КАНАЛ имени МОСКВЫ 3
Общие сведения | |
Проекты соединения реки Москвы с Волгой начали рассматриваться со второй половины XVII века. Инженерная
мысль того времени не смогла решить эту задачу, поэтому к прокладке канала приступили только в 1825 году,
когда по указанию Николая Первого
было решено соединить Москву-реку с Сенежским озером и далее с Волгой.
За 20 лет был прорыт 8.5-километровый канал, возведены три шлюза и перекрыта плотиной река Сестра.
Построенная вскоре Николаевская железная дорога перехватила основной грузопоток, и канал оказался ненужным.
Сейчас остатки его строений можно осмотреть недалеко от города Солнечногорска. |
|
Что смотреть | |
Шлюз №3. Фото: Марина Егорова Время на осмотр: не меньше дня (не включая окрестности). Канал интересен своими живописными просторами и уникальными гидротехническими сооружениями. Трасса канала начинается от города Дубна на Большой Волге, рядом расположено Иваньковское водохранилище, образовавшееся в 1937 году после того, как Волга была перегорожена плотиной и разлилась на 327 кв.км., а ее воды стали использоваться Иваньковской ГЭС. Водохранилище получило название Московское море и предназначено для снабжения Москвы волжской водой. Шлюз №1 (арх. Белдовский) расположен на Иваньковском гидроузле, суда, пройдя через него, поднимаются на 6 метров над уровнем Волги. Рядом установлен гигантский памятник Владимиру Ильичу Ленину (скульптор Сергей Дмитриевич Меркуров), до 1960 года напротив него был такой же памятник Иосифу Виссарионовичу Сталину. Первые километры канал идет по насыпным дамбам, довольно высоко над болотистой равниной. На 16 км канала расположен шлюз №2 (арх. Лисицын), поднимающий воду на 6 метров, недалеко от него поселок Темпы, пристани Соревнование и Ударная. В этом районе ведутся торфоразработки. Канал здесь достаточно узкий, и для расхождения судов построены несколько уширений. Дальше по левому борту виднеются купола Дмитровского Кремля, канал разделил древний город на две части, его русло идет по бывшей Слободской улице. Дмитров недавно отметил 850-летие и признан самым благоустроенным городом Подмосковья. На правом берегу канала виден мемориальный крест, установленный в память о погибших строителях канала. И вот уже виден один из самых красивых шлюзов канала — шлюз №3 (арх. В. Я. Мовчан), который поднимает суда на 8 метров. Его башни украшают медные модели каравелл Колумба. Этот образ подчеркивает основную идею канала, соединяющего моря. На этом участке канал был рубежом обороны во время битвы под Москвой в декабре 1941 года. Слева, на Перимиловских высотах, установлен памятник советскому солдату. Отступая, наши войска взорвали железнодорожный мост под Яхромой, после войны он был восстановлен. Яхрома известна своей текстильной фабрикой. Шлюз №4 (арх. Александр Леонидович Пастернак) находится около деревни Парамоново, рядом с платформой Турист Савеловского направления, он обеспечивает подъем на 10 метров. Шлюз №5 (арх. Савицкий) в восьми километрах от четвертого, он поднимает суда на 6 метров. На выходе пятого шлюза установлена скульптура девушки с парусником, аналогичная расположенной перед Северным Речным Вокзалом. Автором обеих является скульптор Юлия Альбертовна Кун, фигуры символизируют Волгу и плывущие по ней суда. В шлюзе №6 (арх. Георгий Густавович Вегман), на Икшинском водохранилище, заканчивается подъем судов из Волги. Водохранилище образовано благодаря подпору реки Икши земляной плотиной. Рядом расположена станция Икша Савеловской железной дороги, с пешеходного моста, ведущего к ней, можно рассмотреть весь процесс шлюзования судов. Шлюз представляет собой камеру с двумя воротами-затворами, с одной стороны которой уровень воды значительно выше, чем с другой. Получается лестница, по которой корабль опускается либо поднимается. Судно проходит через одни из ворот, затем открываются противоположные, и уровень воды в шлюзовой камере выравнивается со следующей ступенью за счет принципа сообщающихся сосудов. После выхода из шлюза с правой стороны видны причалы водно-моторного клуба, а чуть дальше расположена пристань Речка Черная, до которой еще 2 года назад можно было добраться на скоростном судне Ракета. Далее суда проходят через Заградительные Ворота — специальные приспособления, которые позволяют выключить из общей системы канала отдельные участки и водохранилища. В обычном состоянии они расположены на дне канала. В поднятом состоянии створки примыкают одна к другой, образуя водонепроницаемую стенку. Проектное время закрытия (подъема) ворот — 30 мин. По обоим берегам Икшинского водохранилища расположены турбазы и дома отдыха. Следующее живописное водохранилище на пути к Москве — Пестовское. В его начале находится село Рождествено, с 1773 года усадьба Александра Васильевича Суворова, знаменитого полководца. В усадьбе сохранилась шатровая церковь Рождества Богородицы (1714) и часть приусадебного парка. Затем суда проходят пристани Зеленый мыс (сейчас там строится коттеджный поселок) и Хвойный бор (там бывают "зеленые стоянки" теплоходов с шашлыками и подвижными играми на воздухе).
