Математическое образование: вчера, сегодня, завтра…


Пока ещё не слишком поздно

Доклад Национальной комиссии Соединённых Штатов Америки
по преподаванию математики и естественных наук в 21-м веке1

27 сентября 2000 г.
Министру образования Ричарду В. Райли
Министерство Образования США
Вашингтон

Уважаемый господин Министр

20 июля 1999 года — в 30-ю годовщину первой высадки на Луне — Вы объявили о создании Национальной комиссии по преподаванию математики и естественных наук в 21 веке, состоящей из 25 членов. В своём наказе Комиссии и её восьми должностным лицам Вы попросили нас исследовать качество преподавания математики и естественных наук в нашей стране, обратив особое внимание на пути улучшения подбора кадров, подготовки, сохранения и профессионального роста преподавателей математики и естественных наук в средней школе в масштабах всей страны. Вы напомнили нам, что три десятилетия спустя после исторического достижения "мы должны создать основы для улучшения преподавания математики и естественных наук на последующие тридцать лет".

Пользуясь почётным правом председателя Комиссии, я рад сообщить Вам от имени её членов, что мы завершили свою работу. С этим письмом мы передаём Вам доклад, озаглавленный "Пока ещё не слишком поздно", который подводит итог нашим исследованиям. Он представляет Министерству образования и американскому народу грандиозные цели по совершенствованию преподавания математики и естественных наук и конкретные стратегии их достижения.

Мы надеемся, что точно выполнили Ваш наказ. Выслушав доклады учёных, обсудив результаты, полученные выдающимися исследователями, и уделив внимание опыту работающих в этой области руководителей и преподавателей, мы многое узнали. Наши исходные предположения были подвергнуты сомнению. Наши индивидуальные представления были сверены с взглядами коллег, чьи суждения мы уважаем, даже при их несоответствии нашим. Стремясь понять сегодняшние проблемы математического и естественно-научного образования, мы постоянно имели в виду, что высококачественное образование необходимо для подготовки завтрашних решений.

Мы верим, что содержащиеся в докладе выводы и обеспокоенность не только могут быть поняты, но, возможно, объединят политических деятелей, учителей, представителей мира бизнеса, родителей, учащихся, а также отдельных граждан. Предлагаемые нами цели и стратегии деятельности одним могут показаться слишком масштабными и недостижимыми, а другим — недостаточно смелыми. Мы убеждены, однако, что если они игнорируются, то наши дети и наша страна скоро заплатят высокую цену, которая всегда сопутствует безразличию.

Каждый член Комиссии выражает этим письмом высокую оценку Вашего руководства: Вы объединили нашу группу для исследования проблемы, которая имеет кардинальное значение для нашей страны, вступающей в новое столетие и тысячелетие. Мы вместе искренне надеемся, что Вы продолжите своё руководство, поддерживая широкое обсуждение наших взглядов и предложений и принимая соответствующие меры, основанные на наших результатах и рекомендациях.

Наконец, мы выражаем глубокую благодарность за то, что Вы дали нам возможность послужить нашей стране — и нашим детям — в качестве членов Комиссии.

С уважением, Джон Гленн, председатель Комиссии

Члены Комиссии

Джон Гленнпредседатель Комиссии
Дебора Ловенберг Болл профессор математики и педагогики университета штата Мичиган
Крэйг Р. Барретт президент корпорации Интел
Дайана Брайарс ответственный за преподавание математики в средних школах Питтсбурга
Синтия Мур Честнат член палаты представителей штата Флорида
Сандра Фельдман президент Американской федерации учителей
Джеймс Джеринджер губернатор штата Вайоминг
Хавьер Гонсалес учитель математики в средней школе (Калифорния)
Джерилин Гриньон инструктор по техническим средствам обучения в средней школе (Вайоминг)
Джеффри Химмельштейн адьюнкт-профессор биологии университета Уильяма Паттерсона (Нью-Джерси)
Раш Холт член палаты представителей США от штата Нью-Джерси
Айрис Меттс координатор средних школ (Мэрилэнд)
Джеймс Хант мл. губернатор штата Северная Каролина
Джеймс Джеффордс сенатор США от штата Вермонт
Энн Джолли координатор повышения квалификации учителей естественных наук (средняя школа Крэнфорд Бернс, Алабама)
Нэнси Кинан заведующий отделом образования (Монтана)
Эдвард Кеннеди сенатор США от штата Массачусетс
Пол Киммельман координатор Вест-Нортфильдского школьного округа  31 (Иллинойс)
Уильям Кирвен президент университета штата Огайо
Мария Алисия Лопес-Фриман исполнительный директор Калифорнийского научного проекта
Уолтер Мэсси президент колледжа Морхауз
Конни Морелла член палаты представителей США от штата Мэриленд
Эдвард Раст мл. председатель компании автомобильного страхования
Чанг-Лин Тьен профессор университета и почётный профессор инженерных наук университета Калифорнии, Беркли
Деннис Ван Рокел казначей-секретарь Национальной ассоциации образования
Ричард Райли министр образования США
Брюс Албертс президент Национальной академии наук
Рита Колуэлл директор Национального научного фонда
Дэниел Голдин администратор Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА)
Нил Лэйн помощник президента по научно-технической политике Управления научно-технической политики
Билл Ричардсон министр энергетики США
Родни Слейтер министр транспорта США
Джером Смит мл. заведующий отделом образования и повышения квалификации Министерства обороны США

Предисловие

Джон Гленн, председатель Комиссии

Этот доклад поднимает лишь несколько проблем, но проблемы эти настоятельно требуют срочного решения.

Во-первых, Комиссия убеждена, что на заре нового столетия и тысячелетия будущее благосостояние нашего государства и народа зависит не только от того, насколько хорошо мы обучаем наших детей в целом, но именно от того, насколько хорошо мы обучаем их математике и естественным наукам.

Математика и естественные науки дадут нам продукты, услуги, уровень жизни, экономическую и военную безопасность, которые будут поддерживать нас как дома, так и во всем мире. Они дадут и технологический потенциал, так необходимый американским компаниям для высокой конкурентоспособности на мировом рынке. "Глобализация" уже произошла. Экономические теории нескольких предыдущих лет стали явью. Товары, услуги, идеи, коммуникации, сферы бизнеса, отрасли промышленности, финансы, инвестиции и рабочие места — хорошие рабочие места — все больше и больше становятся валютой в конкуренции на международном рынке.

Среди первых вещей, за которыми американцы следят каждое утро по телевидению, — глобальный рынок в действии. Котировки не только Уолл Стрит, но и Никкей, Хэн Сен, Гонконга и следующие за ними индексы бирж Франкфурта, Цюриха и Лондона, наряду с отчётами о состоянии иены, песо и евродоллара — всё это отражает миллиардные инвестиционные потоки, вложенные в активы по всему миру. Времена изменились. Смогут ли наши дети быть конкурентоспособными в условиях интегрированной, глобальной экономики, ключевые компоненты которой всё больше и больше переплетаются во взаимосвязанной системе отношений?

За пределами мира глобальных финансов математика и естественные науки также дадут основополагающие формы знания, необходимого для последующих поколений новаторов, производителей и работников, которым придётся решать непредвиденные проблемы и строить мечты, которые определят будущее Америки.

Во-вторых, из собранных нами фактов совершенно ясно, что мы не делаем ту работу, которую должны делать — или могли бы делать — по обучению наших детей пониманию и использованию этих идей. Наши дети отстают; они просто "не на уровне", когда речь идёт о математике и естественных науках.

В ходе "Третьего международного исследования по математике и естественным наукам" тестировались учащиеся из 41 страны. Дети в Соединённых Штатах были среди лидеров при оценке учеников в младших классах, но среди средних классов школы они были почти последние. Здесь, дома, Национальная комиссия по аттестации образовательного прогресса в основном подтверждает недостаточную успеваемость наших учащихся.

Короче говоря, наши дети теряют способность отвечать и реагировать не только на проблемы, уже предъявляемые 21-м столетием, но и на его потенциал в целом. Мы упускаем возможность сохранить интерес нашей молодёжи к естественно-научным и математическим идеям. Мы не нацеливаем их на тот уровень компетентности, который будет им необходим, чтобы продуктивно жить и трудиться. Возможно, хуже всего то, что мы бросаем недостаточно решительный вызов их воображению.

В-третьих, после детальной и интенсивной проверки того, что происходит непосредственно в наших учебных классах, Комиссия заключила, что наиболее мощный рычаг необходимых изменений, и, соответственно, их отправная точка лежит в самом ядре образования — в процессе обучения как таковом.

Преподавание математики и естественных наук в целом не отвечает нашим текущим потребностям; во многих классах занятия ведутся неквалифицированными и низкоквалифицированными учителями. Наша неспособность привлекать и удерживать хороших учителей растёт. В результате, новые технологически ориентированные отрасли промышленности не находят достаточно квалифицированных служащих из числа учеников таких учителей. Более того, наступает атрофия творческого потенциала, что наносит ущерб инновационной деятельности.

Мы едины в нашей уверенности в том, что единственный способ заинтересовать детей математикой и естественными науками — это путь, идущий через учителей, не только являющихся энтузиастами своего дела, но в то же время достаточно погружённых в изучаемую дисциплину (и профессионально подготовленных к хорошему преподаванию данных дисциплин). Говоря о подготовленности учителей, следует иметь в виду не просто подготовку к проведению занятий, но в той же или даже в большей степени непрерывное повышение квалификации.

