Время на осмотр: не менее двух дней
Бюст Александра Невского у железнодорожного вокзала. Фото: Екатерина Манаенкова
Зачем ехать в Новгород:
1. Новгородский Детинец, в ансамбль которого входят в том числе Софийский собор
(единственный храм 11 века на территории России), Грановитая палата 15 века, и не столь древний,
но исключительно интересный памятник «Тысячелетие России».
2. Ярославово Дворище и Торг — древний центр Вечевой республики, место, где собиралось
Новгородское вече, и практически не имеющий аналогов церковный ансамбль 12—18 веков.
3. Многочисленные церкви разных эпох, в том числе домонгольские монастырские соборы 12 века
(Антониев монастырь, Юрьев монастырь); более 20 церквей 13—15 веков в уникальном «новгородском
стиле» — одном из наиболее самобытных стилей в русской архитектуре, продолжающем
домонгольские традиции (некоторые церкви сохранили древние фрески, в двух церквях фрески
принадлежат кисти Феофана Грека); весьма интересные образцы московского зодчества более поздних времен.
4. Музей деревянной архитектуры Витославлицы, примечательный северными избами и деревянными церквями
разных типов.
5. Собрания городских музеев, где можно увидеть берестяные грамоты, иконы новгородской школы,
спасенные фрески из разрушенных войной храмов, ювелирное искусство Новгородской республики и
многое другое.
Ориентация.
Исторический центр Новгорода занимает примерно треть городской территории, и расположен на обоих
берегах Волхова. Впрочем, старый Новгород был до основания разрушен в Великую Отечественную
войну, поэтому исторический центр представляет собой несколько десятков храмов и монастырей,
разбросанных среди советской застройки. Но в целом планировка
Новгорода имеет исключительно четкую структуру, и является своеобразной
достопримечательностью города.
Левый берег Волхова — Софийская сторона, и ее центром является Детинец. Софийская
сторона сохранила историческую радиально-кольцевую планировку, и ее границей являются древние
крепостные валы. Помимо Детинца здесь примечательны отдельные церкви и Зверин монастырь. Здесь же
(от Детинца по улицам Людогощей или Чудинцева и проспекту Карла Маркса, около 15 минут пешком) находятся
автовокзал и железнодорожный вокзал, откуда отправляется автобус №7 до Юрьева
монастыря и Витославлиц.
Правый берег — Торговая сторона, центром которой служит Ярославово Дворище и Торг. Этот
район обладает прямоугольной планировкой (утвержденной в 1778 году), и на его улицах расположена
большая часть новгородских церквей. Торговая сторона соединяется с Софийской двумя мостами —
мостом Александра Невского и Великим мостом (пешеходный, ведет прямо из Детинца на Ярославово Дворище).
В целом Новгород — исключительно компактный город, и большинства объектов можно достичь пешком.
Названия улиц.
Новгород — один из немногих городов России, где улицам были возвращены исторические названия.
Здесь мы приводим список старых названий (все еще присутствующих на большинстве карт) и новых,
Некоторые из которых были здесь еще в эпоху Новгородской республики.
На Софийской стороне:
- Улица Дмитриевская — улица Великая
- Улица Ленинградская — улица Большая Санкт-Петербургская
- Улица Комсомольская — улица Новолучанская
- Улица Советская — улица Людогощная
- Улица Л. Толстого — улица Чудинцева
- Улица Желябова — улица Прусская
- Улица Солецкая — улица Каберова-Власьевская
- Улица Пролетарская — улица Троицкая
- Улица Черняховского — улица Завальная-Кольцевая
- Улица Некрасова — улица Предтеченская
- Улица Мерецкого — улица Мерецкого-Волосова
- Улица Бредова — улица Бредова-Звериная
На Торговой стороне:
- Улица Красная — улица Щитная
- Проспект Гагарина — улица Федоровский Ручей
- Улица Большевиков — улица Бояна и улица Рогатица
- Улица 1 Мая — улица Ильина
- Улица Суворова — улица Никольская
- Улица Боровичская — улица Нутная
- Улица Ленина — улица Большая Московская
- Улица Кирова — улица Михайловская
- Улица Мстинская — улица Андреевская
Кое-какие местные особенности:
Несмотря на относительно небольшие размеры, Новгород остается удивительно колоритным городом,
во многом не похожим на другие областные центры России. В Новгороде есть ряд очень характерных черт.
1. Обращает на себя внимание то, что Новгород — настоящий Белый город. Большая часть зданий
здесь покрашены в чистейший белый цвет, и в сочетании с белым снегом и белыми церквями это
создает непередаемую атмосферу.
2. В Новгороде полностью отсутствует уличная реклама. Не смотря на то, что в городе очень много
вывесок, реклама заведений только этими вывесками и ограничивается. Сложно описать, насколько
приятно это для психики — надо хоть раз увидеть.
3. Город начинает жить с 10:00, когда открываются музеи. Но в Новгороде до 10 утра
закрыты также магазины, кафе, почти не ходит транспорт.
4. Туризм накладывает очень большой отпечаток на жизнь города. В центре едва ли
не половина заведений — турангентства или туристические информационные центры.
А еще в Новгороде очень качественная русская кухня, и, возможно, лучшие в России
по сочетанию цена/качество гостиницы: почти во всех сделан евроремонт, в то время
как цены гораздо ниже, чем в большинстве городов.
5. Та же часть городской инфраструктуры, что ориентирована не на туристов (магазины,
общественный транспорт) в Новгороде, наоборот, мало изменилась с 80-х годов.
Новгородский Детинец
Стена Новгородского Кремля. Фото: Инна Драбкина
Новгородский Кремль, или Детинец — один из двух исторический центров столицы
Вечевой республики. Название «Детинец» указывает на древность новгородской крепости,
так как детинцами назывались кремли еще в домонгольское время, и это слово означает
«место, где живут «дети», а «детьми», или «отроками» в те времена называли княжеских дружинников.
Детинец был тем самым «Новым городом», куда перенесли поселение с Рюрикова городища, а после
превращения Новгорода в республику стал резиденцией князя (который в Новгороде выполнял только
функции военноначальника) и епископа. Детинец — одна из первых на Руси каменных крепостей:
впервые Новгородский кремль был отстроен в камне Ярославом Мудрым в 1045 году. Однако нынешние
стены были возведены в 1480-е годы по приказу Ивана III
и являются образцом московской архитектуры. В то же время Детинец полностью сохранил старую
планировку и представляет собой вытянутый вдоль берега Волхова неправильный овал площадью
12,1 га. Длина стен Новгородского кремля составляет 1350 метров, высота в среднем 11 метров,
толщина в основании — около 3 метров, и, как и в Москве, стены Новгорода увенчаны зубцами
типа «ласточкин хвост». Вокруг стен проходит глубокий крепостной ров, и в целом новгородские
укрепления выглядят очень внушительно.
