На главную 74rus Замечания English
Челябинская область — 74rus

город ЗЛАТОУСТ 1

 Общие сведения

Город областного подчинения на западе Челябинской области. Население 192 тысячи (2005), координаты 55°10´ с.ш., 59°39´ в.д. Расположен в горах Южного Урала, в долине реки Ай — притока Уфы (бассейн Волги).

Строительство Златоустовского завода и поселка при нем началось в 1754 году, примерно тогда же, когда строились заводы около рудных месторождений по всему Южному Уралу. За три года до этого семейная торгово-промышленная компания тульских предпринимателей Мосоловых получила у властей Оренбургской губернии, в которую входили эти тогда не особенно населенные места, разрешение на строительство еще одного (уже не первого в компании) железоплавильного завода — Златоустовского. Сначала его хотели строить западнее, на реке Сатке, но потом сочли ее слишком маловодной и приступили к строительству на современном месте, у впадения в реку Ай правого притока — Тесьмы. Завод (первая домна) был открыт в 1761 году. Название завода, вне всякого сомнения, происходит от Иоанна Златоуста, но каким образом город может быть с ним связан, до сих пор не совсем понятно. Удивительным образом название удалось сохранить в XX веке, хотя попытки переименования были. Еще до запуска завода компания распалась, Златоуст достался Максиму Мосолову, затем его сыну Василию, а в 1769 году был продан тульскому купцу и заводчику Лариону Лугинину, семья которого владела заводом до 1796 года. В 1774 году Златоустовский завод массово поддержал восстание Пугачева, половина населения ушла в пугачевскую армию, а сам Пугачев провел на заводе месяц. При отступлении он сжег здания завода, включая контору, в которой хранились долговые расписки. Лугинины восстановили завод, в 1797 году передали его в аренду московскому купцу Андрею Кнауфу (тот, впрочем, аренду не платил), а в 1811 году Златоустовский завод оказался во владении государства — стал казенным. Был образован Златоустовский казенный горный округ, включавший, кроме Златоустовского, еще три других завода, и Златоуст стал быстро превращаться в промышленный центр. В 1815 году была открыта Златоустовская оружейная фабрика, не подчинявшаяся казенному заводу, которая специализировалась на изготовлении холодного оружия. Сначала туда были выписаны немецкие мастера, а потом обучены русские. Собственно, строительство фабрики, как задним числом понятно, и стало основным событием в истории города: металлургические заводы тогда были, да и, в общем, сейчас еще остаются чуть ли не в каждом городе запада Челябинской области, а вот такая фабрика была только одна. Одним из направлений ее деятельности был выпуск декоративного художественного оружия — гравюры на стали. Существовала целая школа художников, специализирующихся на производстве художественного оружия. Самым известным из них был Иван Николаевич Бушуев. В Златоусте прошла почти вся карьера Павла Петровича Аносова, который был сюда направлен после окончания Петербургского горного кадетского корпуса, и за тридцать лет дослужился до директора оружейной фабрики и начальника горного округа. Среди прочего, он разработал технологию производства булатной стали, чем существенно улучшил экономическую ситуацию фабрики. В 1865 году, наконец, Златоуст получил статус города (Златоустовский уезд Уфимской губернии), уже будучи на пятом месте на Урале по населению (впереди Оренбурга, не говоря уже о Челябинске) и фактически играя роль культурного центра Южного Урала. В 1890 году была открыта Самаро-Златоустовская железная дорога. В 1925 году казенный завод был разделен на несколько самостоятельных предприятий, в результате чего возникли металлургический завод, механический завод (одним из цехов которого стала оружейная фабрика) и машиностроительный завод. Во время войны, разумеется, Златоуст был одним из основных центров оборонной промышленности и даже специально был упомянут в плане "Барбаросса" как возможная цель для бомбардировок. Интересно, что в 1990-е годы ни один из заводов Златоуста не был остановлен — все они так или иначе работали и работают по сей день.