В-четвёртых, мы считаем, что наше стремление к достижению трёх определённых выше целей может привести к фундаментальным изменениям, которые столь нам необходимы. Эти цели непосредственно связаны с вопросами качества, количества и условий работы учителей математики и естественно-научных дисциплин. Для достижения каждой конкретной цели мы предлагаем определённые стратегии действий, а также наши предложения о том, кто и как должен их реализовать. Таким образом, мы предлагаем:

Целей, которые мы ставим перед американским народом в этом докладе, достичь нелегко, так же нелегко внедрить предложенные нами стратегии действия. Национальные системы образования многих государств изменяются быстрее, чем наша система, представленная почти в 16,000 школьных советов. Даже когда большая часть членов школьного совета искренне предана хорошему образованию, смена направления деятельности в случае необходимости — всегда трудная задача.

Дело, к которому мы призываем американский народ, не простое. Его невозможно оценить по рыночным ставкам. Но мы уверены, что сформировали вполне ясный взгляд на проблемы, с которыми столкнулись наша страна и её молодёжь, и что мы определили верные отправные точки для того, чтобы подготовить их встречу с будущим. Мы также искренне убеждены, что грядущая цена отказа от решения этой проблемы сегодня будет возрастать экспоненциально по сравнению со стоимостью её немедленного решения.

Смотреть проблеме в лицо — это часть нашего национального характера не только в таких трудных свершениях, как освобождение планеты от её пут, но и в ежедневной работе по подготовке каждого нового поколения к выполнению новых обязанностей. При последней смене столетий наши школы приняли вызов века и решили проблему обучения национальной молодёжи в условиях изменившихся требований промышленной экономики. Мы также преуспели в решении грандиозной проблемы интегрирования миллионов иммигрантов со всего мира в динамичную культуру, не имеющую прецедентов в истории.

Теперь история ставит перед нами ещё более сложные требования. Нас призвали извлечь выгоду из изменений, вызванных двумя большими революциями: быстрой экономической глобализацией, с одной стороны, и экспансией информационных технологий — с другой. В этом контексте мы можем обратиться к наиболее важному уроку американской истории: основу американского гения определяет наша способность как народа раскрыть освободительные возможности, скрытые в неразрешимых, на первый взгляд, проблемах.

Итак, смысл этого доклада прост. Настало время перейти от сбора информации и анализа к решительности, которая так нам нужна. Поскольку наши дети идут к тому времени, когда их решения будут формировать новую Америку, встаёт вопрос: будут ли они обладать необходимыми математическими и естественно-научными инструментами, чтобы встретить новые проблемы и извлечь выгоду из новых возможностей?

Это наши дети, и выбор остаётся за нами. Мы знаем, что мы должны сделать; пора действовать: сейчас — пока ещё не слишком поздно.

Резюме

В век, которым управляет необходимость беспрестанного научного и технологического прогресса, уровень нынешней подготовки, получаемой учащимися в Соединённых Штатах по математике и естественно-научным дисциплинам, является недопустимо низким.

Последние отчёты об уровне подготовки наших учащихся, полученные от "Третьего международного исследования по математике и естественным наукам" и Национальной комиссии по аттестации образовательного прогресса, показали мрачную картину снижающегося уровня образования, устаревшего на три десятилетия. И сейчас самое время нашему народу принять это во внимание — пока ещё не слишком поздно.

Четыре важных непреходящих фактора усугубляют необходимость достижения нашими детьми компетентности в математике и естественных науках:
1. большая скорость изменений как во всё более взаимозависимой глобальной экономике, так и в трудовом пространстве США, требующая широких математических и естественно-научных знаний и навыков;
2. наши граждане нуждаются в математических и естественно-научных знаниях для решения своих повседневных потребностей;
3. математика и естественные науки неразрывно связаны с интересами национальной безопасности и
4. глубокая внутренняя ценность математики и естественно-научного знания является определяющей для нашей повседневной жизни, нашей истории и культуры. Математика и естественные науки — это первичный источник непрерывного знания и прогресса нашей цивилизации.

В отличие от обескураживающих новостей о том, что успехи нашей молодёжи в математике и естественных науках недостаточны для того, чтобы обеспечить её будущее, ободряюще звучит информация о том, что сейчас наступает реальная ситуация, позволяющая сконцентрироваться на математическом и естественно-научном образовании. Её определяют 5 факторов:
1. усилия реформы сконцентрировали внимание американцев на образовании как общенациональном вопросе;
2. у государства есть избыток ресурсов, которые могут быть вложены в образование;
3. приближающийся демографический сдвиг среди учителей — две трети из них выйдут на пенсию в следующем десятилетии — даёт уникальный шанс запланировать и произвести изменения в самом ядре образования;
4. наши школы могут заставить работать те знания, которые педагогика предыдущих поколений накопила об образовательных программах, высоких стандартах, эффективном обучении, системе оценок успеваемости и о том, как дети учатся;
5. нынешнее поколение выпускников колледжей проявляет интерес к получению профессии учителя.

Государство должно извлечь выгоду из взаимосвязи этих факторов, чтобы улучшить преподавание математики и естественных наук в США. Необходимо действовать сейчас, пока ещё не слишком поздно.

Основная идея нашего доклада в том, что американские учащиеся должны повысить уровень знаний в математике и естественных науках, если им предстоит добиться успехов в сегодняшнем мире и если Америка собирается оставаться участником соревнования в интегрированной глобальной экономике. Второй важный аспект нашего послания — это пути решения проблемы: наиболее простой способ повышения уровня математических и естественно-научных знаний наших учащихся — это повышение качества преподавания математики и естественных наук.

Очевидность положительного эффекта качественного образования неоспорима. Наиболее последовательный и весомый вклад в достижения учащихся в математике и естественных науках — это полная сертификация преподавателей и их специализация в области преподавания.

Более качественное преподавание математики и естественных наук, таким образом, основано прежде всего на повышении качества подготовки учителей и создании возможностей для непрерывного повышения квалификации преподавателей в целом. Для более пристального рассмотрения того, что происходит на уроках математики и естественных наук, необходимо обратиться к национальным и международным оценкам уровня знаний американских учащихся. Стиль преподавания математики и естественных наук во многих классах остался таким же, каким он был ещё два поколения назад. В то же время, педагогическое новаторство и высокий уровень знаний учащихся находят своё место в других странах, где последний основан на требовании постоянного повышения квалификации учителей.

То, что могло бы происходить на уроках математики и естественных наук в США, совершенно отличается от этой картины. В докладе содержится широкий набор характеристик высококачественного преподавания. Если их рассмотреть через призму образцовой учительской подготовки и интегрированной системы повышения квалификации, становится ясен огромный потенциал усиления учительского корпуса и повышения качества преподавания.

Настойчивая потребность государства в высококачественном преподавании, описанном в этом докладе, требует решительной реакции государства и объединения усилий всех, кто определяет математическое и естественно-научное образование в нашей стране. С этой точки зрения, три определённых нами широких взаимосвязанных цели содержат ясные требования к действиям на местном уровне, на уровне штата и на федеральном уровне. В качестве основы для реализации каждой из этих целей приведён набор обоснованных стратегий действия и определены ключевые фигуры, которые должны возглавить реализацию каждой стратегии. Судя по оценкам, ежегодная стоимость реализации этих стратегий превышает 5 млрд. долларов. Эти средства и другие ресурсы должны появиться из различных источников, включая все уровни правительства, высшее образование, бизнес и промышленность, профессиональные образовательные ассоциации и объединения учителей, общественные организации и население в целом. Цели и стратегии, сформулированные в этом докладе, следующие:

Цель 1: Создание непрерывной системы повышения качества преподавания математики и естественных наук в средней школе.

Семь взаимосвязанных стратегий реализации этой системы:
(1)каждый штат должен немедленно произвести полную оценку потребностей учителей как в их школах, так и в профессиональной жизни в целом;
(2)необходимо организовать летние институты, отвечающие установленным потребностям профессионального роста;
(3)предметные группы (на уровне школы и на уровне района) могут обеспечить привлечение учителей к совместным исследованиям для развития знаний о предмете и повышения преподавательского мастерства;
(4) необходима организация курсов по подготовке руководящего состава для подготовки наставников (методистов) и помощников для летних институтов и предметных групп;
(5) должен быть создан специальный Интернет-портал для учителей, с помощью которого они могли бы как использовать обобщённую базу знаний по математическому и естественно-научному образованию, так и вносить в неё свой вклад;
(6) неправительственный координационный совет должен объединить перечисленные инициативы, а также произвести действия, связанные с оценкой их выполнения, и
(7) все штаты и местные власти должны создать программы поощрения и поддержки, как для того, чтобы поддержать образцовое профессиональное развитие, выражающееся в высоких достижениях учащихся, так и для того, чтобы поддержать притягательность преподавания как профессии.

Цель 2: Существенное увеличение количества преподавателей математики и естественных наук, а также повышение уровня их подготовки.

Для этой цели предложены три стратегии:
(1)непосредственная стратегия установления образцовых моделей подготовки учителей, успех которой может быть широко распространён;
(2)обширная стратегия привлечения дополнительных квалифицированных кандидатов из числа студентов высшей школы, недавних выпускников колледжей и людей, находящихся в середине своей карьеры, и
(3)открытие на конкурсной основе 15 педагогических академий по подготовке преподавателей математики и естественных наук, выпускающих до 3000 человек ежегодно, привлекаемых на интенсивные курсы по эффективным методам преподавания математики и естественных наук сроком на 1 год.

Цель 2: Улучшение условий работы учителей и повышение привлекательности профессии учителя математики и естественных наук в средней школе.