Когда-то Детинец имел 13 башен, сейчас их осталось 8, причем кремль утратил проездные башни,
и входы в кремль — две расположенные напротив полукруглые арки, пробитые уже в Новое время,
когда он потерял оборонное значение. Однако все башни кремля индивидуальны и имеют свой
запоминающийся облик и собственные названия. Если от Воскресенской арки, ведущей в кремль
с Софийской стороны, идти вправо, будут следующие башни:
Златоустовская (сильно перестроена, в конце 18 века в башне
помещалась тюрьма с пыточными камерами, и башню называли Чертовой, в 19 веке передана Новгородскому музею);
Покровская (самая мощная башня кремля с 29 амбразурами, когда-то
в ней также была тюрьма, после богадельня, а сейчас — ресторан «Детинец»);
Кокуй (построена при Петре I, название от голландского «коке» —
«смотри», это самая высокая башня высотой 41 метр, являющаяся образцом петровского барокко
с планировкой «восьмерик на четверике», на башне оборудована смотровая площадка);
Княжья (в башне сохранились «тайники», ведущие к подземным колодцам);
Спасская (бывшая проездная, через нее проходила улица
Пискупля, на месте которой найдено 16 слоев мостовых начиная с 10 века, башня перестроена и богато
декорирована); Дворцовая (участок стены рядом с башней сохранился
почти без перестроек). Далее следует длинный участок стены, башни которого были разрушены паводками
на Волхове, и здесь находится Пречистенская арка, ведущая к Великому мосту,
далее расположена Владимирская башня, далее
круглые Митрополичья и Федоровская,
за которыми стена вновь подходит к Воскресенской арке.
Ансамбль построек внутри Новгородского Детинца — один из ценнейших архитектурных
ансамблей всей России, и соотнести его можно разве что с историческими центрами
Москвы и Санкт-Петербурга.
Памятник «Тысячелетие России». Фото: Олег Манаенков
Первое сооружение, обращающее на себя внимание в Детинце — памятник
«Тысячелетие России», установленный в 1862 году, в честь тысячелетней годовщины призвания варягов
на Русь — «точки отсчета» русской истории. Конкурс на проект для памятника был открыт
в 1857 году, и выиграл проект никому тогда неизвестного художника
Михаила Микешина
и выпускника Академии художеств скульптора
Ивана Шрёдера.
Первый эскиз памятника был нарисован Микешиным на салфетке в столовой Академии художеств сразу
после объявления конкурса, а позднее этот памятник принес молодому скульптору славу — Микешин
стал великим скульптором, которому принадлежат также памятники Богдану Хмельницкому в Киеве и
Екатерине Великой в Петербурге. «Тысячелетие России» — настоящий шедевр русского монументального
искусства. Памятник представляет собой одновременно царскую державу, шапку Мономаха и вечевой
колокол, и состоит из трех ярусов, олицетворяющих Православие (крест, коленопреклоненная фигура
России и ангел, благословляющий ее), Самодержавие (фигуры правителей, оставивших наибольший след в
русской истории, и аллегории их деяний), Народность (фигуры многочисленных «государственных людей»,
писателей, художников, просветителей, военных людей и героев) — всего 128 фигур тех, кто тем
или иным образом повлиял на судьбу России в 862—1862 годах. Здесь перечислять все фигуры
«Тысячелетия России» не имеет смысла, для осмотра памятника лучше всего воспользоваться
путеводителем (редакция рекомендует путеводитель «Новгородская область» издательства «Вокруг света»).
А точно напротив памятника располагается «сердце Новгорода», один из важнейших и наиболее почитаемых
русских храмов — Собор Софии Премудрости Божьей,
легендарная Новгородская София. Один из трех Софийских соборов Ярослава
Мудрого (вместе с Киевским и Полоцким), четвертый по времени возведения русский каменный храм
(после Десятинной церкви, Спасо-Преображенского собора в Чернигове и Киевской Софии), в
настоящее время Новгородская София представляет собой единственный в России храм 11 века,
и единственный в бывшей Руси столь древний храм, дошедший до нашего времени в практически
первоначальном облике. Первый деревянный собор, названный в честь Софии Константинопольской,
был построен в год Крещения Руси, имел 13 глав и считался чудом архитектуры тех лет.
В камне Софию выстроил Ярослав Мудрый в память о победе над печенегами в 1045—52 годах,
и во многом этот собор на сотни лет опередил свое время. Именно в Новгородской Софии было
впервые использовано традиционное русское пятиглавие, определившее церковную архитектуру
на всю последующую историю России. Правда, позднее (в конце 11 века) к храму была пристроена
Мартирьевская паперть, поэтому у современного Софийского собора 6 глав, из которых центральная
глава золотая, остальные свинцовые. Размеры Софийского собора впечатляют: его высота 38
метров (плюс 2 метра, ушедших в культурный слой), ширина 40 метров, длина 35 метров, и
интересна планировка храма, устройство его кровли и сводов — все это приемы еще византийского
зодчества, не встречающиеся в соборах 12 века. Ныне Софийский собор оштукатурен
(впервые с 1158 года), однако над западным входом сохранен неоштукатуренный участок стены,
где видна древняя кладка и следы фресок. Очертания собора отличаются удивительной, какой-то
неземной плавностью, изяществом, красотой, и его можно разглядывать бесконечно.
Однако помимо собственно здания собора, Новгородская София имеет и множество других,
уникальных достопримечательностей. На верхушке центрального креста Софийского собора «сидит»
небольшой свинцовый голубь — символ Святого Духа
и хранитель Новгорода. Главным входом в храм ранее были Магдебургские
ворота — небольшая двустворчатая дверь, отличающаяся потрясающими кованными
рельефами (на ветхозаветную тематику), покрывающими всю поверхность, и расположенных как бы
во множестве ячеек. Ворота в свое время были вывезены как трофей из шведской столицы Упсалы,
и позже не раз реставрировались: между фигурами Риквина и Вайсмута (авторов ворот) можно
увидеть фигуру новгородца Авраама — первого реставратора врат.
