В Московском Центре Непрерывного Математического Образования работает постоянный творческий семинар учителей математики.
Заседания семинара обычно проходят два раза в месяц по средам в столовой на 1 этаже МЦНМО в 19.00.
Вопросы и заявки на доклады присылайте по адресу tseminar(at)mccme.ru (секретарь семинара Никита Александрович Наконечный).
Дмитрий Швецов запустил новый проект "Беседы". Приглашаем к просмотру роликов на youtube-канале и в группе Вконтакте
С 30 апреля по 8 мая в Майкопе прошел X выездной семинар учителей математики. Доступны видеозаписи лекций.
Заседание Санкт-петербургского семинара учителей математики 19 мая в 18.00 в Zoom.. Докладчик:
-
М.Я.Пратусевич "Кое-что об инвариантах"
Сто девятое заседание — 17 марта в 19.00 в столовой МЦНМО. Докладчик:
-
П.В. Семенов "От монотонности функций к тождеству Эйлера. Как как обосновать аккуратно, но без теорем Лагранжа, Ролля, Ферма, Вейерштрасса. утверждение "если f'>0, то f возрастает"
Путь между начальной и конечной точкой, указанными в названии доклада, оказывается, не столь уж долог. Транзитный пункт при этом – приближения элементарных функций многочленами. На предметном (3-4 «листочка» по 6-8 задач) уровне будет показано, как это можно сделать; например, в качестве небольшого ответвления при изучении производной и её приложений.
Сто восьмое заседание — 3 марта в 19.00 в Zoom. Докладчик:
-
Т.А. Гуев "Использование графического калькулятора Desmos на уроках математики. Онлайн платформа Stepik: опыт использования."
В рамках семинара я расскажу о графическом калькуляторе Desmos. Будет рассказано о возможностях Desmos: построение графиков, параметризация графиков, элементы геометрии. Desmos является аналогом Geogebrа, как показывает практика, намного проще в освоении последней. Также на семинаре будет рассказано про образовательную платформу Stepik: создание курсов, уроков, функционал платформы. Поделюсь своими курсами и наработками, а также расскажу о связке Desmos + Stepik.
Подключиться к конференции Zoom
Идентификатор конференции: 851 890 6136
Код доступа: 6!(факториал)
Сто седьмое заседание — 17 февраля в 19.00 в столовой МЦНМО. Докладчик:
-
А.Д.Блинков Книжка "Геометрия для 7 класса: обычная и не очень"
Я расскажу о своей новой книжке в серии "Школьные математические кружки", которая должна выйти в ближайшее время: цели, идеология, структура, примеры задач и пр.
Видеозапись выступления A.Д. Блинкова
Заседание Санкт-Петербургского семинара учителей математики — 17 февраля в 18.00 в Zoom. Докладчик:
-
А.А.Тимофеев "Логические круги и белые пятна в школьном курсе математики"
В докладе будут обозначены несколько спорных сюжетов из школьного курса и решения, которые нашёл автор. Вот некоторые из них: 1) Как доказать теорему Пифагора, если нет площади? Надо ли это делать? 2) Как вводить вещественные числа в 7-8, 9, 10-11 классе? 3) Как вводить площадь сектора (круга) и длину кривой? 4) Многострадальные признаки равенства треугольников, определение конгруэнтности отрезков...
Видеозапись выступления A.А.Тимофеева
Сто шестое заседание — 3 февраля в 19.00. Докладчики:
-
С.А.Беляев "Окончательный вариант списка Верника"
В треугольнике отметили некоторые точки, а потом треугольник стёрли. Как восстановить (с помощью циркуля и линейки) треугольник по отмеченным точкам? В 1982 году американский математик Верник составил лексикографический список список таких задач и решил многие из них. С тех пор нерешённые задачи из списка Верника получали своё решение и вот теперь можно сказать, что эта задача полностью решена. В докладе будет обсуждаться современное окончательное состояние списка Верника. Будут рассмотрены наиболее интересные задачи этого списка.
-
Н.М.Нетрусова "Командные формы работы на дистанционном уроке"
Я расскажу о разных формах командной работы, которые применяла на своих дистанционных уроках: конференция, круглый стол, командное исследование, разные игры, командный зачет, обзор теории из курса. Технические моменты я затрону лишь вкратце. Моя основная цель — показать разные формы командной работы. Большинство из них применимы и на очных уроках.
