Вышний Волочёк — районный центр в Тверской области, на Октябрьской железной дороге и
трассе Москва - Санкт-Петербург в 120 километрах от Твери и в 295 километрах от Москвы.
Население 53.8 тысяч жителей (2006);
координаты 57°35´ с.ш., 34°34´ в.д. Расположенный на Валдайской возвышенности,
у Великого Европейского водораздела, Вышний Волочек на протяжении всей своей истории служил
транспортным узлом на пути с Юга на Север.
Название "Вышний Волочёк" происходит от существовавшего здесь волока между Тверцой и Цной.
Из-за небольших размеров (всего 1.5 километра протяженности) волок назывался в уменьшительной
форме, а "Вышний" он был в противоположность "Нижнему" (у Боровицких порогов на Мсте),
ныне не сохранившемуся.
Вышний Волочек — крупный центр легкой промышленности: в городе действуют текстильная,
хлопчатобумажная и другие фабрики. Поэтому промышленность Вышнего Волочка находится в упадке,
а естественная убыль населения началась еще в конце 1970-х (с тех пор город потерял около трети жителей).
В целом Волочек производит исключительно депрессивное впечатление.
Вышний Волочёк из-за своего географического положения с древнейших времён находился на торговом водном пути
из бассейна Невы и озера Ильмень (река Цна) в бассейн Волги (река Тверца), а позже и на сухопутном из Новгорода в
Москву. Поселение тут впервые упоминается под 1437 годом. При
Иване Третьем был учрежден
Вышневолоцкий ям. В Смутное время Волочек захватили и разрушили польские
войска. Но самые существенные события в истории Вышнего Волочка начались в 1703 году, когда
Петр Первый решил создать регулярную
систему каналов для водного сообщения между бассейнами различных морей. В январе 1703 года он подписал указ
о строительстве канала не месте волока между Цной и Тверцой. Строительство велось по проекту голландских масторов
и общим надзором князя Матвея
Петровича Гагарина, позже ставшего сибирским губернатором и повешенному за употребление властью и
казнокрадство в этой должности. Собственно строили канал согнанные со всей России крепостные, что, естественно,
существенно удешевляло строительство. К 1708 году была построена гидросистема, состоящая из Тверецкого
(Гагаринского) канала, соединяющего Тверцу и Цну, а также шлюзы на Цне для выравнивания уровней воды. В 1709
году открылось сквозное судоходство из Волги в Ильмень, а летом следующего 1710 года выяснилось,
что канал слишком мелок, и большие суда через него летом не проходят, судоходство возможно лишь весной по
большой воде и осенью. Некоторое время исследовали другие реки для возможности соединения их каналами, но
в итоге реконструкцией канала занялся Михаил Иванович Сердюков, до этого бывший владельцем винокуренного завода
около Волочка, главным поставщиком провианта на строительстве Тверецкого канала, а также бравший самые
разнообразные подряды в Волочке. В 1718 году он написал письмо Петру с предложением перенаправить русло
реки Шлины, притока Цны, так, чтобы она впадала в Цну выше устья канала и тем самым увеличила объем воды в канале.
Сердюков был вызван в Петербург для доклада, и в июне 1719 года был издан указа Сената, передававший Тверецкий
канал и шлюзы на Цне в ведение Сердюкова. Работы он выполнял на собственные средства, рассчитывая на доходы от
принадлежащих ему кабаков и мельниц в течение 15 лет. К 1722 году он построил плотину на Шлине, а также каналы из
Шлины в Цну и из Шлины в Ключино озеро, что изменило русло Шлины. Кроме того, он провёл реконструкцию Тверецкого
канала, после чего тот стал пропускать большие суда, и водный путь из Петербурга на Волгу заработал в полную силу.
Канал оставался в ведении Сердюкова до его смерти (предположительно в 1754 году, точная дата неизвестна);
в 1740 году он создал последнее свое гидротехническое сооружение — Заводское водохранилище на Цне.
В 1743 году по указу Елизаветы Сердюкову было пожаловано потомственное дворянство.
