометрические истории с продолжением"
Всякий раз, встречаясь с новой задачей, мы прилагаем свои знания, умения, опыт - чтобы выйти победителем в поединке с ней. Но при этом следует помнить, что можно быть и побитым задачей и даже смешным. По крайней мере, первое время... Часто бывает, что задача, которая измучила, не давала покоя, забрала много сил, запоминается надолго, становится со временем одной из любимых. Обрастает любопытными историями, авторы которых - ученики, выпускники, коллеги. Эти истории несут большой эмоциональный заряд, приглашают расти, развиваться, читать литературу, а возможно, и составлять новые задачи. Такие задачи и истории, с ними связанные, могут быть полезны для следующих поколений ребят - содержанием, идеями решения, разнообразием подходов. Вот о таких задачах и пойдёт разговор на семинаре.
Видеозапись выступления Г.Б.Филипповского:
Семьдесят первое заседание — 28 декабря в 19.00. Докладчик:
-
Н.Н.Андреев "Математика и музыка: проекту "Математические этюды" - 15 лет."
В первой части разговора будут обсуждаться математические основания музыки: ряды обертонов (Фурье) и наименьшее общее кратное, как основа благозвучности интервалов; геометрическая прогрессия, как основа равномерно темперированного строя; простейшие теоретико-числовые утверждения, проявляющиеся в музыке.
Во второй части разговора обсудим осуществлённые и неосуществлённые идеи за 15 лет, прошедших с момента появления первого фильма серии "Математические этюды".
Видеозапись выступления Н.Н.Андреева:
Семидесятое заседание — 14 декабря в 19.00. Докладчики:
-
А.И.Сгибнев "Компьютерное решение задачи Аполлония."
Классическую задачу о построении окружности, касающейся трех данных окружностей, можно решать не только с помощью циркуля и линейки, но и с помощью новых инструментов, которые нам предоставляют программы динамической геометрии. Получился математический практикум, который успешно выполняли старшеклассники школы "Интеллектуал". Я покажу их работы и обсужу смысл такой деятельности.
-
А.Д.Блинков "Разобъем на равнобедренные треугольники."
Семиклассникам, изучившим свойства равнобедренного треугольника и сумму углов треугольника, часто предлагают задачи, в которых прямая разбивает треугольник на два равнобедренных. Основная трудность при их решении - возникает много случаев, поэтому какой-то из них легко упустить. Будет показано небольшое исследование и приведены примеры задач, которые его используют.
Видеозапись выступления А.Д.Блинкова:
Видеозапись выступления А.И.Сгибнева:
Шестьдесят девятое заседание — 23 ноября в 19.00. Докладчик:
-
А.А.Марачёв "Курс алгебры 7 класса в 179 школе для обычных и математических классов. Нестандартный подход."
Речь пойдет про курс алгебры для 7 класса, который я читал на протяжении 15 лет работы в 179 школе. Родился он на заре карьеры под действием двух факторов. Мне приходилось работать с обычными классами, в которых учились и коррекционные дети, а потому вопросы понимания материала и мотивации стояли там довольно остро. При этом присутствовало ощущение неудовлетворенности от имевшихся школьных учебников: казалось, что с точки зрения школьников они очень тоскливые.
В результате появился отличный от общепринятых курс, рассчитанный на 3 урока в неделю и заметно отличающийся порядком изложения материала. Например, системы уравнений в нем изучаются в первой четверти, а квадратные уравнения являются неотъемлемой частью формул сокращенного умножения и обязательно проходятся во второй четверти. Опыт оказался достаточно позитивным, а потому курс в расширенном объеме и с более сложными задачами (но при том же количестве часов в неделю) продолжал читаться и в сильных математических классах.
Презентация и Видеозапись выступления А.А.Марачёва:
Шестьдесят восьмое заседание — 9 ноября в 19.00. Докладчики:
-
А.Д.Блинков "О новой книжке "Последовательности" в серии "Школьные математические кружки""
Будут показаны фрагменты этой книжки и обсуждаться методические вопросы, связанные с ранним введением понятия числовой последовательности, их свойств и применения для решения задач.
-
Н.М.Нетрусова "Геометрия-канал в Телеграме"
Рассказ о телеграм-канале t.me/geometrykanal. О том, как довольно небольшими усилиями получается урок на 1900 человек. Вопросы, которые затронет докладчик: выбор задач, какие запросы есть у читателей, кто те люди, которые хотят решать задачи по геометрии.
Видеозапись выступления А.Д.Блинкова:
Видеозапись выступления Н.М.Нетрусовой:
Шестьдесят седьмое заседание — 26 октября в 19.00. Докладчик:
-
В.Н.Дубровский "Геометрия в колмогоровском интернате"
Разговор пойдет об опыте преподавания геометрии в 18 интернате/СУНЦ МГУ; главным образом, о курсе, читаемом докладчиком. Будет рассказано, как этот курс развивался в течение более чем 40 лет, что в нем сохранилось от первоначальных замыслов А.Н.Колмогорова и что изменилось под влиянием общих тенденций в преподавании математики и специфики системы ФМШ при МГУ. В курсе есть разделы, которые, как кажется, редко изучаются даже в физматшколах. На них мы остановимся подробнее. Отдельное внимание будет уделено сопровождающему курс компьютерно-математическому практикуму.
Видеозапись выступления В.Н.Дубровского:
Шестьдесят шестое заседание — 12 октября в 19.00. Докладчик:
-
А.Б.Скопенков "О преподавании элементов топологии старшеклассникам"
Некоторые "топологические" темы доступны широкому кругу старшеклассников. Это наглядные задачи, применения формулы Эйлера, графы и раскраски карт на плоскости и на поверхностях, индекс пересечения ломаных на плоскости, соображения непрерывности, векторные поля. Я приведу примеры занятий по нескольким из этих тем. Особое внимание я уделю связям с алгоритмами, комбинаторикой, комбинаторной геометрией, геометрией и алгеброй. Мы обсудим тонкий вопрос о необходимом уровне строгости при знакомстве с топологией.
Основные идеи будут показаны на "олимпиадных" примерах: на простейших частных случаях, свободных от технических деталей, и со сведением научного языка к необходимому минимуму. Поэтому для участия в обсуждении не нужны предварительные знания.
Видеозапись выступления А.Б.Скопенкова: