В Московском Центре Непрерывного Математического Образования работает постоянный творческий семинар учителей математики.
Заседания семинара обычно проходят два раза в месяц по четвергам в столовой на 1 этаже МЦНМО в 19.00.
Вопросы и заявки на доклады присылайте по адресу tseminar(at)mccme.ru (секретарь семинара Никита Александрович Наконечный).
ВНИМАНИЕ: Объявлен XI открытый семинар учителей математики. Первое и Второе информационное сообщение. Предварительная версия программы. Доступны видеозаписи лекций.
Сто двадцатое второе заседание — 21 апреля в 19.00 в столовой МЦНМО. Докладчик:
-
И.В.Раскина "Текстовые задачи: трудности перевода"
Почему школьники с трудом решают текстовые задачи? Потому что не могут перевести текст на удобный для решения язык. Мы обсудим такой перевод не как искусство, а как набор технологий, которым можно эффективно обучать на уроках и на массовом кружке. Отдельно рассмотрим задачи на проценты. Их сложность имеет больше языковых причин, чем математических. А доступность существенно повышается, если вовремя обучить важным, но стандартным и поэтому несложным навыкам перевода. Доклад построен на материале готовящейся к печати книжки "Текстовые задачи" из серии "Школьные математические кружки", написанной в соавторстве с А.Д. Блинковым.
Видеозапись выступления И.В.Раскиной
Сто двадцатое первое заседание — 7 апреля в 19.00 в столовой МЦНМО. Докладчик:
-
Э.А.Акопян "Проект «Математическая вертикаль».Особенности, новшества и изменения в традиционной программе. Игровые формы работы с учениками на уроках и кружках."
Первая часть выступления посвящена изменениям, которые предлагаются авторами учебных пособий проекта «Математическая вертикаль». Будут выделены отличительные особенности в сравнении с имевшимися ранее программами, приведены примеры материалов, разработок и пособий в помощь учителю. Вторая часть выступления посвящена существующим игровым формам, которые применяются на уроках и кружках. Также будет рассказано об особенностях, возникших при переходе в онлайн формат.
Сто двадцатое заседание — 17 марта в 19.00 в столовой МЦНМО. Докладчик:
-
Д.А.Калинин "Авторское планирование курса геометрии в 7–9 классах"
Будет рассказано об опыте построения курса геометрии для учеников математических 7–9 классов, апробированного несколько раз на практике.
Сто девятнадцатое заседание — 3 марта в 19.00 в столовой МЦНМО.
Семинар посвящен памяти Игоря Федоровича Шарыгина (85 лет со дня рождения) Докладчики:
-
В.Ю.Протасов "Нешкольный Шарыгин"
Как известно, Игорь Федорович пришел в школьную математику из большой науки. И никогда не утрачивал связь с последней, стараясь быть в курсе современных достижений и проблем. Как это повлияло на его творчество? Будет рассказано как научные идеи помогали ему придумывать новые задачи и переосмысливать старые.
-
А.А.Заславский "О геометрических олимпиадах имени И.Ф. Шарыгина.".
Будет кратко рассказано об истории олимпиады и разобраня некоторые яркие задачи из вариантов разных лет.
Сто восемнадцатое заседание — 17 февраля в 19.00 в столовой МЦНМО. Докладчики:
-
Д.Г.Мухин "Об опыте преподавания статистики в 7 классе математической вертикали"
Теория вероятностей и статистика - предмет, который давно входит в учебные программы, но приживается в школе до сих пор с трудом. Планируется обсудить несколько возможных сюжетов для уроков статистики в 7м классе. Расскажу о своем опыте этого года, позитивном и негативном.
-
И.Я. Сиротовский «Клетки и таблицы» — новая книжка в серии "Школьные Математические Кружки".
Будет рассказано о новой книжке про клетчатые задачи (не геометрические!), которая сдана в издательство МЦНМО. Мы рассмотрим основные идеи и примеры задач каждого из девяти занятий книжки.
Видеозапись выступления Д.Г. Мухина
Видеозапись выступления И.Я. Сиротовского
Сто семнадцатое заседание — 3 февраля в 19.00 в столовой МЦНМО. Докладчик:
-
Д.В.Прокопенко
Доклад будет состоять из двух частей.
В первой мы будем рассматривать задачи, в которых используем две теоремы: проекция вершины на биссектрисы треугольника лежат на средней линии и прямую Симсона как признак того, что точка лежит на окружности. Потом совместим эти две теоремы и будем доказывать, что четыре точки лежат на одной окружности. Неожиданно в разных задача возникает "средняя линия треугольника как прямая Симсона". При этом возникают симпатичные конструкции. Мы попробуем найти общее в таких разных на первый взгляд задачах. Во второй части окажется, что на самом деле все это нужно, чтобы ответить на вопрос где лежит ортоцентр. Оказывается, что, решая задачи из первой части, мы уже можем ответить на этот вопрос.