Софийский собор. Фото: Олег Манаенков
В эпоху Древней Руси и Вольного Новгорода Софийский собор был не только культовым, но и
вообще духовным центром Северной Руси. Здесь хранилиась в тайниках казна (и, возможно,
хранится до сих пор), «у Святой Софии» новгородцы брали деньги на все важнейшие начинания, здесь
принимались те решения, которые нельзя было выносить на вече (существовал даже особый метод выбора
по жребию: все варианты писались на берестяных грамотах, а затем грамоты, кроме одной, брал
ребенок — оставшийся вариант «выбрала Святая София»). Веками собор строился и украшался,
и сейчас внутреннее убранство Софии представляет исключительный интерес. Правда, внутренний зал
собора довольно довольно тесный и темный, а подлинные фрески 11 века были замазаны в 19 веке
малоинтересной росписью, но все равно собор исключительно богат уникальными памятниками древней
культуры. Когда-то огромный интерес представляло изображение Бога-Отца в центральном куполе,
написанное со сжатой в кулак ладонью (по преданию, рука написанного Бога сама сжалась в кулак,
так как Бог должен был держать ей город), но во время войны эта фреска была уничтожена прямым
попаданием бомбы. Сейчас под куполом можно увидеть огромное (высота — 4,5 метра, размах —
3,5 метра, вес — 2 тонны) бронзовое четырехъярусное паникадило
(люстру для свечей), изготовленное в Нюрнберге и подаренное собору Борисом Годуновым.
Достопримечательность Софии — ее иконостасы, которых в соборе два.
Успенский иконостас (центральный) считается одним из шедевров
мирового церковного искусства и формировался много столетий, пока не приобрел окончательный вид
в 1528 году. Иконостас не имеет каких-либо особых украшений, но почти все его иконы сохранились
с 12—16 веков, и многие из них уникальны (в частности, икона Софии Премудрости Божьей —
русское понимание этого термина отличалось от византийского, и подобные иконы были только в России).
Напротив иконостаса стоит трон (молельное место) Ивана Грозного,
созданный в 1572 году и украшенный сложнейшей резьбой. Все это во время войны было похищено немцами
и возвращено в обезображенном виде, но в ходе реставрации (закончившейся лишь в 70-х годах) памятники
удалось восстановить. Перед иконостасом установлена главная икона Софии —
«Знамение», написанная в 11 веке и, по преданию, спасшая город от
суздальцев. Икона двусторонняя: на обратной стороне изображены апостол Павел и мученица
Наталья перед Христом. Слева от Успенского иконостаса расположен каменный
Алексеевский крест в круге (отдаленно похожий на каменные
кресты кельтов и скандинавов), установленный в честь победы на Куликовом поле и интересный своими
рельефами. Справа расположен Малый Рождественский иконостас,
главная святыня которого — список с Тихвинской иконы Божьей матери. Около иконостаса
покоятся мощи святителя Никиты (святой, ведший чистую и смиренную жизнь и дважды спасавший
город молитвой — один раз от засухи, другой раз от пожара) и находится могила Мстислава
Храброго. Правая часть Софии — так называемая Мартирьевская
паперть, наиболее «первозданная» часть собора, где сохранились подлинные
фрески 1109 года (старейшие в России), а точнее, их фрагменты на сюжет «Константин и Елена»
и несколько небольших бессвязных участков. Разительно не похожие на нынешнюю роспись, эти фрески
отличаются какой-то невероятной, одухотворенной, неземной красотой, которую сложно передать
словами. У края паперти находятся могилы князя Владимира Ярославича (сына Ярослава Мудрого,
княжившего в Новгороде во время строительства собора) и его жены Ирины (шведской княгини Ингеборги).
А внизу паперти, под фресками, находится еще одна уникальная достопримечательность собора — древние
граффити, вырезанные на стенах прихожанами и священниками и
полустертые временем. Их содержание и годы создания, стиль письма и использованная графика крайне
различны, но это тот неоценимый след, что оставили в храме люди, молившиеся здесь без малого 1000 лет.
Интерьер Софийского собора. Фото: Олег Манаенков
Напротив Софийского собора расположен Владычный двор — как бы
«крепость в крепости», где во время бунтов укрывалась новгородская знать. Наиболее интересное
здание здесь — Грановитая палата, одна из старейших
гражданских построек в России. Палата была построена в 1443 году немецкими зодчими и является
образцом европейской, почти что готической архитектуры. Долгое время это здание довольно
аскетичного вида было местом, где вершились судьбы Новгорода. В 1478 году здесь прочитал указ
о присоединении Новгорода к Москве Иван III, а в 1570 году здесь состоялся пир Ивана Грозного,
где царь получил донос о связях новгородцев с Литвой, за которым и последовал разгром Новгорода.
Позднее в палате была устроена церковь, а с 19 века и до наших дней здесь помещается
музей древнерусского и русского ювелирного и декоративно-прикладного
искусства (в 2007 году на ремонте, часть экспозиции выставлена в Историческом музее).
Над Грановитой палатой высоко поднимается белая часозвоня —
восьмигранная часовая башня, построенная в 17 веке в формах московской архитектуры.
Часовые башни на Руси в те времена были редкостью, и подобная постройка могла возникнуть
лишь в насквозь «европейском» Новгороде. Здесь же расположены три каменных здания первой
половины 17 века: Лихудов корпус (в котором помещалась
Славяно-греческая академия братьев Лихудов), и Никитский и
Ивановский корпуса — бывшая резиденция новгородского епископа.
С другой стороны от собора возвышается Софийская звонница,
построенная в 1439 году около восточной стены кремля. Эта звонница представляет собой образец
новгородско-псковской архитектуры, и имеет пять пролетов. Колокола Софийской звонницы по
сей день созывают на службу в Софийском соборе. Колокола
у подножья звонницы были отлиты уже в московское время, а на самой звоннице
расположена смотровая площадка и выставка древних
новгородских колоколов (открыта летом). Между Софийской звонницей и собором стоит
обезглавленная Входоиерусалимская церковь, ныне занятая музейным лекторием.
К площади с памятником «Тысячелетие России» с южной стороны примыкает здание
Присутственных мест, построенное в 1783 году, и являющееся более ординарной постройкой.
В настоящее время Присутственные места заняты Историческим музеем Великого
Новгорода. К югу от Присутственных мест территорию Детинца занимает
парк, хотя когда-то здесь находились многочисленные церкви
и административные постройки, в том числе самая большая в Новгороде церковь Бориса и Глеба,
возведенная в 12 веке Сотко Сытинычем (предполагаемым Садко). Здесь часто ведутся археологические
раскопки, но единственная сохранившаяся постройка на юге Детинца — неприметная церковь
Андрея Стратилата (18 век, русское барокко), занятая рестораном «Детинец».
Также на территории Детинца располагаются мемориал в честь погибших
в Великой Отечественной войне и Вечный огонь.
