город БОРОВСК 3
Общие сведения | |
Районный центр Калужской области. Население — 11500 (2006);
координаты 55°12´ с.ш., 36°29´ в.д. Расположен на реке Протва, левом притоке Оки. |
|
Что смотреть | |
Благовещенский собор (конец XVII века). Время на осмотр: сильно зависит от средства передвижения. Если есть машина, хватит 3—4 часов. Если из города в Пафнутьев монастырь и обратно ехать на автобусе, прибавьте еще минимум час, если идти пешком, можно провести в Боровске целый день. Зачем ехать в Боровск: Пафнутьев Боровский монастырь — памятник истории, культуры и архитектуры XVI—XVII веков. Сохранившийся облик провинциального города. Росписи художника Овчинникова. Замечательные пейзажи юга средней полосы России. Ориентация: Центр города — площадь Ленина (Гостиная) — находится на правом берегу Протвы; на ней же расположена автостанция. Вокруг площади сохранилось ядро уездного города Боровска с планировкой, не менявшейся с XVII века. Современный город Боровск включает в себя также и бывшие пригороды, находящиеся в нескольких километрах от центра. Бывшее село Высокое находится на правом берегу Протвы, на восточной окраине города; Пафнутьев Боровский монастырь и села Роща и Рябушки — на левом берегу сильно восточнее центра, по дороге к А108 (на Балабаново и Москву). Поворот направо на монастырь ясно обозначен указателем.
Названия улиц. При советской власти Боровск не избежал
общей беды всех русских городов - тотального переименования улиц. Для удобства
ориентировки мы приводим ниже современные названия, но считаем необходимым дать тут старинные
названия этих улиц. Информация взята отсюда.
Старый Боровск. Исторический центр города — Боровское городище (сейчас Советская площадь; пройти туда можно от восточного края площади Ленина по Советской улице). Городище находится там, где когда-то стояла Боровская крепость (острог), на высоком правом берегу Протвы. Именно здесь сидели в яме сестры Урусова и Морозова; на месте ямы в 2003 была поставлена часовня. Последние остатки крепости демонтировали в 1779 году. Сохранившийся ансамбль включает здание присутственных мест (начало XIX века, сейчас здание администрации), а также уездное училище, изначально построенное как тюремный замок. Кроме того, что это одно из самых старых зданий города, оно знаменито тем, что в училище с 1880 по 1892 год преподавал Константин Эдуардович Циолковский.
Южнее (дальше от реки) к городищу примыкает Гостиная площадь (площадь Ленина).
В восточной ее части расположен Благовещенский собор (конец XVII века)
с колокольней XIX века. Сам собор мало перестраивался, и представляет из себя характерный образец стиля
этого времени, а колокольня не портит его достоинства, как это нередко случается, а, наоборот,
их подчеркивает. Собор — самое старое здание собственно Боровска (хотя Пафнутьев монастырь старше,
он находился не в самом уездном городе, а в пригороде). Это единственный храм города, который не был
закрыт при советской власти, поэтому там сохранился интерьер и старинные иконы. Другая церковь
на площади — Спасо-Преображенская (1804, начало улицы Урицкого).
Почти по периметру площадь окружена каменными купеческими домами
XIX века. Старинная застройка сохранилась также и на прилегающих к площади улицах: Урицкого
(дом 4 — типография Муратовой, дом 21 —
богадельня (1848), перед мостом, дом 30 —
трикотажная фабрика), Калужской, и трех других, о которых мы
расскажем чуть подробнеее. Чем дальше от центра, тем меньше доля старинных зданий.
Церковь Рождества Богородицы (1708) в селе Роща.
Вернемся на улицу Ленина и повернем направо, к Гостиной площади. Смотрим по сторонам.
Дом 38 предположительно был построен в конце XVII века.