Этой цели отвечают 4 стратегии:
(1) требуются специально ориентированные ознакомительные программы, помогающие профессиональной адаптации учителей математики и естественных наук, установлению формальных наставнических отношений и включению учителей в предметные группы;
(2)необходимо взаимодействие местных властей и бизнеса с тем, чтобы способствовать созданию условий для профессиональной деятельности учителей. Эти усилия могут состоять в предоставлении материалов, помещений, оборудования и стипендий учителям;
(3)стимулы — как в виде денежных вознаграждений, повышения зарплаты, поддержки дальнейшего образования, так и в виде общественного признания, — необходимы, чтобы поддержать заслуживающих этого преподавателей математики и естественных наук для того, чтобы они оставались в образовании и повышали свою квалификацию и
(4)зарплата всех учителей должна быть более конкурентоспособной; особенно это касается преподавателей математики и естественных наук, чья сложная подготовка и навыки соответствуют высокой оплате в частном секторе.

Доклад заканчивается призывом ко всем американцам взять на себя прямую личную ответственность и выразить свои взгляды на преподавание математики и естественных наук деятелям политики и правительства, а также проявить инициативу по реализации стратегий, сформулированных в этом докладе.

Суть проблемы

Уровень подготовки наших учащихся по математике и естественным наукам недопустимо низок.

Одиннадцать лет назад, когда восход нового тысячелетия был ещё далеко за горизонтом, государственные мужи собрались в Шарлотсвилле (Вирджиния), чтобы установить цели, к которым должно идти развитие нашей школы. Среди этих целей была следующая:

"К 2000 г. учащиеся Соединённых Штатов будут первыми в мире по математике и естественным наукам"

Американцы считали, что эта цель трудна, но достижима.

Но с того времени наши усилия не соответствовали нашей риторике. Результаты "Третьего международного исследования по математике и естественным наукам" показали, что учащиеся США в момент окончания школы очень далеки от высокого уровня, определённого этой целью.

В век, которым управляет необходимость беспрестанного научного и технологического прогресса, уровень нынешней подготовки, получаемой учащимися в Соединённых Штатах по математике и естественно-научным дисциплинам, является недопустимым. Несмотря на наши добрые намерения, знания учащихся слишком часто поверхностны. Их представление о науке как процессе открытия и математике как языке научного доказательства является часто шаблонным, хрупким или вообще отсутствует. И, как показывают последние оценки, возможно, наиболее тревожным является то, что чем дольше наши дети учатся этим важнейшим дисциплинам, тем меньше они способны конкурировать со своими сверстниками в других странах.

"Третье международное исследование по математике и естественным наукам" и Национальная Аттестация Образовательного Прогресса свидетельствуют: "Наши учащиеся теряют базовые знания".

Америка слышала новости, подобные этой, и прежде. В 1957 г. запуск советского спутника усилил массовое национальное стремление выиграть космическую гонку и улучшить качество преподавания естественных наук и математики. Мы знали, что должны "догнать русских". В целеустремлённом порыве мы более чем преуспели: через 12 лет мы ступили на Луну. Но мы не удвоили и не сохранили этот порыв, о чём мы узнали трижды из международных оценок успеваемости по математике и естественным наукам, проводимых начиная с 60-х годов. Мы не ошиблись в одном: уровень знаний наших учащихся ничуть не меняется по сравнению с их сверстниками из других стран. Учащиеся других стран постоянно обгоняли учащихся США. Показатели этих трёх оценок и также оценок, проведённых в самих странах, подтверждают эту точку зрения.

Результаты "Третьего международного исследования по математике и естественным наукам": В 1995 г. "Третье международное исследование по математике и естественным наукам" оценило уровень подготовки учащихся из 41-й страны. Знания учащихся США младших классов были выше международного среднего уровня, тогда как учащиеся средних классов были лишь несколько выше среднего международного уровня по естественным наукам и несколько ниже среднего международного уровня по математике. Тем не менее, среди 20 государств, оценённых по математике и физике (учащиеся не всех стран оценивались по всем ступеням образования), ни одно государство не оказалось существенно ниже, чем США, по математике, и только одно оказалось ниже по физике. Проще говоря, наши учащиеся по математике и естественным наукам не дотягивают до мирового уровня.

Результаты работы Национальной комиссии по аттестации образовательного прогресса: Национальная Аттестация Образовательного Прогресса (NAEP, "Национальная учётная карта") периодически сообщает об уровне подготовки учащихся по математике и естественным наукам по 4-м категориям: "ниже основного", "основной", "специальный" и "продвинутый". В 1996 г. NAEP сообщила, что меньше одной трети американских учащихся младших, средних и старших классов успевали по уровню, соответствующему или выше "специального" уровня, где "специальный" соответствует твёрдой академической успеваемости для каждой ступени образования. Но особенно тревожно то, что более одной трети американских учащихся были оценены ниже "основного" уровня по этим предметам, что означает отсутствие у них тех знаний и умений, которые необходимы для "специального уровня" в каждой ступени. Хотя американские учащиеся действительно получают все больше знаний каждый год в школе, они успевают хуже в старших классах, чем в младших и средних, по сравнению с соответствующими стандартами успеваемости. Несмотря на некоторое улучшение результатов по математике начиная с 70-х, успеваемость наших учащихся по математике и естественным наукам остаётся неутешительно низкой в течение почти 30 лет.

В итоге, сравниваем ли мы нашу молодёжь с молодёжью других стран или просто оцениваем прогресс учащихся в нашей стране, государство продолжает получать все те же неутешительные данные о достижениях в математике и естественных науках: наши учащиеся теряют базовые знания. Настало время принять это во внимание.

Но в ответ на плохие новости нужно не только заламывать руки и стонать о необходимости улучшения. Проблемы, поднятые в результате проведённых тестирований, имеют серьёзную основу. Их нельзя откладывать в долгий ящик. Только хорошо продуманная стратегия, основанная на реальных данных и проверенная временем, возможно, преодолеет сложившуюся ситуацию. Большинство штатов сообщает данные об успеваемости по математике и естественным наукам; но уровень квалификации по этим двум предметам зачастую слишком низок, чтобы дать чёткое представление о реальной картине. Это особенно трудно сделать в отношении естественных наук, по которым только 16 штатов приводят необходимые данные. Поэтому важный первый шаг государственных образовательных учреждений и агентств в деле организации полного учёта успеваемости — это предоставление народу полного и ясного отчёта об успехах учащихся по каждой школе. Только 12 образовательных агентств в штатах дают исходную информацию об успеваемости учащихся на их Веб-информационных узлах; это на 38 штатов меньше, чем хотелось бы.

Почему это важно?

Четыре важных причины подчёркивают необходимость достижения нашими детьми компетентности в математике и естественных науках:
(1) требования, диктуемые изменениями в экономике и рабочем пространстве;
(2)непрерывная потребность нашей демократии в высокообразованных гражданах;
(3)насущная связь математики и естественных наук с интересами национальной безопасности и
(4)высокая ценность математического и естественно-научного знания.

Требования нашей изменяющейся экономики и рабочего пространства

Изменяющаяся экономика: естественные науки и математика оказывают наиболее явное влияние на экономику посредством своих быстро развивающихся ответвлений — новых технологий.

Изменяющееся рабочее пространство: Новые научные открытия не только составляют вклад в фундаментальные знания, они также трансформируют рабочие места, семейную жизнь и формы общественной жизни. Математическая и естественно-научная подготовка каждого нового поколения, начиная с нынешнего школьного, стала не только условием прогресса, но и условием самого будущего, поскольку связь между экономикой, технологией и образованием укрепляется в быстро меняющемся рабочем пространстве.

Наша демократия нуждается в образованных гражданах

Это не единственная роль, которую математика, естественные науки и технология играют в изменяющейся экономике и рабочем пространстве. Математика и естественные науки настолько проникли в повседневную жизнь, что мы не можем пренебречь этим фактом. Грамотность в этих областях влияет на способность понять прогноз погоды и курс акций, разработать личный бюджет или понять совет врача. Извлечение выгоды из математической и естественно-научной информации, вообще говоря, не требует быть в них экспертом, зато требует ясного подхода к анализу информации. Все мы должны делать точные наблюдения, разрабатывать предположения и проверять гипотезы — короче говоря, мы должны быть знакомы с научным подходом.

Примеры связанных с наукой проблем, имеющих далеко идущие последствия для общественной и частной жизни, которые требуют их понимания информированным населением, представлены всюду:

Список бесконечен, но вывод только один. Ни один гражданин Америки не может разумно участвовать в жизни общества или выполнять многие общественные задачи, не будучи знакомым с тем, как наука влияет на его повседневную жизнь и как математика формирует мир.

Математика и естественные науки неразрывно связаны с интересами нашей национальной безопасности

Основа наших интересов в области национальной безопасности и ткань математики и естественных наук тесно переплетены. В течение последней половины столетия именно ядерная физика как чистая наука сначала породила, затем поддерживала национальную сиcтему ядерного сдерживания. Ядерная физика — размещённая в атомных подводных лодках — сформировала второй столп нашей стратегической системы обороны. Дальние бомбардировщики — третий столп — стали возможными только благодаря развитию аэронавтики.

