Шлиссельбург (в советское время — Петрокрепость, в шведское — Нотебург) — город
областного подчинения в Кировском районе Ленинградской области. Население — чуть более 12 тысяч человек
(2006). Координаты 59°57´ с.ш., 31°02´ в.д.
До 1991 года единственным крупным предприятием Шлиссельбурга был судоремонтный завод. Но в настоящее время завод
стоит практически заброшенный, и его облезлые цеха с выбитыми стеклами и ржавеющими внутри остовами судов
производят на заезжего путника крайне гнетущее впечатление.
Первоначальное русское название города у истоков Невы — Орешек, при шведах сменившееся на Нотебург
(дословно "Город-орех"), связано с островом Ореховым (названным так из-за формы). Название "Шлиссельбург"
городу дал Петр Первый, и его дословный
перевод с немецкого — "Ключ-город", что содержало намек — с этого места начнется покорение Швеции.
Советское название "Петрокрепость" в переводе, я думаю, не нуждается.
Крепость на Ореховом острове была впервые заложена новгородцами в 1323 году на границе со Швецией. Первоначально
крепость была земляной и деревянной, но после пожара 1352 года ее отстроили в камне. В конце XV века, с
присоединением Новгородской республики к Московии, крепостные стены были перестроены заново, а точнее,
почти с нуля была возведена новая крепость, высота стен которой достигла 12—15 метров.
В сентябре 1611 году крепость осадили шведы, а в мае 1612 года русский гарнизон сдался. Орешек вошел в состав
Швеции и был переименован в Нотебург. Однако во власти шведов крепости была менее 100 лет: 11 октября 1702 года,
после 10-дневной бомбардировки русское войско во главе с Борисом Петровичем Шереметевым взяло крепость. В этом штурме участвовал и лично
Петр Первый в должности бомбардир-капитана. Город был переименован в Шлиссельбург.
После Северной войны Шлиссельбург стал пригородом Санкт-Петербурга и полностью утратил военное значение. Поэтому
было решено превратить крепость, стоящую на острове и полностью изолированную от внешнего мира, в
политическую тюрьму. В крепости началось возведение тюремных зданий, и за двести лет ее существования
в Шлиссельбурге побывали многие известные узники: жена Петра Первого
Евдокия Лопухина и
его родная сестра Мария Алексеевна, малолетний наследник престола Иоанн Антонович (был арестован с матерью в возрасте двух лет,
заточен в Шлиссельбургскую крепость в возрасте шестнадцати лет и убит при попытке освобождения в возрасте
двадцати шести лет), члены Верховного тайного совета князья Долгоруковы (казнены) и
князь Дмитрий Михайлович Голицын
(умер в крепости),
опальные фавориты (герцог Бирон с семьей),
декабристы
(братья Бестужевы,
Вильгельм Карлович Кюхельбекер,
Александр Петрович Барятинский,
Иван Иванович Пущин),
участники польского восстания, анархисты
(Михаил Александрович Бакунин),
народовольцы (Вера Николаевна Фигнер,
Александр Ильич Ульянов —
повешен в крепости), эсеры
(Иван Платонович Каляев —
повешен в крепости). В целом за строгость режима и островное положение Шлиссельбург не зря получил
прозвище "Русский Алькатрац".
Во время революции 1905 года всех узников из тюрьмы отпустили, и крепость на несколько месяцев превратилась в
достопримечательность, но после, с 1907 года, Шлиссельбург вновь стал тюрьмой — каторжным централом особого
режима. В феврале 1917 года узники вновь были освобождены (причем вместе с политзаключенными было выпущено на волю
более 900 уголовников), на этот раз окончательно. С 1928 по 1940 крепость была одним из музеев Революции.
В 1941—44 годах Петрокрепость была передним краем обороны Ленинграда, и несмотря на то, что почти все защитники
крепости погибли, а сама крепость обратилась в руины, взять Петрокрепость немцы не смогли. Подвиг защитников
Петрокрепости не позволил фашистам замкнуть с востока кольцо блокады, и спас в Ленинграде миллионы жизней.
С 1966 года в крепости идут реставрационные работы, и Петрокрепость (с 1993 года вновь Шлиссельбург) стала одной из
наиболее посещаемых туристических достопримечательностей Ленинградской области.
|
Время на осмотр: Время на осмотр: 2—4 часа.
Зачем ехать в Шлиссельбург:
1. Ансамбль новгородской-московской-шведской-имперской крепости Орешек на острове у истока Невы, примечательной
редкими по красоте и мощи укреплениями, но еще больше — старинными тюрьмами "Русского Алькатраца".
2. Гидротехнические сооружения Ладожского канала.
3. Место выхода Невы из Ладожского озера и само озеро.
4. Мемориалы Дороги Жизни
Ориентация. Ориентироваться в Шлиссельбурге очень легко. С Красной площади,
на которую прибывает автобус, видны и городские постройки уездного Шлиссельбурга, и Ладожский канал.