Ярославово Дворище и Торг
Второе историческое «ядро» Новгорода располагается на правом берегу Волхова, точно напротив
Детинца. Если кремль был резиденцией князя и епископа, военно-административным и духовным центром,
то на Ярославовом Дворище собиралось новгородское Вече и решались все важнейшие вопросы
гражданской жизни республики. Здесь же, вокруг Дворища, располагался Торг — основа
экономического могущества Новгорода. Со временем Торг и Ярославово Дворище слились в единое целое,
и сейчас представляют собой уникальный, редкий по красоте архитектурный ансамбль —
обширную площадь, со всех сторон окруженную церквями разных форм и эпох. Всего на Ярославовом
Дворище располагается 7 церквей, большинство из которых можно назвать шедеврами новгородской архитектуры.
Прямо от Пречистенской арки Детинца на Ярославово Дворище ведет современный
пешеходный мост, построенный на месте Великого моста. С последним
были связаны многие события в жизни республики, а особенно он был известен тем, что здесь сходились те,
кто не смог договориться на вече, и на мосту возникали кулачные побоища. Современный пешеходный мост
высок, отличается интересной формой, и поэтому красив, но не очень удобен.
Первое, что видит человек, идущий по пешеходному мосту — белая
аркада Гостиного двора, тянущаяся вдоль берега. Эта
постройка не столь древняя, и была возведена по приказу Петра I в самом конце 17 века. За аркадой
находится Воротная башня Гостиного двора (конец 17 века)
с пристроенной к ней колокольней Никольского собора (19 век).
Остроконечная башня запоминается, и часто ее по ошибке принимают за звонницу, на которой
располагался Вечевой колокол, но на самом деле это не более чем часть Торга. Внутри здания
помещается выставка «Спасенные фрески» из разрушенной в войну
церкви Спаса на Ковалеве (в 2007 году закрыты на ремонт).
Главный храм Ярославова Дворища и всей Торговой стороны — Николо-Дворищенский
собор, второй по времени основания храм Великого Новгорода (построен в 1113-1136 годах).
Собор заложил внук Ярослава Мудрого Мстислав Великий, и собор должен был стать символом
княжеской власти. Однако строительство затянулось, и к его окончанию Новгород уже был Вечевой
республикой — собор стал символом новгородской вольности. Пятиглавый шестистолпный собор
строился по образцу Софии, и отличается не совсем обычной для церквей 12 века формой —
в его облике еще присутствуют византийские элементы. Тогда же, в 12 веке, собор был расписан
фресками, но сохранился лишь небольшой их фрагмент — «Иов на гноище», отреставрированный
на средства «Ганзейского Союза Нового времени». Собор находится в состоянии затяжной
реставрации, и снаружи его нежно-кремовые стены и черные главы сверкают новизной,
но внутрь собора попасть нельзя.
В северной части Торга, за Ильиной улицей, находятся две церкви. Ближняя к реке —
церковь Иоанна Предтечи на Опоках (1127-1230) — исключительно
красивая шестистолпная одноглавая церковь, отличающаяся островерхими закомарами. Одна из самых
древних церквей Новгорода принадлежала купцам-вощаникам. А так как воск, из которого делали свечи,
был одним из главных экспортных товаров Новгородской республики, церковь была одной из самых богатых
в городе. Только в ней разрешалось взвешивать воск для продажи. В ней же хранились контрольные
эталоны мер прочих товаров: «локоть ивановский» (для измерения длины сукна), «гривенка рубленая»
(для взвешивания металлов), «скалвы» для взвешивания воска, «медовый пуд». Таким образом, эта
церковь была ключевым учреждением новгородской экономики. Расположенная рядом
церковь Георгия в Лубянице на Торгу была построена в
1336 году, однако в 17 веке подверглась полной перестройке, и сейчас является образцом
русского барокко с планировкой «восьмерик на четверике», впрочем, весьма архаичного вида.
В церкви помещается выставка фотографий с видами дореволюционного и довоенного Новгорода.
Напротив располагается церковь Успения Богородицы на Торгу (1135),
построенная в честь воинов, погибших в битве с суздальцами. Второе название церкви — Успения
на Козьей Бородке, так как рядом продавали рогатый скот. Церковь многократно перестраивалась,
и сейчас представляет собой массивный куб с одной главкой и крыльцом, но все равно не
кажется тяжелой или громоздкой.
Рядом, чуть дальше от Ильиной улицы, стоит одна из самых необычных церквей Новгорода —
церковь Параскевы Пятницы (1207) «о ста углах» — углы
церкви представляют собой сложные уступчатые «лесенки». Церковь была построена «заморскими»
купцами, торговавшими с Европой, и в ее облике много элементов, характерных для архитектуры
Смоленска, например, прямоугольные апсиды и кирпичная кладка (церковь не оштукатурена).
Верхняя часть церкви сильно перестроена, но даже и в таком виде Пятницкая церковь благодаря своей оригинальности
относится к самым запоминающимся постройкам Великого Новгорода.
Между Пятницкой церковью и Николо-Дворищенским собором располагается небольшая, заросшая
травой площадь, но это площадь, пожалуй, одна из главных достопримечательностей Новгорода
и всей России — место, где собиралось Новгородское вече. От
Вечевой площади не сохранилось ничего, но, тем не менее, на этом месте вершилась история.
За Никольским собором находятся еще две церкви, построенные в 16 веке.
Церковь Жен-Мироносиц (1510), построенная московским
боярином Иваном Сырковым, переселенным в Новгород, является редкой в России трехэтажной
церковью (нижние этажи заняты складскими помещениями), но ее отличает легкость, изящество,
очень удачные пропорции. Рядом располагается церковь Святого Прокопия
(1529), построенная Дмитрием Ивановичем Сырковым в новгородском стиле, в том числе как
укрытие на случай войны, и также имеющая три этажа (снаружи это незаметно).
Ярославово Дворище и Торг — один из самых интересных ансамблей в Новгороде, но
еще больше уникальных построек было утрачено. Еще до возведения Никольского собора здесь
стоял дворец Ярослава Мудрого, бывший одним из красивейших зданий своего времени. Во
времена Вечевой республики здесь располагались многочисленные лавки, торговали купцы
из всех стран Европы, стояли кузницы, где переплавлялась иностранная деньга и
отливались новгородские гривны, а в центре Торга собиралось Новгородское вече,
на котором вопросы жизни республики решал не монарх или правительство, а весь народ,
и где правым был тот, кто громче кричит, а не договорившиеся шли «искать компромисс»
на Великий мост, и над всем этим звонил Вечевой колокол… Новгород был альтернативным
вариантом России, и неизвестно, какой была бы наша страна, если бы Новгород оказался
сильнее Москвы.