Математика и естественные науки сегодня стали основой нового вооружения — от ракет дальнего действия до бомбардировщика B-2 (Стелс). Естественные науки и математика непрерывно развивают способность наших вооружённых сил защищать государство как посредством вакцин против химического и биологического оружия, так и в виде приборов ночного видения для полевых войск или спутниковой системы глобального позиционирования, которая может точно фиксировать положение фактически любого объекта на планете. Невидимая сеть совершенных спутниковых коммуникационных технологий обеспечивает связь нашим вооружённым силам на всемирной арене обороны, где войска США должны быстро и оперативно действовать в течение неопределённого периода времени. Современное оборудование и оружие, которое наши войска должны использовать во время боя, требуют математических и естественно-научных навыков, особенно компьютерных знаний. Наконец, сложная математическая криптография поддерживает и защищает наши дипломатические и военные коммуникации по всему миру, так же как коммуникации американских корпораций.

Высокая ценность математического и естественно-научного знания

Изобилие знания, которое математика и естественные науки дают нам для понимания мира, имеет такую широту охвата, что легко не заметить его глубины. Но обучение наших детей этим предметам важно в более глубоком смысле, чем лишь их практическая выгода. Кроме всего прочего, математика и естественные науки обладают тремя качествами, которые определяют наш мир и дают возможность отвечать на вызовы природы.

Примечание

Несмотря на проникновение математики и естественных наук в нашу повседневную жизнь, печальная действительность состоит в том, что наш народ продолжает изменять своему обещанию, данному "К году 2000...". Наши школы не выпускают учащихся со знаниями, которых требует наша экономика, чтобы оставаться конкурентоспособной. Мы передаём по наследству эту несостоятельность своим детям. Для того чтобы ответить на вызов времени с такими возможно далеко идущими последствиями — обеспечение своего собственного места и места Америки в мире, — нашим детям надо уметь пользоваться дисциплинами, которые они осваивают сейчас с безразличием.

Если бы сказанное выше было исчерпывающим, то будущее представилось бы скорее безрадостным. Но, к счастью, это не так. Уже заметным стало совместное действие некоторых благоприятных факторов, речь о которых пойдёт ниже.

Настало время действий

Древняя китайская притча гласит: " Лучшее время, чтобы посадить дерево — двадцать лет назад; второе лучшее время — сегодня".

Мы верим, что к задаче укрепления и улучшения качества преподавания математики и естественных наук в Америке подходят с мудрых позиций. К счастью, необычное стечение некоторых обстоятельств именно сейчас создало беспрецедентную — возможно единственную в наше время — возможность достижения существенного успеха. Пять факторов имеют место одновременно.

Новый вызов времени

В начале XX века школы в нашей стране претерпели глубокие изменения, когда методы обучения и программы привели в соответствие с требованиями индустриализации и нуждами растущего народонаселения. В начале XXI века мы стоим перед ещё большей проблемой. Наши школы и учителя, которые наполняют их жизнью, должны найти пути обеспечения более высокого уровня знаний учащихся в области математики и естественных наук. Американцы должны это сделать, поскольку наш мир и наше время требуют этого. Если мы не посадим дерево сегодня, нам придётся сделать это завтра, в следующем месяце или в следующем году — но заплатить за это более высокую цену.

На пути к решению

Вопрос о качестве обучения должен стать центральным для математики и естественных наук

Два главных допущения, установленных в докладе, лежат в основе всех предлагаемых изменений:
(1) сейчас больше, чем когда-либо, американские учащиеся должны повышать свой уровень в математике и естественных науках.
(2) второе допущение — это направление решения: самым прямым путём к повышению уровня знаний учащихся по математике и естественным наукам является лучшее преподавание этих дисциплин. Другими словами, лучшее преподавание и есть рычаг перемен в системе образования.

Призыв к высоким достижениям учащихся и высококачественному преподаванию как наиболее прямому пути перемен на первый взгляд кажется очевидным. Тем не менее, рекомендации недавних образовательных реформ придавали недостаточное значение этой связи. Теперь, пока ещё не слишком поздно, необходимо это сделать.

Доказательства эффективности качественного преподавания неоспоримы. Наиболее последовательные и наиболее важные условия высоких достижений учащихся в математике и естественных науках следующие:
(а) наиболее полная сертификация преподавателя и
(б)специализация в области преподавания.

Напротив, наиболее сильные предпосылки низких достижений учащихся — новые несертифицированные учителя или учителя, не специализированные в предмете обучения.

Эффект, к которому приводит более качественное обучение, часто оказывается разительным. Например, в 1996 г. Национальная комиссия по преподаванию и будущему Америки сообщила, что 43% высоких достижений на экзаменах по математике на нижних ступенях образования определяется квалификацией и опытом преподавателей.

Более качественное преподавание влияет как на учащихся, так и на самих учителей. Целенаправленное повышение квалификации под руководством квалифицированных учителей, методистов и коллег — необходимая основа компетентности и высококачественного преподавания.

С началом школьных занятий много недостаточно подготовленных и недостаточно специализированных учителей приступают к урокам математики и естественных наук. Они, как и их лучше подготовленные и больше знающие коллеги, должны получить доступ к постоянному повышению уровня преподавательского мастерства. Только отлаженная система повышения квалификации даёт такую возможность.

Таким образом, если нам необходимо построить такой тип математического и естественно-научного образования, в котором Америка нуждается сегодня, мы должны начать перестраивать образование с его основ — преподавания как такового. В связи с этим три цели, упомянутые в этом докладе, и сопровождающие их стратегии действий указывают новое направление деятельности. Но перед тем как обратиться к новым спасительным средствам, мы должны узнать несколько больше о том, что происходит сегодня в Америке на уроках математики и естественных дисциплин и что мы должны построить взамен имеющейся ситуации.

Необходимость повышения квалификации

Имеет смысл отметить, что повышение качества преподавания приводит к более высокой успеваемости учащихся по естественным наукам и математике, и некоторые штаты приняли к сведению эту мудрую мысль. Но во многих других штатах справедливым оказывается противоположное. Здесь база знаний и арсенал учительского мастерства должны быть пополнены и улучшены.

Таким образом, когда звенит последний звонок с уроков, многие тысячи американских детей отправляются домой после уроков математики и естественных наук, проведённых плохо подготовленными учителями. Слишком многие из этих учителей — неопытные новички со слабой подготовкой или без неё, у них нет наставников или наставничество со стороны более квалифицированных коллег поставлено плохо. Странно, но ни в одной другой профессии людям с такой низкой квалификацией не доверили бы такой высокой ценности.

Примечания

Кто такой учитель математики или естественных наук?
Все учителя средней школы, которые дают уроки математики или естественных наук в течение части школьного дня, — это учителя математики или учителя естественных наук. Учитель начальной школы, учитель средней школы, специализирующийся в физике, так же как и учитель театрального мастерства, которого единожды назначили провести урок геометрии, являются теми лицами, чья преподавательская квалификация важна для государства и чья деятельность имеет последствия для государства.

Что такое повышение квалификации?
Когда в этом докладе используется термин "повышение квалификации", это означает запланированный совместный образовательный процесс непрерывного развития учителей, который помогает им делать пять следующих вещей:
(1)углублять знание предмета (предметов), преподаваемых ими
(2)оттачивать мастерство преподавания в классе
(3)не отставать от развития научной и методической мысли
(4)создавать и привносить новые знания в свою профессию
(5)повышать свою способность контролировать работу учащихся, давать конструктивную оценку и рекомендации учащимся и помогать им в выборе направлений их самообучения.

Скорое решение порождает долговременную проблему
Наиболее общее решение проблемы нехватки квалифицированных преподавателей математики и естественных наук состоит в назначении неподготовленных, неспециализированных учителей на их места. Но превосходить ученика в знании одной главы учебника по алгебре или экологии не означает стать учителем математики или естественных наук.

Учителя низкой квалификации наиболее часто встречаются в городских школах. Недавняя оценка показала, что среди 40 больших городских школ больше 90% нуждаются в сертифицированных преподавателях математики и естественных наук.

Что происходит на большинстве уроков

Несмотря на серьёзные преобразования нашего общества во второй половине века, методы преподавания математики и естественных наук остались фактически неизменными. Практика преподавания далеко не в полной мере использует возможности, предоставляемые разными аспектами образовательного процесса.

Изучение видеозаписей, сделанных в США на уроках математики, показывает, что основной стиль преподавания не менялся в течение последних двух поколений. В большинстве случаев подход, использованный при проведении уроков, был предсказуем:
(1) обзор предыдущего материала и домашней работы,
(2)показ решения задачи учителем,
(3)отработка учениками основных элементов задания, объяснённых учителем,
(4)контрольные работы учащихся, часто выполняемые вне уроков,
(5)проверка выполненной работы и
(6)определение домашнего задания.
Ни в одной из 81 видеосъёмок в США учащиеся не выводили математических доказательств.

В Японии, напротив, контролируемая совместная работа учащихся является нормальной. Учителя начинают с ознакомления учащихся с математическими задачами, используя принципы, с которыми те ещё не знакомы. Затем учащиеся работают по одному или в небольших группах и решают задачи. Несколько позже учащихся просят представить подготовленные ответы; весь класс работает над решением задач, связанных с математическими рассуждениями и доказательствами. Ученики обучаются в ходе поиска и обсуждения доказательств, а не только по лекциям.

Не случайно, что этот подход — естественное проявление образовательной культуры в Японии. Он предоставляет учителям достаточное время не только для подготовки, но также и для совместного планирования уроков. 99% всех учителей начальной школы и 50% всех учителей средних школ занимается в группах разбора уроков, которые собираются на два-пять часов раз в неделю. Не идущая им на пользу профессиональная изоляция учителей в США значительно отличается от этой модели. Главный вывод, полученный при изучении упомянутой видеозаписи: "Ключ к долговременному профессиональному росту учителя лежит в том, как научиться генерировать, аккумулировать и распространять профессиональные знания".

