Книга для учителя | МЦНМО 2003 |
---|
Глава 1. Вычисления. Преобразование выражений
§ 1. Степень с натуральным, целым, рациональным показателем
Продолжение
ж и | Ц |
x+52
| + | Ц |
x-20
|
ц ш |
ж и |
3
| + + |
3
| +ј+ |
3
|
ц ш | . |
Решение. Умножим числитель и знаменатель каждой дроби на выражение, сопряженное знаменателю:
3
| + |
3
| +ј+ |
3
| =3 |
ж и |
| + |
| +ј+ |
|
ц ш | =3 |
ж и |
| + |
| +ј+ |
|
ц ш | = | Ц |
x-19
| - | Ц |
x-20
| + | Ц |
x-18
| - | Ц |
x-19
| +ј+ | Ц |
x+52
| - | Ц |
x+51
| = | Ц |
x+52
| - | Ц |
x-20
|
Следовательно,
ж и | Ц |
x+52
| + | Ц |
x-20
|
ц ш |
ж и | Ц |
x+52
| - | Ц |
x-20
|
ц ш | =x+52-(x-20)=72 |
Ответ:
Ряд примеров на преобразование выражений может потребовать некоторых формул, изучавшихся на предыдущей ступени образования. Так, при решении заданий 1.1.A02, 1.1.B06 и 1.3.D02 учащийся может пользоваться формулами суммы арифметической или геометрической прогрессий (они приводятся в справочных материалах), но может решать задачу и не используя эти формулы. Часть упражнений первой главы связана с вычислениями значений выражений, содержащих корни квадратного уравнения (при этом сами корни находить не требуется). Решение таких упражнений требует применения формул Виета. При этом данное выражение (или тождественное ему выражение, полученное из данного после выполнения некоторых преобразований: приведения дробей к общему знаменателю, сокращения дробей, разложения на множители и т.п.) следует записать как выражение от суммы корней данного квадратного уравнения и их произведения. При повторении теоремы Виета целесообразно обратить внимание учащихся на следующие формулы и преобразования:
|
|
|
(здесь x1 и x2 – корни некоторого квадратного уравнения). Заметим, что для решения задач уровней А и В достаточно одной первой формулы, а вторая и третья формулы требуются только для решения задач уровня С. Примеры на вычисление, связанные с теоремой Виета, подбирались так, чтобы квадратные трехчлены, рассматриваемые в них, имели корни. Тем не менее, следует обратить внимание учащихся на то, что при решении подобных задач (например, на вступительном экзамене в вуз) необходимо, вообще говоря, проверить выполнение условия существования действительных корней, сравнив с нулем дискриминант уравнения. Отсутствие же такой проверки в тексте работы выпускного экзамена не должно служить основанием для снижения оценки. Рассмотрим решения упражнений 1.1.A06 а), 1.1.B03 б), 1.1.B12 б), 1.1.C06 а), 1.1.C07 б), 1.1.C12 б).
5-2u
| + |
5+4v
|
Решение. Найдем дискриминант D данного уравнения: D=22-4·5·(-4)=84.
u+v=- |
2
|
uv=- |
4
|
5-2u
| + |
5+4v
|
5-2u
| + |
5+4v
| = |
5(u+v)
| +2 |
5-2u
| + |
5+4v
| = |
| +2= |
9
|
Ответ:
9
|
3x2-4x- | Ц |
10
| =0 |
u3v2-u2v3
|
Решение. Найдем дискриминант D данного уравнения:
D=(-4)2-4·3· |
ж и | - | Ц |
10
|
ц ш | =16+12 | Ц |
10
|
u3v2-u2v3
|
u3v2-u2v3
| = |
u2v2(u-v)
| = |
(uv)2
|
u+v= |
4
|
uv=- |
|
u3v2-u2v3
| = |
5
|
Ответ:
5
|
u
| + |
v
| +4 |
Решение. Найдем дискриминант D данного уравнения: D=62-4·2Ц6=36-8Ц6.
u
| + |
v
|
u
| + |
v
| = |
u2+v2
| = |
u2+2uv+v2-2uv
| = |
(u+v)2
| -2 |
u
| + |
v
| +4= |
(u+v)2
| +2= |
18
| +2=3Ц6+2 |
Ответ:
Решение. Дискриминант данного уравнения равен 17.
u+v=- |
5
|
uv= |
1
|
(u-v)2= |
25
| -4· |
1
| = |
17
|
|u-v|= |
|
Ответ:
|
Решение. Найдем дискриминант D данного уравнения: D=12-4Ц5·(-Ц5)=21.
u+v=- |
1
|
u4+v4= |
ж и |
1
| +2 |
ц ш |
2 | -2= |
71
|
Ответ:
71
|
p (x)= |
x2
| + |
x
| - |
13
|
q (x)=- |
x2
| + |
8x
| + |
40
|
Решение. Разложим трехчлен 8p2+7pq-q2 на множители: 8p2+7pq-q2=(8p-q)(p+q).
Ответ:
Ответы некоторых задач учащийся, проявив смекалку, может найти устно. Так, например, в примере 1.1.B07 б) произведение корней получившегося многочлена равно
2
|
Одни и те же задачи на упрощение выражений и вычисление их значений допускают решение различными способами. При этом какой-то из способов может оказаться более коротким или, как говорят, более рациональным по сравнению с другим. Так, в упражнении 1.1.C01 а) можно сначала вычислить значения выражений x3 и x2 при данном значении переменной, а затем уже найти значение многочлена P(x) в соответствующей точке. Однако, если заметить, что P(x) = (x+ 2)3 + 11, то ответ можно получить менее чем в одну строчку. При решении упражнений 1.3.B02, 1.3.C01, 1.3.D01, 1.3.D11 учащийся может руководствоваться тем, что в подобных задачах подкоренное выражение, как правило, является полным квадратом (так, например,
18±4 | Ц |
14
| = 14±4 | Ц |
14
| + 4 = ( | Ц |
14
| ±2)2 |
ж Ц |
| + |
ж Ц |
|
Copyright © 2003 МЦНМО Интернет версия |
Замечания, исправления и пожелания:
exam@mioo.ru. Заказ книги: biblio@mccme.ru. |