Город областного подчинения на севере Кемеровской области.
Население 25 тысяч (2010), координаты 56°04´ с.ш., 85°37´ в.д.
Расположен на водоразделе двух притоков реки Яя (бассейн Оби)— Берёзовая (на юге) и Китат (на севере). Со всех сторон город окружён территорией Яшкинского района.
Тайга возникла как станция при прокладке Транссибирской железнодорожной магистрали. Строительство на
месте современного города началось в 1895 году, станция была открыта в 1896 году. Хотя станция с самого начала называлась Тайга, посёлок при ней до определённого момента имел неформальное название Томск-Таёжный. В 1911 году Тайга получила статус города.
Так как, в отличие от большинства сибирских городов, Тайга не стоит на берегу хоть сколько-нибудь значительной реки, там сразу же возникла проблема с водой, необходимой как в городе, так и в локомотивном депо. В конце концов пришлось построить водовод из реки Яя, который действует и по сей день (планируется полная его реконструкция).
До сих пор Тайга фактически живёт обслуживанием железной дороги. Это узловая станция, в которой от Транссибирской Магистрали отходит ветка на Томск и далее на Белый Яр. Томск ближе к Тайге, чем областной центр — Кемерово, хотя транспортное сообщение и с тем, и с другим не самое лучшее. Город производит крайне депрессивное впечатление, но, к счастью, надолго там задерживаться и незачем.
|
Лавка купца Магазова.
Фото: Ярослав Блантер
Время на осмотр: полчаса-час.
Ориентация: новый центр города (с памятником жертвам политических репрессий) находится севернее железной дороги, старый (в котором расположены все дореволюционные здания, кроме вокзала и депо) — южнее. В депо, разумеется, нет свободного доступа.
В Тайгу специально ехать совершенно незачем, но если вы оказались в городе на пересадке или проездом, можно осмотреть немногие достопримечательности, сохранившиеся в городе.
Железнодорожная станция. В Тайге остался один из немногих
вокзалов, построенных на Транссибирской магистрали ещё до революции. Здание железнодорожного вокзала сохраняется с 1905 года и относится к памятникам архитектуры местного значения, хотя гарантии от сноса и замены бетонной коробкой, как это было сделано в 1990-е годы в огромных масштабах по всему Транссибу, это, к сожалению, не дает. Около вокзала, в сторону Москвы, установлен на постаменте паровоз П36-0192. Установлен он был в 1954 году в память о трудовом подвиге железнодорожников, но представляет существенный интерес и просто как сохранившийся экземпляр паровоза. Его прекрасно видно с пешеходного моста над путями. С этого же моста видно локомотивное депо и водонапорную башню, оба начала 20 века.
Памятники архитектуры и истории.
С северной стороны от путей, около дома 13 по проспекту Кирова, установлен памятник жертвам политических репрессий. Чтобы его найти, надо спуститься с моста, пройти прямо до первой улицы, идущей параллельно путям (это и есть проспект Кирова), и пойти по нему направо, по стороне, дальней от путей. Памятник небольшой, но впечатление производит. Ещё дальше, напротив вокзала — мемориал воинам-тайгинцам 1967 года, намного больших размеров.
С южной стороны от путей расположены несколько исторических зданий. Первая улица, идущая прямо вдоль путей — Интернациональная. Если пойти по ней налево (в сторону от Москвы) и пройти станцию, то можно выйти к красно-кирпичной церкви Андрея Критского (1905) в псевдорусском стиле. Если же, наоборот, пойти направо (к Москве), то через пару кварталов, на углу Интернациональной и Пролетарской улиц, обнаружится лавка купца Магазова (1906, Интернациональная улица, 24). Строивший её Константин Константинович Лыгин — известный томский архитектор, который, в частности, одно время работал при управлении железной дороги.
В списках поставленных на охрану памятников Тайги числится также жилой дом начала 20 века по Пролетарской улице (дом 34). Его состояние редакции неизвестно.
Музеи
Исторический музей города Тайги. Адрес: Почтовая улица, 99/2. Телефон (38448) 2-22-93.
Работает 10—18 кроме субботы и воскресенья. Исторические собрания.
|