Через канал нужно перейти и дойти до берега Невы (это метров 300). Оттуда будет прекрасно видна сама
крепость Орешек, а у берега вы наверняка застанете паром "Айгюн". Если же вы добираетесь до Орешка
от станции Петрокрепость (см. "Практическая информация"), все еще проще — достаточно выйти к
пристани и дождаться тот же самый "Айгюн".
Шлиссельбург — типичный город Ленинградской области. То есть: серый, мрачный, облезлый и до ужаса нищий.
Потрескавшиеся фасады церквей, грязноватые дома, заброшенные судоремонтный завод — Шлиссельбург оставляет
очень тяжелое впечатление. Мало в каком городе России можно увидеть столь же безысходную нищету.
Церкви и гражданские здания
Уездная застройка в Шлиссельбурге почти не сохранилась. На центральной площади, около устья Ладожского канала,
можно увидеть две церкви: Благовещенскую (1764) и
Никольскую (1739). Обе довольно неприметны по архитектуре и пребывают в
ужасном состоянии. Неподалеку находятся скромный Гостиный двор и
часовня, построенная в 1835 году. В целом эту часть города можно миновать
без остановок.
Около пристани, с которой отправляется паром "Айгюн", обратите внимание на памятник
Петру Первому работы великого скульптора
Марка Матвеевича Антокольского.
Ладожский канал
Ладожский канал — уникальное гидротехническое сооружение. Канал был частью единой водной системы,
которая через Волхов соединяла Санкт-Петербург по рекам с Центральной Россией. Ладожское озеро всегда
считалось одним из самых опасных озер мира, на нем нередко возникали шторма с волнами до шести метров высотой,
поэтому строительство канала в XVIII веке вдоль берега озера было настоящей необходимостью. Вход в канал
располагался в районе Свирицы (за Волховом), выход — в Шлиссельбурге, у истока Невы, причем на
самом деле Ладожский канал представляет собой два канала: Староладожский и
Новоладожский. Первый был начат еще при Петре Первом, а закончен в 1731 году,
и шел на значительном удалении от озера, второй канал, тянущийся вдоль самого берега и более глубокий,
был прорыт в 1861—66 годах. С появлением железных дорог каналы пришли в упадок, и в настоящее время
Староладожский канал почти зарос, а Новоладожский используется для движения судов малого водоизмещения (на
нем нет шлюзов).
Непосредственно в черте города, даже просто по дороге к пристани, можно увидеть несколько
шлюзов и створов Ладожского канала, в частности,
четырехкамерный шлюз (1836) при выходе канала из Невы.
Крепость Орешек
Главная достопримечательность Шлиссельбурга, уникальная даже в богатой на достопримечательности вообще и на
крепости особенно Ленинградской области, крепость Орешек расположена на острове Ореховом между двух рукавов
Невы, и за островом уже начинается бескрайнее пространство Ладожского озера — вода до горизонта, и периодически
то справа, то слева от крепости проходят грузовые суда. Между Шлиссельбургом, Орешком и станцией Петрокрепость
курсирует небольшой паром "Айгюн", в основном перевозящий туристические группы. Ходит паром очень часто
(особенно в выходные и в туристический сезон), и ждать его дольше получаса Вам, скорее всего, не придется.
Башня крепости. Фото: Илья Буяновский
Крепость поражает воображение уже с воды. Неприступные стены, башни, узкие окна — в памяти сразу
всплывают замок Иф или Алькатрац. Стена, которую Вы видите с воды, была построена в тот период, когда
крепость принадлежала Московии, а отдельные башни были возведены уже шведами. Крепость очень сильно
пострадала в Великую Отечественную войну, и эти стены — восстановленные. Стены крепости, обращенные
к Ладожскому озеру, по-прежнему лежат в руинах.
Около пристани расположена касса, а дальше — крепостные ворота, очень скромные по размерам, больше
похожие на дверь, но с настоящим подъемным механизмом. Внутри крепости — широкий пустынный двор,
заросший травой, руины и тюрьмы. В центре двора можно увидеть развалины тюремной
церкви, внутри которой стоит мемориал защитникам Шлиссельбурга
— памятник воинам и несколько абстрактных фигур, спаянных из немецкого оружия. Мемориал в Шлиссельбурге
— один из самых пронзительных мемориалов Великой Отечественной войны, совершенно не производящий казенного
впечатления. Неподалеку от церкви — фрагмент старой крепостной стены,
возведенной еще новгородцами.
Но главная достопримечательность крепости, отличающая ее от, скажем, Копорья или Старой Ладоги — это
тюрьмы. До революции в крепости было четыре тюрьмы, сейчас уцелело две. Руины тюрем
"Зверинец" и "Большая тюрьма" расположены
ближе ко входу, и если Большая тюрьма еще сохранила какие-то очертания, то Зверинец больше похож на
скалы естественного происхождения.
У дальней стены крепости — Новая Тюрьма, построенная в XIX веке
— мрачное двухэтажное сооружение со множеством камер, известная в первую очередь как место
заключения народовольцев и эсеров. Эта тюрьма практически не пострадала в войну и дает представление
о том, что ждало борцов с царской властью.
