Районный центр в Тверской области, на реке Тверца, в 60 километрах к северо-западу от Твери
(по трассе Москва - Санкт-Петербург). Население — 49,7 тысяч жителей.;
координаты 57°02´ с.ш., 34°58´ в.д.
Название "Торжок" происходит, как нетрудно догадаться, от находившегося здесь торга,
причем существует некоторая путаница, связанная с первоначальным названием города — Новый Торг.
Иногда вместо "Торжокский" говорят "Новоторжский", а жители Торжка именуют себя совершенно
необъяснимым лингвистически словом "новоторы".
Торжок — крупный центр вагоностроения. Также здесь находится единственный в России
завод противопожарного оборудования (огнетушители, брандспойты и т.д.). Торжокский район —
один из главных в России и мире центров выращивания льна. В целом же Торжок производит впечатление
города, где с экономикой все хорошо: здания отреставрированы, жители одеты куда лучше, чем в
большинстве райцентров, а, кроме того, удивляет невероятное для малого города количество такси.
Город возник, по всей видимости, в IX—X веках, в летописи впервые упоминается под 1139 годом под названием
Новый Торг. Торжок входил в Новгородскую Республику, при этом находился на ее юго-восточной границе,
поэтому имел, кроме всего прочего, огромное оборонное значение. Из названия понятно, впрочем, что основное
назначение города было торговое. О том, что Торжок был крупным торговым центром. совершенно ясно свидетельствуют
археологические находки. Среди прочего, он стоит на третьем месте после Новгорода и Старой Руссы по количеству
найденных берестяных грамот (19 по состоянию на 2007 год). В 1238 году Торжок две недели оборонялся от
татар Батыя. В конце концов татары взяли
город, сожгли деревянную крепость, но дальше на Новгород не пошли и повернули на юг. Кроме татар, Торжок
естественным образом попадал в сферу интересов Твери, к которой он был гораздо ближе, чем к Новгороду.
Так, например, в 1372 году тверской князь
Михаил
Александрович в ходе войны с Москвой (!) взял Торжок и полностью его сжег, а население
увел в Тверь. В это время и самостоятельной Твери, и самостоятельному Новгороду уже оставалось недолго.
В 1478 году Новгородская Республика прекратила свое существование и вместе с Торжком вошла в
состав Московского государства. При учреждении губерний в 1708 году Торжок попал в Ингерманландскую губернию,
в 1727 перешел в Новгородскую, а с 1775 года был уездным городом Тверского наместничества (позже —
в Тверской губернии). При Петре был проложен
новый водный путь, соединяющий Петербург и Москву, часть его проходила по Тверце. Позже был построена
дорога из Москвы в Петербург, также прошедшая через Торжок. Это, естественно, вызвало рост города
и развитие ремесленного производства. Начало XIX века — "золотой век" Торжка. Именно
в это время тут работают столичные архитекторы, в первую очередь Львов, именно тогда город неоднократно
посещает Пушкин. Позже значение водного пути уменьшается, а железная дорога на Петербург
проходит через Лихославль, Торжок получает лишь малодеятельную ветку на Осташков. Именно поэтому мы можем
сейчас видеть его примерно таким же, как и в начале XIX века — тихий провинциальный город.
|
Время на осмотр: 5—7 часов.
Зачем ехать в Торжок:
- 1. Отличающийся великолепной сохранностью центр уезного города — лучший в
России образец уездного городского ансамбля XVIII века.
- 2. Настоящий "заповедник" екатерининского классицизма: храмы (Борисоглебский
и Спасо-Преображенский соборы) и усадьбы (Никольское-Черенчицы, Знаменское-Раек и другие),
построенные великим русским архитектором Николаем Александровичем Львовым.
- 3. Многочисленные городские церкви, по количеству которых Торжок мог бы соперничать
с Суздалем, в том числе деревянная Старо-Вознесенская церковь.
- 4. Василево — музей деревянного зодчества Тверской области, известный
также мостом из российского блокбастера "Ночной Дозор".
