В Московском центре непрерывного математического образования более 10 лет работает постоянный творческий семинар учителей математики.
Заседания семинара обычно проходят два раза в месяц по четвергам в 19:00 в МЦНМО.
Вопросы и заявки на доклады присылайте по адресу tseminar(at)mccme.ru
Объявлен XIII Открытый семинар учителей математики. Опубликовано первое информационное сообщение.
Опубликована программа семинара.
Сто сорок восьмое заседание — 4 апреля (19:00, столовая МЦНМО)
- Д.В. Швецов. Задачу решили, что дальше?
Уже многие годы задачные композиторы радуют нас своими творениями. Задач становится всё больше, как не потеряться? Как всё это может использовать учитель в своей работе? На примере трудов Дмитрия Викторовича Прокопенко мы попробуем проследить как разрозненные задачи складываются в листки, сюжеты, статьи.
Материалы: подборка.
Сто сорок седьмое заседание — 21 марта (19:00, столовая МЦНМО)
- Н.П. Стрелкова. Пошевелим геометрию
Как решить геометрическую задачу? Бывает полезно понять, какие есть степени свободы у конструкции. Какие параметры однозначно заданы, а какие меняются и в принципе не могут быть выражены через имеющиеся данные. Все ли ограничения из условия мы учли. Выдвинуть гипотезы и проверить их, пошевелив конструкцию. Мы разберём примеры и пофилософствуем.
Материалы: задачи.
Сто сорок шестое заседание — 7 марта (19:00, столовая МЦНМО)
- А.С. Горская. Математика online с младшими школьниками. Сложности и радости
Я веду занятия по олимпиадной математике для школьников 1 и 2 классов в Русской Математической Школе (РМШ). Занятия идут онлайн. Хочу поделиться с вами материалами нескольких занятий и рассказать об открытиях, удивлениях, восхищениях и прочем занимательном опыте, полученном при работе с увлекающимися математикой, но очень энергичными ребятами.
Материалы: задания.
Сто сорок пятое заседание — 22 февраля (19:00, онлайн)
- Н.М. Нетрусова. Математические мероприятия для всей семьи
Я расскажу о математических мероприятиях, которые мы с коллегами проводили в Тбилиси в этом учебном году: о турнире математических игр и о «Математике своими руками». В отличие от олимпиад, это события, в которых участвуют и дети, и взрослые. Поделюсь всеми материалами, чтобы желающие учителя могли провести что-то похожее у себя.
Материалы: презентация, материалы для игр
- А.С. Штерн. Формирование алгебраической культуры на ранних стадиях изучения алгебры
Название не вполне соответствует содержанию. На самом деле речь будет идти о двух вещах. Сперва я расскажу то, что знаю, о системе олимпиадной подготовки школьников в Израиле и тех образовательных траекториях, по которым движутся в этой стране увлечённые математикой старшеклассники. Второй предмет разговора — кружок «Алгебра и логика» для школьников 13-14 лет, которые живут в разных странах и изучают математику по разным учебным программам. Именно этот кружок подразумевает название моего сообщения.
Сто сорок четвертое заседание — 8 февраля (19:00, столовая МЦНМО)
- М.А. Евдокимов. “Квантландия” — новый образовательный проект от авторов журнала “Квантик”
На семинаре выступит Михаил Евдокимов, основатель проекта “Квантландия”. Михаил является автором многих олимпиадных задач (Московская, Матпраздник, Турнир Городов, Всероссийская) и автором книг “Сто граней математики” и “От задачек к задачам”. На семинаре он подробно расскажет про турнир с интерактивными задачами, разберёт примеры разнообразных задач и ответит на вопросы.
Сто сорок третье заседание — 25 января (19:00, столовая МЦНМО)
- Г.Б. Шабат. Площади пифагоровых треугольников
Какими могут быть площади прямоугольных треугольников с рациональными сторонами? Будет объяснено, почему такая постановка вопроса естественней, чем относительно треугольников с целыми сторонами. Соответствующие числа мы будем называть конгруэнтами; они определены с точностью до умножения на квадрат рационального числа и потому могут считаться натуральными, свободными от квадратов.
Вопросу об описании конгруэнтов более тысячи лет; его история будет кратко рассказана. К настоящему времени получен гипотетический полный ответ; он представляет собой теорему, которая будет доказана, если удастся решить одну из проблем миллениума (доказать гипотезу Бёрча и Свиннертона-Дайера).
Будут предъявлены экспериментальные данные, подтверждающие упомянутый ответ. О некоторых его переформулировках проблемы описания конгруэнтов, как и о гипотезе Бёрча и Свиннертона-Дайера, тоже будет в общих чертах рассказано. Изложение будет в большой степени вестись по проекту шестиклассницы Оли Карасёвой, выполнившей этот проект в апреле 2021-го года в Клубе Экспериментальной Математики (КЭМ), работающем в МЦНМО под руководством докладчика и Г.А.Мерзона.
Если останется время, будет рассказано (в форме кратких аннотаций возможных будущих докладов) и о других работах, выполненных в КЭМ.
Материалы: презентация.
