Кижи — небольшой остров в северной части Онежского озера, расположен на расстоянии
68 км от Петрозаводска. Его длина составляет 5.5 км, ширина — до 1.4 км, имеет в плане
вытянутую почти строго с севера на юг форму. Невысокая центральная гряда делит этот пологий остров
на две части — более обширную западную и узкую восточную. Кижи почти полностью луговой остров,
деревья встречаются редко, и только у самой кромки воды местами тянется узкая полоска леса.
Удивительно живописен окружающий остров пейзаж. Сияющие на солнце воды озера, причудливые очертания
шхерных берегов и узких проливов между островами, сочетание лугов, прибрежных зарослей и леса —
такова природа этой части Онежского озера. Название острова произошло от карельского kizat —
"игрища".
Из тысяч островов Онежского озера именно остров Кижи стал культовым местом и сохранил свое
значение до наших дней. Был ли тому причиной пологий рельеф острова, удобный для распашки,
была ли плодородной необычная черная почва, называемая в народе "кижский чернозем", а может,
просто удобен в транспортном отношении расположенный близко к материку довольно крупный остров?
И уж так издревле сложилось — если народное сборище, то на Кижи?
Как бы ни было, именно на этом острове одним из первых на архипелаге возникло поселение.
Русские переселенцы из Новгорода появились на о. Кижи в X—XII веках. О жизни кижской
земли до 1496 года мало что известно. После присоединения Новгорода к Московскому государству
(1478 год) деревни, расположенные на кижской земле и в округе, были "отписаны на государя".
Административное значение остров Кижи приобрел в XVI веке, став центром Спасского погоста,
в подчинении которого было 130 сёл. Жители кижской волости съезжались на проходившие по
определенным дням ярмарки, для них на острове Кижи существовали специальные "дворы на приезд".
Уже тогда на острове существовали деревянные церкви Преображенье Спасово и Покров Святой Богородицы.
На жизнь Кижской земли конца XVI — начала XVII века сильно повлияла
война со Швецией.
В 1580—1581 годах на погост напали шведы, разорили деревни. В первые десятилетия XVII века
нападения повторялись. По условиям
Столбовского мира со Швецией
в 1617 году граница прошла вблизи Кижей. К середине XVII века вокруг погоста возводятся
высокие деревянные крепостные стены со сторожевыми башнями (до настоящего времени не сохранились,
современные стены представляют из себя реконструкцию).
В конце XVII века крестьян Кижского
погоста приписывают к железоделательным заводам. Они должны были выполнять вспомогательные
работы на заводах — заготавливать лес, древесный уголь и железную руду. В 1769 году
на Кижском погосте собрались две тысячи крестьян, недовольных тяжелыми условиями принудительных
работ на Олонецких горных заводах, впоследствии бунт охватил всю Карелию (так называемое
Кижское восстание). Восстание было жестоко подавлено правительством
Екатерины Второй.
В начале XVIII века обветшавшая Преображенская церковь сгорела от удара молнии. Восстановление
кижского погоста началось сразу после пожара. Новая двадцатидвухглавая церковь была возведена в
1714 году из брёвен сосны, без гвоздей, при помощи топора и долота. Покровская церковь много
раз перестраивалась и переделывалась, современный вид приобрела в 1764 году. Колокольня кижского
погоста была срублена в 1862 году на месте обветшавшей и разобранной старой, завершена в 1874.
В 1951 году на острове Кижи был образован музей, а в 1960 году здесь организован Музей-заповедник
деревянного зодчества и этнографии Карелии. Коллекция построек XIX — начала XX века в музее
под открытым небом была в основном собрана до 1980 года. На остров были перевезены деревянные
светские и культовые сооружения всех народов и этнических групп Карелии. Музей стал своеобразной
сокровищницей, хранящей достояние традиционных культур Карелии.
Удачно расположенные хозяйственные, жилые постройки, церкви, а также одетые в крестьянскую одежду
сотрудники музея воссоздают атмосферу и формируют образ крестьянского быта дореволюционной России.
На территории музея-заповедника Кижи человек испытывает ощущение присутствия в прошлом, столь
далеком, но вместе — близком, понятном русской душе. Здесь как будто вспоминаешь свое прошлое,
кажется, что именно так жили твои предки.