Методы преподавания в Соединённых Штатах естественных наук не намного лучше. Тестирование уровня научных знаний и наблюдения на уроках показывают, что многие учащиеся проводят значительную часть своего времени за изучением определений или ярлыков, которые надо применять к природным явлениям и естественно-научным процессам. Другими словами, преподавание многих естественно-научных дисциплин в наших школах напоминает то, что происходит с изучением мало запоминающейся части истории Гражданской Войны, о которой студенты не знают ничего, кроме имен генералов и дат сражений. Редкий ученик проявляет интерес к серьёзным научным понятиям, которые придают науке такую силу и притягательность.

Если главное в математике и естественных науках — это процесс исследования, то многие уроки по преподаванию этих дисциплин сегодня далеки от этого. Ученики в основном получают ответ на вопрос "что?". Они узнают лишь немного о том, "как?" или "как ещё?", и совсем ничего не знают о "почему?". Почти полностью отсутствует мысль о том, "зачем мне это нужно?" Трудно представить, что ученики на подобных уроках получают необходимый концептуальный и методический инструментарий решения задач, нужный им для того, чтобы эффективно функционировать в качестве работников и граждан в сегодняшнем мире — мире, который все более и более зависит от математики и естественных наук.

Что могло бы быть

Необходимо выработать представление о высококачественном обучении

Какое преподавание математики и естественных наук можно назвать "высококачественным обучением"?

Перечисленные тезисы соотносятся со следующими целями.

Три цели

Нарастающая потребность страны в высококачественном обучении, о которой говорится в этом докладе, требует решительных действий на государственном уровне, которые бы объединили усилия всех основных ключевых фигур в математическом и естественно-научном образовании. Три взаимосвязанные цели требуют действий на местном уровне, на уровне штата и на федеральном уровне. Достижение этих целей предполагает непрерывные усилия политических деятелей, законодателей, членов делового сообщества, представителей высшего образования, членов школьных советов и администраторов, учителей и родителей. Необходимо немедленно приступить к интенсивной и серьезной деятельности по достижению этих целей, основанной на скоординированных обоснованных стратегиях действия.

Деятельность, предполагаемая стратегиями, направленными на достижение этих целей в национальном масштабе, будет стоить более пяти миллиардов долларов ежегодно. В зависимости от вида деятельности, финансовая ответственность за реализацию стратегий должна быть возложена на правительство и институты, наиболее полно соответствующие этим целям на федеральном уровне, уровне штата или местном уровне, на бизнес и промышленность или на высшее образование. Перечень мер, приведённых в этом докладе, конкретизирует деятельность, в реализации которой может принять участие любой американец. Наиболее важное положение, которое необходимо всегда иметь в виду, — это то, что средства, вложенные в математическое и естественно-научное образование сегодня, могут окупиться будущими успехами американских школьников и нации в целом.

Действительно, стоимость достижения этих целей создаст значительную статью в бюджете образования на каждом уровне. (Оценка затрат, связанных с началом реализации этих целей в течение первого года, приводится в заключении этого доклада.) В то же время, однако, баланс средств на государственном уровне демонстрирует значительные излишки средств, а стоимость промедления сопоставима с ними и очень высока. Необходимо заставить эти средства работать сейчас, тогда и там, где они могут дать наиболее полноценную помощь нашей молодёжи и вместе с тем всей нации в целом с тем, чтобы достойно встретить проблемы нового века.

ЦЕЛЬ 1: Создание действенной системы повышения качества преподавания математики и естественных наук в средней школе.

Если высококачественное преподавание — это опорная точка рычага по повышению уровня математического и естественно-научного образования и если повышение квалификации — это необходимое условие высококвалифицированной и эффективной преподавательской силы, значит, учителям нужна соответствующая система поддержки и достаточное время для профессионального роста.

Печально, тем не менее, что в школьном бюджете повышение квалификации трактуется часто близоруко, не как необходимость учиться, а как роскошь. Многие люди ошибочно думают, что работа учителя имеет место только на уроке в классе. На самом же деле время на подготовку, на исследовательскую работу, также как время для контактов с коллегами и совместное планирование уроков являются жизненно важными источниками компетентности и поддержки для всех учителей.

Но учителям предоставляют для этих видов деятельности лишь очень немного драгоценного для них времени. Учителям также редко удаётся найти время для экспериментов по развитию своего профессионального мастерства. В итоге весьма необходимое время для исследований и подготовки обычно приносится в жертву менее существенной производственной необходимости. Высококачественное повышение квалификации должно стать живительной силой американского образования; вместо этого, оно используется только от случая к случаю, как переливание крови при анемии.

Каждый, кто связан с американской образовательной системой и имеет к ней отношение, несёт ответственность за изменения в деле повышения квалификации. Учителя должны нести ответственность за свой профессионализм, занимаясь преподаванием математики и естественных наук и работая по совершенствованию своих знаний и преподавательского мастерства. Руководители и школьные советы должны убедиться в том, что у учителей есть необходимое время и ресурсы для подготовки и взаимного сотрудничества. Институты по подготовке учителей, образовательные ведомства в штатах и федеральное правительство — все они играют существенную политическую роль в том, чтобы предоставить учителям, школам и школьным округам возможности совершенствования уровня преподавания через повышение квалификации. Поддержка бизнеса, который напрямую получает выгоду от повышения качества преподавания математики и естественных наук, также важна для повышения качества профессионального развития. Профессиональные ассоциации и их члены могут внести собственный важный вклад через семинары, практические занятия и новые учебные планы.

Развитие преподавания математики и естественных наук необходимо начинать с системы поддержки возможностей высококачественного повышения квалификации, которая была бы доступна для всех учителей. Необходимо надстраивать такие возможности одну над другой, развивать и усиливать контроль и отчётность. Система должна быть в первую очередь основана на ясном определении потребностей в повышении квалификации учителей в каждой школе и в каждом школьном округе. За определением этих потребностей должно последовать решение наиболее насущных проблем, на которые необходимо реагировать соответствующим руководством, ресурсами, оборудованием и временем; нужна также система, которая регулярно выделяет и награждает те школы, в которых демонстрируются наиболее яркие достижения учеников.

Несмотря на прогресс в некоторых штатах и округах, остаётся насущной потребность широкого самотестирования, стратегического планирования и быстрого внедрения системы повышения квалификации, приспособленной к нуждам тех, кто преподаёт математику и естественные науки в средней школе. Стратегии внедрения такой системы описаны ниже. Каждая из них снабжена конкретными предложениями того, как может быть сделана работа и кто должен её выполнить.

Стратегии действия: что должно произойти

Оценка потребностей.

Каждый штат (округ за округом) должен в возможно более короткое время предпринять полную оценку потребностей в повышении квалификации учителей математики и естественных наук. В это исследование должно быть включено как можно больше участников образовательного процесса: учителей, администраторов, родителей, школьных советов, предпринимателей, двух- и четырёхгодичных учреждений высшего образования, профессиональных ассоциаций и т. д. В дополнение к определению потребностей по приобретению учителями новых научных знаний и освоению новых методов преподавания это исследование должно также определить в масштабах штата следующие позиции:
(1)предлагают ли школы полный состав курсов естественных наук и математики;
(2) соответствует ли качество программ, текстов и системы оценок высокому уровню обучения и усвоения знаний;
(3) действительно ли доступны необходимые материалы и ресурсы (например, лаборатории и оборудование);
(4) являются ли учителя технологически подготовленными;
(5) являются ли сертификация и повторная сертификация учителей достаточно стимулирующим методом. В результате школьные округа будут иметь ясную и полную картину состояния преподавательского корпуса по естественным наукам и математике, которая послужит определению тех целей повышения квалификации, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь.

Основываясь на том, что можно узнать из этой оценки потребностей, каждый штат (с учётом вклада округов) должен немедленно внедрить систему повышения квалификации, разработанную с учётом непосредственных и долговременных потребностей учителей математики и естественных наук. В целях перспективного развития в целом по всей стране штаты должны в своих планах ориентироваться на конечную общую численность учителей, преподающих математику и естественные науки, в 1,7 миллиона человек.

Летние институты.

В ближайшее время двухнедельные летние институты должны будут взять на себя решение многих назревших проблем, таких как расширение кругозора и информационного багажа у непрофилированных учителей, проведение предметных семинаров для всех учителей естественно-научных предметов и математики, включение современных технологий в преподавание естественных наук и математики, внедрение новых методов преподавания и повышение преподавательского мастерства по отдельным предметам. В долговременной перспективе штаты должны таким образом организовать летние институты, чтобы они были приспособлены к нуждам преподавателей и чтобы их посещение учителями стало важным компонентом их повторной сертификации, что в целом имеет своей целью расширение базы знаний преподавателя математики или естественных наук. Во многих регионах использование технологий дистанционного образования может сделать эти летние институты доступными для учительской аудитории всего штата.

Предметные группы.

Как бы хорошо ни был подготовлен учитель и какими бы широкими знаниями ни обеспечивали его летние институты, всем учителям необходима постоянная совместная работа, поддержка коллег и помощь экспертов для оттачивания навыков и углубления знания предмета. Предметные группы в масштабах школы или округа надо рассматривать как своего рода образовательные сообщества. Они предоставят учителям особые возможности для обмена идеями, взаимовыгодного использования опыта других учителей, участия в общих исследованиях для повышения уровня знания предмета, получения новых технологических знаний и определения способов для внедрения местных, на уровне штата и федеральных образовательных разработок (например, предметные образовательные стандарты) в свою работу. Хотя предметные группы наиболее важны в течение школьного года, они должны также действовать и летом, помогая учителям разрабатывать некоторые важные для них темы без необходимости ежедневно контактировать с учениками. Для округов, перешедших на 11-месячные системы зарплаты, ответственность за полноценное участие преподавателей в таких группах во время перерыва в школьных занятиях всецело ложится на них самих.