Древний Новгород имел четкое административное деление: город составляли две стороны и пять концов.
Левый берег Волхова, центром которого служил Детинец, назывался Софийской стороной,
правый берег, формировавшийся вокруг Торга, назывался Торговой стороной. Софийская сторона
делилась на три конца: Загородский (где жили бояре и посадники), Людин (где жили гончары)
и Неревский (где жили кожевники). Торговая сторона состояла из двух концов — Словенского
и Плотницкого, лежавших, соответственно, к югу и северу от улицы Рогатица. Концы делились
на улицы, и поэтому приходские церкви в Новгороде исторически называли уличанскими.
Каждый конец имел свою главную (кончанскую) церковь, свой монастырь, и свое вече.
Подобная система была передовой для тех времен, и делала управление городом многократно
более эффективным.
Практически единственная достопримечательность Новгорода за пределами Детинца и Дворища
— кончанские и уличанские церкви. В Новгороде насчитывается несколько десятков
церквей разных стилей, но наибольший интерес представляют
церкви новгородского стиля. Этот стиль уникален для русского
зодчества, так как он представляет собой прямое продолжение домонгольских традиций,
которые в Новгороде не прерывались. Новгородские церкви не спутать ни с чем:
небольшие по площади, квадратные в плане, с одной главкой (как правило, крытой
свинцом), и закругленными восьмискатными крышами, эти церкви производят впечатление
простоты и изящества. Интересно и то, что линии стен кажутся как будто бы проведенными
«от руки», и несколько хаотичное расположение украшений. Более поздние московские церкви
на фоне новгородских храмов смотрятся очень неказисто. И новгородские церкви — пожалуй,
главная достопримечательность города.
Софийская сторона
Софийская сторона — это левый берег Волхова, и ее центром является кремль. Исторически
Софийская сторона была связана с князем и епископом, была лучше укреплена, и населена
в основном знатью. На протяжении веков она имела радиально-кольцевую планировку, где улицы
расходились от кремля и упирались в валы Малого Земляного города. Такая планировка сохранилась
и поныне, хотя вдоль улиц стоят в основном типовые дома. В целом Софийская сторона в плане
достопримечательностей беднее Торговой, но здесь имеется значительное количество интересных объектов.
Центр Софийской стороны — кремль, со всех сторон окруженный парком
(создан в 1812 году силами французских пленных), где стоит увидеть фонтан
«Садко», построенный в советское время и являющийся интересным образцом советской скульптуры.
От Воскресенской арки сквозь парк хорошо видна Софийская площадь.
На этой центральной площади города сохранились кое-какие старинные здания:
трехэтажный особняк (1851, архитектор Штакеншнейдер),
занятый картинной галереей, и важня (здание для взвешивания товаров),
чудом пережившие войну, а также огромный дом Советов,
построенный в 1954-56 годах в традициях сталинской архитектуры, занятый администрацией Новгородской области.
Других гражданских зданий на Софийской стороне не сохранилось, но представляют интерес
многочисленные церкви. К югу от кремля можно увидеть церковь Троицы
в Ямской слободе (Троицко-Пробойная, 9), построенную в 1336 году купцами, торговавшими с
Югрой, и позднее сильно перестраивавшуюся: верхний этаж относится к 17 веку и украшен изразцами,
колокольня была возведена в 1832 году. Далее, на пересечении улицы Мерецкого-Волосовой с улицей
Власьевской, расположена церковь Святого Власия (1407 год),
типичная, но довольно красивая новгородская церковь. На пересечении улицы Добрыня с улицей
Десятинной находятся остатки Десятинного монастыря. Монастырь был
основан в 13 веке матерью Александра Невского на том месте, где была битва новгородцев с
суздальцами, но от монастырского ансамбля уцелела лишь часть стены и высокая, богато
украшенная многоярусная колокольня (1811—1813) — все остальное
погибло в годы войны.
Севернее по Десятинной улице находится церковь Двенадцати Апостолов на
Пропастех (1497), названная так из-за расположения у крепостных рвов. Единственная постройка,
уцелевшая от Загородского конца, церковь композицией напоминает храм Спаса на Ильине, но из-за
крайне неудачных пропорций ее можно считать наименее интересной из новгородских церквей. Наконец,
севернее, на улице Новолучанской, находится церковь Федора Стратилата.
Все перечисленные объекты располагаются в пределах Малого Земляного города —
крепостного вала протяженностью свыше 10 километров, охватывающего Софийскую сторону и
защищавшего Новгород с запада, откуда обычно приходили враги. Крепость была создана в 14 веке,
и каждый конец должен был сам строить свой участок стены. Как и во всех крепостях того времени,
стены были деревянные, а башни каменные. В 1830-е годы укрепления Малого Земляного города были
снесены. Все, что уцелело от них сейчас — Белая башня,
расположенная по дороге на Юрьев монастырь. Это мощная круглая постройка из кирпича, когда-то
беленая известью (отсюда название), является образцом московской архитектуры, и построена
тогда же, когда и стены кремля.
Наиболее интересные храмы Софийской стороны располагаются севернее крепостного вала, в
бывшем Неревском конце. Это, во-первых, ансамбль Духова монастыря,
включающий церковь Троицы (1557, образец московской архитектуры
с местными элементами) и церковь Сошествия Святого Духа.
Оба храма в настоящее время заняты учреждениями.
Другие церкви расположены вдоль улицы Бредовой-Звериной. Это, во-первых,
церковь Петра и Павла в Кожевниках (1406) — своеобразный
канон новгородской архитектуры. Церковь не оштукатурена, и поэтому ее облик первоначален.
Дальше расположена церковь Николы Белого (1312—1313) —
один из древнейших образцов новгородского стиля. И, наконец, улица приводит в
Зверин монастырь.
Зверин монастырь получил название от Зверинца — заповедного
леса, где охотились новгородские князья. От монастырского ансамбля сохранилось три храма:
центральный в монастыре комплекс из церкви Покрова Богородицы (1339)
и невыразительного собора Покрова Богородицы (1901), и небольшая,
скромная, но очень изящная церковь Симеона Богоприимца (1467),
известная подлинными фресками 15 века (открыто 10:00-17:00,
кроме четверга и пятницы). От Зверина монастыря открывается красивый вид
на Торговую сторону, Антоньев монастырь и церковь Бориса и Глеба в Плотниках.
Кроме того, несколько церквей расположены на значительном удалении от валов, к югу от
Софийской стороны. Церковь Петра и Павла на Синьчьей горке
(на Петровском кладбище) — один из старейших (1185—1192), и в то же время довольно
невзрачный храм. По технологии строительства эта церковь гораздо ближе к храмам Смоленска и Полоцка.