В 1990 году погост Кижи был (первым в России, одновременно с Москвой и Петербургом) внесен в
список
всемирного наследия ЮНЕСКО.
|
Время на осмотр: день, но, скорее всего, ваше время на острове будет определяться
расписанием "Комет". Экскурсия по музею-заповеднику "Кижи" с переходом по Онежскому озеру занимает
6 часов.
Кижский погост. Фото: Елена Гоголева
Зачем ехать на Кижи:
1. Статус: Особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации.
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
2. Кижский архитектурный ансамбль, органично вписанный в пейзаж с изумительной по красоте
двадцатидвухглавой церковью Преображения (1714 год).
3. Древнейшее деревянное культовое сооружение — церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря
(до 1391 года).
4. Искусно воссозданные крестьянские усадьбы и быт. Пейзаж лугов и деревянных построек
довершают живые крестьяне, кузнецы, ткачихи, плотники.
5. Стоящие на своих родных местах часовни "кижского ожерелья" на близлежащих островах.
6. Путешествие по Онежскому озеру на "Комете".
7. Купание в Онежском озере.
Ориентация. Если пройти на центральную возвышенную часть острова,
то он просматривается практически полностью. Особых указаний не требуется. Обычно осмотр
достопримечательностей музея начинается с Кижского погоста, а затем маршрут
пролегает вдоль берега, как правило, против часовой стрелки.
Время работы музея: Летний период (01.05—29.10) — с 8.00 до 20.00;
зимний период (30.10.—09.05) — с 9.00 до 17.00.
Телефон экскурсионного отдела: (814 2) 76-57-64 в Петрозаводске,
(814 2) 53-57-22, 51-98-25 на острове Кижи (лето).
Режим работы музея в Петрозаводске: Инфо-центр: 9.00—17.00 (будни).
Выставочные залы: 10.00—18.00, суббота, воскресенье: 11.00—19.00.
Стоимость входного билета в музей-заповедник 95 рублей (2007). Фото и видеосъемка бесплатно.
Достопримечательности.
К настоящему времени в музее-заповеднике "Кижи" собрано 87 памятников архитектуры.
Смысловым, композиционным центром музея на острове является храмовый ансамбль
Кижского погоста, по причине существования которого и был по создан весь музей.
Он включает уникальную 22-главую летнюю Преображенскую церковь (1714),
десятиглавую зимнюю Покровскую церковь (1764), колокольню (1862—1874), реконструированную
в 1959 году рубленую бревенчатую ограду (каменно-валунное основание ограды — 1800 год).
С него-то и начинаются экскурсии, да и будучи одиночным туристом, первым делом направишься к нему.
В России сохранилось только четыре тройных деревянных ансамбля (остальные три находятся в Лядинах,
Нёноксе и Малошуйке; пятый, в Верхней Мудьюге, сгорел в 1997 году). Кижской — самый известный из них.
Преображенская церковь издалека кажется сказочным теремом,
если бы не кресты на куполах.
Это удивительно нарядная, в лучших традициях северного деревянного зодчества, постройка в
полной мере отражает стремление к особой пышности и нарядности, характерное для народной
культуры России XVIII века. Зимняя Покровская церковь
ниже и скромнее Преображенской, но украшена короной из девяти изящных глав. Построенная
позднее между церквями шатровая колокольня нарочитой простотой
своего очертания оттеняет роскошные формы обеих церквей и завершает ансамбль.
Преображенская церковь закрыта для посетителей с 1980 года, Покровская же не только открыта, но и действующая.
Церковь Воскрешения Лазаря. Фото: Елена Гоголева
При входе внутрь ограды погоста поражает контрастом соседство жизнерадостной,
празднично-нарядной церкви с могильными крестами. Здесь, на Кижском погосте,
похоронен выдающийся русский сказитель, родоначальник Рябининской эпической традиции
Трофим
Григорьевич Рябинин (1801—1885). Однако нельзя не отметить,
что ансамбль Кижского погоста хорош с любого ракурса и расстояния, что вызывает
бесконечное восхищение мастерством неизвестных истории народных зодчих, выразивших
любовь к родному краю такими верными эпитетами.
