К описаниям 33rus 62rus Замечания English
Владимирская область — 33rus
Рязанская область — 62rus

ТУМСКАЯ железная дорога 3

 Общие сведения

Станция Гуреевский, снегоочиститель.
            Фото: Дмитрий Фокин

Станция Гуреевский, снегоочиститель.
Фото: Дмитрий Фокин

30 июня 2011 года со стороны Гуреевского началась разборка железной дороги, так что в ближайшее время эта страница превратится в мемориальную.

Тумская железная дорога (она же Мещерская магистраль) — существовавшая в XX веке узкоколейная железнодорожная линия, связывавшая Рязань и Владимир, и пересекавшая всю Мещерскую равнину от Оки до Клязьмы. Тумская дорога изначально была ориентирована не только на перевозку грузов (в частности, торфа, добываемого в Ласково), но и на пассажирские перевозки. В настоящее время Мещерская магистраль практически исчезла, но все же отдельные ее участки в Рязанской и Владимирской областях представляют значительный интерес. Линия от Тумской до Головановой Дачи — единственная узкоколейная железная дорога с пассажирским движением в подчинении ОАО "РЖД".

Про то, что такое УЖД, и чем она отличается от широкой колеи, смотрите на нашем сайте на странице УЖД Мещеры.

В 1894 году начала действовать первая в Рязанской Мещере узкоколейка Ока - Солотча - Пенкино, использовавшаяся для вывозки леса. Затем ее разобрали, и при существенном противодействии местного населения построили Рязанско-Тумскую узкоколейку. Ее открыли в 1899 году, а в 1901 году продлили до Владимира (Рязанско-Владимирская дорога). Ветка на Голованову дачу была открыта в 1927 году. В 1920-х или 1930-х годах (точная дата дискутируется) участок от Владимира до Тумской перешили на широкую колею.

Вплоть до 1970-х годов Владимирско-Рязанская линия была фактически единственным транспортным путем, пересекавшим Мещеру в меридиональном направлении. Она обеспечивала связь городов и деревень с областными центрами (Рязанью и Владимиром), возила пассажиров и грузы. Все изменилось с постройкой автомобильного моста через Оку и открытием дороги от Рязани на Спас-Клепики. Узкоколейка, заканчивающаяся на левом берегу Оки (железнодорожный мост через Оку никогда не был построен), не идущая в городской центр, не имела никаких шансов выдержать конкуренцию с автомобильной дорогой. Пассажирское движение от Рязани до Тумы прекратилось в начале 1980-х годов, а затем умерло и грузовое. Последний рабочий поезд пришел в Спас-Клепики ровно через сто лет после открытия дороги — в 1999 году. Затем начали разбирать участок от Рязани до Тумы. Как всегда, с этим справились гораздо быстрее, чем за сто лет до этого с его строительством.

В настоящее время от всей узкоколейки осталось только участок от Тумской до Гуреевского (последний остаток участка Тумская - Рязань) и боковое ответвление от Гуреевского до Головановой Дачи. Оно еще живо только потому, что в Голованове нет никаких круглогодичных дорог — УЖД является единственной связью деревни с внешним миром. Уже не первый год ведутся разговоры о строительстве дороги в Голованово. Для Тумской УЖД это будет означать смерть — мы привыкли, что сохранение памятников, тем более памятников технической культуры, в России интересует только группки энтузиастов. Недавнее бессмысленное уничтожение карьерных экскаваторов в Лопатинских карьерах или самолета Ту-114 группой Ист-Лайн в аэропорту Домодедово — лишь два из многих печальных тому примеров. В любой цивилизованной стране узкоколейку бы сохранили, пустили бы по ней восстановленный туристический поезд, быть может, даже с паровозной тягой, и привлекали бы толпы туристов. А у нас остается лишь гадать, будет ли ветка закрыта в следующем году или через год. Письма протеста против будущего закрытия УЖД следует писать по следующим адресам:

  • Министерство транспорта РФ: 109012, Москва, Рождественка, д.1, стр.1
  • Федеральное агентство железнодорожного транспорта: 105063, Москва, Старая Басманная, 11
  • ОАО «РЖД»: Москва, Новая Басманная, д.2
При этом надо иметь в виду, что пока никакого решения о закрытии нет, вы получите стандартный ответ, что закрытие не планируется.

