К описаниям 76rus Замечания English
Ярославская область — 76rus

город РОСТОВ 3

 Общие сведения

Ростов, часто называемый Ростов Великий — районный центр Ярославской области. Население — 33700 (2006); координаты 57°11´ с.ш., 39°25´ в.д. Расположен на северо-западном берегу озера Неро. Из озера вытекает река Векса, которая через примерно пять километров, сливаясь с рекой Устье, образует Которосль, впадающую в Волгу в черте города Ярославля.

Ростов — один из древнейших русских городов, впервые упомянут под 862 годом в "Повести временных лет" (более древних письменных свидетельств о русских городах нет). В 988 году Владимир Святославич дал Ростов в удел своему сыну Ярославу, будущему Ярославу Мудрому, которому в тот момент было десять лет. Ярослав княжил в Ростове до 1010 года, после чего ушел на повышение в Новгород, а сам Ростов в течение ста пятидесяти лет использовался в качестве разменной монеты при дележе земель между князьями — так, сын Ярослава Всеволод получил Ростов как довесок к своему уделу в Переславле — не Залесском, как можно было бы подумать (его тогда вообще еще не было), а Южном, около Киева. За это время Ростов был обращен в христианство, при этом в процессе в 1073 году жители города убили первого епископа, Леонтия Ростовского, причисленного позже к лику святых. Первым независимым (от Киева) ростовским князем стал Юрий Долгорукий. Он, впрочем, в Ростове не задержался и довольно быстро перенес столицу княжества в Суздаль — княжество стало Ростово-Суздальским, затем снова разделилось, и история продолжалась так же, как и до Юрия Долгорукого, пока в 1207 году Константин Всеволодович (старший сын Всеволода Большое Гнездо) не получил в удел Ростовское княжество. После длительных войн со своим младшим братом Юрием он добился также и титула великого князя, но во Владимир переезжать не стал, и тем самым Ростов на короткое время де-факто стал столицей Северо-Восточной Руси. В Ростове велось активное каменное строительство, при дворе Константина развивались всяческие искусства, Ростовское княжество на севере включало Устюг и Белоозеро и соперничало с Новгородом, и вполне могло бы оказаться, что "Пермь" и "Югра" были бы освоены не новгородцами, а ростовцами. Все политическое развитие закончилось с приходом татар. Сын Константина Василько Ростовский был взят в плен в битве на реке Сити в 1238 году и впоследствии убит татарами, в том же году Ростов взяли войска Батыя, а татарам находившийся так далеко на севере город был не особенно интересен в качестве серьезного административного центра. Ростов больше уже никогда в своей истории не смог восстановить того политического значения, которым он обладал в первой половине XIII века. После татарского нашествия ростовские князья не имели почти никакого влияния, княжество дробилось на мелкие куски — так, в 1320 году Константин и Федор Васильевичи, правнуки Василька, разделили даже город Ростов: половина его отошла Константину в Ростовско-Борисоглебское княжество, половина Федору в Ростовско-Усретинское (Сретенское). В 1409 году усретинские князья продали свои уделы Москве, а в 1474 году Иван Третий прибрал к рукам и Борисоглебское княжество, и Ростов навсегда потерял политическую независимость.

Тем не менее, подъем культуры начала XIII века не прошел бесследно — Ростов еще очень долго оставался культурным и религиозным центром. Через него проходил, да и сейчас проходит, основной путь из Москвы на Север, на Белое Море, проводилась ежегодная ярмарка, и все это обеспечивало постоянные источники финансирования. К примеру, в ростовском монастыре Григория Богослова получил образование Стефан Пермский, ставший миссионером коми-зырян и разработавший специальную письменность языка коми. Другой пример: в конце XVI — начале XVIII века в русской архитектуре получил распространение ростовский стиль, в это время церкви по всей стране строились заезжими артелями ростовских мастеров. В 1589 году в Ростове была учреждена митрополия. Между тем политически город сначала при Иване Грозном попал в удел опричнины, а в Смутное время, в 1608 году, был взят и разграблен польскими войсками Лжедмитрия Второго. Ростовским митрополитом в этот момент был Филарет Романов, будущий патриарх и отец будущего царя Михаила Федоровича. Именно после этого опустошения Ростов в общем и целом приобрел современный вид: был заложен архиерейский двор, называемый в просторечии кремлем, и монастыри на берегу озера. Больше половины сохранившихся ростовских церквей, а также стены и палаты архиерейского двора, были построены в короткий период в 1670-е — 1690-е годы при митрополите Ионе Сысоевиче. При Петровской административной реформе Ростов попал в Московскую губернию, и оставался в ней до реформ Екатерины Второй. При ней, в 1780-е годы, как и большинство городов, Ростов получил городской план — радиально-кольцевую структуру улиц. Митрополия была переведена в новый губернский центр — Ярославль, а Ростов стал уездным городом, каким и оставался до XX века. В 1870 году была открыта железная дорога Москва-Ярославль. По всем правилам, город должен был бы после этого избавиться от архитектурных сооружений прошлых веков и превратиться в промышленный центр. К счастью, ничего такого не произошло, и мы имеем удовольствие наблюдать ростовский кремль и монастыри в практически том же виде, какой они имели в XVII веке.