Северный Речной Вокзал. Фото: Марина Егорова На востоке Пестовского водохранилища расположены пристани Тишково и Михалево. Тишково известно своим бальнеологическим санаторием, вдоль берега протянулись песчаные пляжи. Канал длиной 2.5 км соединяет Пестовское водохранилище с Пяловским, расположенным в долине реки Учи. Пристани Солнечная Поляна и Аксаково — популярные зоны отдыха, в Аксаково расположены два санатория, турбазы, детский лагерь. Турбазы предоставляют обустроенные домики, имеется прокат туристического снаряжения, спортивного инвентаря. На Пестовском водохранилище хорошая рыбалка. Пристань Витенёво связана с жизнью Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, проводившего здесь летние месяцы. Восточнее Пяловского находится Учинское водохранилище. Это водоохранная зона, туда нельзя заходить судам, запрещено купание и лов рыбы. Из него волжская вода идет на Восточную и Северную водопроводные станции, где фильтруется и поступает в московский водопровод. Пяловское водохранилище соединяется узким каналом с Клязьминским, одним из самых крупных в Подмосковье. Сейчас оно стало центром водного спорта — белоснежные яхты и быстрые скутеры рассекают его гладь все лето, построены яхт-клубы и фитнес-центры, коттеджные поселки. Множество пристаней — Чивирево, Троицкое, Пирогово, Бухта Радости, Новосельцево принимают туристов различных пансионатов и турбаз. В Пироговском рукаве много детских летних лагерей. Узкий коридор с высокими стенками, называемый "Глубокая выемка", соединяет Клязьминское водохранилище с Химкинским. После моста Дмитровского шоссе на правом берегу канала расположен поселок Хлебниково и судоремонтно-механический завод. Именно сюда приходят суда из Москвы на зимний ремонт и стоянку. После моста Савеловской железной дороги видна пристань Водники и одноименная станция. Дальше суда проплывают мимо города Долгопрудный, до 1957 года поселка Дирижабльстрой. В 30-е годы там располагался завод по строительству дирижаблей. Сейчас Долгопрудный активно расширяется, строятся новые микрорайоны, работают промышленные предприятия. Недалеко расположены аэропорты Шереметьево 1 и 2, над каналом лайнеры снижаются и заходят на посадку. Следующий город на пути к Москве — это Химки, известный своими оборонными предприятиями и Институтом Культуры. Теплоходы проходят под мостами Октябрьской железной дороги и кольцевой автодороги, слева расположен храм Косьмы и Дамиана (1730). Следующий мост Ленинградского шоссе, справа уже виден микрорайон Тушино, а слева — Северный Речной порт. И вот шпиль Северного Речного Вокзала, в его здании находятся ресторан "Волга", а также офис "Столичной Судоходной Компании", где с конца марта можно приобрести путевки на летние круизы. Рядом с вокзалом живописный парк, в котором в 2003 году проходил первый фестиваль цветников. Здесь заканчиваются маршруты большинства круизных судов и начинается южный склон канала, обеспечивающий спуск к реке Москве. Шлюзы 7 и 8 (архитектор Владимир Федорович Кринский) в Щукино опускают суда на 30 метров, девятый, в районе Кунцева, на 6 метров. При перепаде вырабатывается электроэнергия на Сходненской гидроэлектростанции. Канал завершается рядом гидроузлов и плотин. |
|
Окрестности | |
Дмитров3 — будет отдельная страница. Рождествено-Суворово1. Координаты 56°07´ с.ш., 37°37´ в.д. В XVII—XVIII веках принадлежало князьям Барятинским, с 1773 года — Суворовым, сначала отцу, а потом Александру Васильевичу, знаменитому полководцу. В усадьбе сохранились шатровая церковь Рождества Богородицы (1714), образец московского барокко, и часть приусадебного парка. Церковь восстановлена Святославом Николаевичем Федоровым, рядом на кладбище его могила. Проезд до 55-го км Дмитровского шоссе. Никольское-Прозоровское1. Координаты 56°05´ с.ш., 37°37´ в.д. Находится в глубине леса, недалеко от пристани Зеленый Мыс, сохранились остатки усадьбы XVIII века Николо-Прозорово, построенной генералом Александром Александровичем Прозоровским. Сохранились действующая Никольская церковь (1792, архитектор круга Матвея Федоровича Казакова) и заброшенный усадебный дом с флигелями середины XIX века. В настоящее время реставрируется, осмотр усадьбы невозможен.