Наследники Сердюкова каналом управляли плохо, и в результате в 1765 году на канал был назначен государственный
управляющий, а в 1774 году он был полностью передан в казну. В 1770 году он получил статус уездного города
Новгородской губернии, в 1772 году — герб. В 1773 году была создана должность директора водяных
коммуникаций, которую занял новгородский губернатор
Яков Ефимович Сиверс.
Он разработал программу усовершенствования всей Вышневолоцкой водной системы, но в 1782 году ушёл в отставку.
В 1785 году лично Екатерина
осмотрела сооружения Вышневолоцкой системы, которые, по всей видимости, произвели на неё впечатление,
так что по возвращении в Петербург она издала указ об улучшении всей системы. Предполагалось заменить
деревянные сооружения каменными, что и было выполнено с 1790 по 1797 год. В 1797 году, уже при Павле,
управляющим всеми водными коммуникациями России вновь был назначен Сиверс. Несмотря на то, что отчасти его
стараниями были построены сразу несколько водных путей, соединявших Волгу и Неву, Вышневолоцкий оставался из
них основным и в середине XIX века явно нуждался в реконструкции. Реконструкцией занялся директор
Вышневолоцкого водораздельного участка Осип Иванович Корицкий.
В 1824 году он исследовал канал и предложил проект реконструкции, а с 1825 по 1828 год руководил
этой реконструкцией, при которой была увеличена дамба на Заводском водохранилище и существенно
увеличена площадь самого водохранилища.
Во второй половине XIX века Вышневолоцкая водная система начинает приходить в упадок, на этот раз окончательно.
Через Вышний Волочёк в 1849 году прошла Николаевская железная дорога, взявшая на себя большую часть грузопотока.
А водное сообщение постепенно переместилось в более удобную Мариинскую водную систему, ныне Волго-Балтийский
водный путь. К началу 1890-х годов транзитное движение по Вышневолоцкой водной системе полностью прекратилось,
и она использовалась только для местного движения, а также для лесосплава. Хотя систему еще дважды реконструировали
после этого, в 1920-е и в 1940-е годы, она в настоящее время практически не имеет никакого значения для судоходства.
От старых гидротехнических сооружений осталось очень немного, и удивительно, что вообще что-то осталось.
Развитие системы, естественно, повлекло за собой и развитие города. Вышний Волочёк поднялся на торговле во
второй половине XVIII века. Город был фактически расположен вдоль канала и сильно зависел от проходящих
караванов судов. К середине XIX века это был один из крупнейших городов Тверской губернии, и железная дорога
гарантировала его дальнейшую экономическую состоятельность.
|
Время на осмотр: 2—3 часа (город), день (город и подробный осмотр
Вышневолоцкой водной системы).
Зачем ехать в Вышний Волочек:
- 1. "Тверская Венеция" — хорошо сохранившийся исторический центр, построенный на берегах
каналов и рек, текущих в разные стороны.
- 2. Казанский женский монастырь конца 19 века — один из красивейших в Тверской области.
- 3. Вышневолоцкая водная система — старейший в России искусственный водный путь,
начавший функционировать еще в 1700-е годы, развивавшийся и перестраивающийся на протяжении 250 лет.
Здесь можно увидеть шлюзы, бейшлоты, каналы, водохранилища XVIII, XIX и XX веков.
- 4. Красивая природа Валдайской возвышенности, бывшей в свое время настоящей "Меккой"
для русских художников, о чем напоминают постройки Академической дачи.
Ориентация: Город имеет четкую прямоугольную планировку, центр
расположен севернее Тверецкого канала и разделен Цнинским каналом на две части:
Городская часть (где расположены торговые и жилые кварталы) и Остров, где располагались
административные постройки (важнейшая улица — Осташковская). Нынешний центр города
— площадь Венецианова, откуда расходятся пути к важнейшим объектам. Казанский проспект
ведет на железнодорожный вокзал, к автовокзалу можно дойти по Большой Садовой улице, к Казанскому
монастырю — по улице Сиверса (Володарского), продолжающей Ванчакову линию, где
наиболее полно сохранилась старинная застройка. Цнинский и Тверецкий каналы располагаются в черте
города, Вышневолоцкое водохранилище находится к западу, а Ново-Тверецкий канал проходит южнее.