 Что смотреть

Время на осмотр: два дня.

Зачем ехать на Тумскую железную дорогу:
1. Остатки старинной Мещерской магистрали, представляющие, правда, в первую очередь исторический интерес.
2. Узкоколейная железная дорога Тума - Голованова Дача: ближайшая к Москве узкоколейка с регулярным пассажирским сообщением.
3. Природа Мещерской равнины.
4. Деревня Голованово — одна из самых глухих деревень Европейской России, где все еще жив национальный костюм.
5. Исторические достопримечательности населенных пунктов, расположенных вдоль Мещерской магистрали: Рязани, Солотчи, Гусь-Хрустального, Владимира.

Ориентация: Тумская железная дорога делится на 3 части.

Первая — это участок Рязань-Пристань - Солодча - Спас-Клепики - Тумская, в настоящее время (с 1980—1990-х годов) почти полностью (от Рязани до Гуреевского) ликвидированный и разобранный. Отмеченные на многих картах узкоколейные пути за последние двадцать лет исчезли, и теперь можно видеть лишь остатки шпал, насыпи, станционные здания.

Второй участок, Гуреевский - Голованова Дача, изначально был лишь ответвлением от Мещерской магистрали, предназначенным для вывоза леса. Однако в настоящее время, в связи с тем, что деревня Голованово (конечный пункт) не имеет никакой иной связи с внешним миром, этот участок представляет собой настоящую действующую узкоколейку. Впрочем, постоянно имеется угроза строительства автомобильной дороги, поэтому, возможно, узкоколейка доживает последние месяцы. Для удобства мы расскажем о нем вместе с участком Тумская - Гуреевский — это все, что осталось от узкоколейки.

Третий участок, Тумская - Курлово - Гусь-Хрустальный - Владимир, еще до войны был перешит на широкую колею. Однако дорога до сих пор не электрифицирована, и ее пути, станции и подвижной состав по-прежнему представляют определенный интерес.

Таким образом, центром всей это системы является поселок городского типа Тума в Клепиковском районе Рязанской области, а конечными пунктами — Рязань и Владимир. В целом на то, чтобы преодолеть путь от Владимира до Рязани (или в обратном направлении), осмотрев все объекты, связанные с Тумской УЖД, требуется около двух дней.

Остатки станции Криуша.
            Фото: Дмитрий Фокин

Остатки станции Криуша.
Фото: Дмитрий Фокин

Участок Рязань-Пристань - Солодча - Спас-Клепики - Тума.

Как уже было сказано, в настоящее время этот участок (до Гуреевского) полностью ликвидирован, и от него остались лишь кое-какие следы. Пожалуй, путешествие по остаткам этой дороги можно порекомендовать лишь ценителям железнодорожного наследия. Если вы к таковым не относитесь, можно смело начинать (или заканчивать) путешествие прямо в Туме.

Перегон Рязань-Пристань - Солодча, через деревню Варские, в настоящее время исчез бесследно. Рельсы разобраны еще в 80-е годы, насыпи оплыли и заросли. Во многих местах невозможно определить даже расположение бывших путей. На бывшей станции Рязань-Шумошь сохранилась насыпь, между Шумошью и Варскими можно найти шпалы (рельсы там лежали еще в 1994 году), между Варскими и Солодчей также есть протяженные участки с хорошо сохранившейся насыпью. В Варских видны следы от путей, можно посчитать их количество. Уцелел автомобильный переезд на подходах к Солодче, где два слегка изогнутых рельса (на расстоянии 750мм друг от друга) так и остались встроенными в асфальтовую дорогу. Впрочем, и они исчезнут после первого же ремонта дороги.