Ориентация
Торжок расположен на обоих берегах реки Тверца, соединенных в самом центре города двумя
мостами — автомобильным и пешеходным. Левобережье примечательно тем, что там
находятся почти все памятники гражданской архитектуры, большая часть которых сосредоточена
вдоль берега Тверцы и прилегающих улиц. Также в левобережной части находятся железнодорожная
станция и автовокзал, от которых в центр города ведет улица Студенческая. Правый берег
примечателен в первую очередь многочисленными церквями, большинство из которых стоит на
высоких холмах и хорошо видны из разных точек города (путь к ним легко найти,
даже не имея карты). Наиболее интересные Спасо-Преображенский собор, Борисоглебский монастырь
и Старо-Вознесенская церковь располагаются вдоль берега.
В целом Торжок — город во многом уникальный для России, так как почти весь его
городской ансамбль, за исключением нескольких церквей, сохранился с конца XVIII — начала XIX века.
Сейчас трудно назвать причины этого, так как, несмотря на то, что "Золотой век" Торжка
пришелся на екатерининскую эпоху, в последующие годы город не приходил в упадок. Но факт
остается фактом: Торжок — лучший в России образец малого города екатерининских времен,
и один из самых целостных и красивых малых городов России.
Набережная Тверцы. Фото: Илья Буяновский
Левый берег Тверцы
Как уже говорилось, левобережье Торжка интересно в первую очередь многочисленными памятниками
гражданской архитектуры, многие из которых образуют полноценные архитектурные ансамбли.
Важнейшим из них является Тверецкая набережная с прилегающай
к ней частью улицы Карла Маркса. Участок набережной между двумя мостами застроен сплошным
рядом небольших трехэтажных особняков XVIII века, но их
гармоничность в сочетании с островерхими крышами и вывесками под старину придает набережной
удивительно "европейский" облик: Торжок кажется похожим на какой-нибудь Берген или хотя бы Таллин.
Недавно набережная была отреставрирована, и особнячки смотрятся как игрушечные, а улица
застелена брусчаткой, что довершает сходство с европейскими городами. Над набережной высоко
нависает прибрежная гора, на гребне которой стоит
Входоиерусалимская церковь (XVIII век).
К набережной есть два спуска — один по улице Карла Маркса, застройка которой
неотличима от застройки набережной, другой от площади Революции, по длинной лестнице.
Если от этой лестницы свернуть направо, можно пройти по Бульвару
— улице, также застроенной особняками XVIII века и бывшей в екатерининскую эпоху
главным городским "променадом". Однако сейчас улица не отреставрирована, и поэтому не только
не производит аристократического впечатления, но и не выдерживает никакого сравнения с
набережной. Бульвар выводит на Ильинскую площадь, где расположена Ильинская
церковь (1822) с высокой отдельно стоящей колокольней — главной вертикалью левого берега.
Другой интересный ансамбль — площадь Революции, расположенная
между улицами Степана Разина, Дзержинского и Студенческой. Наиболее примечательное здание здесь —
Путевой дворец (улица Разина, 24, 25, 26), построенный в 1777
году по проекту архитектора Петра Романовича Никитина в стиле позднего барокко, и
перестроенный в XIX веке (когда дворец стал почтовой станцией) в стиле классицизма.
Такие дворцы строились вдоль всей московско-петербургской дороги через каждые 30-40
километров, и предназначались для отдыха царской семьи на пути между столицами.
Однако сейчас уцелело всего три Путевых дворца: в Вышнем Волочке, Торжке и Твери,
причем торжокский Путевой дворец сохранился гораздо хуже, и занят школой коррекции.
Также на площади Революции находится здание Присутственных
мест (улица Революции, 2), и руины гостиницы Пожарского
(улица Дзержинского, 48), сгоревшей в 2002 году — в этой некогда лучшей гостинице
города останавливались Пушкин, Жуковский, Гоголь, Аксаков, Тургенев, Островский.