Сто сорок второе заседание — 11 января (19:00, столовая МЦНМО)
- А.Д. Блинков. Площади без формул
Я расскажу о новой книжке в серии “Школьные математические кружки”, которая так и называется. Она должна выйти в ближайшие месяцы. Объясню, почему я взялся за эту тему, покажу избранные задачи из этой книжки.
Сто сорок первое заседание — 21 декабря (19:00, столовая МЦНМО)
- Н.Н. Андреев и друзья. Геометрия: шарнирные механизмы; особенности; картография; модели сезона-2023
Сохраняя традицию, обратим внимание на самое интересное в жизни “Математических этюдов” в 2023 году. Постараемся рассказать и что-то новое из геометрических сюжетов.
Праздничный семинар в честь 70-летия А.Д.Блинкова — 16 декабря (МЦНМО)
- С докладами выступят известные учителя Москвы и Санкт-Петербурга:
П.В.Чулков, Ю.А.Блинков, К.М.Столбов, И.А.Эльман, Н.П.Стрелкова, Д.В.Прокопенко, Ю.М.Эдлин.Подробности, регистрация на отдельной странице.
Публикуются видеозаписи семинара.
Сто сороковое заседание — 7 декабря (19:00, столовая МЦНМО)
- Д.В. Швецов. Гомотетия на уроках геометрии и кружках
В первой части семинара планируется обсудить несколько сюжетов, связанных с гомотетией. Во второй части планируется дискуссия с участниками семинара о месте гомотетии в курсе математики в нынешних условиях.
Материалы: мини-курс про гомотетию.
Сто тридцать девятое заседание — 16 ноября (19:00, zoom)
- И.Н. Барышев
Фонд “Талант и успех” в текущем учебном году запустил пилотный проект “Школы — ассоциированные партнеры Сириуса”. На семинаре будут рассказаны ключевые вехи развития Проекта (уже прошедшие и будущие), особенности и трудности, встречающиеся в работе.
Сто тридцать восьмое заседание — 2 ноября (19:00, столовая МЦНМО)
- А.В. Антропов. Олимпиадная алгебра для школьников не старше 8-го класса
Когда мы говорим о дополнительных занятиях по алгебре, то в голову приходят мысли об изучении теории многочленов, различных неравенств (о средних, Коши–Буняковского–Шварца), функциональных уравнений, или даже о математическом анализе. Каждая из этих тем во многом старшеклассна. Что же делать дополнительного по алгебре с 7 и 8 классом? Ладно, в 7 и 8 уже есть формулы сокращённого умножения. А что делать с 6-м классом? На семинаре я предложу несколько тем, которые можно было бы рассказать.
Сто тридцать седьмое заседание — 19 октября (19:00, zoom)
- Н.М. Нетрусова. Семейный турнир головоломок
В сентябре я провела в Тбилиси командный турнир. Команды произвольные: и дети, и родители, и бабушки. Такой турнир можно провести для школьников, а можно позвать всех, вовлекая в занятие математикой всю семью. Расскажу, как проходил турнир, поделюсь материалами. Расскажу, как составлять такие задания, и где брать еще головоломки.
Материалы: презентация, материалы турнира
- И.А. Яковлев. Телеграм канал “Кроссворд Тьюринга”
Этим летом мы с друзьями завели канал. Наша цель — популяризировывать математику и соединять авторов образовательного контента с новой аудиторией. На канале мы выкладываем еженедельные подборки задач, а ещё проводим бесплатные онлайн мероприятия: семинар, кружок по комбинаторике (по программе Шеня) и турниры. Я расскажу о нашем канале и о том, чем он может быть полезен учителям математики.
Сто тридцать шестое заседание — 5 октября (19:00, столовая МЦНМО)
- О. А. Заславский, С. И. Зубарева. Летняя школа 1543 + 218
Мы расскажем о том, как сделали смену, объединившую ребят двух школ, в которых любят математику, но ни одна из которых не является математической в классическом понимании. Расскажем об организации и содержании занятий математикой и не только, а также о том, в какие интеллектуальные, спортивные и другие игры мы играли и как была устроена наша жизнь.
Материалы: презентация
- Т. Е. Фейгина. Лингвистика на математических кружах
В редком архиве математического кружка не обнаружишь занятия по лингвистике. Однако объединение всех этих листков едва насчитывает два десятка задач, выбор и порядок которых обыкновенно более или менее произволен. Нужна ли вообще на маткружках лингвистика, а если да, то зачем? Какие темы и типы задач в этом смысле наиболее удачны? Я постараюсь дать свои ответы на эти вопросы, а взамен хотела бы услышать ваши.
Материалы: задачи
Семинар памяти Ильи Сиротовского (09.05.1983–24.06.2023) — 26 августа (14:00, ауд. 202 школы 179)
- Организаторы Д.Г.Мухин и Д.В.Швецов. Выступят Л.В.Якубович, Ю.А.Блинков, Д.Г.Мухин, Д.Д.Добровольский.
Подробности на отдельной странице.
Опубликованы видеозаписи семинара.
Материалы прошлых лет (в т.ч. видеозаписи):
2022/23, 2021/22, 2020/21, 2019/20, 2018/19, 2017/18,
2016/17, 2015/16, 2014/15, 2013/14, 2012/13
Информация про прошедшие выездные семинары учителей — на отдельной странице