Станция Солодча располагалась в поселке городского типа Солотча в 20 километрах севернее Рязани. Почему названия не совпадают всего на одну букву, до сих пор никому выяснить не удавалось, но сама по себе Солотча представляет интерес для "традиционных" туристов, так как здесь расположен Солотчинский Рождественский монастырь (примечательный двумя весьма интересными церквями XVII века — Рождественской и Духовской, архитектором которых был Яков Бухвостов), и дом Пожалостина, в котором останавливался Константин Георгиевич Паустовский. От узкоколейных путей в Солодче сохранились насыпи и просеки в лесах, а так же деревянное здание вокзала. Здесь можно прочесть статью о Солотче на нашем сайте.

Пути далее на север от Солодчи были разобраны относительно недавно, и вся узкоколейная линия отмечена на карте. Здесь начинаются непроходимые леса Мещерской равнины, но от узкоколейки осталась довольно широкая, постепенно зарастающая просека с остатками насыпи.

На полпути между Солодчей и Спас-Клепиками ранее располагалась станция Криуша. Здесь сохранилось деревянное здание вокзала, в настоящее время превращенное в частный дом. Тем не менее, хотя в вокзале теперь живут, над входом уцелела табличка "Станция Криуша. Горьк. ж.д.".

Станция Болонь примечательна тем, что здесь Мещерская магистраль пересекалась с Рязановской узкоколейной железной дорогой (УЖД), принадлежащей Шатурскому (по другим данным, Радовицкому) торфопредприятию, то есть здесь встречаются рязанские и московские УЖД. Со стороны Рязановского бывшую Мещерскую магистраль пересекает ширококолейная дорога, уходящая в деревню Пилево, где находятся действующие торфоразработки с узкоколейными линиями.

Спас-Клепики ранее были одной из главных станций на Тумской УЖД, а сейчас это самый маленький в Рязанской области город (6.7 тысяч жителей), районный центр, которому подчинена и собственно Тума. В Спас-Клепиках до последнего времени сохранялся вокзал, но был недавно снесен. Рядом с местом его расположения находится железнодорожная насыпь с остатками шпал. По этим шпалам можно проследить, что когда-то здесь было 3-4 пути. Ранее достопримечательностью Спас-Клепиков был деревянный мост через реку Пра, самый длинный из мостов Тумской ЖД, однако после ликвидации узкоколейки мост постепенно гнил и ветшал, и в 2003 году был разрушен паводком. Сейчас можно увидеть лишь остатки опор моста.

Наконец, в 30 километрах восточнее Спас-Клепиков располагается "столица" Мещерской магистрали — поселок городского типа Тума и связанная с ним станция Тумская. Поселок по населению (6.5 тыс. жителей) сравним с районным центром, и в Туме также имеется Троицкая церковь. Однако наибольший интерес представляет все-таки станция Тумская. Здесь сохранилось собственно здание вокзала (каменное, для пассажиров закрыто), несколько путей широкой колеи (так как сейчас Тумская — тупиковая станция), причем не электрифицированных, и, несколько в стороне — узкоколейный путь. Расположение колей 1520 и 750 мм рядом производит необычное впечатление: нормальная колея кажется неправдоподобно гигантской, а узкая — даже какой-то трогательной. На боковых путях можно видеть узкоколейный вагон-снегоочиститель. Узкоколейный путь мимо водонапорной башни ведет в депо, большую часть времени закрытое. Отсюда начинаются пути во Владимир и на Голованову Дачу.

Транспорт: так как на этом участке нет железных дорог, перемещение возможно только по автодороге. От Рязани до Солотчи (с автовокзала Приокский) ходят маршрутки (интервал около 20 минут), до Спас-Клепиков и Тумы можно доехать как на прямых, так и на проходящих (на Касимов, Владимир, Нижний Новгород) автобусах с автовокзала Центральный (но нельзя из Солотчи! — весь транспорт идет по новой объездной, не заходящей в Солотчу). В целом трудностей с транспортом здесь возникнуть не должно. Автомобильная дорога проходит через все пункты бывшей узкоколейки (новая автодорога обходит Солотчу) и является непосредственной причиной исчезновения последней.

Участок Тумская - Гуреевский - Голованова Дача.