 Что смотреть

Время на осмотр: день.

Зачем ехать в Ростов: Архитектурные ансамбли кремля и монастырей конца XVII века. Собрания музеев Ростовского кремля. Церковь Иоанна Богослова на Ишне — памятник деревянного зодчества XVII века, большая редкость для центральной России.

Ориентация: Ростов с екатерининских времен сохранил радиально-кольцевую планировку. В центре, практически на берегу озера, находится архиерейский двор (кремль). Симметрично ему, тоже на берегу, расположены два монастыря — Авраамиев к северо-востоку, Спасо-Яковлевский к юго-западу. Железнодорожный и автовокзалы находятся в двух километрах от кремля, идти надо по улицам Белинского и Луначарского. Троицко-Варницкий монастырь и Церковь Иоанна Богослова на Ишне расположены на выезде из города в сторону Москвы и Углича.

Святые Ворота с Воскренской церковью (1670).
         Фото: Игорь Кербиков

Святые Ворота с Воскренской церковью (1670).
Фото: Игорь Кербиков

Архиерейский двор (Кремль) находится на берегу озера и представляет из себя центр города — именно от него радиально расходятся улицы. Почти весь кремль был построен всего за двадцать лет — в 1670-х — 1690-х годах при ростовском митрополите Ионе (Ионе Сысоевиче, или Ионе Третьем) и по этой причине представляет из себя целостный ансамбль, огромная редкость для России. Во время строительства никакой реальной угрозы нападения на Ростов уже не существовало (хотя всего за сорок лет до того, в 1631—1633 году, угроза казалась вполне реальной, и в городе была построена новая земляная крепость), поэтому стены и башни кремля носят декоративный характер. Никто реально не собирался использовать их для отражения неприятеля. В 1953 году кремль довольно сильно пострадал от урагана, но впоследствии был полностью восстановлен. Кремль вытянут в направлении от озера, обнесен стеной и разделен внутри еще двумя стенами на три части. Северная (дальняя от озера) часть — Соборное Дворище — фактически городская площадь, которая при строительстве оказалась внутри стены. В середине площади стоит Успенский собор (1508—1512), древнейшее здание города. Огромный собор, с пятью луковичными главами, покрытыми металлическими ромбами — "чешуей" (как и большинство других куполов кремля), был построен на месте белокаменных храмов времен еще Андрея Боголюбского. Место выбирали как следует — собор виден практически из любой точки города и, конечно, с озера. При Ионе Ростовском, который похоронен в Успенском соборе, с юга пристроили паперть, а расписать собор заказали костромским мастерам под руководством Гурия Никитина и Силы Савина, но фрески по большей части были уничтожены при последующих пожарах, сохранились лишь фрагменты. Внутри собора находится иконостас середины XVIII века. Рядом с Успенским собором стоит звонница (1682—1687) с пятнадцатью колоколами. Снизу хорошо видны колокола "Сысой" (весом 32 тонны), "Полиелейный" (16 тонн) и "Лебедь" (8 тонн). На звоннице проводятся концерты колокольной музыки, но по заявкам: от 1000 руб. ("малый звон") до 4000 (с участием "Сысоя").

