Ферапонтов монастырь. Фото: Ярослав Блантер
Село в Кирилловском районе Вологодской области. Координаты 59°57´ с.ш.,
38°35´ в.д. Расположено на берегах Бородаевского и Паского озер
(бассейн Сухоны — одного из истоков Северной Двины). Село возникло вокруг
Богородице-Рождественского Ферапонтова монастыря.
Монастырь основан в 1398 году монахом московского Симонова монастыря Ферапонтом,
пришедшим из Москвы вместе с Кириллом Белозерским и поселившимся вначале на берегу
Сиверского озера (будущий Кирилло-Белозерский монастырь). По не очень ясным причинам
Ферапонт оставался на Сиверском озере только год, а затем ушел к Бородаевскому
озеру, примерно в 20 километрах на северо-восток. Уже через десять лет после
основания монастыря Ферапонт отправился в Можайск по приглашению звенигородского
князя Андрея Дмитриевича, дяди Василия Темного, и основал там Лужецкий монастырь. В это время
будущий Ферапонтов монастырь был довольно небольшим, существенно меньшим, чем
соседний Кирилло-Белозерский. В середине XV века настоятелем монастыря становится
Мартиниан Белозерский, бывший до этого монахом Кирилло-Белозерского
монастыря, а позже основавший Спасский Вожеозерский монастырь. Мартиниан был
влиятельным церковным деятелем своего времени, и при нем начинается рост и
процветание монастыря. В нем была одна из лучших библиотек в государстве.
В 1447 году Мартиниан, наряду с игуменом Кирилло-Белозерского монастыря Трифоном,
благословил Василия Темного на поход против
Дмитрия Шемяки, который перед этим ослепил Василия и взял с
него обещание не претендовать на московский престол. Поход, как известно, завершился
удачно, и Василий добился назначения Мартиниана игуменом Троице-Сергиева монастыря.
Ферапонт и Мартиниан впоследствии были причислены к лику святых и
считаются покровителями монастыря. В конце XV века в монастыре произошел
большой пожар, после чего началось каменное строительство. Большие вклады
в монастырь делали Василий III и Иван Грозный. Для росписи собора
Рождества Богородицы пригласили самого значительного художника Руси того времени,
Дионисия,
благодаря чему Ферапонтов монастырь сейчас и является выдающимся памятником русской
средневековой культуры.
Интересно, что при всем том монахи не озаботились строительством каменной ограды.
В результате в Смутное время, в 1614 году, монастырь был взят и разграблен польскими
отрядами, которые так и не смогли захватить соседний Кирилло-Белозерский монастырь.
Монастырь переживает второй подъем в 1640-е годы, после чего начинается упадок
монастырского хозяйства — цари больше не числятся среди спонсоров обители.
С 1666 по 1676 год в Ферапонтов монастырь был сослан
патриарх Никон, позже переведенный в Кирилло-Белозерский монастырь.
При этом он считал себя действующим патриархом и требовал особого к себе отношения,
а так как никакой уверенности в том, что его не вернут к власти, не было,
монастырским властям приходилось считаться с его запросами. Так, специально для
Никона из монастырских, естественно, средств построили отдельный корпус келий.
Это, разумеется, никак не облегчало финансовое положение монастыря. Весь XVIII
век он находился на грани банкротства, а в 1798 году был упразднен, церкви сделали
приходскими. После этого многие здания монастыря были уничтожены или значительно
перестроены. В 1857 году, наконец, выстроили сохранившуюся до наших дней каменную
ограду. В 1904 году монастырь был вновь открыт, на этот раз как женский, в
связи с 500-летием со дня основания. Начались реставрационные работы. После революции
монастырь снова был закрыт, настоятельница игуменья Серафима, позже канонизированная,
расстреляна, а реставрация прервана на 50 лет. Наконец, в 1970-е годы тут был
открыт музей фресок Дионисия. В 2000 году ансамбль Ферапонтова монастыря
был внесен в список
мирового наследия ЮНЕСКО, наконец-то хоть в чем-то опередив соседний Кириллов.
|
Слева направо: Колокольня (XVI—XVII века), собор Рождества Богородицы (1490)
и церковь Мартиниана (1641).
Фото: Ярослав Блантер
Время на осмотр: два-три часа.
Зачем ехать в Ферапонтово: Ферапонтов монастырь с фресками
Дионисия — замечательный памятник русской средневековой культуры и архитектуры.
Основная и практически единственная достопримечательность села —
Ферапонтов монастырь.
Самое старое и самое интересное здание монастыря —
собор Рождества Богородицы (1490), одно из
самых старых сохранившихся зданий Русского Севера (старше есть только в Новгороде,
Пскове, Старой Руссе и Старой Ладоге). Собор похож на Успенский собор
Кирилло-Белозерского монастыря (1497—1498) и, возможно, построен тем же мастером
— Прохором Ростовским. Храм одноглавый (сохранившаяся глава в стиле барокко
— новая), с замечательным оформлением стен, особенно фасада. Но собор
замечателен не только этим — таких в России все-таки пока достаточно —
а тем, что в нем практически без изменений дошли до нас фрески конца XV
века, выполненные Дионисием с сыновьями Феодосием и Владимиром. Это единственная
церковь в России, сохранившая столь древние фрески без позднейших изменений,
да к тому же выполненные величайшим живописцем своего времени. Более того,
храм расписали сразу после его строительства и с тех пор не переделывали,
то есть здесь архитектура и живопись представляют единый комплекс в том виде,
в каком он был задуман его создателями в конце XV века. Собор расписан внутри целиком,
от пола до куполов, а также его западная стена снаружи. Сохранилось несколько
сот квадратных метров фресок, выполненных характерными желтыми, коричневыми
и зелеными красками на голубом фоне. Описывать сюжеты фресок в этой статье не
имеет смысла (насчитывается около ста тридцати сцен), для этого потребуется книга.