Собственно, этот участок является для большинства путешественников ключевым в Мещерской магистрали, хотя от самой магистрали остался лишь перегон от Тумской до Гуреевского, а часть от Гуреевского до Головановой Дачи когда-то была лишь боковым ответвлением, по которому из глубины Мещеры вывозился лес. Однако сейчас это последний "первозданный" участок Тумской железной дороги, действующая узкоколейка. Небольшая однопутная ветка, протяженностью всего около 30 километров, заканчивается в самом сердце Мещеры, в глухой деревне Голованово, и является на данный момент единственной дорогой, связующей Голованово с внешним миром. Однако в последние годы, по всей видимости, было принято решение о строительстве в Голованово автомобильной дороги, которая, конечно же (как произошло с участком Солодча - Тума), должна уничтожить узкоколейку. Это может случиться, по некоторым данным, в первой половине 2007 года.

Поэтому если Вы хотите побывать на Тумской узкоколейке, торопитесь. В скором времени, чтобы прокатиться по настоящей УКЖД, может понадобиться ехать в лесопильные поселки Кировской области, кавказский Апшеронск или уральский Алапаевск. Пока же такая возможность у вас есть в Рязанской области, в пяти часах пути от Москвы.

Первой достопримечательностью Тумской УЖД можно считать подвижной состав. Курсирующий по линии единственный поезд состоит из тепловоза ТУ7А-2879, покрашенного в ярко-красный цвет, и одного вагона. Узкоколейный вагон по размеру уступает трамваю или автобусу, и кажется очень тесным: здесь всего 40 сидячих мест (все жесткие), и почти негде встать между ними. Кроме того, вагон довольно грязен, давно не ремонтировался, а ночью не освещен. Средняя скорость поезда на Тумской узкоколейке — 15-20 км/ч, но любопытная особенность в том, что поезд работает как маршрутное такси: останавливается в любом месте на линии по просьбе пассажиров (для этого нужно высунуться в дверь и крикнуть машинисту), или, наоборот, чтобы забрать кого-то. Скорость поезда часто бывает настолько небольшой, что из вагона можно выпрыгнуть на ходу без малейшего риска для жизни, или, наоборот, на ходу залезть. Поэтому поезд не только доставляет пассажиров в Голованову Дачу, а еще и развозит по мещерскому лесу грибников и ягодников, из-за которых летом вагон бывает переполнен. Кстати, если попросить машиниста, вам могут позволить ехать не в вагоне, а на самом тепловозе.

Перегон Курша-Голованова Дача.
            Фото: Александр Малянов

Перегон Курша-Голованова Дача.
Фото: Александр Малянов

Линия на Голованову Дачу на всем своем протяжении однопутная и давно не ремонтировавшаяся: рельсы хотя и уложены в 70-х годах, выглядят так, будто их не меняли с 30-х годов, местами проржавели, между шпалами растет густая трава, над линией смыкаются кроны деревьев, а по стеклам поезда скользят ветки — просека выглядит неправдоподобно узкой, и кажется удивительным, что поезд вообще здесь проходит. Скорость на дороге ограничена 15-ю километрами в час, за путями следят, иногда меняют шпалы. Все мосты отремонтированы. На линии сохранились километровые столбы, да несколько коротких деревянных мостов через ручьи.

