На главную страницу НМУ
Михаил Александрович Раскин 
Вероятностные основы понятия невероятного
Экзамен
Экзамен по курсу будет происходить в форме домашнего письменного
экзамена по задачам. 1 декабря на занятии будут обсуждены вопросы по
курсу и будут выданы задания экзамена
Планируется, что на решение и сдачу задач будет
отведено 2 недели; готовые решения можно будет сдавать по e-mail или же
оставлять на вахте на 1 этаже. 
Повторный экзамен будет в конце января начале февраля, скорее всего, по более трудным задачам.
Повторный экзамен будет происходить в форме домашнего письменного экзамена по задачам. Задания повторного экзамена. 
Готовые решения можно будет сдавать по e-mail или же оставлять на вахте на 1 этаже до 26 февраля. 
Лекции  (Lectures. pdf)
[Лекция 1 .pdf|Лекция 2 .pdf|Лекция 3 .pdf|Лекция 4 .pdf]
[Лекция 5 .pdf|Лекция 6 .pdf|Лекция 7 .pdf|Лекция 8 .pdf]
[Лекция 9 .pdf|Лекция 10 .pdf|Лекция 11 .pdf]
[
На лекции 12 обсуждался материал статьи "Стратегическое голосование"]
Листки  (Exercise sheets. pdf)
[Листок 1 .pdf|Листок 2 .pdf|Листок 3 .pdf|Листок 4 .pdf]
[Листок 5 .pdf|Листок 6 .pdf|Листок 7 .pdf|Листок 8 .pdf]
[Листок 9 .pdf|Листок 10 .pdf|Листок 11 .pdf|Листок 12 .pdf]
Данный курс планируется как приблизительное повторение 
курса, прочитанного мною в 2008 году.
Первая половина этого курса может рассматриваться как шанс узнать о базовых понятиях теории вероятностей перед курсом В.А. Клепцына во второй половине осеннего семестра.
В курсе не будут рассматриваться тонкости определений в большей общности, чем нужна для наглядных примеров рассматриваемых понятий, 
а некоторые нужные факты из анализа и топологии будут формулироваться без доказательства.
Планируемое содержание курса (порядок изложения будет несколько отличаться):
- 
Часть 1. Верить в прогноз
 
- Простейшая теория вероятностей.
 
- 
1. Вероятность в дискретном случае. Условная вероятность. Формула Байеса. Независимость.
- 
2. Случайные величины. Ожидание, дисперсия, ковариация. Независимые случайные величины.
  
- Повторения испытаний.
 
- 
3. Неравенство Чебышёва. Закон больших чисел.
- 
4. Марковские цепи, их поведение и эргодическое свойство.
  
- Более мощные технические средства.
 
- 
5. Математическое ожидание при условии события и математическое ожидание при условии величины. Оценка одной из зависимых случайных величин через другую.
- 
6. Вероятность на алгебре событий. Непрерывная вероятность. Сходимость последовательностей случайных величин. Характеристические функции. Центральная предельная теорема.
  
- 
Часть 2. Верить в анализ ситуации
 
- Правдоподобие получения исходов заданным случайным образом.
 - 
7. Оценка параметров распределения через наблюдения. Состоятельность и несмещённость. Условное математическое ожидание. Критерий "хи-квадрат". 
Равномерно наиболее мощный критерий для оценки параметров Бернуллиевского распределения.
- 
8. Связь метода наименьших квадратов с центральной предельной теоремой и оценкой максимального правдоподобия.
- 
9. Оценка функции распределения. Сходимость выборочного распределения к распределению. Критерий Колмогорова.
   
- Вычислительно-описательный взгляд на правдоподобие утверждения о случайности исхода.
 - 
10. Понятие колмогоровской сложности и информационной энтропии. Априорная вероятность.
 
- 
Часть 3. Верить обещаниям
 
- Правдоподобность прогноза поведения и не подкреплённых заявлений.
 - 
11. Понятие игры в нормальной форме. Равновесие Нэша. Смешанное равновесие и его существование. 
Игры в развёрнутой форме и равновесия, совершенные на подыграх. Теоремы существования равновесий.
- 
12. Игры с неизвестными (точными) интересами партнёра. Формирование предложения при наличии двух типов спроса.
  
Упоминавшиеся учебные материалы:
- Ширяев, Вероятность.
 - Тюрин, Лекции по
статистике.
 - ван дер Варден, "Статистика".
 - Верещагин Н.К., Шень А., Колмогоровская сложность.
 - Данилов В.И. Лекции о неподвижных точках.
 - Данилов В.И. Ле
кции по теории игр.
 - Бремзен А.С., Гуриев С.М. Конспекты лекций по теории контрактов.
 
- Жук C.Н. 
Стратегическое голосование
 .
Предварительные знания в вероятностных темах предполагаются минимальными или отсутствующими. Начала анализа в смысле умения дифференцировать и интегрировать предполагается известным 
(впрочем, для понимания должно хватать входящих в школьную программу основ анализа).