Фирменное блюдо местного ресторана — пожарские котлеты — попало даже в творчество
Пушкина, а существовавшей рядом булочной лавке некоего Евгения Онегина обязан своим именем
главный герой пушкинского "романа в стихах". Однако сейчас гостиница представляет собой
лишь бесформенные развалины.
Наконец, в конце улицы Студенческой, около автовокзала, располагается здание
бывшей городской тюрьмы. Судьба этого здания — типично российский курьез,
так как в настоящее время в нем размещается общежитие.
Ротонда. Фото: Илья Буяновский
Правый берег Тверцы
Однако едва ли не более интересен правый берег Тверцы, на котором, с одной стороны,
почти нет гражданских построек, с другой — располагаются почти все городские церкви.
Вообще, Торжок уникален тем, что это один из немногих российских городов (наряду с Суздалем и Великим Устюгом),
который не затронула "культурная революция". Поэтому в Торжке до сих пор находится
22 православных церкви, и силуэты главок и колоколен все еще играют ключевую роль в
городском пейзаже. Если стоять на левом берегу, около пешеходного моста, и смотреть
на правый берег, видны лишь высокие холмы, и на вершине каждого — церковь. С каждой
точки города открывается неповторимая панорама, но в целом наиболее примечательны
Борисоглебский монастырь, Спасо-Преображенский собор, Михаило-Архангельская и Старо-Вознесенская церкви.
С левого берега на правый лучше всего пройти по пешеходному мосту,
который выведет вас к площади Девятого января, представляющей
собой еще один ансамбль классических построек: на площади примечательны
здание магистрата, торговые ряды,
тянущиеся до площади Пушкина, а так же Ротонда — одна из построек
архитектора
Николая Александровича Львова. Возведенная в 1783 году как надколодезная часовня, Ротонда построена
по образцу римского Пантеона. Интересна система ее освещения — первоначально часовня не
имела окон, и свет в нее проникал через сложную систему отверстий в двойном куполе. Рядом
с Ротондой установлен бюст Львова.
Параллельно Тверецкой набережной от площади Девятого января тянется Новгородская набережная,
с которой открываются лучшие виды на левый берег, и которая выводит к огромному для
уездного города Спасо-Преображенскому собору и расположенной
рядом Входоиерусалимской церкви. Ансамбль главного городского
собора создал в 1822 году предположительно сам Карло Росси, и пятиглавый собор со стоящей рядом одноглавой церковью
является одним из лучших произведений русского классицизма. Как и другие постройки петербургских
классицистов, этот собор совершенно не производит унылого впечатления провинциальных
церквей того же стиля. В настоящее время собор отреставрирован, но не действует:
дверь заколочена, на главках нет крестов. Долгое время здесь размещался клуб, и
в зале собора звучал тяжелый рок.
Дальше, над высоким берегом, расположен Борисоглебский монастырь, и к
нему можно дойти как по улице Кузнечной, так и по довольно живописной и извилистой тропе вдоль
берега. Борисоглебский монастырь, основанный в XI веке старцем Ефремом, братья которого погибли,
защищая князя Бориса от людей Святополка Окаянного, сейчас можно отнести к числу важнейших
достопримечательностей города. И хотя со времен основания монастыря не сохранилось ничего,
монастырский ансамбль, почти целиком созданный архитектором Львовым, представляет исключительный интерес.
Наиболее заметна стена, обращенная на север: на ее углу располагается исключительно красивая
и ни на что не похожая Свечная башня — определить время ее
постройки было бы трудно даже профессиональному архитектору, хотя на самом деле башня была
возведена в конце XVIII века, и ее формы чисто декоративны, а название связано с тем, что к
ней примыкал свечной завод при монастыре. Другой угол занимает надвратная церковь с
грандиозной колокольней (1811), также встроенной в стену.
Состоящая из трех ярусов, первый из которых служит залом церкви, а последний представляет
собой круглую колоннаду, и увенчанная шпилем — колокольня Борисоглебского монастыря
является главной вертикалью Торжка. В центре монастыря расположен огромный
Борисоглебский собор в стиле классицизма. Это квинтэссенция "львовского"
стиля, этот собор архитектор считал своим шедевром, и, действительно, собор Львова не
спутать с соборами Росси или Монферрана. Правда, есть сведения, что когда-то на месте
собора стояла небольшая белокаменная церковь, заложенная вместе с монастырем — в XI веке,
а Львов велел ее снести, так как в монастыре не было другого места для строительства.