В Тумской садиться в поезд лучше непосредственно у выезда из депо, хотя основная посадка дальше — около водонапорной башни. Первая после Тумы станция — Гуреевский, причем этот участок сохранился от собственно Мещерской магистрали, и Гуреевский находится несколько дальше от Тумы, чем ответвление на Голованову Дачу. Поэтому здесь действует разъезд: тепловоз отцепляется от вагона, объезжает его, и подцепляется с противоположной стороны. Вокзал закрыт и превращен в жилой дом, но табличка "Гуреевский. Горьк. Ж.д." сохранилась. Также рядом со станцией сохранился колодец с воротом. В Гуреевском поезд стоит около 15 минут, далее все остановки по требованию. После Гуреевского поезд уходит вглубь Мещерских лесов, и эти леса сами по себе являются достопримечательностью линии. Хотя сосново-березовый лес здесь вторичен, из-за отсутствия хозяйственной деятельности и чистоты воздуха выглядит он почти первозданным: с непроходимым подлеском, зарослями папоротника, густыми еловыми чащами и огромным количеством грибов (которые видны прямо с поезда) и ягод — в первую очередь черники. Иногда лес прерывается и начинаются болота. Впрочем, болота здесь проходимы и безопасны, очень богаты ягодами, а кроме того, на болотах можно увидеть журавлей. Вообще, в Мещерских лесах обитают многие виды животных, характерных для Центральной России, и, среди прочего, здесь в больших количествах водится выхухоль. Промежуточная станция Курша практически полностью уничтожена, сохранились фундамент здания вокзала и след второго пути, а также просека, по которой до войны уходила примыкавшая узкоколейная ветка на станцию Курша-2. Конечная станция на линии — Голованова Дача, где находятся разъезд-треугольник и заколоченный досками, довольно крупный для узкоколейки, деревянный вокзал.

Однако наибольший интерес представляет не столько разъезд, сколько сама деревня: Голованово, или, как называют ее местные, Головановка. В Голованово по-прежнему не ведут автомобильные дороги (грунтовые дороги есть, но они не всегда проходимы), поэтому деревня почти не изменилась с тех времен, когда строили узкоколейку. Деревня все еще застроена огромными избами и могла бы служить полноценным музеем деревянного зодчества. Здесь, если повезет, можно увидеть старушек в настоящих народных костюмах, почти таких же, какие показывают на фольклорных концертах, но только являющихся повседневной одеждой. Весь транспорт в деревне — два трактора и УАЗ, и вообще, в деревне нет почти ничего из того, что дал человечеству двадцатый век (разве что телевизионные антенны). Однако подобная глушь делает условья жизни в деревне катастрофическими: здесь нет магазина (продукты дважды в неделю завозятся на УАЗе), нет больницы, и если с кем-то случится, например, инфаркт, во вторник или субботу — его никак не спасти. Местные жители утверждают, что автодорогу к ним не проведут никогда, а узкоколейка все равно будет закрыта — и тогда Голованово полностью утратит связь с внешним миром.

Вообще, что касается перспектив Тумской узкоколейки, то ясного ответа на вопрос "Сколько просуществует дорога?" не дают даже сами машинисты. Кто-то говорит, что узкоколейку закроют зимой-весной, кто-то — что не закроют, пока нет автомобильной дороги, кто-то — что глава райадминистрации пообещал сохранить УКЖД до тех пор, пока он у власти. К слову, на линии остался всего один машинист, и после его выхода на пенсию водить поезд по Тумской узкоколейке будет уже попросту некому.

Расписание. Поезд ходит в Голованову Дачу два дня в неделю: в пятницу и понедельник. В оба дня выполняется по два рейса.
Ночной рейс: выходит из Тумы в 2:00, обратно из Головановой Дачи в 5:00, возвращается в Туму в 7:00.
Дневной рейс: выходит из Тумы в 14:00, обратно из Головановой Дачи в 17:00, возвращается в Туму в 19:00.
Если поспешить, с дневного поезда возможно успеть на последний автобус в Рязань.
Проезд от Тумы до Головановой Дачи — 25 рублей (сентябрь 2006).
Учтите, что поезд иногда отменяют.

Участок Тумская - Курлово - Гусь-Хрустальный - Владимир.

Последний, самый протяженный участок Мещерской магистрали был перешит на широкую колею еще до войны, и сейчас представляет интерес лишь в силу некоторых особенностей. Так, линия здесь не электрифицирована, но по ней курсирует поезд Владимир - Тумская, который тащит тепловоз, и который состоит из 4-5 сидячих вагонов. Линия проходит через Мещерские леса, через Великодворский, Курловский и Гусь-Хрустальный. На большинстве станций еще стоят деревянные вокзалы с низкими платформами (единственная высокая — в Гусь-Хрустальном). Линия проходит по местам торфоразработок, поэтому наблюдаются большие скопления торфовозных вагонов. Около Комиссаровки к железной дороге примыкает Гусевская узкоколейная система (Мезиновский - Комиссаровка), о которой мы расскажем отдельно. Там построена многопутная узкоколейная станция для перегрузки торфа (вывезенного с Мезиновского месторождения) с УЖД на широкую колею.

