Книга для учителя | МЦНМО 2003 |
---|
При решении задачи на упрощение выражения, учащийся может не описывать область существования этого выражения и ее изменение в процессе упрощения. Если задание содержит требование упростить некоторое буквенное выражение и вычислить его значение при данных значениях букв, то эти значения подобраны так, что данное выражение при данных значениях существует как в неупрощенном, так и в упрощенном виде. Например, в задаче 1.2.A05 данное выражение существует при x = 0,5 - 1. В сборник не включались двусмысленные или провокационные задания вроде: «Упростите выражение
|
Форму записи при решении задач на упрощение выражений или вычисление их значений учащийся может выбрать сам (цепочка равенств, выполнение преобразований по действиям и т.п.).
Первые три параграфа первой главы посвящены преобразованиям выражений, содержащих степени с натуральными, целыми и дробными показателями, многочленов, дробно-рациональных выражений, иррациональных выражений. В приложении к сборнику содержатся некоторые формулы сокращенного умножения, но, естественно, нет трех основных формул сокращенного умножения и формул, связанных с действиями со степенями. Их, безусловно, учащиеся должны знать. Вообще очень важно объяснить выпускнику, что наличие справочника со всеми формулами не может быть гарантией успешной сдачи экзамена.
Решение задач на преобразование выражений предполагает, как правило, последовательное упрощение данных выражений. При этом используются свойства степеней и формулы сокращенного умножения. В некоторых случаях (при упрощении выражений, содержащих корни или степени с дробным показателем) целесообразно сделать замену переменной. При этом в качестве новой переменной выбирается переменная (буква) в степени, знаменатель которой является наименьшим общим кратным знаменателей, а числитель – наибольшим общим делителем числителей в показателях степеней этой переменной. Такая замена позволяет перейти к выражениям, содержащим только целые степени переменных (букв). В качестве примера рассмотрим решение задачи 1.3.B07 а).
|
Решение. Сделаем замену переменной. Пусть y=x-0,1. Выражение принимает вид1-y-60(y27-y23)(y33+y29+y25) =1-y-60y23y25(y4-1)(y8+y4+1) =1-y-12(y4-1)(y8+y4+1)=1-y-12(y12-1) =1-1+y-12=y-12.
Ответ:
Упрощение выражений обычно сводится к приведению подобных членов и сокращению дробей после некоторых предварительных действий, важнейшим из которых является разложение на множители. Последнее, в свою очередь, заключается в выполнении одной или нескольких из следующих четырех «инструкций»:
1) сгруппируй слагаемые (пример: 13xy - 2ab - 7yx +3ab=(13xy - 7yx) + (3ab - 2ab)=6xy + ab),
2) вынеси за скобку (пример:
3xy - 7xz
| = |
x(3y - 7z)
| =x |
3) примени формулу (пример:
9y4 - 4x2
| = |
(3y2 + 2x)(3y2 - 2x)
| = 3y2 - 2x |
4) добавь и вычти (пример:
4a4 + 1
| = |
4a4 + 4a2 + 1 - 4a2
| = |
(2a2 + 1)2 - (2a)2
| = |
(2a2 + 1 - 2a)(2a2 + 1 + 2a)
| =2a2 + 2a + 1 |
Рассмотрим краткие решения заданий 1.1.A01 б), 1.1.A04 а), 1.2.A02 б), 1.2.B02 б), 1.2.B05 а), 1.2.B07 б), 1.2.B09 а), 1.2.C01 б), 1.2.C03 а), 1.3.A02 б), 1.3.B01 б), 1.3.C10 а), 1.3.D09 а),1.3.D10 б), непосредственно связанных с преобразованием выражений. Решение этих примеров не предполагает пространных комментариев. Вместе с тем представляется целесообразным посоветовать школьнику записывать проводимые выкладки с такой степенью подробности, которая делает ясной и понятной логику последовательности преобразований и обеспечивает простоту и удобство проверки (в том числе и самопроверки) решения.