36 — дом Глухарева, 29 — бывшая
Всехсвятская старообрядческая церковь (1890-е годы, колокольня 1908),
которая сейчас используется как Дом народного творчества. 22 —
дом Саниных, 15 — дом Шокина, нижний
этаж каменный, верхний деревянный с изумительной резьбой;
12 — дом Большакова, в котором, по легенде, останавливался Наполеон,
10 — дом Меренкова, 5 — дом
Санина. Дальше проходим уже нам известную Гостиную (Советскую) площадь и за Спасо-Преображенской
церковью поворачиваем направо, на Коммунистическую улицу. 3 — дом Богомолова
(середина XVIII века), 10 — начальное училище,
20 — дом Елизаровых. За мостом через Протву свернем направо и выйдем
к Введенской старообрядческой церкви (1906, колокольня 1912).
Дальше по улице Циолковского дойдем до его дома-музея (дом 49, см. ниже). По переулку Степана Разина
вернемся на Коммунистическую улицу и повернем направо. По левой стороне сначала нам встретится
Покровский старообрядческий собор (1909) в стиле модерн, в наши дни
оказавшийся на территории автоколонны. Из-за своего огромного размера он доминирует над всей правобережной (низкой)
частью города. Затем налево уйдет Московская улица, когда-то, до прокладки железной дороги и
постройки автодороги Москва - Киев - Одесса, бывшая главным путем, связывавшим Боровск и Москву (в
Москве тоже есть Боровское шоссе, но прямой дороги, связывающей два города, уже больше ста лет не существует),
а сразу после мы обнаружим справа Борисоглебскую церковь
(1704, колокольня 1819). Это одна из лучше всего сохранившихся церквей Боровска, замечательный образец
барокко. Пафнутьев Боровский монастырь был основан в 1444 году игуменом Покровского монастыря в селе Высоком, Пафнутием Боровским, который после тяжелой болезни ушел из Покровского монастыря и поселился на другом берегу Протвы, а затем в 1448 году построил тут деревянную церковь. В 1467 году тут появилась каменная церковь Рождества Богородицы (до нашего времени не дошла), которую расписывали некие Митрофан и Дионисий. Оказалось, что это было началом великой карьеры Дионисия: в 1480 году монастырь посетил Иван Третий, который, увидев фрески, распорядился командировать автора в Москву, где тому было поручено изготовить иконостас Успенского Собора Московского Кремля. Пафнутий умер в 1477 году, и следующим игуменом стал некий Иосиф, позже широко известный как Иосиф Волоцкий. Монастырь, правда, ему пришлось вскоре покинуть, так как монахи оказались недовольны его авторитарным стилем управления. Монастырь быстро набирает силу и политическое влияние, особенно подкрепленное канонизацией Пафнутия Боровского в 1547 году. Монастырь посещают великие княэья и цари. Политический успех тут же конвертируется в успех финансовый — каменную церковь Рождества Богородицы сносят "за малостью" и строят новую, вокруг монастыря возникает крепостная стена с башнями, так что он оказался укреплен лучше, чем соседний Боровск. В 1610 году войска Лжедмитрия Второго разграбили монастырь и сожгли все, что можно было сжечь. Но после этого монастырь отстраивается, переживает он и проход наполеоновских войск, а вот в 1922 году его все-таки закрывают на 70 лет. На территории монастыря последовательно размещаются сельскохозяйственная коммуна, ремесленная школа, школа механизации, сельхозтехникум и краеведческий музей. В 1991 году монастырь был возвращен церкви.