Время для углублённых занятий посредством регулярного участия в работе предметных групп является наиболее ценным профессиональным ресурсом учителя. К этому времени надо относиться как к неприкосновенному.

Возможно, наиболее важно то, что эти группы могут оказаться богатым источником новых знаний о процессе обучения как таковом, полученных в ходе преподавания. Одни группы с готовностью могут извлечь выгоду из имеющихся местных ресурсов (например, бизнеса, музеев, лабораторий), другие — из расположенных поблизости двух- и четырёхгодичных высших образовательных учреждений. Предметные группы также могут быть связаны между собой компьютерными сетями дистанционного образования с тем, чтобы осуществлять более полный обмен информацией, обучением и ресурсами.

Подготовка руководящего состава.

Летние институты и предметные группы должны направляться преподавателями, которые используют наиболее эффективные методы преподавания своей дисциплины, учащиеся которых показывают высокие результаты по математике и естественным наукам и которые умело применяют различные технологии в преподавании. Хотя таких учителей много, тем не менее, потребность в них намного опережает их число. Для того чтобы справиться с этой ситуацией, необходим поиск потенциальных лидеров среди них и их специальная подготовка.

Интернет-портал.

Высококачественное преподавание математики и естественных наук требует не только доступа к технологическим ресурсам (особенно Интернету), но также и регулярное обучение его эффективному использованию. Интернет-портал, то есть интерактивный диалоговый веб-ресурс, посвящённый преподаванию естественных наук и математики, обеспечил бы связь с непрерывно растущей базой знаний, которая была бы неоценимой поддержкой высококачественного повышения квалификации учителей.

Портал, функционирующий как "виртуальный центр ресурсов" и часто обновляемый, обеспечил бы гиперсвязи, формирующие своеобразный информационный образовательный "супермаркет", в котором были бы в наличии любые необходимые информационные материалы. Этот проект мог бы включить уже имеющиеся в Интернете материалы и создал бы хранилище для новых поступлений. Среди мероприятий и источников, включаемых в проект Интернет-портала, следующие:

Координационный совет по естественно-научному и математическому образованию.

Осуществление и поддержка инициатив, описанных выше, так же как и нескольких указанных ниже в описании целей 2 и 3, требуют внимания от неправительственных организаций. Координационный совет по естественно-научному и математическому образованию будет работать прежде всего как объединяющий орган. Кроме того, Совет возьмёт на себя функции посредника и организатора, объединяя группы, которые участвуют в естественно-научном и математическом образовании. Совет также будет контролировать на государственном и местном уровнях прогресс таких инициатив, как оценка потребностей, летние институты, подготовка руководящего состава и других инициатив, и распространять соответствующую информацию. Кроме того, Совет будет специально заниматься в штатах и на местах поддержкой сотрудничества по достижению целей и стратегий, рассматриваемых в этом докладе, в особенности тех из них, которые имеют отношение к проблемам повышения квалификации учителей математики и естественных наук. Ниже перечислены ключевые действия Совета:

Программы поощрения.

Подобно тому, как мы оказываем нашим детям плохую услугу, не вознаграждая их усилий, или, ещё хуже, умаляя их заслуги, таким же образом мы поступаем с учителями, когда не имеем возможности признать их успех или, ещё хуже, вознаграждаем за посредственную работу. Для того чтобы повысить привлекательность системы повышения квалификации учителей и показать, что непрерывное развитие преподавательского мастерства находит высокую оценку, все штаты и округа должны учредить программы по признанию и вознаграждению заслуживающих того школ и учителей. Школы с образцовыми системами повышения квалификации и, что особенно важно, те из них, которые добиваются высоких достижений учащихся по математике и естественным наукам, должны найти признание и получить денежные вознаграждения, как для учителей, так и для другого персонала; и это должно быть соответствующим образом отражено в средствах массовой информации. Такие программы должны обращаться непосредственно к основному показателю отчётности наших школ — успеваемости учащихся.

ЦЕЛЬ 2: Существенное увеличение числа учителей математики и естественных наук и повышение уровня их подготовки.

Потребность в учителях в целом и в сертифицированных учителях естественных наук и математики в особенности, намного превосходит предложение. Недавние данные (1993-1994) по общенациональным вакансиям показывают, что более 20% мест — приблизительно 6500 вакансий — были заполнены несертифицированными учителями. Более поздние исследования указывают на то, что эта проблема не решается. Национальная ассоциация преподавателей естественных наук (NSTA) сообщила, что 48% всех средних школ младшего уровня и 61% всех средних школ старшего уровня, участвовавших в опросе, сообщили о проблемах нехватки квалифицированных учителей естественных наук. В городских районах эта проблема выражена ещё ярче: 95% городских округов сообщают о потребности в учителях естественных наук и математики для старшего уровня средней школы. В 80% случаев сообщается о потребности в учителях естественных наук и математики для младшей средней школы. Эти оценочные данные по нехватке учителей, вероятно, будут расти в связи с предстоящим выходом на пенсию двух третей имеющегося учительского контингента. Качество преподавания математики и естественных наук будет поставлено под угрозу, если только не будет существенно расширен "конвейер" по "поставке" квалифицированных учителей.

Судя по оценкам, в течение следующих 10 лет потребуется около 240,000 учителей математики и естественных наук для всех ступеней средней школы. Из этого числа почти 70% будут новичками в профессии. Отрицательное влияние дефицита учителей осложнено различиями в качестве и уровне образования, предлагаемого учебными заведениями, готовящими учителей. Печальный факт: многие программы подготовки учителей не формируют у своих выпускников адекватную базу знаний. Активная программа пополнения учительского корпуса, таким образом, должна сопровождаться равно активными и одновременными усилиями, направленными на улучшение подготовки учителей.

Чтобы справиться с этими проблемами, должны быть решены два фундаментальных вопроса:
(1)выбор образцовых моделей подготовки учителей, которые могут быть широко воспроизведены и
(2) определение путей привлечения в школы большого числа квалифицированных кандидатов на учительские места (например, людей в середине их карьеры, которые хотят повысить свой образовательный уровень).

Мы должны обучить их с учётом высоких стандартов и обеспечить необходимые условия карьерного роста, которые бы отвечали требованиям сертификации и высококачественного образования. Будучи принятыми на работу, такие новые учителя смогут как внести свой вклад в деятельность предметных групп, так и поучиться в них, что является частью плодотворной стратегии повышения квалификации в школах.

Первый шаг этой стратегии, тем не менее, должен реализоваться в программе подготовки учителей: программе, направленной на глубокое понимание содержания предмета, дающей будущим учителям множество способов пробуждения и стимулирования юного разума, особенно с умелым применением современных технологий, и прививающей знание (и основные практические навыки) эффективных методов обучения данным дисциплинам.

Стратегии действия: что должно произойти

Образцовые модели.

Выявление образцовых программ подготовки учителей по всей стране и определение методов, с помощью которых можно стимулировать успех других, являются ключевыми моментами в достижении цели 2. Для того чтобы выявить успешные подходы и расширить число образцовых институтов и хорошо подготовленных учителей, необходимы строгие критерии в дополнение к тем, которые уже используются органами по аккредитации и сертификации. Образцовые программы должны тщательно отбираться и быть престижными, в противном случае число организаций, получивших такой статус, не будет иметь никакого ограничения.

Каждая группа образцовых программ будет сохранять свой статус в течение пяти лет, а затем будет подвергнута пересмотру. После присвоения соответствующего статуса, факультеты институтов с образцовыми программами должны начать сотрудничество с коллегами из других учреждений высшего образования, чтобы увеличить число программ, которые могли бы отвечать критериям образцовых программ в течение следующего периода. Кроме того, присвоение статуса "образцовая программа" означает, что получившие их двух- и четырёхгодичные институты должны будут получить федеральное финансирование, необходимое для полноценных четырёхлетних стипендий. Эти новые стипендии могут оказаться стимулом для учащихся средней школы в выборе ими профессии учителя математики или естественных наук и увеличить число новичков, которые могут получить пользу от программ высококачественной подготовки учителей. Полномасштабная программа предусматривает более 1500 стипендий в год для хорошо успевающих студентов, которые посвятили себя карьере учителя математики или естественных наук.

Пополнение штата учителей. Если мы уже определили наиболее эффективные типы программ подготовки учителей и получили механизм для реализации все возрастающего числа таких программ, мы можем всецело уделить внимание программам, ориентирующим студентов на пополнение числа учителей естественных наук и математики. Стратегии по привлечению лиц, способных к высококачественному преподаванию, наиболее эффективны применительно к следующим группам потенциальных кандидатов:

Академии по преподаванию математики и естественных наук.

Необходимо создание совершенно нового типа программ, сочетающих исследовательский и учебный подход для того, чтобы предоставить одногодичное педагогическое образование лицам, уже прошедшим подготовку по естественным наукам и математике. Для этого необходимо специально отобрать 15 академий по преподаванию математики и естественных наук (по одной на каждые 10 федеральных субъектов и 5 общестратегических). Каждая из этих академий будет создана на основе уже существующих институтов, и они будут объединены особым типом отношений. Каждая академия должна в идеале стать административным консорциумом как минимум одного высшего образовательного учреждения (включая двухгодичные колледжи), близлежащих школьных округов, партнёров из сферы бизнеса, членов Консорциума математики и наук Эйзенхауэра (EMSC) и, возможно, других. Постоянный штат каждой академии будет минимален, с учётом того, что он будет дополняться приглашёнными учёными и преподавателями, находящимися в академическом отпуске.