Первое примечательное здание в Вышнем Волочке — железнодорожный вокзал.
Построенный в стиле эклектики вместе со всей Николаевской железной дорогой, вокзал сохранился практически
без перестроек — таким образом можно сказать, что это самый старый действующий вокзал в России.
Богоявленский собор (1814). Фото: Илья Буяновский
Исторический центр
Исторический центр Волочка невелик, но сохранился относительно неплохо. В XVIII—XIX веках
Волочек был процветающим купеческим городом, и поэтому его городская застройка сделала бы
честь многим губернским центрам. Цнинский канал делил город на две основные части: Городскую
(восточный берег), где была сосредоточена торговая и гражданская жизнь, и Остров (за каналом),
где располагались административные постройки. Такое деление сохраняется и поныне, правда,
старинные здания выглядят запущенными и обветшалыми.
Городская часть. Историческая застройка сохранилась на расстоянии
1—2 кварталов от набережной. Между Казанским проспектом и берегом Цны расположены два
симметричных корпуса Торговых рядов, между которыми до 1935 года
стоял Казанский собор. Ныне северный корпус отреставрирован, и используется по назначению,
южный заброшен, но вышневолоцкие торговые ряды велики даже для областного центра. Севернее
Торговых рядов расположен Венециановский сквер — центр
городской жизни, правда, сильно замусоренный и неухоженный. В сквере установлен
памятник Алексею Гавриловичу Венецианову —
русскому
художнику, основателю "бытовой живописи". Со всех сторон сквер окружен
старинными зданиями (наиболее интересна
Ванчакова линия — улица с односторонней застройкой),
среди которых выделяется достойный губернского города Вышневолоцкий
Драматический театр, основанный в 1896 году. Это один из старейших и лучших театров Тверской
губернии.
Остров. Другой исторический район города располагается на искусственном
острове между петлей Цны и Цнинским каналом. От торговых рядов сюда ведет
Петербургский мост, украшенный ажурными решетками —
старейший и самый большой мост города. Под мостом располагается небольшой полуостров, на
котором высится белоснежный Богоявленский собор (1814,
перестроен в 1866 году в псевдорусском стиле) — символ города, довольно невзрачный по
архитектуре, но исключительно эффектно расположенный среди воды. Петербургский мост переходит
в Осташковскую улицу, слева от которой находится магистрат —
огромное здание в стиле раннего классицизма (конец XVIII века), увенчанное пожарной каланчой
(начало XX века), хорошо видимое с противоположного берега. Правее, на углу Цнинского канала
и улицы Артюхина, располагается Путевой дворец Екатерины II —
один из многих, построенных на Московско-Петербургской дороге по единому проекту (подобные дворцы
сохранились также в Торжке и Твери) — ныне занят школой. Впрочем, каменные здания на
Острове имеются только у Цнинского кнала, большая же его часть застроена деревянными
особняками характерной архитектуры (почти все с мезонином, многие украшены резьбой), наиболее
зрелищный из которых стоит на углу Осташковской и Тургеневской улиц. В целом историческая
среда Острова сохранилась заметно лучше, чем в Городской части.
Казанский монастырь
Казанский монастырь расположен на восточной окраине города, куда (по улице Володарского)
ходит автобус и маршрутное такси №10 (довольно редко), в двух километрах от центра. Монастырь
возник в 1872 году стараниями князя Путятина, и большую роль в его создании сыграл святой
Иоанн Кронштадтский. В монастыре хранилась Греческая Андроникова икона Божьей матери, по
преданию, написанная евангелистом Лукой — в Россию она попала из Византии, но была
утрачена в 1984 году. Ансамбль монастыря сложился в конце XIX — начале XX века, и наиболее
интересны три постройки: колокольня в эклектическом стиле, 13-главый
Казанский собор сложнейшей архитектуры — один из красивейших в
Тверской земле, и Андрониковский собор, похожий на творения Тона.
Также в ансамбль монастыря входят жилые и хозяйственные постройки,
но их архитектура очень примитивна. Монастырь закрыт для туристов, и попасть внутрь можно
только во время вечерней службы в субботу и утренней в воскресенье.
