Время на осмотр: два дня.
Зачем ехать на Тумскую железную дорогу:
1. Остатки старинной Мещерской магистрали, представляющие, правда, в первую очередь исторический интерес.
2. Узкоколейная железная дорога Тума - Голованова Дача: ближайшая к Москве узкоколейка с
регулярным пассажирским сообщением.
3. Природа Мещерской равнины.
4. Деревня Голованово — одна из самых глухих деревень Европейской России, где все еще жив национальный
костюм.
5. Исторические достопримечательности населенных пунктов, расположенных вдоль Мещерской магистрали:
Рязани, Солотчи, Гусь-Хрустального, Владимира.
Ориентация: Тумская железная дорога делится на 3 части.
Первая — это участок Рязань-Пристань - Солодча - Спас-Клепики - Тумская, в настоящее
время (с 1980—1990-х годов) почти полностью (от Рязани до Гуреевского) ликвидированный
и разобранный. Отмеченные на
многих картах узкоколейные пути за последние двадцать лет исчезли, и теперь можно видеть
лишь остатки шпал, насыпи, станционные здания.
Второй участок, Гуреевский - Голованова Дача, изначально был лишь ответвлением от Мещерской магистрали,
предназначенным для вывоза леса. Однако в настоящее время, в связи с тем, что деревня Голованово
(конечный пункт) не имеет никакой иной связи с внешним миром, этот участок представляет собой
настоящую действующую узкоколейку. Впрочем, постоянно имеется угроза строительства автомобильной дороги,
поэтому, возможно,
узкоколейка доживает последние месяцы. Для удобства мы расскажем о нем вместе с участком Тумская - Гуреевский
— это все, что осталось от узкоколейки.
Третий участок, Тумская - Курлово - Гусь-Хрустальный - Владимир, еще до войны был перешит на
широкую колею. Однако дорога до сих пор не электрифицирована, и ее пути, станции и подвижной состав
по-прежнему представляют определенный интерес.
Таким образом, центром всей это системы является поселок городского типа Тума в Клепиковском
районе Рязанской области, а конечными пунктами — Рязань и Владимир. В целом на то,
чтобы преодолеть путь от Владимира до Рязани (или в обратном направлении), осмотрев
все объекты, связанные с Тумской УЖД, требуется около двух дней.
Остатки станции Криуша. Фото: Дмитрий Фокин
Участок Рязань-Пристань - Солодча - Спас-Клепики - Тума.
Как уже было сказано, в настоящее время этот участок (до Гуреевского) полностью ликвидирован,
и от него остались лишь кое-какие следы. Пожалуй, путешествие по остаткам этой дороги можно порекомендовать
лишь ценителям железнодорожного наследия. Если вы к таковым не относитесь, можно смело начинать
(или заканчивать) путешествие прямо в Туме.
Перегон Рязань-Пристань - Солодча, через деревню Варские,
в настоящее время исчез бесследно. Рельсы разобраны еще в 80-е годы, насыпи оплыли и заросли.
Во многих местах невозможно определить даже расположение бывших путей. На бывшей станции Рязань-Шумошь
сохранилась насыпь, между Шумошью и Варскими можно найти
шпалы (рельсы там лежали еще в 1994 году),
между Варскими и Солодчей также есть протяженные
участки с хорошо сохранившейся насыпью. В Варских
видны следы от путей, можно посчитать их количество. Уцелел
автомобильный переезд на подходах к Солодче, где два
слегка изогнутых рельса (на расстоянии 750мм друг от друга) так и остались встроенными
в асфальтовую дорогу. Впрочем, и они исчезнут после первого же ремонта дороги.
Станция Солодча располагалась в поселке городского типа
Солотча в 20 километрах севернее Рязани. Почему названия не совпадают всего на одну букву,
до сих пор никому выяснить не удавалось, но сама по себе Солотча представляет интерес для
"традиционных" туристов, так как здесь расположен Солотчинский
Рождественский монастырь
(примечательный двумя весьма интересными церквями XVII века —
Рождественской и Духовской,
архитектором которых был Яков Бухвостов), и дом Пожалостина,
в котором останавливался Константин
Георгиевич Паустовский. От узкоколейных путей в Солодче сохранились
насыпи и просеки в
лесах, а так же деревянное здание вокзала.
Здесь можно прочесть статью
о Солотче на нашем сайте.