По дороге на Юрьев монастырь можно увидеть церковь Уверения Фомы (1463)
и церковь Иоанна Милостивого на Мячине (1422), построенную в
типичных формах псковской архитектуры.
Также на Софийской стороне, чуть южнее кремля, находится мемориал
Великой Отечественной войны. Несмотря на традиционный гигантизм, мемориал,
включающий стелу, металлические скульптуры, танк и орудия, интересен и не оставляет
казенного впечатления.
Торговая сторона
Церковь Спаса на Ильине (1374). Фото: Олег Манаенков
Торговая сторона, расположенная на правом берегу Волхова, формировалась вокруг Ярославова Дворища и
Торга, и по количеству достопримечательностей значительно превосходит Софийскую. Однако Торговая
сторона не сохранила исторической планировки и застраивалась по прямоугольному плану,
утвержденному Екатериной II в 1778 году — это привело к тому, что расположение древних
церквей кажется не совсем логичным.
Почти все наследие Торговой стороны — это уличанские церкви. Здесь находится множество
выдающихся построек, но в первую очередь стоит отметить церкви Спаса на Ильине, Федора Стратилата
на Ручью и Рождества на Красном поле, где сохранились подлинные фрески, в том числе работы
Феофана Грека.
К югу от улицы Рогатица находился Словенский конец, важнейшими улицами которого были
Ильина, Никольская, Нутная, Знаменская, Славная. Ильина улица начинается от Великого моста,
и с Торга хорошо видна церковь Спаса на Ильине (1374) —
признанный шедевр новгородской архитектуры, образец для подражания при строительстве более
поздних церквей. Пропорции церкви исключительно удачны, запоминается остроконечная восьмискатная
кровля и богатый, но не утяжеляющий стены декор в виде крестов и различных символов. Однако
едва ли не больше, чем внешний вид церкви, интересно ее внутреннее убранство — в 1378
году, по заказу боярина Василия Даниловича церковь расписал великий византийский иконописец
Феофан, на Руси прозванный Грек, и сейчас церковь Спаса на Ильине — наиболее полное
«собрание» фресок Феофана Грека. В 18—19 веках роспись
замазывалась, но в 1913—36 годах фрески были расчищены и сохранились несколькими
большими фрагментами (наиболее интересны росписи на хорах и в барабане церкви). Кроме того,
на лестнице, ведущей на хоры, можно увидеть граффити разных эпох
(от средневековых до современных). Для посещения церковь открыта круглый год, с 10:00 до
17:00, но может без предупреждения закрываться при повышении влажности (дождь, снегопад и т.д.).
Рядом с церковью в 1682—1688 годах был возведен Знаменский собор,
и на фоне новгородской церкви этот московский храм выглядит громоздким и неказистым.
Внутри собора также сохранились фрески, относящиеся к
костромской школе живописи (впрочем, менее удачные, чем в церквях Средней Руси). Рядом с
собором стоит шатровая колокольня, а на соборный двор ведут
интересные деревянные Святые ворота. Чуть дальше по Ильиной
улице (№40) находится современный дом Гребенниковых, представляющий
собой нарядный терем с нижним каменным и верхними бревенчатыми этажами, полностью построенный
и отделанный нынешними хозяевами.
Церковь Апостола Филиппа и Николая Чудотворца (1383—1384). Фото: Олег Манаенков
Южнее, на пересечении улиц Знаменской и Никольской, располагается интересная и очень необычная
церковь постола Филиппа и Николая Чудотворца (1383—1384),
представляющая собой две не связанные между собой церкви под одной крышей и одними куполами.
Интересны островерхие закомары, и будто бы двойное пятиглавие (две центральные главы и 4 боковых),
где купола отличаются необычной формой и крыты осиновым лемехом. В церкви, в резном киоте, хранится
частица мощей Святого Пантелеймона. Еще южнее, в конце Знаменской улицы, находятся
церкви Ильи Пророка на Славне (1198—1202, изуродована и
превращена в жилой дом) и Петра и Павла на Славне (1367, практически
абсолютный канон новгородского стиля). Рядом с Торгом расположены церкви
Михаила Архангела на Торгу и Благовещения
на Торгу.
К северу от улицы Рогатица был Плотницкий конец, и на его территории также находятся
несколько церквей разных стилей. Непосредственно на Рогатицу выходила церковь
Святого Климента на Иворской улице (1512, построена на средства переселенного в Новгород
из Москвы купца Василия Тараканова, и является образцом московской архитектуры), а севернее, по
Большой Московской улице, находится церковь Дмитрия Солунского
(1381—82, сильно перестроена в 1462 году и отличается необычайно богатым декором). Большая
Московская выводит на улицу Федоровский Ручей, где находится еще один шедевр новгородского зодчества
— небольшая церковь Федора Стратилата на Ручью (1360—1361).
Эта церковь была построена несколько раньше Спаса на Ильине и представляет собой канон новгородского
стиля. В 1360-е годы церковь была расписана, и сейчас росписи покрывают
стены и столпы церкви, но сохранились небольшими фрагментами и очень тусклые (в целом производят
меньшее впечатление, чем в церкви Спаса на Ильине). Автор фресок неизвестен, но существует предположение,
что они принадлежали кисти раннего Феофана Грека, находившегося в это время еще в творческом поиске.
Фрески открыты с 10:00 до 16:00, кроме четверга и пятницы, и также могут закрываться во влажную погоду.
Севернее по Большой Московской находится церковь Никиты Мученика
(1555—57), когда-то представлявшая собой многопридельный храм, однако позднее сильно перестроенная
и не представляющая особого интереса.
На Молотковской улице можно увидеть церковь Михаила Малеина (1379),
а рядом с ней церковь Рождества Богородицы (1557) — бывшие
храмы монастыря, основанного в 1199 году. Богородицкая церковь в настоящее время принадлежит
старообрядцам, и лучше воздержаться от ее посещения.
У берега Волхова на самом севере Торговой стороны возвышается церковь
Бориса и Глеба в Плотниках (1536), представляющая собой переходную постройку между
новгородской и московской архитектурой. Сочетание новгородских и московских элементов в этой церкви
настолько органично, что их разделение невозможно, и поэтому церковь Бориса и Глеба — один
из интереснейших храмов Новгорода. Рядом с церковью установлен памятник
Александру Невскому. Севернее, в устье почти незаметной речки Витки стоит небольшой,
хорошо сохранившийся храм Иоанна Богослова на Витке (1383—1384).