Скажем только, что наружная западная стена собора (то есть та, которую вы
видите в самом начале, из внутренней галереи) показывает, в соответствии с
посвящением собора, рождество Богоматери. Внутри собора также наиболее заметные места
отведены под сцены из жизни Богоматери. Кроме них, имеются также изображения Христа,
евангелистов, избранных святых, в южном приделе — сцены из жития святого Николая,
а на западной стене изнутри (то есть над входом) — Страшный Суд. Кроме фресок,
Дионисий выполнил также иконостас собора, детали которого сейчас можно увидеть в
Третьяковской галерее в Москве, Русском музее в Петербурге, а также (одна икона) в
музее Кирилло-Белозерского монастыря. Обратите внимание, что фрески открыты для
посещения только в подходящую погоду. Собор в любом случае закрыт зимой, а летом может
быть закрыт без предупреждения, скажем, при повышенной влажности. Фотографировать
фрески нельзя, даже без вспышки и даже если вы заплатили в музее за фотосъемку.
Не расстраивайтесь — можно купить иллюстрированный альбом хорошего качества.
Святые Ворота с церквями Богоявления и
Ферапонта (1649). Слева Казенная Палата (XVI век).
Фото: Ярослав Блантер
Собор Рождества Богородицы находится в центре комплекса храмов, соединенных общими
папертями. С юга к нему пристроена шатровая церковь
Мартиниана (1641), содержащая захоронение Мартиниана, над которым
установлена единственная в России резная деревянная рака. С севера
находится колокольня (XVI—XVII века)
(под ней главный вход в комплекс), а еще дальше —
Трапезная Палата и
небольшая одноглавая церковь Благовещения
(1530—1531). Другой комплекс состоит из Святых
Ворот с объединенными в одно помещение церквями
Богоявления и Ферапонта (1649), единственными действующими
в монастыре, пристроенных к Казенной Палате
(XVI век). Монастырская ограда гораздо позже всех других сохранившихся зданий и
была сооружена в 1857 году.
В монастыре размещается Музей Фресок Дионисия. Телефоны (81757) 4-91-61, 4-91-78,
часы работы 9:30 — 17 ежедневно (летом до 20). Фрески могут быть в любой момент
закрыты без предупреждения в связи с повышенной влажностью. Они всегда закрыты для
посещений зимой. Кроме собственно фресок, музей содержит еще экспозицию по
истории монастыря и церковному искусству в церкви Благовещения, а также этнографическую
на первом этаже Трапезной палаты.
Монастырь очень живописно расположен между двумя озерами (вход с берега Бородаевского
озера) и виден издалека со всех сторон. В двух километрах на юг от монастыря
находится Цыпина Гора (высота 204 метра),
самый высокий из окрестных лесистых холмов, а у ее северного подножья, на берегу
небольшого озера — деревянная церковь Ильи
Пророка на Цыпином погосте в ужасном состоянии.
|
Время московское.
Проезд.
В Ферапонтово нет общественного транспорта, кроме
автобуса из Кириллова два раза в неделю —
по вторникам и четвергам (отправление из Кириллова 8:30 и 14:00, в пути 30 минут
— июль 2004). В двух километров восточнее села, по дороге на Липин Бор,
проходят автобусы из Вологды, в пути 2:30, 2-3 в день,
на Липин Бор и Вытегру, из Череповца (через Кириллов), в пути 2:30, 2 в день,
а также местные автобусы из Кириллова. Расписание на
этом сайте. Если есть время и желание, всегда можно доехать на рейсовом
автобусе из Вологды, Кириллова или Череповца до поворота на Липин Бор, а там пройти
примерно 5 км пешком до поворота на Ферапонтово.
Если вы едете из Москвы, самый удобный вариант — ночной поезд в Вологду.
Из Санкт-Петербурга возможны варианты как через Вологду, так и через Череповец.
В обоих городах вокзал и автовокзал находятся рядом.
На автомобиле:
Из Вологды Р5 на север, расстояние 120 км. Из Череповца по Р6 на север через
Белозерск, затем через Иванов Бор (новый мост через Шексну) и Кириллов.
Из Вытегры — Р5, 210 км. Даже не пытайтесь ехать в Каргополь через
Липин Бор и Солзу (Р5) — между Солзой и Каргополем дорога непроходима.
Питание.
В селе имеется кафе, которое, очевидно, всегда
закрыто. Если вы едете без ночевки, планируйте обед в Кириллове или Вологде.
Размещение.
Гостиница Ферапонтово. Телефон (81757) 4-91-81.
Около 30 номеров. Одноместный — 260 р., двухместный — 220 р.,
трехместный — 180р., все цены на человека без удобств (весна 2005). Бронирование
— 25 % стоимости номера; без бронирования летом мест, скорее всего, не будет.
|