Пути далее на север от Солодчи были разобраны относительно недавно, и вся узкоколейная
линия отмечена на карте. Здесь начинаются непроходимые леса
Мещерской равнины, но от узкоколейки осталась довольно широкая, постепенно
зарастающая просека с остатками насыпи.
На полпути между Солодчей и Спас-Клепиками ранее располагалась станция
Криуша. Здесь сохранилось деревянное здание вокзала, в
настоящее время превращенное в частный дом. Тем не менее, хотя в вокзале теперь живут, над
входом уцелела табличка "Станция Криуша. Горьк. ж.д.".
Станция Болонь примечательна тем, что здесь Мещерская магистраль
пересекалась с Рязановской узкоколейной железной дорогой (УЖД), принадлежащей Шатурскому (по другим
данным, Радовицкому) торфопредприятию,
то есть здесь встречаются рязанские и московские УЖД. Со стороны Рязановского бывшую
Мещерскую магистраль пересекает ширококолейная дорога, уходящая в деревню Пилево, где находятся
действующие торфоразработки с узкоколейными линиями.
Спас-Клепики ранее были одной из главных станций на Тумской УЖД,
а сейчас это самый маленький в Рязанской области город (6.7 тысяч жителей), районный центр,
которому подчинена и собственно Тума. В Спас-Клепиках до последнего времени сохранялся
вокзал, но был недавно снесен. Рядом с местом его расположения находится
железнодорожная
насыпь с остатками шпал. По этим шпалам можно проследить, что когда-то здесь было 3-4 пути.
Ранее достопримечательностью Спас-Клепиков был деревянный мост через реку Пра, самый длинный
из мостов Тумской ЖД, однако после ликвидации узкоколейки мост постепенно гнил и ветшал,
и в 2003 году был разрушен паводком. Сейчас можно увидеть лишь остатки опор
моста.
Наконец, в 30 километрах восточнее Спас-Клепиков располагается "столица" Мещерской
магистрали — поселок городского типа Тума и связанная
с ним станция Тумская. Поселок по населению (6.5 тыс. жителей) сравним с районным центром,
и в Туме также имеется Троицкая церковь. Однако наибольший
интерес представляет все-таки станция Тумская. Здесь сохранилось
собственно здание вокзала (каменное, для пассажиров закрыто),
несколько путей широкой колеи (так как сейчас Тумская — тупиковая станция), причем не
электрифицированных, и, несколько в стороне — узкоколейный путь.
Расположение колей 1520 и 750 мм рядом производит необычное впечатление: нормальная колея кажется
неправдоподобно гигантской, а узкая — даже какой-то трогательной. На боковых путях можно видеть
узкоколейный вагон-снегоочиститель. Узкоколейный путь мимо
водонапорной башни ведет в депо,
большую часть времени закрытое. Отсюда начинаются пути во Владимир и на Голованову Дачу.
Транспорт: так как на этом участке нет железных дорог,
перемещение возможно только по автодороге. От Рязани до Солотчи (с автовокзала Приокский)
ходят маршрутки (интервал около 20 минут), до Спас-Клепиков и Тумы можно доехать как на прямых,
так и на проходящих (на Касимов, Владимир, Нижний Новгород) автобусах с автовокзала Центральный
(но нельзя из Солотчи! — весь транспорт идет по новой объездной, не заходящей в Солотчу).
В целом трудностей с транспортом здесь возникнуть не должно. Автомобильная дорога проходит через все
пункты бывшей узкоколейки (новая автодорога обходит Солотчу) и является непосредственной
причиной исчезновения последней.
Участок Тумская - Гуреевский - Голованова Дача.
Собственно, этот участок является для большинства путешественников ключевым в Мещерской
магистрали, хотя от самой магистрали остался лишь перегон от Тумской до Гуреевского, а
часть от Гуреевского до Головановой Дачи
когда-то была лишь боковым ответвлением, по которому из глубины Мещеры
вывозился лес. Однако сейчас это последний "первозданный" участок Тумской железной дороги,
действующая узкоколейка. Небольшая однопутная ветка, протяженностью всего около 30 километров,
заканчивается в самом сердце Мещеры, в глухой деревне Голованово, и является на данный момент
единственной дорогой, связующей Голованово с внешним миром. Однако в последние годы, по всей видимости, было принято
решение о строительстве в Голованово автомобильной дороги, которая, конечно же (как произошло с
участком Солодча - Тума), должна уничтожить узкоколейку. Это может случиться, по
некоторым данным, в первой половине 2007 года.
