[Postscript (71K)|Zipped postscript (22K)]
[Лекция 1 (58K)|Лекция 2 (39K)|Лекция 3 (58K)
Лекция 4 (46K)|Лекция 5 (58K)|Лекция 6 (57K)
Лекция 7 (53K)|Лекция 8 (130K)|Лекция 9 (37K)|Лекция 10 (81K)]
[Лекция 1 (19K)|Лекция 2 (14K)|Лекция 3 (20K)
Лекция 4 (17K)|Лекция 5 (19K)|Лекция 6 (19K)
Лекция 7 (18K)|Лекция 8 (38K)|Лекция 9 (13K)|Лекция 10 (27K)]
Если спросить у математика, какие у него возникают ассоциации со словосочетанием "теория игр", то, как правило, можно получить один из трех ответов. Либо: "Игры с нулевой суммой. Помню-помню, проходили на военной кафедре", либо: "Это какая-то экономика, точно не знаю", либо: "двое ходят по очереди, кто выигрывает при правильной игре?".
Первые две ассоциации вполне закономерны, но в слабой мере соответствуют действительности. С одной стороны, в нашей стране огромное количество людей дробили камень за камнем на пути нахождения седел все более запутанных антагонистических игр (т.е. игр с нулевой суммой), не заботясь о том, кому и насколько это интересно (ту же судьбу безнадежного устаревания разделила наука под названием "линейное программирование").
С другой стороны, об играх и игровых методах все чаще и чаще упоминают представители популярной в настоящее время экономической науки. А обычный человек, скорее всего, при обсуждении теории игр вспомнит Эрика Берна и его нашумевшие психо-философские исследования.
Третья ассоциация --- "более по делу", но и тут следует огоровиться: в большинстве анализируемых нами игр НЕ БУДЕТ выигрышной стратегии ни у одного из игроков. Грубо говоря, основной вопрос, которым занимается наша наука, --- это что же тогда происходит и как предсказать ход (и результат) игры.
Сегодняшняя Теория Игр --- это не теория игр с нулевой суммой, и не технический придаток экономики, и уж тем более не имеет (прямого) отношения к Берну и его психоанализу. То, в чем я собираюсь убедить слушателей моего курса, l;--- это что теория игр является строгой математической наукой, исключительно изящной и захватывающей, красивой, имеющей содержательный костяк и свои законы развития, свои критерии интересности, важности и т.п.
В то же время (надеюсь), станет ясен и характер связи теории игр с вышеупомянутыми вещами, а также просто с анализом тех или иных жизненных ситуаций, что будет продемонстрировано на огромном числе весьма занятных (порой забавных и смешных) задач. В числе прочего, слушатели узнают:
и многие, многие другие полезные на практике вещи.
Предупреждение: несмотря на шутливый тон, в курсе будут использоваться довольно продвинутые факты и понятия современной математики. Пререквизиты даже не берусь навскидку перечислять, однако среди прочего заведомо --- свободное владение линейной алгеброй и матанализом, теорией множеств и теорией вероятностей.