 Что смотреть

Дом горного начальника. 
         Фото: Ярослав Блантер

Дом горного начальника.
Фото: Ярослав Блантер

Время на осмотр: зависит от того, что вы хотите: от часа до 5-6 часов.

Ориентация: город расположен в долине реки Ай и ее притоков (самые крупные — Тесьма, Каменка и Граматуха). На реке Ай чуть ниже бывшего устья Тесьмы построена плотина, и соответственно Тесьма теперь впадает не в Ай, а в городской пруд — на самом деле довольно большое озеро. Исторический центр города — Площадь Третьего Интернационала, которую все называют просто Городской площадью, находится у плотины. Кроме нее, имеется еще четыре центра застройки города: район металлургического завода (к северо-западу от Городской площади — вниз по реке Ай); железнодорожного вокзала (к северо-востоку, по берегу пруда, а затем вверх по Тесьме и по железной дороге); автовокзала (к югу, по другому берегу пруда — по проспекту Гагарина), а также поселок Суворова (Новый Златоуст) — район машиностроительного завода, через лес от автовокзала. Город большой, и эти центры находятся далеко друг от друга. Между ними расположена застройка либо одноэтажными деревянными домами, либо индустриальными зонами (иногда те и другие чередуются). Имеется в обилии городской транспорт — трамваи, автобусы, а также маршрутные такси.

В городе не так много достопримечательностей, и, по нашему мнению, специально для их осмотра в Златоуст ехать не нужно. Тем не менее, если вы уж оказались в городе (по делам или спустившись с находящегося рядом хребта Таганай) или проезжаете мимо, вы найдете себе достаточно занятий.

Архитектурные памятники практически все расположены на Городской площади. В доме горного начальника (напоминаем, что таковым в течение десяти лет был Аносов, о чем напоминает мемориальная доска) находится замечательный краеведческий музей. Напротив него расположен Арсенал — бывшее здание оружейной фабрики, принадлежащее сейчас механическому заводу "Булат". Оба здания начала XIX века. Непосредственно около Арсенала находится плотина на реке Ай, та самая, из-за которой завод построили здесь, а не на реке Сатке. Через нее проходит когда-то трамвайный, а сейчас пешеходный мост, так что можно ее осмотреть (на территорию завода, откуда лучший вид на водослив, вас, разумеется, не пустят). Еще с некоторой натяжкой к архитектурным памятникам можно отнести несколько зданий в лучших образцах сталинского барокко, расположенных в районе металлургического завода (улица Карла Маркса, западнее Городской площади), хотя в этом стиле достаточно зданий и в других городах России, а также заводоуправление металлургического завода (начало XX века, конец улицы Карла Маркса). Интересно в архитектурном отношении современное здание железнодорожного вокзала. Около него поставлен памятник Бушуеву, а на городской площади — Аносову.

Фото: Ярослав Блантер

Фото: Ярослав Блантер

Планировка. Кроме немногочисленных архитектурных памятников и музея, Златоуст замечателен еще двумя обстоятельствами. Во-первых, как мы уже упоминали, своей планировкой — город построен в нескольких долинах между горными хребтами, поэтому практически из любой его точки видно какую-нибудь гору (если найдете удачное место, например, южный берег пруда, то откроется вид на весь хребет Большой Таганай), а чуть ли не над каждым домом растут деревья — до вершины хребта. Улицы вынуждены поворачивать, иногда под острым углом, чтобы не упереться в гору. Такие города, конечно, в России есть и еще, например, на Кавказе, но Златоуст достаточно большой город и к тому же самый высоко расположенный на Урале, что придает определенную специфику. Во-вторых, центры городской застройки соединены трамвайными линиями, в результате чего возникают такие непривычные для России пейзажи, как трамвай, идущий по деревенской улице (между одноэтажными деревянными домами, на рельсах пасутся коровы), вагоны Усть-Катавского завода КТМ-5 и КТМ-8, идущие по берегу озера на фоне гор (если бы не КТМ, можно спутать со Швейцарией), или трамвай в лесу. В городе имеются две трамвайные линии, почему-то с номерами 1 и 3. В большинстве вагонов кабина водителя со стороны салона наглухо закрашена, так что водитель не видит, что происходит в салоне, и перед тем, как тронуться, объявляет, почти как в метро: "Осторожно, двери закрываю". На Городской площади есть стрелка, которую водители переводят вручную. К сожалению, трамваи уже проигрывают маршрутным такси не только в скорости, но и в охвате территории, и неизвестно, сколько они еще смогут просуществовать.