ж и | 1 |
3
| +0,91 |
ц ш | :1,4+ |
ж и | 1 |
1
| -1,911 |
ц ш | ·1 |
21
|
Решение.
1 |
3
| +0,91=1,75+0,91=2,66. |
1 |
1
| -1,911=1,2-1,911=-0,711. |
-0,711·1 |
21
| =- |
711
| · |
100
| =- |
9
| =-0,9. |
Ответ:
|
Решение. Воспользуемся формулами суммы и разности кубов:
P3+Q3
| + |
P3-Q3
| = |
(P+Q)(P2-PQ+Q2)
| + |
(P-Q)(P2+PQ+Q2)
| =P+Q+P-Q=2P. |
Ответ:
a2-25b2
| · |
c2-4d2
|
Решение.
a2-25b2
| · |
c2-4d2
| = |
(a-5b)(a+5b)
| · |
(c-2d)(c+2d)
| = |
(a-5b)(a+5b)(c-2d)(c+2d)
| = |
(a-5b)(c+2d)
|
Ответ:
(a-5b)(c+2d)
|
3x2-6x
| · |
x2-b2
| · |
x3-a2x+2x2-2a2
| . |
Решение. С помощью группировки разложим выражения в числителе и знаменателе каждой дроби на множители:
3x2-6x
| · |
x2-b2
| · |
x3-a2x+2x2-2a2
| = |
3x(x-2)
| · |
(x+b)(x-b)
| · |
(x2-a2)(x+2)
| =3(x+a). |
Ответ:
|
Решение.
3ab-1- |
ba-1
| = |
3a
| - |
b
| = |
9a2-b2
| = |
|
3ab-1+ |
ba-1
| +0,5-1= |
3a
| + |
b
| +2= |
9a2+b2+6ab
| = |
(3a+b)2
|
ж и | 1- |
ba-1
|
ц ш | · |
3a
| = |
ж и | 1- |
b
|
ц ш | · |
3a
| = |
3a-b
| · |
3a
| = |
3a-b
|
(3a-b)(3a+b)
| : |
(3a+b)2
| : |
3a-b
| = |
| · |
3ab
| · |
3a+b
| =1. |
Ответ:
|
Решение. Воспользуемся определением степенис отрицательным показателем:
1
| + |
|
ж и |
2
| - |
2
|
ц ш |
-1 | = |
1
| + |
4
|
ж и | - |
4
|
ц ш |
-1 | = |
1
| - |
9
| =- |
8
| =-2. |
Ответ:
|
Решение. Преобразуем числитель:
3x+4
| + |
3x-4
| = |
27x3+64+27x3-64
| = |
54x3
|
3x+4
| - |
3x-4
| = |
27x3+64-27x3+64
| = |
128
|
27x3
|
Ответ:
27x3
|
|
Решение. Упростим первое слагаемое:
2
| · |
3
| = |
| · |
3
| = |
2(yz-2)
| · |
3y
| = |
6y
|
2
| · |
3
| - |
6y
| =0. |
Ответ:
|
Решение. Рассмотрим данное выражение как функцию f (x). Эта функция является многочленом степени не выше второй.
= |
(-2a+2a)(-2a+2b)
| + |
(-2a+2b)(-2a-2c)
| + |
(-2a-2c)(-2a+2a)
| = |
(-2a+2b)(-2a-2c)
| = |
4(a-b)(a+c)
| =4. |
Ответ:
ж Ц |
|
Решение. Поскольку x=5-14/9 > 0, можно записать данное выражение с помощью степеней с дробным показателем:
ж и | x(x·x1/7)1/4 |
ц ш |
1/2 | =(x·x8/7·1/4)1/2=(x2/7+1)1/2=x9/14. |
(5-14/9)9/14= |
1
| . |
Ответ:
1
|
Copyright © 2003 МЦНМО Интернет версия |
Замечания, исправления и пожелания:
exam@mioo.ru. Заказ книги: biblio@mccme.ru. |