Кроме того, на берегу Вышневолоцкого водохранилища, в устье реки Таболки, расположено
Братское кладбище времен войны, где похоронены 1727 солдат и
офицеров, умерших в вышневолоцких госпиталях.
Цнинский канал. Фото: Илья Буяновский
Вышневолоцкая водная система
Вышневолоцкая водная система — это старинная система судоходных каналов и рек,
соединявшая бассейны Каспийского (Волга) и Балтийского (Нева) морей. Древний водный путь,
по которому ходили еще новгородские купцы, во времена Петра I был превращен в судоходную магистраль,
и в XVIII — начале XIX века представлял собой важнейшую транспортную артерию России.
Центром водной системы был Вышний Волочек, стоящий на водоразделе Тверцы и Цны, то есть в
"узле" водной системы.
Схема. Вышневолоцкий водный путь начинается в Твери, откуда
суда из Волги шли вверх по Тверце (на веслах, или с помощью бурлаков). В районе
Вышнего Волочка, на Валдайской возвышенности, Тверца подходит к Цне, текущей на север, всего на 1.5 километра
— здесь существовал древний волок, а в XVIII—XIX веках, стараниями
М. Сердюкова, О. Корицкого и Я. Сиверса, здесь был создан важнейший узел Вышневолоцкой водной системы,
включающий несколько каналов, Вышневолоцкое водохранилище, многочисленные гидротехнические
сооружения разных эпох. Далее по Цне путь вел в Мстинское озеро, а из него по реке Мста
(у ее истока сохранился шлюз) в озеро Ильмень и Волхов (причем из Мсты в Волхов попадали не
по озеру, а по двум судоходным каналам), который в районе Новой Ладоги пересекался с
Ладожскими каналами, объединявшими Вышневолоцкую водную систему с построенными позднее
Тихвинской и Мариинской.
Старейшее сооружение Вышневолоцкой системы, да и старейший судоходный канал в России
вообще — Тверецкий канал, ограничивающий историческую часть
города с юга. В первом варианте он был прорыт на месте волока в 1703—1709 годах
голландскими мастерами под руководством князя Гагарина, и назывался Гагаринским. Однако
только с реконструкцией времен Сердюкова канал стал исправно функционировать. Этот канал —
важнейшее сооружение всей Вышневолоцкой водной системы, так как на дне канала зарождается Тверца,
текущая на юг, а устье канала выходит в Цну, текущую на север. Тверецкий канал —
весьма впечатляющее сооружение, его ширина около 30 метров, а чтобы пройти его вдоль
(через предместья, потом мимо заводов, а дальше канал выводит за город), нужно не менее получаса.
Городская часть канала в плохом состоянии — берега заросли травой и завалены мусором,
но на загородной кое-где сохранились остатки каменной облицовки. В дальнем от Цны выходе
канала находится современный бетонный Тверецкий шлюз (деревянный,
построенный Сердюковым, не сохранился), над которым уцелели два обелиска,
поставленных Екатериной II.
Цна в черте Вышнего Волочка сильно подпружена, и напротив
исторического центра расположена Тверская Венеция — множество
островков между протоками, соединенных мостами: всего в
Волочке мостов и мостиков более 30. Однако островки заняты парком, и старинных зданий
на них нет. Немного севернее устья Тверецкого канала находится лодочная
станция, где летом можно взять напрокат лодку или катамаран. Цна здесь делает большую
петлю, которую спрямляет начинающийся у Петербургского моста Цнинский
канал (он же Сердюковский, по имени строителя). Узкий (около 15 метров) и извилистый,
канал живописно петляет между парков и старинных зданий, и, не в пример Тверецкому каналу,
поддерживается в хорошем состоянии: берега облицованы гранитом, вода чиста. Вообще,
в отличие от Тверецкого канала, перегороженного мостами и трубопроводами, Цнинский канал
сохранился почти в первозданном облике, и пригоден для водных прогулок. На самой же Цне
огромный интерес представляет единственное гидротехническое сооружение времен Сердюкова:
Цнинский бейшлот. Пройти к нему можно по улице Тургенева,
и бейшлот представляет собой двухпролетную плотину, облицованную гранитными плитами и
оснащенную современным подъемным механизмом наверху. Однако сам водоспуск бейшлота полностью
деревянный, и почти не изменил своего облика за прошедшие 250 лет. Пожалуй, этот бейшлот —
наиболее интересный исторический объект в Волочке.