Слева от Новой Тюрьмы — вход в небольшой внутренний двор, в котором располагается
Старая Тюрьма XVIII века. В этом одноэтажном здании всего около
двух десятков камер, а самым известным ее узником был повешенный здесь же
Александр Ильич Ульянов.
В разных камерах Старой Тюрьмы восстановлен интерьер тюремной камеры разных эпох, и тенденция
заставляет задуматься: если камера времен Екатерины Второй больше похожа на монастырскую келью,
то в камере времен Николая Второго условия невыносимые.
Впрочем, Старая Тюрьма — еще не самая старая и не самая строгая. Если пройти ее насквозь,
можно спуститься в подземные казематы Шлиссельбурга. Несмотря на то, что сюда проведено электрическое
освещение, в казематах по-прежнему холодно, сыро, страшно. Первые узники этих казематов попали
сюда еще при Петре Первом, в том числе жена императора Евдокия Лопухина и его сестра Мария Алексеевна.
Позднее, когда появились более "цивилизованные" тюрьмы, помещение в подземелья стало равноценно
смертной казни (которая за политические преступления в царской России была некоторое
время неофициально отменена): после месяца или двух в кромешной темноте, тишине, полной изоляции
любой революционер окончательно сходил с ума.
В целом, Орешек не зря получил прозвище "Русский Алькатрац". Вот только разница в том, что за всю с
вою историю крепость не знала ни одного успешного побега, и выходили отсюда крайне редко.
Шлиссельбург был единственной политической тюрьмой царской России, но не всякая тюрьма сталинской
эпохи могла сравниться с "Русским Алькатрацем". В эпоху ГУЛАГа Орешек уже был музеем.
Музеи
Шлиссельбургская
крепость "Орешек". Телефоны (812) 238-06-79; (813-62) 74-232, открыта в летнее время
с 10:00 до 17:00, без выходных.
Музей истории города
Шлиссельбурга. Телефон (813-62) 76-822, Малоневский канал, 2, работает с 10:00 до 17:00,
кроме понедельника. Посвящен именно истории города (а не крепости), в частности, Ладожских каналов,
ситценабивной фабрики и судоремонтного завода.
|
Дорога Жизни2
— в окрестностях Шлиссельбурга проходила легендарная Дорога Жизни, спасшая в блокадном
Ленинграде не одну сотню тысяч человек. По этой дороге, зимой по льду Ладожского озера,
летом на кораблях, в Ленинград ввозили продовольствие, а из Ленинграда эвакуировали жителей.
Во время войны эта дорога называлась Дорогой Смерти, так как путь по льдам озера был крайне
опасен — ехали, например, с открытыми дверями, чтобы успеть выскочить из машины,
если та пойдет под лед. Дорога была пущена 22 ноября 1941 года, и первоначально это был путь,
отмеченный только кабелем военной связи. Позднее на дороге появились вешки, ремонтные базы,
госпитали, а под конец ее существования возник даже проект пуска по льду троллейбуса,
но раньше, чем это было сделано, в январе 1943 года, блокада была прорвана. Всего по
Дороге Жизни в Ленинград было ввезено 360 тысяч тонн продовольствия и вывезено полмиллиона
человек. Вдоль Дороги Жизни воздвигнуты многочисленные мемориалы, входящие в Зеленый Пояс
Славы вокруг бывшего Ленинграда.
Приютино — памятник детям, погибшим в годы блокады.
Наиболее сильное впечатление производит копия текста дневника 11-летней
Тани Савичевой, где
девочка ведет безжалостную хронику гибели своей семьи. Здесь же — мрачные стелы
и каменный цветок с лицом мальчика, который тянется к Солнцу.
Коккорево (координаты 60°04´ с.ш., 31°04´ в.д.)
— самый интересный и необычный мемориал Дороги Жизни, знаменитый памятник
Разорванное Кольцо. Здесь, где дорога уходит прямо в воду Ладоги, сооружены две полуарки,
действительно имеющие форму лопнувшего обода или разорванного кольца. На самой дороге намертво
впечатаны в бетон следы от колес грузовой машины.
Музей Дороги Жизни расположен в четырех километрах от Коккорево,
и здесь представлены машины, самолеты и корабли, курсировавшие по Дороге Жизни. Также здесь
расположен самый высокий на Ладоге Осиновецкий маяк, вход на который,
впрочем, воспрещен.
Река Нева2 —
уникальная река, так как при длине всего 79 километров, Нева имеет расход воды более 3000 м3/с
(это примерно в три раза больше, чем в таких реках, как Дон, Ока или Днестр). Нева вытекает из
Ладожского озера в районе Шлиссельбурга, на островах дельты Невы стоит Санкт-Петербург.
По Неве проходят все туристические суда, отправляющиеся вглубь континента из Санкт-Петербурга.
На Неве стоят два исторических города: Санкт-Петербург (устье) и Шлиссельбург (исток).
Ладожское озеро3
(Нево) — будет отдельная страница.
|