Наконец, дальше, за городским парком, стадионом и отелем «Береста-Палас», расположен древний
Антониев монастырь. Основанный, по преданию, Антонием Римлянином,
принявшим в Италии православие и приплывшим в Новгород на куске скалы, монастырь долгое время
славился как центр врачевания и отличался богатством, хотя не раз подвергался разорению
(особенно жестоким был набег опричников во время разгрома Новгорода Иваном Грозным). Главный
монастырский храм — собор Рождества Богородицы (1117).
Построенный в одно время с Николо-Дворищенским собором и Георгиевским собором Юрьева монастыря,
этот собор предположительно был создан тем же зодчим, вошедшим в историю как Петр. Собор
сильно перестраивался, и сейчас имеет четырехскатную кровлю, две главы непосредственно на крыше,
и третью, пристроенную на башне. Внутри собора частично сохранились древние
фрески (1125 год), на которых изображен в том числе и сам Петр.
Придел собора был возведен на месте кладбища, и его пол
вымощен могильными плитами. Также в ансамбль монастыря входит московская Сретенская
церковь (16 век). Другие постройки на территории монастыря неинтересны и частично
заняты жильем, частично Новгородским университетом имени Ярослава Мудрого (одним из 15 лучших
вузов России).
К востоку от Торговой стороны, за чертой города, находится так называемое Красное поле, где
располагаются два кладбища: Тихвинское с церковью Воскресения на
Красном поле и Рождественское, где находится церковь Рождества на
Красном поле. Эту небольшую и очень невзрачную церковь построил в 1381—82 годах
Дмитрий Донской в честь новгородцев, погибших на Куликовом поле. Однако достопримечательность
церкви — удивительной красоты настенные росписи, обнаруженные
в 1912 году и расчищенные только в 1980-е. По своей культурной ценности эти фрески стоят в
одном ряду с фресками Феофана Грека, но их автор, имя которого неизвестно, по своему стилю был
удивительно далек от Феофана. Возникновение этих фресок — одна из загадок старого Новгорода,
и предполагают, что их автором был какой-то другой грек, приехавший в Новгород вместе с Феофаном.
Фрески открыты с 10:00 до 13:00, только по будням.
Юрьево
Отдаленный район к югу от Новгорода, куда отправляется автобус №7 от железнодорожного вокзала
(по расписанию, в среднем каждые 15—20 минут, но иногда существенно реже). По
пути автобус делает кольцо, проходя через Перынский скит, Юрьев монастырь и Витославлицы —
наиболее интересные объекты в ближайших окрестностях Новгорода.
По дороге в Юрьево можно увидеть церковь Благовещения в Аркажах (1179),
построенную на средства, появившиеся, по преданию, благодаря молитве. Вокруг церкви долгое время
был монастырь. В нижней части храма сохранились фрагменты росписи 1189 года.
Перынский скит
Самый дальний от Новгорода и первый по пути автобуса объект (остановка «Скит», далее идти по
тропе по указателю, через дачные поселок и по мосту) — Перынский скит, возникший на месте
древнего Перунова капища. Капище представляло собой круг диаметром 20 метров, состоящий из
множества «лепестков» со священными огнями по краям с идолом Перуна в центре. В 981 году,
после реформы князя Владимира, Перун стал главным божеством для всех восточнославянских
народов, и капище в Перыни являлось важнейшим культовым местом. Но уже в 989 году, с
крещением Руси, капище было разрушено, а идол сброшен в Волхов. С тех пор остался лишь
археологический раскоп да место паломничества неоязычников. Однако на месте капища с
10 по 18 век существовал монастырь, при Екатерине II упраздненный и превращенный в скит
Юрьева монастыря. Сейчас это настоящий скит — уединенный, расположенный вдалеке от дороги,
окруженный густой рощей на самом берегу озера Ильмень, почти полностью изолированный от внешнего
мира. Единственный храм скита — небольшая церковь Рождества
Богородицы, построенная в 1230-е годы, перед самым монгольским нашествием, и являющаяся
уже типичным образцом новгородского стиля. Сейчас этот храм, самый маленький на Новгородчине,
очень простой и изящный, представляет значительный интерес. Вокруг расположены кирпичные,
стилизованные под русскую архитектуру, жилые корпуса 19 века. От Перынского скита
открывается вид на озеро Ильмень и церковь Николы на Липне.
Юрьев монастырь
Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119). Фото: Инна Драбкина
В полутора километрах далее располагается Юрьев монастырь — самый большой, красивый и
древний из монастырей Великого Новгорода, хорошо видимый с пешеходного моста около Детинца.
Основанный Ярославом Мудрым, монастырь долгое время оставался богатейшим в Новгородских землях.
В начале 12 века здесь возвели крупнейший в городе каменный собор, процветание монастыря продолжалось
вплоть до присоединения Новгорода к Москве, а затем, с 16 века, начался упадок, усугубившийся
после секуляризации екатерининских времен. Однако в начале 19 века, после того как княгиня
Анна Алексеевна Орлова-Чесменская завещала монастырю все свое состояние,
началось возрождение Юрьева монастыря. Перед революцией монастырь насчитывал 8 церквей и
занимал огромную территорию. До наших дней монастырский ансамбль дошел со значительными утратами,
но все равно представляет огромный интерес.
Монастырь окружает декоративная стена, а над входом
построена колокольня (1838—1841, архитектор Соколов)
высотой 52 метра. На колокольне когда-то было установлено 15 колоколов, крупнейший из которых
весил 33 тонны, но до наших дней они не дошли. По преданию, колокольня должна была превосходить
по высоте Ивана Великого, но Николай I лично вычеркнул из проекта один ярус. В угол стены встроен
Крестовоздвиженский собор (18 век, перестроен в 19 веке и
сейчас представляет собой приземистое квадратное здание с огромными синими в звездах главами).
Внутри монастыря находится обширное пустое пространство, у стен располагаются
северные, южные (заняты кельями)
и восточные (заняты гостиницей для паломников)
корпуса, а также Воскресенский собор
(19 век, стилизация под Древнюю Русь), а в центре возвышается Георгиевский
собор — крупнейший и один из интереснейших храмов Великого Новгорода. В дереве
храм был заложен еще при Ярославе Мудром и освящен 26 ноября (день Святого Георгия, или Юрия) 1061 года
— значение этого события было так велико, что в память нем вплоть до времен Бориса Годунова
по всей России соблюдался Юрьев день, когда крестьяне могли переходить от одного хозяина к
другому. Каменный собор был заложен в 1119 году и принадлежал к тому же стилю, что и
Николо-Дворищенский собор и собор Антоньева монастыря (предположительно, их строил один и
тот же зодчий). Сейчас это храм впечатляющих размеров, представляющий собой куб с тремя
апсидами во всю высоту собора и тремя свинцовыми главами (одна на пристроенной башне), однако,
несмотря на форму, собор не выглядит громоздким или тяжелым. Внутри собора когда-то была
роспись 12 века, замазанная в 19 веке, во время реставрации после возрождения монастыря.