Трапезная и Христорождественская церковь (1511). В центре композиции монастыря — пятиглавый Собор Рождества Богородицы (1580-е годы). Он строился под личным покровительством Федора Иоанновича, который потом дважды приезжал в монастырь. Главки на соборе не в виде луковок, а шлемовидные, как строили еще до монгольского нашествия, и это усугубляет ощущение того, что вы находитесь в крепости. Собор был расписан в 1644 году, часть фресок сохранилась. К собору пристроен придел великомученицы Ирины (1651). Собор, однако, не является самым старым зданием монастыря. Здание, содержащее трапезную (построенную по тому же типу, что и Грановитая Палата Московского Кремля) и Христорождественскую церковь, было возведено в 1511 году. К нему пристроена пятиярусная колокольня с желтым верхом (вторая половина XVII века). Колокольня построена в стиле "восьмерик на четверике", то есть восьмигранная призма, поставленная на квадратную, но при этом взаимная ориентация восьмерика и четверика не совсем обычная. Снаружи колокольня украшена изразцами работы Степана Полубеса, самого знаменитого мастера этого вида искусства. Все колокола погибли при закрытии монастыря, за исключением одного, оказавшегося в музее в Коломне, а 16 висящих сейчас на колокольне колоколов были отлиты в Москве в 1992 году. В монастыре имеются также одноэтажная одноглавая церковь Ильи Пророка, соединенная в одно здание с больничными палатами (1670), а также Митрофаниевская церковь (1760) в стиле барокко, с покрашенными в розовый цвет стенами, пристроенные к ней настоятельские палаты (середина XVII века), юго-восточные братские кельи (XVII век), западные братские кельи (начало XVII века), а также погребной корпус, северная часть которого была, вероятно, построена в XVI веке, а южная — много позже. Стены вокруг монастыря содержат шесть башен. Через стену ведут покрашенные в желтый цвет (на фоне белой стены) Святые Врата, построенные в XIX веке, когда никакой практической необходимости защиты монастыря от внешних врагов уже не было. По часовой стрелке от Святых Ворот расположены Поваренная Башня (XVI век), Тайницкая Башня (XVII век), самая мощная во всей стене небеленая Сторожевая Башня (XVII век), Оружейная Башня (XVII век), Круглая Башня (XVI век) и когда-то бывшая проездной Георгиевская Башня (XVII век). По одной из гипотез, в создании укреплений монастыря принимал участие Федор Савельевич Конь, построивший, например, стену Белого Города в Москве и стену Смоленского кремля. Никаких документальных подтверждений его связи с Боровском не существует. Росписи Владимира Овчинникова. В последнее время Боровск приобрел дополнительную известность своими росписями стен. Житель города, художник Владимир Овчинников, по собственной инициативе и совершенно бесплатно взялся расписывать наружные стены домов. Всего в городе сейчас имеется больше сотни его росписей на самые разные темы, в основном, исторические. Большинство росписей находится в центре, на одной из стен торгового центра (занимающего середину площади Ленина) есть схема их расположения. Так или иначе, по-видимому, все росписи вы не увидите, но многие посмотрите, просто гуляя по центру города. Боровские росписи абсолютно уникальны для России и имеют очень немного аналогов в мире. Периодически поступают сообщения о том. что местные власти собираются закрасить росписи, но до сих пор была закрашена только одна, да и то частично. Будем надеяться, что власти поймут, как Боровску повезло с этими росписями и какой туристический потенциал они содержат, так что откажутся нее только от идеи закрасить росписи, но и решат, как и кто будет их периодически поновлять. Музеи Боровский историко-архитектурный музей. Адрес: площадь Ленина, 7. Часы работы 10—18, выходной понедельник и последняя пятница месяца. Телефон (484-38) 4-32-36; 4-32-78. В музее всего три зала: археология, этнография, Боровск в Великую Отечественную войну. Дом-музей Константина Эдуардовича Циолковского. Адрес: улица Циолковского, 49. Телефон (484-38) 4-39-99. Часы работы 9:30—17, выходной понедельник. Циолковский в детстве практически потерял слух, поэтому не мог продолжать