Все постройки на острове — деревянные (курение разрешено только в специально предназначенных местах),
сработаны без единого гвоздя. Для любознательных людей, томящихся вопросом: "Как такое возможно?!",
существует специальная экспозиция, наглядно демонстрирующая, что как устроено. В ней представлены
сруб и пример кровли, собранные без гвоздей, а также показано устройство купола, покрытого осиновым
лемехом. Кстати, в куполе гвозди-то есть! Разница в цвете дерева — темные срубы и серебристые
купола (это на фоне яркого неба!) — создает неповторимой красоты сочетание и придает особую прелесть церквям.
Одна из древнейших деревянных церквей Севера России, бережно хранимая ценность музея —
церковь Воскрешения Лазаря (XIV—XVI века) —
стоит к юго-востоку от Кижского ансамбля. Это маленькая церковь, перевезенная из бывшего
Муромского монастыря (до 1391 года), предназначалась для монастырского кладбища, о чем
упоминает писцовая книга 1563 года: "...за монастырем церковь Лазорь святый на гробищах."
Одна из задач, успешно решаемых музеем, — показ своеобразия культур и особенностей быта
различных районов и этнических групп Карелии. Сам остров Кижи принадлежит к яркой и
самобытной культуре Заонежья, относящейся к славянской историко-культурной территории.
С традиционной культурой русских Заонежья можно познакомиться, посетив две заонежские
крестьянские усадьбы, воссозданные на основе домов Ошевнева и Елизарова. Они расположены
к югу от погоста и являются самыми популярными (после погоста, конечно) местами музея-заповедника.
Дом Ошевнева перевезен в музей из расположенной недалеко от
острова одноименной деревни. Большой двухэтажный дом, объединяющий под одной крышей жилые и
хозяйственные помещения, отвечал требованиям суровой зимы и особенностям быта местных крестьян.
Это так называемый дом-кошель, характерный для заонежского крестьянина конца XIХ века.
Дома пышно украшались нарядными галереями и узорными наличниками.
Внутри дома, отличающегося внушительными размерами, интересно не менее, чем снаружи.
Здесь много выставочных экспонатов, напоминающих краеведческий музей; на втором этаже
восстановлены интерьеры избы и горницы. В приусадебный комплекс входит баня "по-черному",
поставленная на берегу озера и два хлебных амбара. Картину завершает плетень, зеленое поле и стога сена.
Дом Елизарова украшен беднее и проще, но также является
ярким представителем жилой светской постройки своего времени.
Часовня из деревни Леликозеро. Фото: Елена Гоголева
В домах-памятниках в режиме реального времени можно увидеть демонстрацию более двадцати традиционных
ремесел Олонецкой губернии: вышивки, ткачества, вязания кружев, плетения из бересты, резьбы по дереву,
кузнечного дела... Это нововведение (называется оно "Ожившая экспозиция"), особо приходится по
сердцу, если вспомнить сердитых бабушек в других музеях, под колючим взглядом которых очень трудно
сосредоточиться на экспонатах.
В южном конце острова расположены: ветряная мельница, немного
в стороне от нее — рига для сушки зерна и еще одна
мельница — водяная. Кроме того, еще одно культовое сооружение
— часовня с каскадной, двухъярусной кровлей и звонницей из
деревни Леликозеро. В часовне восстановлен интерьер с иконостасом, а на звоннице время от времени
звучат колокола (тут же можно купить диски с записями колокольных звонов).
В северной части острова воссозданы экспозиции на месте существовавших
там ранее заонежских деревень Ямка и Васильево. Тут есть жилые дома, риги, мельницы, амбары, бани,
часовни — типичные для своего времени деревенские постройки. Эти памятники архитектуры XVIII—XIX
веков либо срублены на самом острове, либо привезены из других, малодоступных, частей Карелии.
В усадьбе у дома Яковлева, перевезенной из деревни Клейщейла, представлен
быт и материальная культура пряжинских карел. И так называемый "Пудожский
сектор" музея на острове Кижи демонстрирует типичную народную архитектуру Пудожского района Карелии.
Кроме комплексных экспозиций, на острове то тут, то там размещены поклонные кресты,
часовни,
плетни… Не устаешь любоваться этими памятниками народного творчества,
простой красотой народной души, выраженной в деревянных постройках.
|