В соборе покоятся останки матери Александра Невского — княгини Феодосии — и его старшего
брата Федора, малолетних детей Ярослава Мудрого Изяслава и Ростислава, а также Дмитрия Шемяки —
злейшего врага Великого князя Василия Темного.
Рядом с монастырем, за пределами монастырских стен, расположена ветряная
мельница, очевидно, стоявшая тут изначально, а не являющаяся музейным экспонатом.
Кроме того, вокруг Юрьева монастыря можно увидеть настоящие ивовые рощи,
которыми славятся берега Ильменя.
Витославлицы
Изба Марии Дмитриевны Екимовой из деревни Рышево. Фото: Инна Драбкина
Еще в полукилометре севернее Юрьева монастыря, по пути все того же автобуса №7, находится
музей деревянной архитектуры Новгородской области «Витославлицы». Создание музея началось в
1964 году, когда сюда привезли церковь из деревни Курицко, и таким образом Витославлицы стали
третьим музеем деревянного зодчества после Кижей и Малых Корел. В настоящее время в
Витославлицах представлено более 30 деревянных построек, и, несмотря на отсутствие полностью
уникальных экспонатов, это один из лучших музеев деревянного зодчества в России. Здесь наиболее
доступно и полно представлена архитектура северной избы, где все
жилые и хозяйственные постройки находятся под одной крышей (поражает огромный размер изб, и теснота
собственно жилой части). На главной улице музея выставлены в ряд избы: Туницкого из деревни Пырищи
(восстановлен интерьер), Шкипарева из деревни Частово (выставка изделий из бересты), Екимовой
из деревни Рышево (восстановлен интерьер, выставка орудий обработки льна) и другие. Помимо изб,
в музее можно видеть колодцы, амбары, бани, кузницы, мельницы и т.д. — набор построек,
когда-то встречавшийся на севере в каждой деревне. Однако едва ли не более интересны деревянные
церкви, так как в Витославлицах представлены все основные типы северных деревянных церквей:
шатровые (церковь Рождества Богородицы из села Передки, 1531
— самая древняя и большая церковь в музее, имеет три шатра), клетские
(Никольская церковь из деревни Тухоля, 17 век, и несколько
небольших примитивных церквей), ярусные (Никольская церковь из деревни
Высокий Остров, 1757, представляет собой характерный для того времени «храм кораблем»,
Никольская церковь из села Мякишево, 1642), а, кроме того, в
Витославлицах представлена украшенная богатой резьбой часовня
из деревни Каширы 18 века (в которой размещается экспозиция вышивки) и
Успенская церковь из села Курицко (1595) — простой
шатровый храм, преставляющий собой высокий столп — церковь выполняла роль маяка на озере
Ильмень. Кроме того, на территории Витославлиц находится усадьба
графини Орловой-Чесменской — одной из богатешейшей женщин своего времени,
безутешной вдовы, нашедшей спасение в православии и завещавшей все свое состояние на возрождение
соседнего Юрьева монастыря. В ее доме находится этнографическая экспозиция.
Музеи
Исторический музей
(Кремль, Присутственные места. Телефон (8162) 27-36-08, 27-36-91,
27-37-70. Часы работы 10:00—18:00, кроме вторника) — один из лучших музеев
страны, включает многочисленные экспонаты по всей истории Великого Новгорода. Однако наиболее
интересны те предметы, которые сохранились со времен Новгородской республики, в том числе
берестяные грамоты (распространение берестяных грамот, а значит, и грамотности, в Новгороде
было очень велико, грамоты после прочтения выбрасывались, и археологи находили их во дворах
людей самых разных сословий), древнерусские музыкальные инструменты, актовые печати, новгородские
ножи (а в Новгороде уже в средние века был известен секрет самозатачивающейся стали, и нож из
подобного материала мог служить десятилетиями), фрагменты деревянных мостовых.
Второй этаж музея (открыт с 10:30) — экспозиция икон новгородской
школы, в том числе «Петр и Павел» (11 век), «Никола Липный» (13 век), «Борис и Глеб»,
а также единственная в своем роде икона «Битва новгородцев с суздальцами».
Экспозиция
«Древнерусское и русское ювелирное и декоративно-прикладное искусство»
(Кремль, Грановитая палата, 10:00—17:00, кроме среды) — здесь представлена многочисленная
утварь из новгородских церквей, художественные и ювелирные изделия, найденые при археологических
раскопках. Выставленные здесь предметы, отличающиеся редкой красотой и сложностью, свидетельствовали
об очень высоком уровень развития ремесел в Новгороде. Экспозиция в Грановитой палате заслуживает
обязательного посещения.
Софийский собор (8:00—20:00, экскурсии
в 14:00 и 16:00, в 10:00 и 18:00 службы, в понедельник и вторник — только утренняя служба).
Софийская звонница (в летнее время, 10:00—17:30, обед 13:00—13:30)
— смотровая площадка и экспозиция действующих колоколов.
Башня Кокуй (в летнее время, 10:00—19:00, обед 14:00—15:00, кроме
понедельника и четверга) — смотровая площадка.
Выставка «Спасенные Фрески» (Ярославово Дворище, в Воротной башне
Гостиного двора, 10:00—16:00, кроме понедельника и вторника). Расположенная на
Ярославовом Дворище выставка — пример еще одного, на этот раз культурного подвига Великой
Отечественной войны. До войны вокруг Новгорода располагалось несколько древних церквей
с прекрасно сохранившимися фресками, но все эти церкви погибли, когда через город проходила
линия фронта. И лишь в одной из них — церкви Спаса на Ковалеве — удалось
спасти часть росписи. После войны реставраторы по черепкам собирали осколки фресок в
руинах церкви, и складывали из них цельные фрагменты. Сейчас несколько десятков подобных
фрагментов можно увидеть на витринах выставки, и неизвестно, в чем большая ценность этих
фресок — в их древности, или в подвиге спасших их реставраторов.
Выставка фотографий «Прогулка по старому Новгороду» (Ярославово Дворище,
в церкви Георгия на Торгу, 11:00—17:00, кроме понедельника и вторника) — экспозиция
дореволюционных черно-белых фотографий с видами Новгорода конца 19 — начала 20 века.
Картинная галерея Новгородского музея (Софийская площадь,
в старинном особняке, 10:00—18:00, кроме понедельника) — большое собрание русской
живописи 17—19 веков, в том числе коллекция уникальной портретной миниатюры.
|