|
В Московском Центре Непрерывного Математического Образования работает постоянный творческий семинар учителей математики.
Заседания семинара обычно проходят два раза в месяц (второй и четвертый четверг) в столовой на 1 этаже МЦНМО в 19.00.
Вопросы и заявки на доклады присылайте по электронному адресу sbelyaev(at)mccme.ru (секретарь семинара Сергей Анатольевич Беляев).
Появилось информационное сообщение о выездном семинаре учителей математики в мае 2014 года.
Двадцать шестое заседание — 10 апреля в 19.00.
- Что спрашивать на ЕГЭ по математике? Круглый стол с участием И.В.Ященко, руководителя федеральной группы разработчиков ЕГЭ по математике.
В настоящее время, по поручению Рособрнадзора, идет разработка ЕГЭ по математике следующего поколения. Разработка идет в двухуровневом формате — те, кому достаточно балла не выше 50, сдают ЕГЭ первого уровня, те, кто рассчитывает получить балл выше, — второго уровня. Предполагается, что ЕГЭ первого уровня можно будет, при желании, сдать заранее (не в июне).
На заседании будет обсуждаться содержание ЕГЭ с учетом планируемых изменений. Предполагается широкое обсуждение вопросов содержания экзамена с акцентом на содержание экзамена второго уровня. Предложения (как по структуре экзамена, так и по содержанию заданий) весьма приветствуются! В частности, интересно: 1) Что из существующего экзамена излишне? 2) Что не охватывается существующим экзаменом и это следует включить в уровневый ЕГЭ?
Видеозапись выступления И. В. Ященко:
Двадцать пятое заседание — 27 марта в 19.00. Докладчики:
- Ю. А. Блинков. Кружок по геометрии для 9-10 класса. Степень точки и инцентр. Будет рассмотрена конструкция, связанная с инцентром (центром вписанной окружности) треугольника. Многие задачи (стандартные и не очень) на данную конструкцию решаются с помощью степени точки.
- Д. Э. Шноль Задуманная программа и сложности ее реализации. Разбор конкретных заданий курсов и типичных ошибок учителей при их выполнении. Обсуждение новых материалов курсов, сделанных по результатам работы текущего года.
Двадцать четвёртое заседание — 13 марта в 19.00. Докладчик:
- П.В. Чулков. О преподавании математики ФМШ 2007 Некоторые результаты работы. Учебный план. Программы. Учебники. Практикум по решению задач. Внеклассная работа. Турниры Архимеда. Прием в школу. О квалификации учителей. Информационно-издательская деятельность. Перспективы развития.
- В.В. Трушков. Линеаризация неравенств. Многие сложные неравенства с олимпиад высокого уровня удается доказать с помощью линеаризации. Об этом и пойдет речь.
Лист с задачами В. В. Трушкова
Видеозапись выступлений:
Двадцать третье заседание — 27 февраля в 19.00. Докладчики:
- Алексей Сгибнев, Алексей Заславский и Аркадий Скопенков. Об исследовательских задачах для школьников и ММКШ. Докладчики расскажут о своем опыте занятий исследовательскими задачами со школьниками. В частности, связанном с Московской математической конференции школьников. После доклада (примерно час) планируется обсуждение (примерно полчаса), возможно, с краткими сообщениями участников семинара.
Видеозапись выступления А. Б. Скопенкова и А. А. Заславского:
Двадцать второе заседание — 13 февраля в 19.00. Докладчик:
- И. А. Кушнир. Элементы эмоциональной геометрии: рассматриваются новые авторские темы и задачи.
Видеозапись выступления И .А. Кушнира:
Двадцать первое заседание — 23 января в 19.00. Докладчик:
- Г. Б. Филипповский. Школьная геометрия: любимые авторские задачи и авторские решения.
В выступлении речь пойдёт о важных, эмоциональных авторских задачах школьной геометрии — со времён Древней Греции до наших дней. О задачах, роль которых в становлении и развитии геометрии существенна. О применении этих задач и заложенных в них идей — в дальнейшем. Будут показаны также нетривиальные авторские решения (зачастую — детские!) известных задач, ставших фольклором. Что позволяет по-иному взглянуть на хорошо знакомую задачу, а порой и обнаружить новый приём.Видеозапись выступления Г. Б. Филипповского:
Двадцатое заседание — 26 декабря в 19.00. Докладчик:
- Евгений Ширяев. Конструирование и производство в дереве наглядных моделей по математике. Для доклада подготовлены модели, составляющие оснащение лаборатории математики в Политехническом музее. Будет рассказано об особенностях изготовления некоторых из них и о занятиях, проводимых в лаборатории.
Это заседание произойдёт НЕ в МЦНМО и будет выездным.
Адрес: ул. Восточная, д. 4, корп. 1, комната 0.22 на цокольном этаже.