Средняя секция (собственно архиерейский двор), с прудом посередине, и южная (митрополичий сад) содержат архиерейские палаты и церкви. Надвратная пятиглавая церковь Иоанна Богослова (1683) на высоком подклете находится с западной стороны — это ворота в сторону Москвы. Церковь использовалась как домовая на случай посещения Ростова царем. Сохранились шесть поясов фресок, выполненных при строительстве храма. Двигаясь по часовой стрелке, обнаруживаем церковь Одигитрии (1693), построенную уже после смерти Ионы, при его преемнике митрополите Иоасафе. Внешние ее стены расписаны необычным образом, треугольниками в три цвета (белый, желтый и коричневый) прямо по кирпичу, так что возникает ощущение рельефа. Внутри церкви также находится иконостас. Следующая церковь — Воскресенская (1670) — тоже надвратная, но находится она не во внешней стене кремля, а в стене, разделяющий городскую площадь и центральную секцию. Она тоже пятиглавая, с высоким подклетом, а со стороны Успенского собора к стене пристроены две полукруглые башни, так что ворота оказались между ними. Воскресенская церковь — первое здание, построенное при митрополите Ионе. Дальше по часовой стрелке идет Судный приказ (1650-е—1660-е годы), где фактически находился центр управления Ростовской епархией. Следующее здание — "Дом на погребах", в нижнем этаже которого, построенном в начале XVII века еще до митрополита Ионы, действительно были погреба, а верхний (деревянный) этаж дошел до нас от XVIII века. Дальше идет довольно сложный комплекс корпусов, расположенных вдоль восточной внешней стены монастыря, а также вдоль внутренней стены, разделяющей архиерейский двор и митрополичий сад. Здесь мы находим Иераршие палаты, Митрополичьи хоромы (перестроенные в XVIII веке и известные также как Самуилов корпус), Отдаточная палата (для приема гостей), Белая (Столовая) палата (также для приема гостей) и Княжеские терема (неизвестного назначения, во всяком случае, никакие князья тут никогда не жили), хозяйственные постройки и, около внешней западной стены, Государские хоромы (Красная палата) с замечательным крыльцом. За митрополичьими хоромами построена церковь Спаса на Сенях (1675), домовая церковь митрополита, замечательная не только своими архитектурными особенностями, из-за которых она воспринимается как устремленная вверх, но и внутренним устройством: все стены, включая и алтарную часть, покрыты фресковой росписью. Особенно сильное впечатление производит изображение Страшного Суда во всю западную стену. Фрески были выполнены непосредственно после строительства храма. Наконец, церковь Григория Богослова (1670), когда-то бывшая частью одноименного монастыря (того самого, из которого вышел, например, Стефан Пермский), сейчас оказалась в митрополичьем саду.

Церковь Одигитрии (1693).
         Фото: Игорь Кербиков

Церковь Одигитрии (1693).
Фото: Игорь Кербиков

В окружающих кремль и проходящих внутри него стенах находится одиннадцать башен, из которых пять угловых, четыре проездные и две дозорные. Лучшая панорама архиерейского двора открывается с одной из дозорных башен — Водяной, стоящей в восточной стене между Домом на погребах и Иераршими палатами.

Центр Ростова, включающий кремль, остатки земляной крепости — предшественнице кремля, построенной в 1631—1633 годах под руководством голландского инженера Яна Роденбурга, а также бывший посад, находившийся вне стен крепости, ограничен Окружной улицей, которая образует полукруг, упираясь двумя концами в озеро. Большая часть строений посада находится к северо-востоку от кремля. Церковь Спаса на Торгу (1685—1690), как и большая часть церквей города, построена при митрополите Ионе Сысоевиче в том же самом стиле, что и церкви на архиерейском дворе: высокий подклет в виде куба и пять глав на нем. На этом месте церкви стояли непрерывно с XIII века для обслуживания торговых рядов. У них не было прихода, а существовали они на специальный налог, собираемый с купцов. Сейчас церковь оказалась во внутреннем дворе. Сохранившаяся каменная версия торговых рядов — Гостиный двор (1830е годы, арх. Мельников) в стиле классицизма. На той же площади, что и Гостиный двор, но ближе к озеру, находится действующий женский монастырь Рождества Богородицы, основанный в XIV веке. И тут каменное строительство началось при митрополите Ионе, и результатом является церковь Рождества Богородицы (XVII век). Надвратная Тихвинская церковь, корпуса и ограда относятся к середине XIX века и сохранились довольно плохо.