Поэтому если Вы хотите побывать на Тумской узкоколейке, торопитесь. В скором времени, чтобы
прокатиться по настоящей УКЖД, может понадобиться ехать в лесопильные поселки Кировской области,
кавказский Апшеронск или уральский Алапаевск. Пока же такая возможность у вас есть в
Рязанской области, в пяти часах пути от Москвы.
Первой достопримечательностью Тумской УЖД можно считать подвижной
состав. Курсирующий по линии единственный поезд состоит из тепловоза ТУ7А-2879,
покрашенного в ярко-красный цвет, и одного вагона. Узкоколейный вагон по размеру уступает
трамваю или автобусу, и кажется очень тесным: здесь всего 40 сидячих мест (все жесткие),
и почти негде встать между ними. Кроме того, вагон довольно грязен, давно не ремонтировался,
а ночью не освещен. Средняя скорость поезда на Тумской узкоколейке — 15-20 км/ч,
но любопытная особенность в том, что поезд работает как маршрутное такси: останавливается в
любом месте на линии по просьбе пассажиров (для этого нужно высунуться в дверь и крикнуть
машинисту), или, наоборот, чтобы забрать кого-то. Скорость поезда часто бывает настолько
небольшой, что из вагона можно выпрыгнуть на ходу без малейшего риска для жизни, или, наоборот,
на ходу залезть. Поэтому поезд не только доставляет пассажиров в Голованову Дачу, а еще и
развозит по мещерскому лесу грибников и ягодников, из-за которых летом вагон бывает переполнен.
Кстати, если попросить машиниста, вам могут позволить ехать не в вагоне, а на самом тепловозе.
Перегон Курша-Голованова Дача. Фото: Александр Малянов
Линия на Голованову Дачу на всем своем протяжении однопутная
и давно не ремонтировавшаяся: рельсы хотя и уложены в 70-х годах, выглядят
так, будто их не меняли с 30-х годов, местами
проржавели, между шпалами растет густая трава, над линией смыкаются кроны деревьев, а по стеклам
поезда скользят ветки — просека выглядит неправдоподобно узкой, и кажется удивительным,
что поезд вообще здесь проходит. Скорость на дороге ограничена 15-ю километрами в час,
за путями следят, иногда меняют шпалы. Все мосты отремонтированы.
На линии сохранились километровые столбы, да несколько коротких
деревянных мостов через ручьи.
В Тумской садиться в поезд лучше непосредственно у выезда из депо, хотя основная посадка
дальше — около водонапорной башни. Первая после Тумы станция —
Гуреевский, причем этот участок сохранился от собственно
Мещерской магистрали, и Гуреевский находится несколько дальше от Тумы, чем ответвление на
Голованову Дачу. Поэтому здесь действует разъезд: тепловоз
отцепляется от вагона, объезжает его, и подцепляется с противоположной стороны. Вокзал
закрыт и превращен в жилой дом, но табличка "Гуреевский. Горьк. Ж.д." сохранилась. Также рядом
со станцией сохранился колодец с воротом. В Гуреевском поезд
стоит около 15 минут, далее все остановки по требованию. После Гуреевского поезд уходит вглубь
Мещерских лесов, и эти леса сами по себе являются достопримечательностью
линии. Хотя сосново-березовый лес здесь вторичен, из-за отсутствия
хозяйственной деятельности и чистоты воздуха выглядит он почти первозданным: с непроходимым
подлеском, зарослями папоротника, густыми еловыми чащами и огромным количеством грибов
(которые видны прямо с поезда) и ягод — в первую очередь черники. Иногда лес прерывается
и начинаются болота. Впрочем, болота здесь проходимы и безопасны,
очень богаты ягодами, а кроме того, на болотах можно увидеть журавлей. Вообще, в
Мещерских лесах обитают многие виды животных, характерных для Центральной России,
и, среди прочего, здесь в больших количествах водится выхухоль. Промежуточная станция
Курша практически полностью уничтожена, сохранились
фундамент здания вокзала и след второго пути, а также
просека, по которой до войны уходила примыкавшая узкоколейная ветка
на станцию Курша-2. Конечная станция на линии —
Голованова Дача, где находятся
разъезд-треугольник и заколоченный досками, довольно
крупный для узкоколейки, деревянный вокзал.