Расписание. Поезд ходит ежедневно.
Из Тумы во Владимир в 2:31, 5:53, 15:35
Из Владимира в Туму: 8:50, 17:00, 20:50
В пути 4.5 часа.

Конечная станция на линии, да и на всей Мещерской магистрали — вокзал во Владимире, на левом берегу Клязьмы, то есть уже за пределами Мещеры. В память о существовавшей здесь когда-то железной дороге, одной из самых своеобразных и красивых железных дорог России, во Владимире на вокзале создан небольшой музей, где выставлены узкоколейные паровоз, пассажирский и товарный вагоны. Рядом с ширококолейной техникой все они смотрятся почти что игрушками.

 Окрестности

Мещера3 — будет отдельная страница.

Рязань3 и Солотча3 — имеется отдельная страница.

Спас-Клепики1. Город, районный центр Рязанской области. Расположен на берегу реки Пры. Население 6150 (2002) — это самый маленький город в области. Координаты 55°08´ с.ш., 40°10´ в.д. Впервые упоминается как село в XVI веке в составе Московского княжества, затем в 1620 году было передано во владение некоему Григорию Кильдищеву. Название, вероятно, происходит от слов, означающих разделку рыбы, а приставка "Спас" была добавлена при строительстве в селе Спасской церкви. В XIX веке в селе имелись мыловаренный и кожевенный заводы, а в окрестностях получило большое развитие производство ваты, которое до сих пор остается важнейшим источником дохода. В 1920 году Спас-Клепики получили статус города. Кроме сооружений, связанных с разобранной Рязанско-Тумской УЖД, о которых рассказано в основной статье выше, в Спас-Клепиках сохранилась довольно симпатичная, очень целостная застройка уездного города, и весьма примитивная Спасская церковь (начало XIX века). В Спас-Клепиках три года, с 1909 по 1912, учился Сергей Александрович Есенин. Здание учительской школы на окраине города (улица Урицкого, 47) сохранилось, сейчас в нем открыт филиал Государственного музея-заповедника Сергея Есенина (телефон (49142) 2-66-66, часы работы 9:00 — 18:00, выходной понедельник).

Курша-2 — урочище в семи километрах от деревни Голованово. На этом месте в 1920-х годах был построен поселок лесорубов, а для вывоза леса была проведена узкоколейная ветка от бывшей станции Курша (расположенной между Гуреевским и Головановой Дачей). Узкоколейка позже была продолжена за Куршу-2, в Чарус. 3 августа 1936 года поселок Курша-2 был полностью уничтожен подошедшим лесным пожаром. Существуюшие версии события несколько различаются. По одной, жителей поселка пытались вывезти на двух составах по железной дороге, один состав вышел в Куршу, а другой не смог пройти поврежденный пожаром мост, и все, кто там находился, сгорели заживо. По второй версии, состав был всего один, и по требованию диспетчера на него сначала были погружены бревна, поэтому из-за задержки он не успел пройти сгоревший к тому времени мост. Спаслось всего несколько человек, из поезда, перебежав фронт пожара, и в пруду у Курши-2. По всей видимости, в этот день сгорело заживо около 1200 человек. После пожара Курша-2 была заново отстроена, но после войны люди выселены, а узкоколейная линия разобрана. Некоторое время в Курше-2 еще жили лесники. Сейчас бывший поселок полностью заброшен. На его месте полузаросшая поляна. Сохранилась просека, обозначающая разобранную линию УЖД. Часть жертв пожара похоронены в братской могиле, обозначенной крестом.

Гусь-Хрустальный2 — будет отдельная страница.

Владимир3 — имеется отдельная страница.

 Практическая информация

Поселок и бывшая станция Курша.
            Фото: Николай Киселев

Треугольник на станции Голованова Дача.
Фото: Николай Киселев

Время московское.