Аудиозапись выступления Е. Ширяева
Девятнадцатое заседание — 12 декабря в 19.00. Докладчики:
- Л.О. Рослова. Журнал «Математика» в формате ИД «Первое сентября». В выступлении будут отражены те изменения, которые происходят с учебно-методическим журналом «Математика» как части Издательского дома «Первое сентября» под влиянием меняющегося информационного пространства и современных условий профессиональной деятельности учителя.
- Д.Э. Шноль. Какими должны быть задачи школьной олимпиады по математике? краткий обзор дискуссии о целевой аудитории и содержании школьной олимпиады по математике, проходившей в мае 2013 года; принципы, по которым был сделан вариант 2013 года; особенности варианта, что удалось сделать, а что не удалось.
- А.Д. Блинков. Какими должны быть задачи окружной олимпиады по математике? Предполагается обсудить принципы составления заданий для кружной олимпиады, их доступность и уровень трудности (на примере заданий этого года).
Аудиозаписи выступлений Л. О. Рословой, Д. Э. Шноля и А. Д. Блинкова.
Восемнадцатое заседание — 28 ноября в 19.00. Докладчики — преподаватели ФТШ из Санкт-Петербурга:
- В.А Рыжик. О преподавании геометрии в лицее "Физико-техническая школа".
- К.М. Столбов. О содержании и стиле изложения курса алгебры в 8-9 классах. (по мотивам книги О.А. Иванова, Т.Ю. Ивановой и К.М. Столбова Углублённое повторение курса алгебры в 9 классе).
В начале своего выступления планируется немного (минут 10) рассказать про ФТШ и её идеологию.Аудиозаписи выступления В. А. Рыжика и К. М. Столбова.
Презентация доклада о ФТШ,
Тезисы В. А. Рыжика
Семнадцатое заседание — 14 ноября в 19.00. Докладчики:
- Д.В. Швецов. Геометрические сюжеты. Будет рассказано о трёх геометрических сюжетах:
По каждому сюжету будут озвучены основные идеи и показаны наиболее яркие примеры.
- Неожиданное подобие.
- Прямая Симсона в олимпиадной геометрии.
- Точка как окружность.
- С.М. Крачковский. Задача меняет облики или многообразие визуальных образов математических объектов Многие математические понятия и задачи допускают целый спектр интересных и эффектных способов своего графического, образного восприятия. Нередко эти способы значительно отличаются друг на друга — как идейно, так и визуально. В докладе планируется:
- Рассмотреть ряд алгебраических задач, решаемых графически многими способами и выяснить, что добавляет каждое новое решение в общее восприятие задачи.
- Продемонстрировать, как может меняться смысловое и зрительное восприятие геометрических задач и фактов при смене размерности пространства, наличии неоднозначности в условии, переформулировке задачи, "перефокусировке" взгляда на один и тот же чертеж, использовании различных дополнительных построений, разных систем координат, малых шевелениях конфигурации, введении цвета и т.д.
- Обсудить некоторые общекультурные и философские аспекты данного вопроса.
Аудиозапись выступления С.М. Крачковского и Д.В. Шевцова.
(см. также Его страница на Geometry.ru, Точка как окружность)
Шестнадцатое заседание — 24 октября в 19.00. Докладчики:
- А.И. Сгибнев. Исследовательские задачи для начинающих. В течение 10 лет в школе "Интеллектуал" успешно применяется нетрадиционный жанр задач — учебно-исследовательские. Они дают дополнительные возможности математического развития школьников разного возраста и уровня. Будет рассказано, что это за задачи и как их применять.
- Г.Б. Шабат. Задачи. Проекты. Темы. Будет кратко рассказано о беззадачных формах работы со школьниками. Докладчик попытается защитить следующий тезис: проектная и тематическая работа лучше определяет перспективность профессиональных занятий математикой, чем решение задач. Будут приведены примеры проектов и тем, связанных с двумерной и трёхмерной топологией, частотным анализом, дискретной дифференциальной геометрией. Возможно, удастся затронуть междисциплинарные проекты.
Аудиозапись выступления Г.Б. Шабата. и А.И. Сгибнева
Пятнадцатое заседание — 10 октября в 19.00. Докладчики:
- А.К. Ковальджи. Как правильно учиться и как проверять понимание. В докладе будут обсуждаться следующие вопросы.
- Как объяснить детям, зачем и чему они учатся? Что такое правильно учиться?
- Как построить занятия, чтобы дети учились для себя?
- Что такое понимание и как его проверить?
- Как отвечать на трудные вопросы учеников?
- А.Д. Блинков. Избранные задания творческих конкурсов учителей математики в Дагестане и Казахстане.
Аудиозапись выступлений А.К. Ковальджи и А.Д. Блинкова
Материалы прошлых семинаров (включая аудио- и видеозаписи, расшифровки докладов, презентации) смотрите на странице 2012/2013 года.