За бейшлотом расположено большое, довольно простое в архитектурном плане здание
Вышневолоцкого гидроузла (конец XVIII века), где помещается дирекция водной системы.
Западнее Волочка расположено обширное Вышневолоцкое водохранилище.
Это старейшее водохранилище в России (не считая пруда Алапаевского завода на Урале), и
первоначально оно называлось Заводским (от заводов Сердюкова, стоявших на берегах). Его
создал еще Сердюков, и изначальная его площадь составляла всего 9 км2. Однако
это водохранилище было важнейшей частью проекта Сердюкова, так как оно поддерживало постоянный
уровень воды в Цне и Тверецком канале, что позволяло судам проходить Вышневолоцкий водный путь
в межень. При Осипе Ивановиче Корицком водохранилище было расширено до 68 км2 (тогда же
была насыпана земляная дамба около Московско-Петербургской дороги,
защитившая тракт от затопления), а последняя его реконструкция проводилась в 1930-е годы,
когда водохранилище достигло площади 109 км2, превратившись в огромный резервуар пресной воды.
Тогда же в нескольких километрах южнее Волочка был прорыт Ново-Тверецкий канал протяженностью 5
километров, по которому вода Цны и Мсты поставлялась в Тверцу, а оттуда, через Волгу и канал имени
Москвы — в столицу, обеспечивая 8% потребляемой в Москве воды.
Неотъемлемая часть Вышневолоцкой водной системы — расположенная на берегу Вышневолоцкого
водохранилища, в отдаленном районе Кашарово (из Вышнего Волочка автобус №9) усадьба
Михаила Ивановича Сердюкова. Ансамбль построек этой усадьбы —
один из старейших в России и включает главный дом и
флигели в стиле барокко, хозяйственные
постройки, цейхгауз. В усадьбе не раз гостил Петр Первый,
и по преданию, растущий рядом с главным домом куст барбариса был
посажен самим императором.
Музеи
Вышневолоцкий краеведческий
музей. Адрес: Казанский проспект, 63—65. По всей видимости, временно закрыт.
|
Время московское.
Телефонный код: 48233
Проезд.
Вышний Волочек расположен в "слепой зоне" Москвы и Санкт-Петербурга, то есть дня на дорогу и осмотр
города мало, но в то же время город слишком близко для ночных поездов. Все поезда
прибывают в Волочек поздно вечером или глубокой ночью (из Москвы самый ранний №24 "Юность",
прибывает около 15 часов, остальные много позже, из Петербурга нет ничего раньше 17 часов),
на электропоездов путь из Москвы с пересадкой в Твери занимает около 5 часов, из Санкт-Петербурга
с двумя пересадками более 7 часов.
Автобусы из столиц в город не ходят, из Твери автобус идет дольше
электропоезда, расписание на сайте
Весь транспорт России и СНГ. Зато выбраться из Волочка вечером на проходящем
поезде не представляет большого труда.
На автомобиле:
Из Москвы по М10 через Тверь, 300 км. Из Петербурга по М10, 400 км.
Питание. По-видимому, с этим в городе нет проблем, но соотношение цена-качество не является оптимальным. Читатели рекомендуют кафе "С пылу, с жару" (Казанский проспект, 22, рядом с рестораном Смак).
Размещение.
- Парк-отель Лагуна: улица Егорова, 22а, телефоны
(48233) 2-16-67, 2-21-61. Дёшево и весьма плохие отзывы.
- Гостиница Хит-Парк: улица Баумана, 16, телефон
(48233) 568 93. Дорого.
- Гостиница Берёзки: Большая Садовая улица, 61/95, телефон (48233) 62-545,
факс (48233) 62-768. Плохие отзывы.
- Гостиница Автотур-Норд: 321 км трассы М10, телефоны (48233)
4-91-33, 4-91-72.
|