Проезд. Перемещения по собственно Мещерской магистрали были рассмотрены в разделе "Достопримечательности". Пути же достижения узловых пунктов следующие.

До Рязани из Москвы можно доехать на автобусе (от автостанции "Выхино"), около 20 рейсов в день, в том числе исключительно комфортабельные экпрессы (с кондиционером, телевизором и WC), в пути 2.5—3 часа. Так же из Москвы в Рязань ходит электричка (чуть меньше четырех часов) и множество проходящих поездов с Казанского вокзала. В Рязани имеется два вокзала: Рязань-1 и Рязань-2, и на какой из них прибывает поезд, часто невозможно понять до самого последнего момента (если вы заранее не посмотрели это в расписании).

До Тумы из Москвы можно доехать автобусами на Касимов (около 6 рейсов в день, в пути 4 часа).

До Владимира — прямыми и транзитными автобусами с Центрального автовокзала (станция метро "Щелковская") и с Курского вокзала (каждые полчаса), а также проходящими поездами (и то, и другое в пути 3—4 часа).

Расписание автобусов и местных поездов можно найти на этом сайте, а дальних поездов — на этом.

В целом, ситуация следующая. Если ехать в Голованово на дневном поезде, то преодолеть УЖД меньше, чем за 2 дня, невозможно. Удобнее всего выехать из Рязани на автобусе, посетить Солотчу и Спас-Клепики и успеть в Туму к отправлению. Дальше можно или дождаться двух часов ночи и уехать во Владимир, или переночевать в Туме и уехать в шесть утра, а из Владимира выбраться на автобусе.

Если же ехать в Голованово на ночном поезде, то можно преодолеть весь маршрут за сутки (вечером во Владимире, к двум часам ночи в Туме, к семи утра вернуться из Голованова, и далее ехать в Рязань), но ночью ехать захочет не каждый.

На автомобиле : из Москвы до Владимира по М7, 200 км, до Рязани по М5, 180 км, до Тумы по Р105 (Егорьевское шоссе), 220 км.

Питание. Пообедать можно в Спас-Клепиках: есть гастроном на главной площади (у бывшего вокзала), в котором секция отгорожена под кафе; есть настоящее кафе на главной улице чуть дальше (адрес и название редакции неизвестны).

Размещение.

  • Гостиница Уют: Тума, Юбилейная улица, телефон (49142) 4-04-65, 4-03-85. 50 мест. Гостиница расположена в глубине деревни Молькино (с дороги обозначена указателем), на дороге на Владимир, примерно в трех километрах от станции. Место в четырехместном номере 230 р. одноместный полулюкс 880 р. По выходным гостиница обычно стоит пустая, то есть есть шансы жить в четырехместном номере одному. Положительные отзывы (декабрь 2006).
  • Новая гостиница с неизвестным названием в Спас-Клепиках, на улице Просвещения рядом с автовокзалом.
  • Частная гостиница в Спас-Клепиках, 6 номеров, телефон + 961 - 0096004, Георгий.
  • Турбаза Мещера, деревня Полушкино, 3 км от Спас-Клепиков в сторону Рязани, 6 номеров, телефон (49142) 2-61-22.

Дополнительная литература.

  • Артур Берзин, Вадим Миронов, Мещёрская магистраль, Владимир, издательство «Посад», 2005. Единственная на данный момент книга, посвященная истории дороги. Хорошо иллюстрированное подарочное издание.
  • Константин Георгиевич Паустовский, Мещёрская сторона (1939). Самое известное художественное описание узкоколейки.
  • Владимир Панков, Иду Мещёрой (1984).

