Книга для учителя | МЦНМО 2003 |
---|
Глава 1. Вычисления. Преобразование выражений
При повторении темы «Преобразование тригонометрических выражений» следует иметь в виду, что учащиеся должны помнить формулы, связывающие тригонометрические функции одного и того же аргумента, и формулы суммы и разности синуса и косинуса двух чисел (углов). Существуют разные точки зрения на то, какие формулы тригонометрии следует приводить в справочных материалах. Решение задач уровней А и В сборника требует применения лишь указанных выше формул (либо их прямых следствий). Знание этих формул считается обязательным для учащихся. Поэтому в справочных материалах эти формулы не приводятся. Здесь можно найти формулы преобразования суммы двух тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму (именно эти формулы хуже всего запоминаются многими учащимися, хотя их применение, как правило, затруднений не вызывает). Среди помещенных формул нет формул двойного угла, однако есть формулы половинного, являющиеся одновременно формулами понижения степени. Формулы синуса и косинуса тройного угла даже на вступительных экзаменах применяются достаточно редко (их использование предполагается лишь в нескольких задачах уровней С и D сборника). Эти формулы не требуют заучивания, а в случае необходимости обычно выводятся в ходе решения задачи (именно для того, чтобы избавить выпускника от необходимости такого вывода, эти формулы и приведены в справочнике). В справочнике отсутствуют формулы приведения, которые в процессе изучения тригонометрии, как правило, выводятся тем или иным образом, но совершенно не нуждаются в заучивании, если ученик понимает принцип их действия. Нет в справочных материалах и формулы
|
cosj = |
a
|
sinj = |
b
|
По ныне действующей программе тригонометрия практически полностью перенесена в 10 класс. Поэтому в сборнике можно найти упражнения, ранее включавшиеся в экзамен за курс девятилетней школы (например, 1.4.A01, 1.4.B04, 1.4.B09, 1.4.C08 и др.) Приведем решения нескольких примеров. Вначале рассмотрим задачи на вычисление значений тригонометрических функций одного и того же аргумента по значению одной из них.
sina = - |
15
|
35p
| < a < |
37p
|
Найдите cosa, tana,
ctg | a |
Решение. Поскольку из условия задачи следует неравенство
18p- |
p
| < a < 18p+ |
p
|
cosa = |
ж Ц |
| = |
ж Ц |
| = |
8
|
tana = |
sina
| =- |
15
| · |
17
| =- |
15
|
ctg | a = |
1
| =- |
8
|
Ответ:
cosa = |
8
| ;tana = - |
15
| ; |
ctg | a = - |
8
|
ctg | a = -4 |
7p
| < a < |
9p
|
Найдите tana, sina, cosa.
Решение.
tana = |
1
| =- |
1
|
4p- |
p
| < a < 4p+ |
p
|
sina = - |
1
| =- |
1
|
cosa = |
ctg | a·sina = -4· |
ж з и | - |
1
|
ц ч ш | = |
4
|
Ответ:
tana = - |
1
| ;sina = - |
1
| ;cosa = |
4
|
Следующая группа задач – задачи на вычисление значения некоторого тригонометрического выражения по значению другого тригонометрического выражения.
sinacosa = |
1
|
Найдите sina+cosa.
Решение. Из условия -3p < a < -2p и неравенства sinacosa > 0 следует, что точка Pa принадлежит 3-й четверти.
(cosa+sina)2=cos2a+2cosasina+sin2a = 1+2sinacosa = 1+ |
2
| = |
7
|
sina+cosa = - |
ж Ц |
|
Ответ:
- |
ж Ц |
|
Решение. Возведем обе части данного равенства в квадрат:
(3sina+3cosa)2=1Ю 9sin2a+18sinacosa+9cos2a = 1Ю9(sin2a+cos2a)+18sinacosa = 1Юsinacosa = - |
4
|
Ответ:
- |
4
|
ж Ц |
| - |
ж Ц |
|
tana = |
6
|
- |
13p
| < a < - |
11p
|
Решение.
ж Ц |
| - |
ж Ц |
| = |
ж Ц |
| - |
ж Ц |
| = |
ж Ц |
| - |
ж Ц |
| = |
ж Ц |
| - |
ж Ц |
| = |
1-sina
| - |
1+sina
| =- |
2sina
|
- |
13p
| < a < - |
11p
|
ж Ц |
| - |
ж Ц |
| =-2tana |
tana = |
6
|
- |
12
|
Ответ:
- |
12
|
|
Решение.
| = |
| = |
| =tan |
ж и |
12a
| - |
33p
|
ц ш |
tan |
12a
| = |
12
|
tan |
ж и |
12a
| - |
33p
|
ц ш | = |
| = |
| = |
| = |
1
|
Ответ:
1
|
Copyright © 2003 МЦНМО Интернет версия |
Замечания, исправления и пожелания:
exam@mioo.ru. Заказ книги: biblio@mccme.ru. |