Впрочем, так это или не так, точно не известно. Помимо Борисоглебского собора, в монастыре
имеется сложный ансамбль из двух церквей:
Введенской (XVII век, московская архитектура) и
Входоиерусалимской (начало XVIII века, русское барокко),
а также шатровой колокольни. Все три постройки слились в одну,
и не имеют четких границ между собой, однако Введенская церковь является самой старой в городе.
От Борисоглебского монастыря хорошо видна Михаило-Архангельская
церковь с ослепительно-синими главами. Возведенная в 1742 году, церковь была полностью
перестроена в 1850, и сейчас это хрестоматийный образец русско-византийского стиля,
близкий по архитектуре к Храму Христа Спасителя в Москве. Впрочем, несмотря на недостаток
оригинальности, церковь запоминается, и к тому же видна из многих точек центра.
Если двигаться по улице Кузнечной дальше на юг, можно дойти до
Ново-Вознесенской и Старо-Вознесенской церквей. Существование этих двух церквей —
пример нарушения традиций, так как Старо-Вознесенская церковь
(конец XVII века) — деревянная, а Ново-Вознесенская (1854 год)
— каменная. Замена деревянных церквей каменными продолжалась на протяжении всей
истории царской России, и обычно деревянную церковь ломали, и строили каменную на ее месте.
Здесь же этого не произошло, и поэтому помимо совершенно ординарной, заброшенной Ново-Вознесенской
церкви мы имеем Старо-Вознесенскую — выдающийся образец деревянной архитектуры,
храм ярусного типа. Церковь отличается небольшими размерами, и в то же время порядочной
высотой, представляет собой почти башню. Внутри Старо-Вознесенская церковь интересна
едва ли не больше, чем снаружи: высокий и очень тесный зал, следы пожара на стенах, и
восстановленные росписи на самом своде.
Борисоглебский монастырь. Свечная Башня. Фото: Илья Буяновский
Как уже говорилось, в Торжке насчитывается 22 церкви.
Помимо уже описанных, в городе также находятся Георгиевская церковь
(1805, площадь Пушкина), Воскресенская церковь (1796 год,
бывший собор Воскресенского монастыря), Никольская церковь (1784,
бывшая полковая), и множество других церквей, не отличающихся особой архитектурной ценностью.
Также на правом берегу Тверцы, напротив Ильинской площади, сохранилось
древнее городище, хорошо заметное весной и осенью.
Музеи
Всероссийский
историко-этнографический музей. Расположен в Борисоглебском монастыре, телефон
(48251) 5-29-69, часы работы 10:00—17:00, понедельник и вторник — закрыт). Созданный в
1989 году по иницативе академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, музей совершенно не оправдывает
своего громкого и названия и является обычным краеведческим музеем.
Музей золотого шитья (Калилинское шоссе, 12, телефоны (48251) 5-40-32,
5-49-32, часы работы 8:00—16:00, кроме субботы и воскресенья) — музей при золотошвейной
фабрике. Торжок — единственный город, где уцелел некогда распространенный в России
промысел шитья металлической нитью. Сейчас в Торжке действует золотошвейная фабрика, на которой
обрабатываются, в том числе, гербы и флаги России. В музее представлены образцы золотого шитья,
здесь же имеется магазин золотошвейных изделий.
Музей Александра Сергеевича Пушкина
в Торжке (улица Дзержинского, 71, телефоны (48251) 5-20-60, часы работы 10:00—17:00,
кроме понедельника и вторника) — размещается в особняке Петра Алексеевича Оленина,
сына президента Российской Академии Наук, в сестру которого — Аннет — Пушкин был влюблен
и даже собирался к ней свататься. Аннет посвящено несколько стихотворений Пушкина.
|