 Дополнительные ресурсы

 Фотографии: участок Рязань — Тумская

Остатки линии в южной части Солотчи.
            Фото: Александр Малянов

Остатки линии в южной части Солотчи. Фото: Александр Малянов

Бывшая станция Солодча.
            Фото: Дмитрий Фокин

Бывшая станция Солодча. Фото: Дмитрий Фокин

Перегон Ласково-Солодча.
            Фото: Дмитрий Фокин

Перегон Ласково-Солодча. Фото: Дмитрий Фокин

Светофор на разобранном перегоне Ласково-Солодча.
            Фото: Дмитрий Фокин

Светофор на разобранном перегоне Ласково-Солодча. Фото: Дмитрий Фокин

Станция Гуреевский, разобранный путь на Рязань.
            Фото: Дмитрий Фокин

Станция Гуреевский, разобранный путь на Рязань. Фото: Дмитрий Фокин


 © Фото авторов

 Фотографии: участок Тумская — Голованова Дача

Станция Гуреевский.
            Фото: Дмитрий Фокин

Станция Гуреевский. Фото: Дмитрий Фокин

Станция Гуреевский.
            Фото: Николай Киселев

Станция Гуреевский. Фото: Николай Киселев

Вокзал станции Гуреевский.
            Фото: Николай Киселев

Вокзал станции Гуреевский. Фото: Николай Киселев

Станция Гуреевский.
            Фото: Николай Киселев

Станция Гуреевский. Фото: Николай Киселев

Перегон Гуреевский — 9й км.
            Фото: Дмитрий Фокин

Перегон Гуреевский — 9й км. Фото: Дмитрий Фокин

Перегон.
            Фото: Николай Киселев

Перегон. Фото: Николай Киселев

Деревянный мост южнее пересечения с дорогой
            Тума - Бусаево. Фото: Александр Малянов

Деревянный мост южнее пересечения с дорогой Тума - Бусаево. Фото: Александр Малянов

Поселок и бывшая станция Курша.
            Фото: Александр Малянов

Поселок и бывшая станция Курша. Фото: Александр Малянов

Перегон Курша-Голованова Дача.
            Фото: Александр Малянов

Перегон Курша-Голованова Дача. Фото: Александр Малянов

Станция Голованова Дача.
            Фото: Николай Киселев

Станция Голованова Дача. Фото: Николай Киселев

Станция Голованова Дача.
            Фото: Николай Киселев

Станция Голованова Дача. Фото: Николай Киселев

Станция Голованова Дача.
            Фото: Николай Киселев

Станция Голованова Дача. Фото: Николай Киселев

Треугольник на станции Голованова Дача.
            Фото: Николай Киселев

Треугольник на станции Голованова Дача. Фото: Николай Киселев

Печка в вагоне поезда.
            Фото: Александр Малянов

Печка в вагоне поезда. Фото: Александр Малянов


 © Фото авторов

 Фотографии: участок Тумская — Владимир

Станция Тумская.
            Фото: Дмитрий Фокин

Станция Тумская. Фото: Дмитрий Фокин

Вагон-магазин на станции Тумская.
            Фото: Александр Малянов

Вагон-магазин на станции Тумская. Фото: Александр Малянов

Вагон под посадкой на станции Тумская.
            Фото: Александр Малянов

Вагон под посадкой на станции Тумская. Фото: Александр Малянов

Пассажирский вагон на станции Тумская.
            Фото: Александр Малянов  Линия около станции Великодворье.
            Фото: Дмитрий Фокин

Слева: Пассажирский вагон на станции Тумская. Фото: Александр Малянов. Справа: Линия около станции Великодворье. Фото: Дмитрий Фокин

Станция Великодворье.
            Фото: Дмитрий Фокин

Станция Великодворье. Фото: Дмитрий Фокин

Неклюдово. Водонапорная башня.
            Фото: Дмитрий Фокин

Неклюдово. Водонапорная башня. Фото: Дмитрий Фокин


 © Фото авторов

 
К описаниям 33rus 62rus Замечания English

  Автор страницы: пока пожелал остаться анонимным. Добавления: Ярослав Блантер, Денис Кабанов, Николай Киселев, Александр Малянов, Павел Мингалев aka Фыва Цукен, Даниил Мусатов, Олег Попков, Евгений Стерлин, Сергей Тихомиров, Дмитрий Фокин. Фотографии: Николай Киселев, Александр Малянов, Дмитрий Фокин. Последнее обновление: 01.07.11.
  2006—2011 © Путеводитель по России. Все права принадлежат авторам.