Видеозапись выступления Д.В.Прокопенко
Сто шестнадцатое заседание — 20 января в 19.00 в столовой МЦНМО. Докладчики:
-
Д.В.Швецов "Вписанная окружность"
На докладе мы попробуем проследить как вписанная окружность возникает практически во всех разделах школьного курса геометрии -- временами самым неожиданным образом!
-
Н.А.Наконечный Кружок по математике в начальной школе.
Рассказ об опыте проведения кружка для 2 класса, материалы и примеры занятий. Какие цели можно ставить перед учащимися младшего возраста, и как сделать кружок не похожим на обычный урок в школе.
Видеозапись выступления Д.В.Швецова
Видеозапись выступления Н.А.Наконечного
Сто пятнадцатое заседание — 23 декабря в 19:00 в столовой МЦНМО. Докладчик:
-
Н.Н. Андреев "Математические этюды: новое и новости"
На традиционной предновогодней встрече обсудим новые сюжеты проекта "Математические этюды", жизнь некоторых сюжетов книги "Математическая составляющая" и новости этого проекта. Пришедшим – новые математические подарки!
Видеозапись выступления Н.Н.Андреева
Сто четырнадцатое заседание — 9 декабря на платформе Zoom. Докладчики:
-
А.А. Пономарев, А.С. Гусев, Л.А. Попов "О новом формате проведения школьного и муниципального этапов ВОШ по математике"
Будет рассказано об онлайн-формате проведения этих этапов олимпиады в Москве (организация, примеры задач, статистика решения). Анализ эффективности, перспективы дальнейшего развития
Видеозапись выступления А.А. Пономарева, А.С. Гусева, Л.А. Попова
Сто тринадцатое заседание — 18 ноября в 19.00 в столовой МЦНМО. Докладчик:
-
А.Е. Панкратьев "Профильный ЕГЭ по математике: статистика решаемости заданий и особенности оформления решений"
Будут представлены результаты выполнения московскими школьниками заданий профильного ЕГЭ по математике, проанализированы причины низкой решаемости отдельных видов задач. На примере заданий с развернутым ответом обсудим различные подходы к решению задач, при этом заострим внимание на важных моментах оформления решения в случае использовании каждого из подходов.
Видеозапись выступления А.Е.Панкратьева
Сто двенадцатое заседание — 4 ноября в 19.00 в Zoom. Докладчик:
-
А.C.Штерн «Историко-математические сюжеты в современном учебном процессе»
Мы обсудим несколько математических сюжетов, которые встречаются в текстах великих математиков античности и даже безымянных авторов египетских папирусов. Несмотря на древнее происхождение, эти тексты весьма содержательны и связаны с актуальными проблемами изучения математики. Я постараюсь показать, как содержащиеся в них задачи могут стать как интересным материалом урока, так и достойной темой индивидуальных или групповых работ школьников.
Видеозапись выступления A.C.Штерна
Сто одиннадцатое заседание — 21 октября в 19.00 в столовой МЦНМО. Докладчик:
-
А.Д.Блинков "Теорема Лемуса-Штейнера."
Расскажу несколько доказательств любимой теоремы элементарной геометрии - теоремы Штейнера-Лемуса и о том, какую роль она сыграла в моей жизни. Покажу несколько задач, которые могут служить продолжением. Материалы доклада.
Сто десятое заседание — 7 октября в 19.00 в столовой МЦНМО. Докладчики:
-
А.И.Сгибнев Коллекция интерактивных моделей по курсу геометрии 9 класса.
Интерактивные математические среды позволяют не только красиво и наглядно представлять задачи — с их помощью возникают новые типы заданий и задач. В докладе представим коллекцию моделей по курсу геометрии 9 класса (https://www.geogebra.org/m/edfut8r2), обсудим виды заданий, способы работы с ними и возможности, которые открываются перед учителем. Материалы доклада
-
А.В.Шкловер ГМТ в непрофильных классах.
ГМТ - тема, которая собирает в себе все предыдущую программу. Ученик, освоивший ГМТ, начинает по новому смотреть на геометрические задачи. Увы, если мы говорим о непрофильных классах, таких детей меньшинство. Для большинства остается непонятна даже сама постановка задачи. В докладе я покажу задачи, которые, как мне кажется, сохраняют дух темы, позволяют развить все необходимые навыки, но при этом являются посильными по уровню и понятными по постановке. Материалы доклада.