Для этих академий на конкурсной основе будет выбрано три тысячи кандидатов, имеющих дипломы по математике и естественным наукам, из числа недавних выпускников колледжей и лиц, находящихся в середине карьеры и желающих изменить её. Стипендиаты будут определяться ежегодно для прохождения одногодичного интенсивного курса по эффективным методам преподавания естественных наук и математики. Каждый получит $30,000 стипендии в течение года. Обучение стипендиатов включает период стажировки в школах под опытным руководством.

После окончания интенсивной программы подготовки эти лица станут идеальными кандидатами для работы в школьных округах, испытывающих нехватку учителей математики и естественных наук. Нанимая стипендиатов, школьные округа получат из федеральных фондов по $10,000 на каждого стипендиата по завершении периода его обучения при соблюдении двух условий: фонды будут использованы на месте по назначению, и будет разработана программа окружного масштаба для помощи всем новым учителям математики и естественных наук. Необходимо отметить, что те округа, которые уже инициировали работу предметных групп, получат существенную пользу от стипендиатов, пришедших с новыми знаниями, так же как и стипендиаты получат пользу от общения с опытными преподавателями.

Созданные академии продолжат совместную работу по обобщению и распространению знаний и опыта. Академии и образцовые программы подготовки молодых учителей будут работать в тесном сотрудничестве, чтобы распространять знания, полученные при разработке методов высококачественной подготовки учителей.

ЦЕЛЬ 3: Улучшение условий работы учителей и повышение привлекательности профессии учителя математики и естественных наук в средней школе.

Наше общество часто отказывается признавать профессиональный статус учителей, ставя их на ступень ниже врачей, юристов и духовенства. Многие американцы думают, что "любой может стать учителем" и что для этого нужно не так много знаний. Поскольку особые знания и умения учителей, необходимые в их работе, не находят общественного признания, они часто подвергаются общественной критике. Это широко распространённое отношение ошибочно.

Низкая социальная оценка работы учителей — лишь один из источников разочарования, испытываемого ими. Отсутствие позитивного отношения к учителям проявляется в том, что усилий по привлечению новых учителей оказывается недостаточно для решения проблемы укомплектования школ персоналом. Текучесть в среде учителей в национальном масштабе высока: приблизительно 14% в среднем в 1994-1995 гг., с ещё более высокими показателями среди учителей естественных наук и математики. Наиболее частая причина, по которой учителя этих дисциплин покидают профессию, это неудовлетворённость своей производственной средой; этот фактор чаще указывался учителями естественных наук и математики, чем других дисциплин (40% против 29%). Список конкретных причин, характеризующих неудовлетворённость учителей, велик, но в нём главенствуют профессиональные проблемы: отсутствие должного отношения и уважения со стороны руководства, проблемы с классными помещениями, отсутствие уважения со стороны учащихся, слабая поддержка со стороны администрации, слишком большие классы, плохо оснащённые классные помещения и лаборатории. Но всё это намного опережает причина номер один неудовлетворённости среди учителей математики и естественных наук — недостаточная зарплата (так ответили 66% покинувших профессию). Эта проблема обсуждается специально в заключении доклада.

Профессиональная среда многих учителей математики и естественных наук содержит много отрицательных факторов. В результате этого всё больше и больше учителей покидают профессию, что приводит к тупиковым действиям, таким как привлечение непрофилированных учителей и учителей с временными сертификатами, которые ещё больше депрофессионализируют преподавание, — порочный круг.

Чтобы привести в порядок преподавание математики и естественных наук, необходимы постоянные энергичные меры. Образовательные организации штатов, школьные округа и школы должны начать немедленные и активные действия, чтобы сделать профессию учителя математики и естественных наук более привлекательной. И эти меры должны быть широко поддержаны местными предпринимателями и общественностью.

Не все проявления неудовлетворённости могут быть устранены сразу и одновременно, но вполне возможно принять такие меры, которые смогут стимулировать повышение качества образования. В данном случае предложено три стратегии действий. Первая состоит в помощи молодым учителям, нуждающимся в адаптации к проблемам и возможностям преподавания. Вторая отражает тот факт, что партнёрские отношения бизнеса и школы в некоторых округах уже показали уникальные способности к сотрудничеству, которое способствует высококачественному преподаванию и делает эту профессию более привлекательной. Необходимо увеличить число таких жизнеспособных партнёрств. Третья стратегия подразумевает, что учителя-ветераны, развивающие и поднимающие уровень преподавания, постоянно стремящиеся к новому опыту, должны и дальше оставаться работать в классах и получить вознаграждение за свои усилия. Следующие стратегии действия сопровождаются описанием конкретных предложений того, как они должны быть выполнены и кем.

Стратегии действия: что должно произойти

Вводные программы.

Первым шагом должна стать срочная организация "вводных" программ для новых учителей, особенно в округах, которые не смогут нанять квалифицированных стипендиатов академий. Программы такого сорта являются стандартными в деловом мире как способ помощи новым сотрудникам начать работу на новом месте, передать им "культуру компании", способствовать их лояльности и в то же время поддержать лидерство и высокий профессионализм опытных работников. Такие программы могут также способствовать установлению регулярных наставнических отношений, включая участие в предметных группах, работа которых направлена не только на вопросы содержания предмета, но также и на жизненно важные знания и навыки преподавания как такового. Другие вводные стратегии включают:

Партнёрство "бизнес-округ".

Многие предприниматели и компании уже оказывают чрезвычайное содействие делу образования в своих округах.

Такие просвещённые компании должны послужить образцами для других, которые смогут развить, обновить или образовать новые партнёрства, что поможет повысить профессионализм преподавания математики и естественных наук. Работая в штатах, округах, с ключевыми фигурами в образовании, представители делового мира могут предпринять некоторые меры, чтобы помочь учителям остаться в классах, постоянно оттачивать своё мастерство, оптимизировать условия работы и способствовать широкой общественной поддержке математического и естественно-научного образования. Некоторые из этих шагов — но не все — подразумевают выделение средств; но все они предполагают использование времени и таланта представителей бизнеса. Среди особых функций такого партнёрства отметим следующие:

В этом месте требуется пояснение. Наряду с участием делового сообщества, жизненно важным в улучшении математического и естественно-научного образования является тот факт, что долговременную ответственность за государственное образование должно нести общество. Адекватная роль американского бизнеса и соответствующее партнёрство с округами подразумевает помощь в запуске инициатив, перечисленных в этом докладе, а не в их полном финансировании. Важно также то, что некоторые округа не окружены деловыми районами. Потребности школьных округов сельских и внутренних городских районов так же актуальны, как и там, где бизнес достаточно развит. Таким образом, штаты, группы по защите школьных учреждений (например, PTAs и PTOs) и другие добровольные ассоциации должны предпринять решительные меры для того, чтобы различия между округами не углублялись.

Карьерные стимулы.

Все, кто имеет отношение к преподаванию математики и естественных наук, должны поддержать учителей данных дисциплин, чтобы они остались преподавать и смогли развивать свои навыки. Эти стимулы должны быть непосредственно привязаны к отчётным показателям преподавателей, в которых успеваемость учащихся рассматривается как серьезный критерий высококачественного преподавания и профессиональной компетенции преподавателя.

Учителя математики и естественных наук, подобно другим профессионалам, должны постепенно преодолеть этапы карьеры, отражающие их интеллектуальный и профессиональный рост; учителя, демонстрирующие улучшение качества преподавания, должны быть соответственным образом вознаграждены.

Часто единственная возможность профессионального роста учителя — это оставить класс ради места в школьной администрации. На самом деле, достижение высококачественного преподавания требует, чтобы хорошие учителя процветали именно в классе. Это возможно только в том случае, когда у преподавателей есть все неограниченные возможности улучшения методов преподавания и когда их успехи находят признание. Сегодня почти везде зарплата преподавателей зависит от стажа работы, учебной нагрузки и полученных степеней. Необходимы более прогрессивные системы оплаты труда, которые связаны с повышением уровня ответственности учителя и определяются критерием "работа-успеваемость".

Учителя также должны знать о том, что их высоко ценят. В этом случае соответствующие гражданские учреждения должны демонстрировать общественное признание и одобрение тяжёлого труда высокообразованных учителей.

Зарплата учителя: лакмусовая бумажка

Учителям в нашей стране скандально недоплачивают — факт, который неизменно влияет на качество преподавания в наших школах. Факт, что многие учителя относятся к своей работе иронически: считается, что они должны иметь высокую квалификацию и мастерство, но у них нет необходимого профессионального статуса, который вознаграждался бы адекватной зарплатой профессионала. Высокий уровень преподавания математики и естественных наук требует того и другого.

Сколько зарабатывают учителя?

Национальный центр образовательной статистики (NCES) сообщает, что в среднем учителя получают на 29% меньше, чем работники со степенью бакалавра ($35,048 в год в сравнении с $49,362 ежегодно в 1997 г.), — разница, которая возросла почти в четыре раза во время экономической экспансии 1990-х. Потребности экономики и рабочего пространства ещё больше увеличивают эту пропасть. Учитывая, что средняя начальная зарплата учителей — $25,735, ясно, что профессия учителя не рассматривается молодёжью — выпускниками колледжей, специализирующихся в математике и естественных науках, — как привлекательная профессия. Действительно, бакалавры с этими специальностями могут зарабатывать в два раза больше в частном секторе, чем работая учителями. Уверенность в том, что профессия преподавателя математики и естественных наук является привлекательной для карьеры, напрямую определяется значительным потенциальным ростом зарплаты. Трудно не прийти к заключению, что без улучшения условий оплаты труда учителей математики и естественных наук высококачественное преподавание, так необходимое в этих дисциплинах, будет очень трудно обеспечить.