Церковь Исидора Блаженного на валах (известна также как церковь Вознесения, улица Карла Маркса) была построена в 1566 году по личному распоряжению Ивана Грозного, зодчий Андрей Малой. Одноглавый храм содержит фрески начала XVIII века. Сохранились также одноглавая Церковь Толгской Богоматери (1761, улица Декабристов), пятиглавая Церковь Косьмы и Дамиана (1778, Перовский переулок) и построенная в стиле классицизма Церковь Николы на Всполье (1813, улица Гоголя). Последняя содержит большой иконостас с иконами XVI—XIX веков; на южном клиросе стоит икона Николы с житием XVI века. В полуразрушенном состоянии находится Церковь Леонтия на Заровье (1772, улица Коммунаров).

В центре города сохранились остатки старой застройки, перемешанные с произведениями массовой архитектуры советского периода. Если у вас есть время, поищите дома в стиле классицизма XVIII — начала XIX веков на Покровской улице и особняки в стиле модерн (примеры — построенные по проектам архитектора Трубникова мужская гимназия Кекина (1908—1912, улица Белинского) и дом управляющего фабрикой (Окружная улица, 18)). В конце улицы Карла Маркса сохранилось здание мытного двора (1830е годы, арх. Мельников).

Авраамиев Богоявленский монастырь (мужской) находится на берегу озера Неро примерно в трех километрах к северо-востоку от архиерейского двора, в Петровской слободе. Пешком надо идти по Советской площади, потом по Пролетарской улице, а когда та закончится, и главная дорога повернет под углом 45 градусов налево, продолжить прямо по улице Желябова. Монастырь был основан в XII веке, когда еще актуальной была борьба с язычеством и проповедь христианства. Одно время его настоятелем был будущий ростовский митрополит Иона, тот самый, что построил в Ростове архиерейский двор. При советской власти монастырь был закрыт и сильно разрушен, в 1990е годы возвращен церкви. Самое старое сохранившееся здание Авраамиева монастыря — Богоявленский собор, построенный по персональному заказу Ивана Грозного в 1553 году в честь взятия Казани. Огромный квадратный в плане пятиглавый собор соединен переходами с другими зданиями, стоящими рядом — колокольней и двумя приделами. Введенская церковь была возведена в 1650 году при митрополите Ионе, но сильно перестроена в XVIII веке. Никольская надвратная церковь (1691) устроена так же, как и Воскресенская в кремле, с двумя башнями по бокам. Ее колокольня в стиле классицизма относится к 1826—1837 годам. Ограда с башнями сохранились с XVIII века, а корпуса — с XIX.

Спасо-Яковлевский монастырь (мужской) расположен симметрично Авраамиеву — на берегу озера в двух километрах юго-западнее кремля. От кремля надо идти по набережной (Толстовская набережная). Когда монастырь был основан, точно неизвестно, но традиция помещает это событие в конец XIV века и связывает его с именем епископа Иакова. Так или иначе, долгое время монастырь был полностью деревянным, и первые каменные здания в нем появляются все при том же митрополите Ионе. Первой каменной церковью в Спасо-Яковлевском монастыре была Зачатьевская (1686, первоначально освящена как Троицкая). Как и другие ростовские церкви конца XVII века, она квадратная в плане, пятиглавая и стоит на высоком подклете. Внутри сохранились фрески 1689—1690 годов. В Зачатьевской церкви погребен автор "Четьих Миней" (житий святых) Димитрий Ростовский, назначенный ростовским митрополитом в 1702 году и остававшийся на этой должности до своей смерти в 1709 году. Другие здания монастыря — Дмитриевская (Шереметьевская) церковь (1802), Яковлевская церковь (1824—1836, арх. Паньков), келейные корпуса, колокольня и монастырская ограда (XVIII—XIX века) построены позже и по большей части в стиле классицизма. С 1928 по 1989 год монастырь был закрыт, но сохранился куда лучше Авраамиева. Рядом со Спасо-Яковлевским, чуть дальше от центра города на берегу озера, когда-то существовал Спасо-Песоцкий (Княгинин) монастырь, основанный в XIII веке вдовой Василька Ростовского Марией. В 1764 году монастырь был упразднен и приписан к Спасо-Яковлевскому. В настоящее время сохранился только главный собор бывшего монастыря, церковь Спаса на Песках (1603), перестроенная при митрополите Ионе и похожая сейчас на другие ростовские храмы того времени, пятиглавая на высоком подклете, но не оштукатуреная. Внутри сохранились росписи 1670—1680 годов.