обучение нормальным образом, и, тем самым, никогда не был связан с официальными научными структурами. В 1879 году в Москве он сдал экстерном экзамен на звание учителя и в 1880 году был назначен учителем арифметики и геометрии в Боровское уездное училище. В Боровске он оставался до 1892 года. занимаясь научными исследованиями по аэродинамике в свободное от работы время, после чего переехал в Калугу. Циолковский за это время сменил несколько квартир. В этом доме в Заречной Слободе он жил до весны 1888 года, после чего дом был залит при наводнении Протвы, и Циолковский переехал на Молчановскую (Коммунистическую) улицу. В музее представлены материалы, очень подробно рассказывающие о его жизни и научной деятельности, в основном, но не исключительно, в боровский период. Хорошее введение в деятельность Циолковского. |
|
Окрестности | |
Балабаново — город районного подчинения в Боровском районе. Население — 24500 (2006) и в настоящее время растет; координаты 55°10´ с.ш., 36°40´ в.д. Через Балабаново (там имеется железнодорожная станция) обычно въезжают в Боровск со стороны Москвы). Возникло как село, затем стало пристанционным поселком, город с 1972 года. Любой человек, когда-либо интересовавшийся спичечными этикетками, знает название города наизусть. В Балабанове расположена спичечная фабрика, выпускающая, в том числе, сувенирные спичечные коробки (коллекционирование коробков с пейзажами городов, портретами русских писателей и т.д.). Кроме того, одно время на Балабановской фабрике одно время печатали этикетки для всех спичек, производившихся в СССР. Существует легенда, что на фабрике есть музей, в котором находится, среди прочего, большая коллекция спичечных этикеток, но та же самая легенда утверждает, что в музей никого не пускают, так что проверить ее невозможно. Деревянная церковь Иоанна Кронштадтского, единственная в городе — новодел. |
|
Практическая информация | |
Время московское.
Питание. Имеются два заведения:
Размещение. Гостиница Боровск, улица Володарского, 4, телефон (484-38) 4-42-10. Семь номеров, удобства в коридоре. Около города есть пансионат Фатеево, телефон (484-38)438-60, (495)546-35-53, факсы (484-38)438-60. |
|
Дополнительные ресурсы | |
|
|
Фотографии — город | |
Спасо-Преображенская церковь (1804). Фото: Марина Егорова
Фото: Марина Егорова
Фото: Марина Егорова
Слева: Роспись Владимира Овчинникова между Гостиной площадью и Городищем. Справа: Часовня на Городище в память боярыни Морозовой (2003). Фото: Марина Егорова
Фото: Ярослав Блантер
Крестовоздвиженская церковь (1814). Фото: Ярослав Блантер
Покровская церковь в бывшем селе Высокое (конец XVII—XVIII века). Фото: Ярослав Блантер
Роспись Владимира Овчинникова на улице Ленина. Вид Рождественской улицы в XIX веке. Фото: Ярослав Блантер
Дом Шокина. Фото: Ярослав Блантер
Роспись Владимира Овчинникова на площади Ленина. Фото: Ярослав Блантер
Роспись Владимира Овчинникова на Коммунистической улице. Фото: Ярослав Блантер
Роспись Владимира Овчинникова на Коммунистической улице. Фото: Ярослав Блантер
Роспись Владимира Овчинникова на Коммунистической улице. Фото: Ярослав Блантер
Фото: Ярослав Блантер
Борисоглебская церковь (1704, колокольня 1819). Фото: Ярослав Блантер © Фото авторов |
|
Фотографии — Пафнутьев Боровский монастырь | |
Вход в монастырь. На переднем плане Поваренная Башня. Фото: Марина Егорова
Собор Рождества Богородицы (1580-е годы) и колокольня (вторая половина XVII века). Фото: Ярослав Блантер
Святые Врата (XIX век). Фото: Ярослав Блантер
Слева: Собор Рождества Богородицы (1580-е годы). Справа: Колокольня (вторая половина XVII века). Фото: Илья Буяновский
Церковь Ильи Пророка (1670). Фото: Ярослав Блантер
Слева: Собор Рождества Богородицы (1580-е годы). Фото: Ярослав Блантер. Справа: Поваренная Башня. Фото: Илья Буяновский
Церковь Дмитрия Солунского в селе Рябушки (1804). Фото: Ярослав Блантер © Фото авторов |
|
  |
Автор страницы: Ярослав Блантер. Дополнения: Илья Буяновский. Фотографии: Ярослав Блантер,
Илья Буяновский, Марина Егорова. Последнее обновление: 05.03.07.
2006, 2007 © Путеводитель по России. Все права принадлежат авторам.