Своего рода лакмусовой бумажкой, показывающей насколько серьёзны наши стремления относительно обеспечения высококачественного преподавания математики и естественных наук, является размер зарплаты, которую мы будем платить учителям. Это, конечно, не финансовый тест, а скорее политический; это не вопрос толщины бумажника, а вопрос политической воли. И это утверждение, в конце концов, приводит нас к следующему заключению.

Принять персональную ответственность

Наш доклад определяет набор взаимно скоординированных задач, которые стоят перед всеми участниками процесса математического и естественно-научного образования в нашей стране. Но на этом наше обсуждение ещё не окончено. Мы бросаем вызов всему американскому народу: если вы считаете наше сообщение убедительным, то теперь на вас ложится ответственность за достижение указанных целей.

Надо принять как реальный факт то, что ни достойная оплата труда учителей математики и естественных наук, ни любая другая из целей, описанных в этом докладе, не могут быть решены "кем-то ещё". Такими действующими лицами могут быть только наши граждане и налогоплательщики, чьи приоритеты и принципы должны быть поддержаны национальной политикой, включая (и в этом контексте в особенности) решение вопроса об оплате учительского труда.

Представляем вам следующую программу:

Высококачественное математическое и естественно-научное образование не может быть дешёвым. Но оно оплатится сторицей — в десяти-, двадцати-, стократном размере — всему народу, обществу и, главное, нашим собственным детям в виде лучше подготовленной рабочей силы, более производительной экономики и творческих личностей.

Пришло время узнать, что вы можете сделать сами и к кому вам надо обратиться. Приходите на собрания; включитесь в работу. Только когда власть имущие поймут приоритеты народа, они смогут действовать в интересах своих граждан. И только вы можете сообщить им об этих интересах.

Наша Комиссия сделала всё, что могла. Она изучила проблему и предложила американцам три цели. Мы верим, что их можно достичь, и мы предложили, как это может быть сделано. Должны ли они быть достигнуты, этот вопрос все ещё остается нерешённым. Мы знаем, что просто призвать к изменениям недостаточно. В демократическом обществе только люди могут привести к реальным переменам, а не комиссии.

Как сказано в китайской пословице, пришло время посадить дерево — пока ещё не слишком поздно.

Примечания

Пропорциональный рост
Несколько штатов и школьных округов уже обеспечили великолепный уровень преподавания математики и естественных наук. Оценки учащихся при тестировании служат доказательством высококачественного преподавания. Но редкие оазисы отличного качества ещё недостаточны, чтобы ответить на запросы всего народа. Это значит, что наши усилия должны возрасти в соответствии с нашими устремлениями. Нашей перспективой должна стать вся страна, и мы должны немедленно увеличить наши усилия: не на следующей неделе, не в следующем году, а прямо сейчас. Наша цель состоит именно в том, чтобы дать каждому учащемуся в каждой школе превосходное математическое и естественно-научное образование. Поэтому три стратегические цели, сформулированные в этом докладе, столь же неотложны, сколь и фантастичны. Оценки стоимости реализации стратегий действия напоминают нам о том, что мы можем получить только то, за что готовы заплатить.

Кто такой профессионал?
Профессионал распространяет ценности, связанные с каким-то конкретным родом деятельности, он обладает специфическим набором знаний и навыков, необходимых для эффективного выполнения своей специфической работы. Если профессионалы не поддерживают и не расширяют своих знаний и навыков, наступает атрофия. У нас есть и ресурсы, и понимание того, как построить, может быть, даже более надёжную базу профессионального знания о преподавании математики и естественных наук. Где этого нет, это должно развиваться.

Оценка потребностей
Кто и как сделает это?

Летние институты
Кто и как сделает это?

Предметные группы
Кто и как сделает это?

Подготовка руководящего состава Кто и как сделает это?

Интернет-портал
Кто и как сделает это?

Координационный совет
Кто и как сделает это?

Программы поощрения
Кто и как сделает это?

Образцовые модели
Кто и как сделает это?

Пополнение штата учителей
Кто и как сделает это?

Академии по преподаванию математики и естественных наук
Кто и как сделает это?

Вводные программы
Кто и как сделает это?

Партнёрство "бизнес-округ"
Кто и как сделает это?

Карьерные стимулы
Кто и как сделает это?

Жизненно важная роль местных школьных советов
В связи с тем, что местные школьные советы среди всех организаций, принимающих решения, ближе всех к учебному процессу, они занимают центральное место в установлении нового курса. Именно они несут максимальную ответственность за внедрение системы качественного математического и естественно-научного образования в школы. Именно их работа предусматривает (с учётом некоторых, определённых государством, правил) установление местных образовательных приоритетов и политики, определение бюджета и рамок заработной платы.

Возможно, наиболее важно то, что местные школьные советы отвечают перед гражданами, родителями и налогоплательщиками за образование , получаемое нашими детьми. Будучи избранными или назначенными, члены школьных советов работают на основе полномочий, данных им обществом.

Но для того чтобы быть подотчётными, школьные советы должны эту отчётность соблюдать. Их надо призвать объяснять свои действия и обосновывать принимаемые решения. В Америке можно заставить советы работать ответственно.

Что в ваших силах?

Каждый американец заинтересован в математическом и естественно-научном образовании XXI столетия. Родители, учителя, администраторы, члены школьных советов, высшие учебные заведения, политические лидеры государства, лидеры бизнеса играют особо важную роль в достижении успеха. Чтобы повысить успеваемость учащихся в математике и естественных науках, каждый участник этого процесса должен сначала задать себе несколько сложных вопросов и только затем приступить к действиям.

Комиссия определила семь групп участников этого процесса, которые перечислены ниже. Каждой группе задано несколько вопросов, которые должны привлечь их внимание к наиболее важным проблемам. Затем приводится список наиболее важных шагов, составляющих план повышения достижений учащихся по математике и естественным наукам в средней школе.

Школьные советы и администрация:

Если ответы на какой-либо из этих вопросов не удовлетворяют вас, приведённый ниже список поможет выработать мероприятия по повышению успеваемости учащихся:

Директора колледжей и школ:

Если ответы на какой-либо из этих вопросов не удовлетворяют вас, приведённый ниже список поможет выработать мероприятия по повышению успеваемости учащихся:

Учителя:

Если ответы на какой-либо из этих вопросов не удовлетворяют вас, приведённый ниже список поможет выработать мероприятия по повышению успеваемости учащихся:

Родители:

Если ответы на какой-либо из этих вопросов не удовлетворяют вас, приведённый ниже список поможет выработать мероприятия по повышению успеваемости учащихся.

Руководство штата:

Если ответы на какой-либо из этих вопросов не удовлетворяют вас, приведённый ниже список поможет выработать мероприятия по повышению успеваемости учащихся:

Высшие учебные заведения:

Если ответы на какой-либо из этих вопросов не удовлетворяют вас, приведённый ниже список поможет выработать мероприятия по повышению успеваемости учащихся:

Представители бизнеса:

Если ответы на какой-либо из этих вопросов не удовлетворяют вас, приведённый ниже список поможет выработать мероприятия по повышению успеваемости учащихся:

Оценка затрат в первом году

Подготовлено Бюджетным Отделом Министерства Образования США.
  Стратегия Федеральные
источники
Штат/
местные
источники1
Финансы
из бизнеса
Общественные и
частные
источники
Цель 1 Оценка потребностей2 3 $15340000 $7660000   
  Летние институты2 5 $1214000000 $606060000   
  Предметные группы2 6 $1574950000 $786300000   
  Подготовка руководства4 $112000000    
  Интернет-портал $50000000    
  Координационный совет     4000000
  Программа фин. поддержки    $500000000  
Цель 2 Стипендии7 $18000000    
  Безвозмездные ссуды8 $36000000    
  Академии9 10 $120000000    
Цель 3 Помощь в введении
в специальность,
наставничество,
поощрения,
зарплата
    
Итого   $3140290000 $1400020000 $500000000 $4000000
     Всего $5044310000

Примечания

1  Существуют 56 единиц — это штаты, территории и Вашингтон.

2  Настоящие Правила получения грантов от Eisenhower Professional Development State Grants (ESEA, IIB) требуют, чтобы любое участвующее местное образовательное агентство (LEA) вкладывало 2 доллара на 1 доллар федеральных вложений. Этот местный ресурс может образоваться из федеральных программ и не федеральных источников. Такое же соотношение принято для тех стратегий, в которых это может быть применено.

3  Первый год, единовременная стоимость.

4  Первый год, единовременная стоимость для 15000 руководителей.

5  Одна пятая всего штата учителей математики и естественных наук (340000 ежегодно).

6  Все учителя математики и естественных наук средних школ (1,7 миллиона).

7  Предлагаемые стипендии (1500/год).

8  Предлагаемые ссуды (6000/год).

9  Жалованья и текущие расходы (3000 участников/год).

10  Начало во втором году, дополнительно $30000000, необходимых для вводных программ.


1 Документ находится на веб-сайте Министерства образования США по адресу http://www.ed.gov/americacounts/glenn/. Перевод с английского доцента С.Ю. Егорова.