Авраамиев монастырь, Богоявленский собор (1553).
         Фото: Игорь Кербиков

Авраамиев монастырь, Богоявленский собор (1553).
Фото: Игорь Кербиков

Троице-Варницкий монастырь (мужской). Находится в северо-западной части города, за железной дорогой, около поворота на Борисоглебский и Углич. По преданию, именно тут родился Сергий Радонежский. В XVI веке, уже совершенно точно, в этой местности, которая до сих пор называется Варницкой слободой, были построены четыре соляные варницы, просуществовавшие до XVIII века. Монастырь был основан в XV веке, долгое время был деревянным, и к настоящему времени от него сохранилась только Введенская церковь (1828). Имеется также новая деревянная часовня, посвященная Сергию Радонежскому. Рядом в Варницкой слободе остались Воскресенская церковь (1814) и церковь Паисия и Уарра (1893, арх. Кекин).

Деревянная церковь Иоанна Богослова на Ишне (1687) находится в селе Богослов, на выезде из Ростова в сторону Москвы, западнее железнодорожных путей. Колокольня со шпилем была пристроена к храму в XIX веке. По одной из легенд, церковь не была построена, а приплыла сама по реке Ишне. Так или иначе, церковь находится на месте, где когда-то был перевоз через Ишню, принадлежавший Авраамиеву монастырю. Внутри находится четырехъярусный иконостас и копия золоченых Царских врат (1552), подлинник которых хранится в музеях ростовского кремля. От поворота на Углич надо ехать в сторону Москвы, отсчитать второй поворот направо со странным указателем "Киргизстан" (а не первый, когда видно церковь), пересечь железнодорожные пути и сразу по грейдеру повернуть направо и проехать примерно километр. Пешком можно идти из Ишни (выезд в сторону Углича) по левому берегу реки.

Музеи

Государственный музей-заповедник "Ростовский кремль". Часы работы 10—17, выходной 1 января. Доступ к фрескам и на крепостные стены с 1 мая по 1 октября. Телефон (48536) 6-32-94, факс (48536) 6-15-02. Музей основан в 1883 году как Музей церковных древностей и пережил революцию (правда, название пришлось изменить). Касса (для всех экспозиций) расположена в воротах под церковью Иоанна Богослова. В зданиях кремля находятся четыре постоянные выставки и несколько временных. Картинная галерея содержит хорошую коллекцию русского искусства XVIII—XX веков (в фондах есть и много всего другого). Обратите особенное внимание на провинциальный (купеческий) ярославский портрет XVIII — начала XIX века, представляющий интересное явление русского искусства, которого, к тому же, практически нет в Москве и Петербурге. Музей финифти показывает историю этого вида искусства с XVIII века, когда в Ростове впервые начали расписывать эмали, до наших дней. Еще одна экспозиция представляет ямские бубенцы и колокольчики. Наконец, музей еще с основания располагает большим собранием древнерусского искусства. В экспозиции находятся иконы, в основном местного письма, причем самая старая из них, двусторонняя икона Богоматерь Умиление / Евстафий и Фекла, относится к XIV веку, что большая редкость для провинциальных музеев. Выставлено также лицевое шитье, резьба по камню, металлу, кости и дереву (в том числе те самые Царские врата из церкви Иоанна Богослова на Ишне), а также золото и серебро. Кроме того, музейными экспозициями являются фрески храмов на территории архиерейского двора, при этом по билету в церковь Вознесения можно также пройти по крепостной стене до церкви Иоанна Богослова.

 Окрестности

Борисоглебский3 — имеется отдельная страница.

Поречье-Рыбное1 — поселок городского типа южнее Ростова, на южном берегу озера Неро. Координаты 57°06´ с.ш., 39°23´ в.д. Известно с XIV века, какое-то время принадлежало ростовским митрополитам (в частности, все тому же Ионе Сысоевичу) и считалось митрополичьей слободой, Екатерина его национализировала, а затем передала из казны Григорию Григорьевичу Орлову. В начале XVIII века специальным указом Петра Первого крестьяне Поречья были командированы в Голландию для обучения огородничеству, а затем, вернувшись, стали выращивать лекарственные травы. Сейчас Поречье знаменито своим ансамблем церквей, к сожалению, находящимся не в самом лучшем состоянии: летняя церковь Петра и Павла (1767) в стиле барокко, с шатровой колокольней, зимняя церковь Никиты Мученика (1799), а также колокольня (1772—1779). Колокольня является второй по высоте в России после колокольни Ивана Великого в Москве, и видна с большого расстояния. Из-за ее высоты возникли проблемы при строительстве, так как возводить любые сооружения выше Ивана Великого было запрещено. Обошли запрет просто — построили колокольню в низине, так что абсолютная высота оказалась меньше. В Поречье имеется также кладбищенская Троицкая церковь (1865), построенная в традициях старой ростовской архитектуры.