Музеи

Златоустовский городской краеведческий музей. Адрес: площадь Третьего Интернационала, 1 (дом горного начальника). Телефон (35136) 7-10-32. Работает 9—17:30 кроме понедельника. Музей является основной достопримечательностью города. В экспозиции природа (включая большую геологическую и минералогическую коллекцию — на Урале есть, что посмотреть), этнография (русская и башкирская), большой и хорошо составленный исторический отдел, рассказывающий об истории с основания завода до наших дней. Уникальная часть экспозиции, которую нельзя увидеть нигде больше — художественное оружие златоустовских мастеров с гравюрами на стали.

Музей Златоустовского отделения Южно-Уральской железной дороги. Прямо около вокзала (если выйти из вокзала в город, справа). Работает 9—12 и 13—17 кроме понедельника и вторника.

 Окрестности

Национальный парк Таганай3 — отдельная страница.

 Практическая информация

Время московское + 2 (Екатеринбург).

Проезд. Автобус из Челябинска, примерно каждый час до 20:00, в пути больше двух часов. Также три автобуса в сутки из Екатеринбурга и один из Уфы. Расписание здесь. Проезд от автовокзала к железнодорожному вокзалу либо на маршрутном такси (быстрее и дешевле), либо комбинация двух трамваев с пересадкой на Городской площади.

В Златоусте останавливается большое количество поездов из Челябинска, Самары, два-три поезда из Екатеринбурга и два из Москвы. Время в пути из Челябинска 2:45, из Москвы две ночи и день. Расписание здесь.

На автомобиле : в 5 км к югу от Златоуста проходит федеральная магистральная трасса М5 Москва - Самара - Уфа - Челябинск. Расстояния от Москвы 1625 км, от Уфы 270 км, от Челябинска 130 км. Из Екатеринбурга через Кыштым и Карабаш 250 км.

Питание. В центре города есть сервис-кафе Алиса (улица Калинина, 1, от Городской площади несколько кварталов вверх по улице Ленина). Рекомендуем. На вокзале (в подвальном этаже) — кафе Уют, мало места и очень ограниченный выбор, но пельмени вам там сварят. Сайты по ссылкам предлагают и другие варианты, но они находятся далеко от центра — либо у металлургического завода, либо в Новом Златоусте. Ресторан адекватного класса в городе обнаружить не удалось — либо его нет, либо он хорошо замаскирован от туристов.

Размещение.

  • Гостиница Златоустовского металлургического завода, улица 50 лет Октября, 18, телефон (35136) 3-66-03. По-видимому, находится в районе металлургического завода, хотя доподлинно это нам неизвестно.
  • Гостиница Таганай, проспект 30 лет Победы, 7, телефон (35136) 5-13-13. На берегу пруда (между Городской площадью и автовокзалом). Выбирайте номер с видом на пруд — прилагается бесплатный вид хребта Большой Таганай.

 Дополнительные ресурсы

 Фотографии

Арсенал. Фото: Ярослав Блантер

Арсенал. Фото: Ярослав Блантер

Фото: Ярослав Блантер

Фото: Ярослав Блантер

Фото: Ярослав Блантер

Фото: Ярослав Блантер


 © Фото авторов

 
На главную 74rus Замечания English

Автор страницы: Ярослав Блантер. Добавления: Игорь Грешнев. Последнее обновление: 17.03.06.
  2005 © Путеводитель по России. Все права принадлежат авторам.