Марфино. Рождество-Богородицкая церковь Марфино2. Координаты 56°04´ с.ш., 37°34´ в.д. Впервые упоминается в 1585 голу как село Шибрино, принадлежащее дьяку Василию Яковлевичу Щелкалову. В конце XVII века село попало к Борису Алексеевичу Голицыну, уже под названием Марфино, а затем — к графам Салтыковым. Здесь часто бывал, а после своей отставки безвыездно жил и умер фельдмаршал Петр Семенович Салтыков. Впоследствии Марфиным владели Владимир Григорьевич Орлов и графы Панины. При Голицыне крепостной архитектор Белозеров, предварительно специально командированный в Париж для изучения всевозможных наук, построил Рождество-Богородицкую церковь (1701—1707). Со времен Салтыкова сохранились зимняя Петропавловская церковь (1770-е годы, перестроена в 1830-е, арх. Михаил Доримедонтович Быковский), псарни, конный двор и каретный сарай (XVIII век), все в стиле классицизма, а также парк с регулярной и пейзажной частями. В парке находятся две беседки: ротонда и двухэтажная беседка. Наконец, в 1837—1839 годах приглашенный графиней Паниной архитектор Михаил Доримедонтович Быковский выстроил здание усадьбы — дворец с флигелями, "готический мост" и въездные ворота, все в стиле псевдоготики. В России и вообще-то готики немного, а уж целый хорошо сохранившийся готический ансамбль николаевских времен всего один — в Марфино. В настоящее время в усадьбе расположен военный санаторий, осмотр возможен только при заказе пропуска. Марфино расположено в четырех километрах от станции Катуар Савеловского направления железной дороги, проезд автобусом от станции. |
|
Практическая информация | |
Время московское.
Размещение.
|
|
Дополнительные ресурсы | |
|
|
Фотографии — Канал | |
Мост Дмитровского шоссе. Фото: Марина Егорова
Яхромский мост. Фото: Марина Егорова
Шлюз №4. Фото: Марина Егорова
Шлюз №5. Фото: Марина Егорова
Шлюз №5. Фото: Марина Егорова
Скульптура девушки с парусником у шлюза №5. Фото: Марина Егорова
Шлюз №6. Фото: Марина Егорова
В шлюзе №6. Фото: Марина Егорова
Шлюзование. Спуск. Фото: Марина Егорова
Ворота и мост шлюза №6. Фото: Марина Егорова
Ворота. Фото: Марина Егорова
Пристань Речка Черная. Фото: Марина Егорова
Заградительные ворота. Фото: Марина Егорова
Пристань Хвойный Бор. Фото: Марина Егорова
Пристань Степаньково. Фото: Марина Егорова
Пристань Новосельцево. Фото: Марина Егорова
Берега канала. Фото: Марина Егорова
Берега канала. Фото: Марина Егорова
Долгопрудный с воды. Фото: Марина Егорова
Мост Октябрьской железной дороги. Фото: Марина Егорова
Химки. Церковь Косьмы и Дамиана (1730). Фото: Марина Егорова
Скульптура на берегу канала. Фото: Марина Егорова
Насосная станция. Фото: Марина Егорова
Северный Речной Порт. Фото: Марина Егорова
Северный Речной Вокзал, вид с воды. Фото: Марина Егорова
Северный Речной Вокзал. Фото: Марина Егорова
Северный Речной Вокзал. Фото: Марина Егорова
Парк Северного Речного Вокзала. Фото: Марина Егорова
Теплоход. Фото: Марина Егорова
Ракета. Фото: Марина Егорова © Фото авторов |
|
Фотографии — Окрестности | |
Рождествено-Суворово. Церковь Рождества Богородицы (1714). Фото: Денис Кабанов
Марфино. Петропавловская церковь (1770-е годы, перестроена в 1830-е). Фото: Денис Кабанов
Федоскино. Никольская церковь (1875—1877). Фото: Денис Кабанов © Фото авторов |
|
  |
Автор страницы: Марина Егорова. Редакторская правка: Ярослав Блантер. Фото: Марина Егорова, Денис
Кабанов. Дополнения: Ярослав Блантер, Илья Гапиенко.
Последнее обновление: 17.03.06.
2006 © Путеводитель по России. Все права принадлежат авторам.