Видеозапись выступления С.А. Беляева
Видеозапись выступленияН.М.Нетрусовой
Санкт-Петербургский семинар учителей математики — 20 января в 18.00. Докладчик:
-
Е.Я.Карачинский "Принципы составления и образцы срезовых работ по математике в Президентском ФМЛ№239"
Видеозапись выступленияЕ.Я. Карачинского
Сто пятое заседание — 18 декабря в 18.00.
Совместное заседание Московского и Санкт-Петербургского семинаров учителей математики. Заседание будет посвящено памяти выдающегося деятеля математического образования, сопредседателя Санкт-Петербургского семинара Олега Александровича Иванова (29.07.1951- 28.12.2019). Воспоминаниями об Олеге Александровиче и его работах поделятся его коллеги и друзья В.А.Рыжик, И.С.Рубанов, В.Б.Некрасов, М.Я.Пратусевич, К.М.Столбов, Т.Ю.Иванова и С.Н.Поздняков.
Сто четвертое заседание — 18 ноября в 18.00.
Совместное заседание Московского и Санкт-Петербургского семинаров учителей математики. Тема семинара: "Педагогический септамерон". На семинаре семь известных петербургских и московских учителей: А.Д.Блинков, Г.И.Вольфсон, В.А. Гольдич, М.Я.Пратусевич, В.А.Рыжик, К.М.Столбов и Д.Э. Шноль поделятся короткими историями из своей педагогической (и математической) практики.
Сто третье заседание — 4 ноября в 19.00. Докладчики:
-
Н.Т.Мартынова "Кружок по математике для младших школьников."
Олимпиадная математика за последние несколько десятков лет очень помолодела, сейчас на кружки по математике водят детей начиная с 1 класса, а иногда и до школы. При этом цели занятий очень разные. Я расскажу о кружке для школьников 3-4 классов, который вела в Новой Школе два года один раз в неделю по полтора часа. О том, для чего, я считаю, нужно проводить подобные кружки, что надо развить в детях этого возраста, как к этому прийти.
-
Н.М.Нетрусова "Математический кружок без подготовки к олимпиадам"
Докладчик расскажет о своем опыте кружка для 5–6 класса и приведет примеры материалов кружка. Многие из предложенных сюжетов и задач подойдут также для кружка в начальной школе или в 7–8 классах. Это исследовательские задачи, статьи из Кванта, главы из книг, а также головоломки, математические фокусы, игры. Также будет краткий обзор источников подобных сюжетов. Презентация
Видеозапись выступления Н.Т.Мартыновой
Видеозапись выступления Н.М.Нетрусовой
Сто второе заседание — 21 октября в 19.00. Докладчики:
-
C.А. Беляев, Caleb Shor "Программа PROMYS for Teachers - летняя школа и семинары учителей математики в Бостоне."
Будет рассказано о программе PROMYS for teachers при Бостонском университете. Эта программа существует с 1989 года и является "учительским" вариантом основной программы PROMYS. Основная деятельность программы - летняя шестинедельная школа для учеников старших классов и учителей математики при Бостонском университете. В течение года проходят 5 семинаров учителей математики, являющиеся продолжением летней программы. Во время выступления будут представлены примеры задач, предлагающиеся на летней школе и во время учительских семинаров в течение года.
-
А.И.Сгибнев "Алгебра на компьютере. Опыт проведения спецкурса для 7-8 классов в программе GeoGebra"
Находить закономерности – естественное свойство человеческого мышления. К сожалению, на школьных уроках алгебры мы почти не занимаемся поиском закономерностей, хотя математика даёт массу возможностей. Ещё больше их становится, если применять интерактивные математические среды типа GeoGebra.
Я расскажу о спецкурсе, который проводил для 7-8 класса школы "Интеллектуал". Будут обсуждаться и совсем простые вещи из школьной программы – построение графиков "по точкам", изучение зависимости поведения линейной функции от коэффициентов. И более сложные, примыкающие к урокам – пучки прямых, графическое решение уравнений и систем с параметром. Из более продвинутого – обсудим, как с помощью прямых "нарисовать" параболу, гиперболу и окружность и как "открыть" формулы для приближённых вычислений.
Видеозапись выступления C.А. Беляева, Caleb Shor
Видеозапись выступления А.И.Сгибнева