Однако наибольший интерес представляет не столько разъезд, сколько сама деревня:
Голованово, или, как называют ее местные, Головановка. В
Голованово по-прежнему не ведут автомобильные дороги (грунтовые дороги есть, но они не всегда
проходимы), поэтому деревня почти не изменилась
с тех времен, когда строили узкоколейку. Деревня все еще застроена огромными
избами и могла бы служить полноценным музеем деревянного зодчества.
Здесь, если повезет, можно увидеть старушек в настоящих народных костюмах, почти таких же, какие показывают
на фольклорных концертах, но только являющихся повседневной одеждой. Весь транспорт
в деревне — два трактора и УАЗ, и вообще, в деревне нет почти ничего из того,
что дал человечеству двадцатый век (разве что телевизионные антенны). Однако подобная глушь
делает условья жизни в деревне катастрофическими: здесь нет магазина (продукты дважды в неделю
завозятся на УАЗе), нет больницы, и если с кем-то случится, например, инфаркт, во вторник или
субботу — его никак не спасти. Местные жители утверждают, что автодорогу к ним не проведут
никогда, а узкоколейка все равно будет закрыта — и тогда Голованово полностью утратит связь
с внешним миром.
Вообще, что касается перспектив Тумской узкоколейки, то ясного ответа на вопрос "Сколько просуществует
дорога?" не дают даже сами машинисты. Кто-то говорит, что узкоколейку закроют зимой-весной,
кто-то — что не закроют, пока нет автомобильной дороги, кто-то — что глава райадминистрации
пообещал сохранить УКЖД до тех пор, пока он у власти. К слову, на линии остался всего один машинист,
и после его выхода на пенсию водить поезд по Тумской узкоколейке будет уже попросту некому.
Расписание. Поезд ходит в Голованову Дачу два дня в неделю:
в пятницу и понедельник. В оба дня выполняется по два рейса.
Ночной рейс: выходит из Тумы в 2:00, обратно из Головановой Дачи в 5:00, возвращается в Туму в 7:00.
Дневной рейс: выходит из Тумы в 14:00, обратно из Головановой Дачи в 17:00, возвращается в Туму в 19:00.
Если поспешить, с дневного поезда возможно успеть на последний автобус в Рязань.
Проезд от Тумы до Головановой Дачи — 25 рублей (сентябрь 2006).
Учтите, что поезд иногда отменяют.
Участок Тумская - Курлово - Гусь-Хрустальный - Владимир.
Последний, самый протяженный участок Мещерской магистрали был перешит на широкую колею еще до войны,
и сейчас представляет интерес лишь в силу некоторых особенностей. Так, линия здесь не
электрифицирована, но по ней курсирует поезд Владимир - Тумская, который
тащит тепловоз, и который состоит из 4-5 сидячих вагонов. Линия проходит
через Мещерские леса, через Великодворский, Курловский и
Гусь-Хрустальный. На большинстве станций еще стоят деревянные вокзалы с
низкими платформами (единственная высокая — в Гусь-Хрустальном).
Линия проходит по местам торфоразработок, поэтому наблюдаются большие скопления
торфовозных вагонов. Около Комиссаровки к железной дороге примыкает
Гусевская узкоколейная система (Мезиновский - Комиссаровка), о которой мы расскажем отдельно.
Там построена многопутная узкоколейная станция для перегрузки торфа
(вывезенного с Мезиновского месторождения) с УЖД на широкую колею.
Расписание. Поезд ходит ежедневно.
Из Тумы во Владимир в 2:31, 5:53, 15:35
Из Владимира в Туму: 8:50, 17:00, 20:50
В пути 4.5 часа.
Конечная станция на линии, да и на всей Мещерской магистрали — вокзал во
Владимире, на левом берегу Клязьмы, то есть уже за пределами
Мещеры. В память о существовавшей здесь когда-то железной дороге, одной из самых своеобразных
и красивых железных дорог России, во Владимире на вокзале создан небольшой
музей, где выставлены узкоколейные паровоз,
пассажирский и товарный вагоны. Рядом с ширококолейной техникой все они смотрятся почти что игрушками.
|