 Практическая информация

Поречье-Рыбное, колокольня (1772—1779).
         Фото: Илья Буяновский

Поречье-Рыбное, колокольня (1772—1779).
Фото: Илья Буяновский.

Время московское.

Телефонный код: 48536

Проезд. Автобус из Москвы, в пути 4:00, примерно раз в час, все проходящие (в основном на Ярославль и Кострому), последнее отправление на Москву 19:00 (январь 2006). Из Ярославля примерно два раза в час, в пути 1:35. На Углич только один автобус в день. Расписание на этом сайте. Автовокзал совмещен с железнодорожным вокзалом, полчаса ходьбы от центра.

По железной дороге из Москвы в Ростов можно доехать на поезде дальнего следования (в пути около трех часов). Это всем бы хорошо, но вам таким образом не удастся попасть в Ростов между четырьмя часами утра и тремя дня. Единственное исключение — пригородный поезд ("попугай") на Ярославль, приходящий в Ростов в 11:30. Обратно еще хуже: вам не удастся уехать между полуднем и двумя часами ночи, кроме как на том же самом пригородном в пять вечера. Расписание поездов тут. Из Ярославля, кроме все тех же поездов на Москву, можно доехать на электричке, 8 в день, в пути полтора часа.

На автомобиле : Из Москвы по М8, 230 км; из Ярославля тоже по М8, 50 км. Из Иванова по Р152, 120 км. Из Углича 95 км. Из Петербурга удобнее всего ехать через Череповец, Пошехонье и Ярославль, 850 км.

Питание. С этим в городе проблем нет. Рекомендуем ресторан Славянский, Советская площадь, 8.

Размещение.

  • Гостиница Дом на Погребах: Кремль. Телефон: (48536) 6-12-44, факс (48536) 6-15-02. Сайт с ценами. 17 номеров. Трехместный от 825 руб., двухместный от 500 руб., одноместный от 400 руб. , почти все без удобств (июнь 2006). Бронирование 25% от стоимости номера. Качество не самая сильная сторона этой гостиницы, но обычно считается, что его отсутствие окупается возможностью ходить по кремлю по ночам.

  • Гостиница Боярский Двор: Каменный Мост, 4 (около кремля). Телефон: (48536) 6-04-46. Новая гостиница, открыта в 2005 году. 18 номеров, в районе 2000 руб. за двухместный номер (2005). Отзывы в сети в основном отрицательные.

  • Гостиница Усадьба Плешанова: Ленинская улица, 34. Телефоны: (48536) 7-64-40, 7-64-41. Сайт с ценами. 15 номеров, одноместные от 1000 руб. (июнь 2006). Бронирование 20% от стоимости номера.

  • Гостиница Московский Тракт: улица Карла Маркса (за Мытным двором). Новопостроенная гостиница (2005) на 93 места. Цены обещаны не низкие.
Кроме этого, имеется также некоторое количество мини-гостиниц и жилье в частном секторе, причем граница между этими видами размещения не всегда хорошо заметна.

 Дополнительные ресурсы

 Фотографии — Кремль

Успенский собор (1508—1512). Фото: Игорь Кербиков

Успенский собор (1508—1512). Фото: Игорь Кербиков.

Успенский собор (1508—1512). Фото: Илья Буяновский  Успенский собор (1508—1512). Фото: Илья Буяновский

Успенский собор (1508—1512). Фото: Илья Буяновский

Успенский собор (1508—1512) и звонница. 
            Фото: Ярослав Блантер

Успенский собор (1508—1512) и звонница. Фото: Ярослав Блантер

Успенский собор (1508—1512).
            Фото: Игорь Кербиков  Звонница. Фото: Игорь Кербиков

Слева: Успенский собор (1508—1512). Справа: Звонница. Фото: Игорь Кербиков

Звонница. Фото: Игорь Кербиков

Звонница. Фото: Игорь Кербиков.

Звонница. Фото: Илья Буяновский

Звонница. Фото: Илья Буяновский.

Колокол на звоннице. Фото: Игорь Кербиков

Колокол на звоннице. Фото: Игорь Кербиков.

