|
Cовершеннолетие ЛШСМПрошла XVI Летняя школа «Современная математика». Очередное время подведения итогов. Как это ни удивительно, что-то из придуманного в первый год создало узнаваемость школы и почти не поменялось содержательно: сама система лекций и семинаров школы (и те 74 минуты на занятие), механизм отбора слушателей (и сама анкета участника), вечер анонсов курсов, поэтические вечера, спорт (и полумифическая, но реально существующая, утренняя пробежка), cамо «Ратмино» как место для жизни и работы. Что-то с годами стало возможно — например, (с развитием техники) почти нормальная связь с внешним миром и видеозапись всей научной программы. Что-то каждый раз делали с учётом накопленного опыта: чуть меняли детали расписания, турниры в спорте, … Что-то «не прижилось» — например, иностранные участники и перевод им лекций. Сегодня и вспомнить-то нелегко, что когда-то нас совсем не лимитировала ёмкость «Ратмино», что в первые годы у нас бывал выходной день, что традиция двух оргкомитетов (в комн. 71 и 112) возникала постепенно на III–V школе… Но, конечно, „школу делают” преподаватели и слушатели — все годы на ЛШСМ с удовольствием приезжают (учить, работать, общаться друг с другом) работающие математики разных возрастов и уровней. Каждый год наши фотографы фиксируют математическое общение на лавочках и в многочисленных полуукромных местах по всему «Ратмино», постепенно растут и участники таких посиделок, и деревья, создающие для этого уютную тень. Очень немногие преподаватели работали на всех 16 школах (видимо, только А.Б.Сосинский и В.А.Клепцын), некоторые ездили вначале, потом был перерыв, потом появились опять (С.М.Львовский), некоторые одно время ездили почти по очереди (С.К.Ландо и И.В.Аржанцев). Среди сравнительно постоянных преподавателей нельзя не назвать также Л.Д.Беклемишева, А.И.Буфетова, В.А.Васильева, М.Э.Казаряна, А.Я.Канель-Белова, А.Г.Кузнецова, С.П.Новикова, Д.О.Орлова, И.А.Панинa, Г.Ю.Панину, В.Ю.Протасова, А.А.Разборова, А.М.Райгородского, А.Б.Скопенкова, В.М.Тихомирова, В.А.Успенского, В.В.Успенского, А.Г.Хованского, Г.Б.Шабата. К сожалению, с годами растёт и число потерь — уже никогда не смогут выступить на Школе столь любившие её В.И.Арнольд, Д.В.Аносов, А.А.Болибрух, нет в живых И.Ф.Шарыгина, А.Р.Зильбермана, С.В.Дужина. Но каждый год на ЛШСМ приезжает по несколько новых преподавателей, причём (что нас всегда радует) далеко не только из Москвы и Петербурга. Участников школы каждый год около сотни. Среди них, по нашим неформальным подсчётам, в последнее время ежегодно 10–12 медалистов Международной математической олимпиады (IMO), не только текущего года и не только из России. Но на ЛШСМ обычно не акцентируют внимание на спортивных достижениях этого рода (даже поздравляют с переходом «от времени туров и дипломов к времени публикаций и докладов»). Важнее традиция передачи опыта через эти важные 3–4 года — от студентов младших курсов школьникам старших классов. И очень приятно, что 1-2-3 третьекурсника каждый раз приезжают помогать проводить школу (участвовать они уже „стары”, а преподавать ещё „молоды”). В общем, как было написано 6 лет назад (и с тех пор регулярно воспроизводится): «Участники прошедших школ вырастают, некоторые исчезают из поля нашего зрения, некоторые приезжают на школы в роли организаторов или преподавателей. Многие сами занимаются со школьниками и студентами на кружках, готовят и проводят олимпиады.» Например, из первых двух школ по 20 участников стали профессиональными математиками, 12 прочли на ЛШСМ свой курс, а пятеро из них (Ю.Кудряшов, Ю.Притыкин, М.Раскин, М.Скопенков и Е.Смирнов) работали не меньше чем на 3 школах. Число занятий на школе — привычный больной вопрос оргкомитета (за 16 лет: 69 – 85 – 78 – 97 – 93 – 98 – 88 – 112 – 92 – 107 – 130 – 115 – 107 – 121 – 135 – 102). Конечно, расписание любой школы показывает, что нереально посещать все занятия, но всё равно — занятий слишком много. Слабым оправданием нам служит то, что несмотря на полную добровольность посещения (а зачастую и неблагоприятные погодные условия — вроде жары и духоты 2010 или 2016 года), на каждое занятие приходит достаточно много слушателей. Видимо, теперь становится ясным, что привычное количество лекций около 10 (3 явно мало, а 17 явно много), а количество рабочих обычных занятий — около 90, причём основная масса курсов по 4 занятия. При таком режиме работы на каждой ЛШСМ (с 2007 года?) проходит 6–8 спортивных турниров (от шахмат и настольного тенниса до футбола и волейбола), поэтические вечера и (как правило, А.И.Буфетов проводит) 1–2 музыкальных вечера. Семь лекций в вечерней программе школы прочёл А.И.Музыкантский, только однажды смог выступить на ЛШСМ А.А.Зализняк (но несколько раз показывали видеозаписи его свежих лекций школьникам). С вечерними лекциями приезжали на ЛШСМ технические руководители крупнейших компьютерных компаний И.В.Сегалович и К.В.Анисимович. В общем, формы отдыха на ЛШСМ получаются тоже довольно напряжёнными, но многим находят время сходить к снова незнакомой «стрелке», а оргкомитету каждый год хочется вернуться к традиции полдня посвятить плаванию на корабле по Волге. В подготовке ЛШСМ из года в год активное участие (помимо А.Б.Сосинского, В.А.Клепцына, И.В.Ященко, В.В.Фурина) принимали М.Н.Вялый (2001–2004), С.М.Львовский (2002–2005) и Г.А.Мерзон (с 2012). Все годы нам помогали руководители ОИЯИ В.Г.Кадышевский (в 2001–2006), А.Н.Сисакян (2004–2010), В.А.Матвеев (с 2012). Роль В.И.Арнольда на ЛШСМ была много шире проводимых им занятий. Пропустив только одну из первых девяти школ, Владимир Игоревич внимательно читал все анонсы курсов, часто ходил на не свои занятия, не упускал случая комментировать (часто полезно и для преподавателя), в памяти остались его постоянные разговоры о науке и не только и за столом в столовой, и на лесенке в корпусе, и почти на каждой скамейке или тропинке на территории. Многие преподаватели ЛШСМ самим фактом своего присутствия создают совершенно особую атмосферу. Например, В.А.Успенский запомнился не только своими замечательными лекциями, но ёмкими и точными комментариями по разным жизненным поводам, своим разноплановым участием в поэтических вечерах, разговорами в кулуарах, включая «утренние кофепития». А.А.Кириллов не мог не играть в волейбол и не говорить о математике в СССР, России и США. Баян С.В.Дужина и гитара С.А.Дориченко звучат в ушах тех, кто слышал, не менее красиво, чем их рассказы на занятиях. Ещё одним уже штрихом истории стало «потомство» ЛШСМ: вдохновлённые школой в Дубне коллеги организовали и провели серию школ в Бремене и Лионе (в 2011-2015 годах, некоторые их называли «ЕвроДубна»). А заканчивать этот текст хочется почти так же как и 6 лет назад:
И всё же — 16 лет прошли, и за них не стыдно. До новых встреч! ВДА, Из публикаций о Школе — см., например,
|