Колокол

Колокол "Сысой". Фото: Илья Буяновский.

Соборное Дворище. Фото: Илья Буяновский

Соборное Дворище. Фото: Илья Буяновский.

Святые Ворота с Воскренской церковью (1670).
            Фото: Игорь Кербиков

Святые Ворота с Воскренской церковью (1670). Фото: Игорь Кербиков

Святые Ворота с Воскренской церковью (1670).
            Фото: Илья Буяновский.

Святые Ворота с Воскренской церковью (1670). Фото: Илья Буяновский.

Вид со звонницы на архиерейский двор.
            Фото: Игорь Кербиков

Вид со звонницы на архиерейский двор. Фото: Игорь Кербиков

Вид с архиерейского двора.
            Фото: Игорь Кербиков

Вид с архиерейского двора на Успенский собор (слева) и Воскресенскую церковь (справа). Фото: Игорь Кербиков

Вид с архиерейского двора.
            Фото: Илья Буяновский

Вид с архиерейского двора на Успенский собор (слева) и Воскресенскую церковь (справа). Фото: Илья Буяновский

 Церковь Одигитрии (1693). Фото: Илья Буяновский

Церковь Одигитрии (1693). Фото: Илья Буяновский

Государские хоромы (Красная Палата). Фото: Игорь Кербиков

Государские хоромы (Красная Палата). Фото: Игорь Кербиков

Государские хоромы (Красная Палата) и церковь Иоанна 
            Богослова (1683). Фото: Илья Буяновский

Государские хоромы (Красная Палата) и церковь Иоанна Богослова (1683). Фото: Илья Буяновский

Церковь Иоанна Богослова (1683). Фото: Ярослав Блантер

Церковь Иоанна Богослова (1683). Фото: Ярослав Блантер

Церковь Иоанна Богослова (1683). Фото: Илья Буяновский

Церковь Иоанна Богослова (1683). Фото: Илья Буяновский

Церковь Спаса на Сенях (1675). Фото: Илья Буяновский

Церковь Спаса на Сенях (1675). Фото: Илья Буяновский


 © Фото авторов

 Фотографии — Город

Гостиный двор (1830е годы). Фото: Игорь Кербиков

Гостиный двор (1830е годы). Фото: Игорь Кербиков

Церковь Спаса на Торгу (1685—1690). Фото: Ярослав Блантер

Церковь Спаса на Торгу (1685—1690). Фото: Ярослав Блантер

Улица Луначарского. Фото: Игорь Кербиков

Улица Луначарского. Фото: Игорь Кербиков

Церковь Рождества Богородицы (XVII век). Фото: Ярослав Блантер

Церковь Рождества Богородицы (XVII век). Фото: Ярослав Блантер

Церковь Иоанна Богослова на Ишне (1687). Фото: Ярослав Блантер

Церковь Иоанна Богослова на Ишне (1687). Фото: Ярослав Блантер


 © Фото авторов

 Фотографии — Авраамиев монастырь

Авраамиев монастырь. Никольская церковь (1691).
            Фото: Игорь Кербиков

Авраамиев монастырь. Никольская церковь (1691). Фото: Игорь Кербиков

Озеро Неро. Фото: Игорь Кербиков

Озеро Неро. Фото: Игорь Кербиков


 © Фото авторов

 Фотографии — Спасо-Яковлевский монастырь

Церковь Спаса на Песках (1603). Фото: Ярослав Блантер

Церковь Спаса на Песках (1603). Фото: Ярослав Блантер

Спасо-Яковлевский монастырь. Фото: Ярослав Блантер

Спасо-Яковлевский монастырь. Фото: Ярослав Блантер

Башня ограды Спасо-Яковлевского монастыря. Фото: Ярослав Блантер

Башня ограды Спасо-Яковлевского монастыря. Фото: Ярослав Блантер

Спасо-Яковлевский монастырь. Фото: Ярослав Блантер

Спасо-Яковлевский монастырь. Справа, с золотым и синими куполами, Зачатьевская церковь (1686). Фото: Ярослав Блантер


 © Фото авторов

 
К описаниям 76rus Замечания English

Автор страницы: Ярослав Блантер. Дополнения: Илья Буяновский. Фото: Ярослав Блантер, Илья Буяновский, Игорь Кербиков. Последнее обновление: 10.08.06.
2005, 2006 © Путеводитель по России. Все права принадлежат авторам.